Как и когда начался распад западной цивилизации

Максим Странник Петров
По фильму "Инцидент, или Случай в метро/The Incident" (1967, США)

Есть фильмы, в которых очень наглядно раскрываются законы вселенной. Хотя эти фильмы не становятся кассовыми, рейтинговыми, не проходят по линии международных кинофестивалей. На такие фильмы натыкаешься случайно, но они сразу западают в память, находят живой отклик в душе. Так у меня получилось и с фильмом "Инцидент" (США, 1967). Фильм - мой ровесник и повествует об эпизоде, происходящем в американской действительности середины 60-х годов XX века. Наткнулся я на него, когда просматривал рейтинг фильмов, вышедших в 1967 году. На момент написания статьи по данным отечественного портала Кинопоиск оценка фильма "Инцидент" была наивысшей (среди фильмов 1967 года). Но количество оценок было небольшим (немногим более 800 за 10 лет; для сравнения: фильм "Побег из Шоушенка" оценили более 400 тыс.пользователей Кинопоиска и более 1.7 млн. посетителей IMDb). Другими словами, фильм посмотрело не так много зрителей, но большинство из них поставили высокие оценки. Тема рейтингов - это тема отдельной статьи. И такое исследование необходимо. Надо хорошо понимать, что рейтинги отражают, и как их использовать в своей жизни. Небольшое количество участвующих в голосовании связано с тем, что фильм в России не шёл (в СССР он точно не попал в прокат), и не был разрекламирован. Но на тех, кто всё-таки вышел на этот фильм, кто посмотрел его, картина произвела большое впечатление. То же самое относится и к западному зрителю. По данным IMDb оценили фильм около 2000 зрителей. У шоу-бизнеса свои законы. Деньги вкладываются не только в производство продукции, но и в её раскрутку. Малобюджетный фильм - это не обязательно плохой фильм, но он делается с небольшими затратами, на рекламу денег уже практически не остаётся, и прокат идёт в ограниченном количестве кинотеатров. От этого во многом зависит размер зрительской аудитории. Итак, о фильме знают немногие, но на посмотревших его спустя даже 50 лет фильм произвёл большое впечатление. И возникает желание понять, что именно так привлекло внимание зрителей.

Иногда судьба значимых для искусства фильмов бывает непростой. Приведу один пример. Я посвятил много времени исследованию темы отображения школы в киноискусстве. И мне попался фильм про школу "Мимо окон идут поезда" (1965, СССР), вышедший на экраны нашей страны в ту же эпоху, что и фильм "Инцидент" на экраны США. Практически никому фильм неизвестен. Зрительских оценок на Кинопоиске наберётся едва несколько десятков. Но его значимость для искусства, для общества трудно измерить. Это фильм-явление. Фактически, фильм сконцентрировал в себе главные идеи того, какой должна быть школа и учитель, но прошёл незаметно. Внешняя причина - один из актёров эмигрировал из Советского Союза, и фильм в наказание положили на полку. А в 2004 году выходит французский фильм "Хористы", почти один в один повторяющий основные идеи советской киноленты. Не знаю, видели ли французские авторы фильм "Мимо окон идут поезда", или это всего лишь совпадение, но спустя 40 лет тема оказалась даже более актуальной, чем в 60-е годы прошлого века. Авторы советского произведения просто опередили время. Они предупредили о болезни, когда она ещё не вышла на поверхностный уровень. Так работает экстрасенсорика. Диагност смотрит поле пациента и видит в нём нарушения, например, в области печени. Но традиционная медицина проблем не видит, потому что на уровне физиологии отклонений нет. А спустя год пациент получает больную печень. Так и с искусством. У художника (писателя, поэта, режиссёра) развита интуиция, предчувствие проблем в будущем, потому что он видит не на уровне бытия, а на уровне информационных полей вселенной. Он заглядывает в будущее через своё подсознание. И иногда сам не может дать ясный отчёт в том, что там увидел. Поэтому так важно существование такой области знаний как искусствоведение. Искусствоведы, киноведы, критики должны делать анализ произведения искусства, раскрывать его глубинные смыслы. И доносить это до общественного сознания. Но сегодня часто критики, журналисты работают просто на формирование общественного мнения, выгодного для шоу-бизнеса, на увеличение доходов продюсерских компаний, издательств, прокатных фирм.

