Топор

Александр Кравченко 8
Топор 1.

В небольшой деревушке, всего в десять дворов, на окраине у подножья горы, стоял маленький совсем не приметный дом. Если пройти по тропинки вдоль ручейка, стекающего с горы, его и заметить нельзя. Потерялся он в кроне садовых деревьев. Ограда, переплетённая колючими стебельками ежевики, притягивала глаз проходящего мимо. Потому-что под зелёными листьями этого жестокого вьющегося растения зрели самые вкусные ягоды пурпурно-чёрного цвета. Если приоткрыть калитку, то взору открывается двор с густо-засеяным зелёным газоном. У деревянного сруба, под самым окном, стоит скамейка. Она хоть и немного шатается, но сделана очень даже добротно. На скамье сидят дед со старухой. Давно так сидят, ещё с позаранку. Бабка сеит просо, то и дело взмахивая своею дряхлой рукой. Дивизия мелких цыплят, окружённых деревянными боковыми стенками от давно уже потрёпанного ящика письменного стола, прыгает друг на дружку, то и дело, переваливаясь через борта. Цыплята беспощадно пожирают просеянное просо мимо кормушки. От острого взора деда, шаловливые проказники, никак упорхнуть не могли. Кряхтя, дед поднимался, и твёрдой рукой, как экскаватором, подымал каждый сбежавший жёлтый комочек вверх и возвращал обратно на базу. Так шли часы, а то и дни жаркого лета. Внезапно дед встал и засуетился. Пошёл в уличную кладовку и что-то зашуршал, зазвякал, а бабка на то и кричит ему:

— Что это ты дед делать собрался, может, порожек отремонтируешь, а то больно скрипуч проклятый.

— Да, нет, старушка моя сизокрылая, подумал я по дрова пойти. А тож, наши все уж почти закончились. Да и солнце высоко стоит, жарит сильно, вдруг что, пожар. А у нас и лес весь в сухостои. Хоть бы дождь прошёл.

— Ой ты старый сейчас накаркаешь. Пожар. Да не дай бог на нашу голову.

— Вот я ж о том! Пойду бабка посмотрю что да как, - взял в руки пилу да и за калитку вышел.

— Стой старый, - пошла в летнюю кухню, зачерпнула с ведра воды в чарку, что намедни с ручейка принесла, вышла за калитку и вдогонку деду вылила. - В добрый путь тебе муж мой.

2.

Не прошёл дед по тропинки и метров двадцати, как мальчуган навстречу бежит: весёлый такой озорной, кровь с молоком, румяный, годов где-то семь.

— Дедушка, а дедушка, а вы куда идёте? - вопросил мальчик.

— Да вот за хворостом иду. В лесу сухостоя много, прореживать нужно, - не смотря на мальчика, произнес дед.

— А можно? Можно мне с вами пойти? А я вам помогу.

— Ну?! Пошли, пошли, коль не шутишь. Поможешь мне брёвна сносить.

— Ура! Ура! Конечно, помогу.

Так вместе, долго ли, коротко ли, но дошли до поляны, посреди которой яблонька росла, одна одинёшенька, а вокруг дубрава высокая, что и солнца и не видать совсем. Пока мальчик рассказывал свои детские впечатления о деревне старик то и дело улыбался и покручивал ус и подумывал: зачем он потащил ребёнка в лес .

— Ну что! Постой ка тут у яблоньки, видом на нашу деревню полюбуйся, - развернул он в обратном направлении мальчишку, а сам в лес пошёл.

3.

Маленький мальчик только сейчас понял, насколько высоко они с дедом на гору забрались. В том направлении, куда дед его повернул вообще не одного дерева, и видно не было. А был крутой склон, и как он за разговорами его не заметил. Где-то внизу виднелись крыши деревянных построек, а дедушкиного дома и вовсе видно не было. Вот как он далеко с дедушкой забрался. Внезапно его немножко шатнуло, и свежий горный ветер сильно ударил в нос. Голова закружилась, и всё поплыло. Он немножко отшатнулся от края естественного откоса и закружился в медленном вальсе. Кроны деревьев сначала медленно сменялись с голубым небом, а затем, с каждым кругом всё быстрее и быстрее. Пока голова окончательно не закружилась, и маленький мальчик от усталости не плюхнулся под ствол молодой яблони.

Так он пролежал минут пять, а может даже и больше. Его взволновал шум, раздавшийся из глубины леса. Этот шум усиливался всё больше и больше. Казалось что будто стая диких кабанов, ломая ветки, двигалась прямо на него. Мальчик встал и начал оглядываться. Вокруг никого не было, не малейшей души, кроме дедушки, чей силуэт прятался за деревьями. Он пилил сухое-сухое дерево. Мальчуган подбежал к нему и запыхавшись, невнятно произнёс:

— А вы это слышите? - мальчик поднял ладонь вверх, на что дед только улыбнулся.

Успокоившись, мальчишка вернулся под яблоню, устроился получше, и вновь стал мечтать, наслаждаясь запахом свежего горного воздуха смешанного с запахом дубравы и яблочным ароматом.

Слух мальчика вновь потревожил звук, раздающийся из глубины чащи. Казалось, будто это был протяжный женский крик, всего одной буквы “А“. Затем всё стихло, когда мальчик успокоился, как тот же звук возник вновь, это был крик уже маленькой девочки. Быстро поднявшись на ноги, увидев, что дедушка спокойно продолжает пилить окоченевшее от жары дерево, мальчик внимательно стал вслушиваться и всматриваться в то направление, откуда он слышал звук. Всё вновь стихло, вдруг что-то сверкнуло на солнце, ещё раз и ещё. Из-за ближайшего дуба вышел мужик с топором. Он спокойно посмотрел на мальчика, и мальчик спросил:

— Здравствуйте, а вы тоже как дедушка дрова рубите? - мужчина смущённо посмотрел на топор и молча скрылся в том направлении, откуда пришёл.

4.

Дед уже закончил пилить высохшее дерево, и ему уже нужна была помощь. Он внимательно стал всматриваться в освещённую летним солнцем поляну, где стоял замершим мальчик.

— Малец, чего ты там стоишь? Иди сюда, помогай. Нужно дерево с места сдвинуть.

— Да. Да, дедушка уже иду, - мальчик быстро вышел из ступора и двинулся на помощь дедушке.

Они вместе толкнули привередливое дерево, которое с грохотом грохнулось между высокорослыми дубами.

— Ну что внучек, - с ухмылкой сказал дед, - садись на него!

— Зачем?

— Садись, узнаешь! - весело и не принуждённо сказал старик.

Мальчик сел на самую толстую жердь в кроне дерева, а дедушка взял за ствол и потащил. Счастья мальчика не было придела. Он веселился весь путь, пока его тянули словно на салазках под гору.

5.

Почти у самого дома старика их путь перегородила толпа людей. В их числе была мать мальчика и та самая бабка, которая выплеснула чарку воды под ноги деду.

— Дед, ты что белены объелся, куда ты с дитём полез. Ты что не знаешь? Петька жену с дочкой спьяну с топором гоняет?

- Никого он не гоняет, я с ним поздоровался, - желая защитить дедушку, сказал мальчик.

— Молодец, но больше так не делай, - обняв сына, сказала мама, - мы же за вас волнуемся.