НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ
Александр Широбоков
Торопись не спеша…
Козьма Прутков
Жизнь наша полна неожиданностей: то одно событие обсуждают СМИ, то другое. Не успели затихнуть подробности из Стокгольма, - случилась авария с электричкой на западе Москвы. Как следует из первых сообщений, машинист электрички на подъёме в гору применил экстренное торможение перед неожиданно возникшим препятствием. При такой «нештатной» ситуации почему-то отказала тормозная система, и электричка покатилась назад под уклон навстречу пассажирскому поезду. Почему при этом электричке было не поехать вперёд – ответа пока нет. Всё это напомнило мне далёкие семидесятые годы.
В начале семидесятых по дарственной (редкий случай, кстати) я приобрёл Москвич М401 1954 года выпуска.* Про автосервис тех времён в Ленинграде можно даже не упоминать. Особенно для таких машин, как моя. Плохие городские дороги, особенно сельские - при поездках на охоты и рыбалки, делали свое чёрное дело. В первую очередь неотвратимо изнашивались детали подвески, рулевого управления. В ленинградских магазинах найти запчасти было практически невозможно. Что-то я прикупал в командировках в Москве, что-то в доступной тогда Эстонии. Однажды, подъехав к магазинчику где-то между Жмеринкой и Бердичевым, я обнаружил там полные комплекты всяких манжет и других резинок для моей многострадальной машины. Население же в этих населённых пунктах ездило тогда преимущественно на телегах или верхом…
И вот, как-то раз, пришло время ежегодного технического осмотра моего автомобиля. Для большинства автомобилистов, не имевших блата в ГАИ, это был чёрный день. У меня в ту пору блата ещё не было, и я отправился на техосмотр, как на заклание. Надежды пройти осмотр, и получить с первого захода вожделенный талон техосмотра, который должен красоваться на лобовом стекле с цифрой 1973, у меня практически не было.
Накануне я подрегулировал узенькие и сильно изношенные тормозные колодочки моего Москвича, и подтянул махрящийся тросик ручного тормоза, где вместо штатного количества стальных жил оставалась примерно половина. Для пущей надёжности сцепления в тормозах я подсыпал в тормозные барабаны немного канифоли. Наутро я отправился на техосмотр.
От дома до районного ГАИ было километра два. Около ГАИ притаилась грунтовая площадка метров 25х25, где и проходила экзекуция. Рядом, на прилегающей к площадке дороге, томились в очереди легковые автомобили разной степени изношенности. Кто в первый раз, кто во второй, а то и в третий. По площадке с гордым видом вершителя судеб расхаживал старший лейтенант ГАИ. Владельцы 3…4 машин, попавших в порядке очереди на площадку, подобострастно смотрели на судьбоносца в форме, готовые выполнить любое его пожелание. При мне один владелец старенького Запорожца на замечание, что гос. номерной знак слегка грязноват, стал вытирать его носовым платком. Осмотр заключался в сверке номеров кузова и двигателя, и проверке тормозов. Колёса должны тормозить на юз!
Мой приятель Андрюша Папиянц**, владелец более новой модели Москвича, за неделю до техосмотра дал мне несколько полезных советов по прохождению процедуры:
- Когда тебе мент скажет – тормозни, ты слегка разгонись, а потом со всей силы ударь ногой по педали тормоза и заодно рвани на себя ручку. Что-нибудь, да и сработает. Следы юза хотя бы от двух колёс будут видны на дороге.
…Проверка номеров моего Москвича у старшего лейтенанта много времени не отняла:
- А теперь тормозни, - услышал я долгожданные слова.
Я слегка разогнался, потом ударил ногой по педали тормоза, как говорится, со всей дури, и резко рванул ручник. Примерно полметра машина по грунтовке проехала юзом, потом педаль тормоза ушла в пол, а рукоятка ручника вместе с рукой остановилась где-то около моего правого уха: - пробило манжету в главном тормозном цилиндре и лопнул тросик ручника… Но какой - то след торможения на дороге я же оставил!
- Ну, как? – победно спросил я гаишника, вылезая из кабины.
- Слушай, придётся повторить, - я в этот момент отвернулся, - убил меня своим ответом лейтенант.
- Ещё раз никак не получится, - нету больше тормозов, товарищ старший лейтенант!
- До дома-то доедешь?
- Постараюсь.
Как я ехал без тормозов два километра по городу через четыре светофора – это отдельная песня…
И с тех пор я неоднократно убеждался в правильности сентенции: - не делай резких движений. Никогда. Ни при маневрировании на машине – попадёшь в аварию, ни при резких вставаниях и разгибаниях – сорвёшь спину. Никогда я не делаю и скоропалительных выводов из зачастую путаных сообщений центральных каналов СМИ о происшествиях и некоторых важных событиях внутри страны. Более того, слушая Премьера о всеобщем благополучии, я вспоминаю бывшего пропагандиста с Первого ТВ канала М.Леонтьева, ныне пресс-секретаря и одновременно вице-президента «Роснефти», с его крылатой фразой: - «Пройдите, пожалуйста, в жопу»!
*Рассказ «Извоз – дело тонкое»
**Рассказ «Чайка»