Фильм "Инцидент" как и фильм "Мимо окон идут поезда" - это фильм-явление, фильм-предупреждение. Он характеризует ситуацию, происходящую в западном обществе в 60-х годах. Запад находится на переломе. Произошёл слом старых традиционных ценностей, которыми жили люди в Европе, а потом и в Америке благодаря остаткам религиозных представлений о мире. Эта переоценка ценностей, идущая весь XX век, после окончания Второй мировой войны привела к тому, что во главу угла был поставлен индивидуализм, эгоизм, частная собственность, философия потребления, утрата нравственных приоритетов. И искусство раньше других реагирует на изменения. Искусство отражает законы вселенной. Вселенная - голографична. Она построена как голограмма. Свойство голограммы в том, что каждая её частичка несёт в себе информацию обо всём изображении. Если вы разрежете голограмму на 10 частей, то увидите 10 уменьшенных копий целой голограммы. В произведении искусства сюжетная линия частной жизни героев отображает процессы, происходящие в обществе в целом. Только в фильме, спектакле, литературном произведении сюжет может охватывать небольшой промежуток времени, а в больших системах, обществе, цивилизации аналогичные процессы растянуты во времени на годы и десятилетия. Возьмём к примеру пьесу Чехова "Вишнёвый сад". В самой пьесе устами одного из героев произносятся слова: "вся Россия - наш сад", тем самым определяя, что события, происходящие в этой старинной усадьбе равны событиям, происходящим в России. Но действие пьесы предвосхищает российскую историю. Вишнёвый сад гибнет под ударами топора того, кто когда-то вырос в этом имении, в этом саду, и только потому, что его здесь унижали, обижали. А спустя 15 лет такие же процессы происходят в России. Чехов предсказывает будущие проблемы России и даёт возможность понять причины. Аналогичные процессы происходят в романе Толстого "Анна Каренина". Можно смотреть на жизнь персонажей как на частную судьбу некоторых представителей высшего света. Но гибель Анны Карениной, как лучшего и яркого представителя элиты России под колёсами поезда, - это гибель Российской империи под колёсами поезда истории. Жизнь и поведение высшего света, его нравственный облик оказались самоубийственными, и элита была отбракована, выброшена на свалку истории.

Искусство не только предвидит, предвосхищает, ставит диагноз, но оно и назначает лечение. Если правильно использовать прочитанное, увиденное, то можно применить произведение искусства как своего рода психотерапию для своей жизни, жизни своих близких и общества. И вот таким образцом психодиагностики общества служит фильм "Инцидент", несмотря на то, что он не стал призёром международных фестивалей, не собрал миллионных гонораров, не попал в топовые списки лучших фильмов всех времён и народов. Но фильм предсказал распад западного общества тогда в середине 60-х годов XX века, когда само это общество даже не осознавало этого.

В вагоне ночного поезда метро в Нью-Йорке (не то метро, которое под землёй, а то, которое в Нью-Йорке идёт над уличной сетью) волею судьбы собираются поздние пассажиры. Всего их набирается 14 человек, не считая ребёнка и пьяного бомжа, который всю дорогу спал на скамейке. Парень с девушкой, семейная пара с ребёнком, пожилая пара, муж с женой лет за сорок, 2 солдата-срочника в отпуске, семейная пара негров, молодой гей и мужчина средних лет. Последними в вагоне метро появляются двое молодых бездельников, ищущих острых ощущений и находящихся в подпитии. Они проходятся по всем пассажирам, не пропуская никого, унижая и оскорбляя каждого. И чувствуют свою власть над этими перепуганными людьми, боящимися дать отпор негодяям.

