Логика нелогичного

Игорь Бабанов
Вихрем бессмертным, вихрем единым,
Все за свободой - туда.
Люди с крылом лебединым
Знамя проносят труда.
Жгучи свободы глаза,
Пламя в сравнении - холод.
Пусть на земле образа!
Новых напишет их голод...
Двинемся вместе к огненным песням,
Все за свободу - вперед!
Если погибнем - воскреснем!
Каждый потом оживет.
Двинемся в путь очарованный,
Гулким внимая шагам.
Если же боги закованы,
Волю дадим и богам
Велемир Хлебников. Красный воин, Астрахань, 1919, н.49, 6 ноября (первонач. ред. под загл. Воля всем. 1918)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_151.htm
 
А. Дьячков. Фиорд. 1990
4 Логика нелогичного Некоторые наши представления легче воспринимаются, будучи сформулированными на языке вероятностной логики. Иллюстрируем сказанное несколькими примерами
1) Свобода воли Еще Гегель обратил внимание на то, что идея свободы в большей степени, чем какая-либо другая, подвержена величайшим искажениям. И действительно, западная мысль, в соответствии с требованиеми дихотомического разбиения, всегда и, конечно, тщетно пыталась отделить собственно свободное поведение от детерминированного. В вероятностной логике в этом нет необходимости. Силлогизм Бейеса позволяет свободно генерируемому фильтру p(y/m) взаимодействовать с детерминированной составляющей p(m), порожденной всем прошлым культуры, воспитанием и пр. Таким образом, при возникновении всякой новой ситуации y происходит мультипликативное смешивание предначертанного (судьбинного) начала со свободой выбора - спонтанным началом (Из сказанного здесь следует, что представление о свободе на глубинных уровнях сознания обладает большей ясностью, чем на уровне Аристотелевой логики. Это было подтверждено и нашими медитационными экспериментами [Налимов, Дрогалина, 1995])
2) Нирвана - одно из труднейших для нас восточных понятий. Устремленность к нирване - это стремление к сглаживанию кармически заданной селективности в системе ценностных представлений. Нирвана достигается, когда p(m) вырождается в неусеченное (устремляющееся в бесконечность) прямоугольное распределение. При этом, в силу условия нормировки, отрезок, отсекаемый по оси ординат прямой, задающей это распределение, будет стремиться к нулю. Строго говоря, само представление о функции p(m) в этом случае теряет свой смысл, и порождение любого фильтра p(m/y) также становится лишенным смысла. Индивидуальность аннигилируется, она превращается во все, или в ничто. Смыслы исчезают вследствие утраты селективности в их оценке. Семантический континуум возвращается в свое исходное - нераспакованное - состояние. Так открывается возможность трансценденции - выхода в деперсонализированное Космическое сознание, лишенное земных смыслов. Это уже мир небытийного Бытия. Сказанное здесь заставляет нас вернуться к проблеме сознания
3) Парадоксальность свободы Для человека, находящегося в состоянии абсолютной свободы (то есть свободы от всех привязанностей), теряет смысл само понятие свободы. Какой смысл говорить о свободе фильтра p(y/m), если p(m) вырождается в равномерное распределение с ординатой, стремящейся к нулю?
4) Три модуса времени: Прошлое, Настоящее и Будущее Хорошо известное высказывание Хайдеггера о неразложимости времени по трем его модусам. Для него Прошлое - это не то, чего уже нет, но то, что постоянно присутствует в Настоящем и определяет собой как Настоящее, так и Будущее. Модус Будущего у него - это забегание вперед, именно сосредоточенность на Будущем дает здесь-бытию подлинность существования. Эти представления Хайдеггера легко эксплицируются на вероятностном языке. Положим, p(m) - ценностная ориентация, порожденная Прошлым; p(y/m) - вопрос, обращенный из Будущего к Прошлому в связи с возникшей в Настоящем проблемой y; p(m/y) - ответ, раскрывающий вновь возникшую ценностную ориентацию. Свобода воли осуществляет выбор из Будущего, существующего только в нереализованной потенциальности. Будущее приобретает возможность действовать на Настоящее через изменение тяготеющего над ним Прошлого. Мы можем говорить о сейчасном существовании Прошлого и Будущего, ибо в нашей модели в Настоящем Прошлое свертывается по Будущему
5 О возможности возникновения существенно иных культур Представьте себе, что в семантически насыщенном пространстве возникают локальные волны, перемещающие точки пространства. Наглядно и несколько упрощенно это может выглядеть так: лист бумаги, на котором изображена функция p(m), мы разрезаем на полоски, параллельные оси ординат; перемешиваем эти полоски склеиваем их в случайно образовавшемся порядке. После такой операции, носящей теперь уже топологический характер, кривая p(m) предстанет перед нами как существенно негладкая. И если нам придется встретится с человеком, обладающим таким рваным сознанием, то мы вероятно всего, решим, что он страдает психическим расстройством, хотя, может быть, он окажется носителем существенно другой культуры, случайно попавшим к нам. О возможности существования иных Вселенных можно говорить не только в мире физических проявлений (когда меняются числовые значения безразмерных фундаментальных констант), но и в мире семантическом (когда происходит переупорядочение смыслов на числовой оси)
6 Аномалии в восприятии текстов Не все изначально заданные смыслы открыты всем в равной степени. Когда рождается ребенок, его сознание выглядит как почти гладкая прямоугольная функция распределения p0(m). Селективности еще нет, но он готов к ее созданию, воспринимая поступающие к нему фильтры p(y/m). Но возможны аномалии. В гладкой по своей природе исходной функции p0(m) могут оказаться черные дыры (участки с ординатами, равными нулю). Так, возможно, появляются дети-дебилы, не способные воспринимать нашу культуру. Среди наших коллег также есть люди, в мировоззренческом плане абсолютно не способные за пределы, например, позитивизма (или примитивного материализма), а в социальном плане - видеть мир свободным, не погруженным в тоталитаризм. Что-то похожее происходит и в цветовом восприятии физического мира - там есть дальтоники, не способные различать все цвета на отведенной нам электромагнитной шкале. И в то же время никто из нас не может выходить за пределы, установленные этой шкалой, хотя это доступно, скажем, пчелам
В.В. Налимов. Разбрасываю мысли
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_961.htm
http://www.koob.pro/nalimov_v_v/
http://www.klex.ru/iij
Василий Васильевич Налимов - математик и мыслитель
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_840.htm
Теория смыслов
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_775.htm