При просмотре фильма сразу вспоминается фраза: "Жертва притягивает преступника". Почему? Потому что случайных преступлений не бывает. Энергетика нашей души притягивает (создаёт) определённые обстоятельства во внешней среде. Мысль материальна. Более того, люди со схожими проблемами оказываются в одной точке и с ними начинается то, что можно назвать лечением их душ. Самое губительное для нашей бессмертной души - это жёсткая привязка к телу, к земному счастью, убеждённость, что земное и есть конечная цель и радость бытия. Когда человек перестаёт заботиться о душе и погружается в лихорадку обустройства земной жизни, он старательно и кропотливо строит территорию своего эго. А построив, заботливо оберегает отвоёванную территорию от посягательств других. Это не только и не столько физическая территория. Это понятие шире физического пространства. Здесь и семья, и работа, и бизнес, и мир духовных ценностей (представление о морали, нравственности, вероисповедание, культура, политические взгляды и т.д). Возникает корыстность мышления. Человек защищает те ценности, которые и формируют его мировоззрение. Но у каждого человека свой уникальный набор ценностей, принципов, взглядов. Мы живём внутри общества, социума и пересечение интересов, культур неизбежно. Если я убеждён в истинности своей картины мира, то столкнусь со столь же жёсткой конструкцией другого человека. Будет расти недовольство от проникновения на мою территорию чуждого мне мировоззрения. Кто-то захочет получить что-то, на что претендую я: материальные ценности, должность, привилегии, статус. Внутренняя агрессия растёт, что означает мысленную попытку уничтожить противоречие. Но вселенная - это система, в которой целостность поддерживается сбалансированностью всех подсистем. Способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций называется гомеостазом. Чтобы остановить внутреннюю агрессию, должна быть создана ситуация, которая поможет душе измениться. Так водитель, выехавший на дорогу в раздражённом состоянии, недовольный миром и людьми, попадает в аварию. Хотя причиной аварии может стать хамоватое поведение другого водителя, это не будет случайностью. Первый водитель сам создал ситуацию. Подобное лечится подобным. Это принцип гомеопатии. Внутренняя агрессия уравновешивается внешней. Такой механизм и срабатывает в фильме "Инцидент". И чтобы это увидеть, надо посмотреть, в каком душевном состоянии попадают в поезд герои фильма. Второй важный момент для понимания картины заключается в том, что автор никогда не возьмётся за сюжет, если не чувствует, что ситуация является резонансной, общественно значимой для данного общества и данной эпохи. Частные случаи художника не интересуют. Даже если он создаёт коммерческий продукт, он подсознательно будет отображать то, чем живёт в душе подавляющая часть общества, какие ценности оно исповедует. Талантливый человек - это всегда в какой-то степени ясновидящий. Не случайно, многие писатели видели свои сюжеты во сне, когда подсознание работает с максимальной активностью. Через подсознание только и можно выйти в те информационные слои вселенной, которые связаны с Богом. И таким образом, анализируя лучшие образцы кинематографа, можно понять состояние общества определённой эпохи. В данном случае мы видим общество США образца 1967 года. Но можно распространить это видение и на всё западное общество, потому что подавляющее большинство картин в мировом рейтинге производства США, и всю послевоенную жизнь Старого и Нового Света определяли именно США.

Иногда в фильмах, в которых с героями что-то происходит, нет предыстории. Приходится только гадать, почему та или иная драма разыгрывается в жизни персонажей, что предшествовало ей, каково было состояние души героев, о чём они думали, к чему стремились, о чём страстно мечтали. Но в фильме "Инцидент" подробно расписана вся предыстория действующих лиц до того момента, когда они оказываются все вместе в одном вагоне поезда. И не просто показаны события, предшествующие инциденту, но яркими мазками авторы рисуют нам их возбуждённые душевные состояния, обуреваемые ими страсти. И именно это даёт зрителю возможность проследить чёткую причинно-следственную связь между их душевными переживаниями и их последующим испытанием на прочность. И мы займёмся тем, что посмотрим, какими они садятся в этот поезд.

Пролог фильма знакомит зрителя с теми самыми преступниками, которых притягивает жертва, с "исполнителями Его воли". Двое молодых парней Джо и Арти, которые ничем не заняты, бездельничают. Это прожигатели жизни, которые давно уже перешли границу нравственных устоев. Дело происходит ночью. Весь вечер они проводят за бильярдным столом, а когда заведение закрывается, то парни выходят на ночную улицу и размышляют, какие острые ощущения ещё возможно в эту ночь получить. Им нужен выброс адреналина, необходимо избавиться от внутреннего напряжения. У одного из них, Арти (Мартин Шин), появляется идея ограбить кого-нибудь. Они выбирают глухую подворотню и караулят жертву. Ею оказывается старик, в кармане которого всего 8 долларов. Инициатор грабежа разряжается на старике всей силой своего кулака так, что разбивает руку в кровь. На время приходит облегчение. И напарники отправляются в дальнейший путь.

Первыми пассажирами метро становится семейная пара с дочкой 4-х лет. Муж держит спящего ребёнка на руках. Он раздражён. Они были у матери жены на дне рождения их дочки. И засиделись допоздна. Он недоволен этим. Он недоволен всем. Жена говорила своим родственникам, что пора заводить второго ребёнка. Как она может говорить об этом, когда и так им приходится на всём экономить? Первый-то ребёнок получился случайно. Жена в шоке. Она спрашивает мужа: он что, не любит своего ребёнка? Но тот всё продолжает брюзжать: ему завтра рано вставать на работу. Жена предлагает взять такси. Тот считает, что это разорительно и идёт на метро. Любая попытка жены как-то сгладить ситуацию вызывает только новое раздражение мужа. Всё дело в том, что ущемлено его эго. Муж недоволен своей жизнью. В его воображении есть чёткий образ того, что такое хорошая безопасная жизнь. А реальность не соответствует этой картинке. Его территория - это работа и семья. Никто не должен вторгаться в эту заповедную зону. Но кто-то всё время нарушает границы. И он теряет контроль над своими владениями. На работе могут уволить. Деньги тратятся не так, как хотелось бы. В гостях жена ведёт себя не так, как нужно ему. И вообще, самое лучшее для мужа было бы, чтобы не было никаких детей, никаких лишних трат. Корыстность мышления убивает его душу, создаёт опасную эмоциональную напряжённость. Растёт подсознательная агрессия, недовольство тем, что мир не так идеален, как ему хотелось бы.

Следующими на сцену выходят парень с девушкой. Он привык быть героем, сердцеедом, покорителем девичьих сердец. Он создал себе репутацию человека, который делает из девушек женщин. И он не может уже уронить свой престиж. Поэтому он недоволен поведением девушки, которая сопротивляется ему в силу своей природной стыдливости. Но она тоже живёт в том окружении, где важен успех во всём. Успех - это стать девушкой такого парня. Зазорно быть девственницей в её возрасте. И это заставляет подчиняться достаточно примитивным ласкам парня, его поцелуям. Но здесь нет никаких чувств, нет любви. То, что девушка принимает за любовь, на самом деле, всего лишь сексуальное влечение. Парень на 100% эгоист. Его заботит только его имидж и успехи на "любовном фронте". В этом смысл его жизни, это территория его корыстной души.

Пожилая пара выходит из большой машины их сына и направляется к станции. Традиционный обед с семьёй сына окончен. Он живёт отдельно от родителей со своей семьёй, хорошо зарабатывает. Но несмотря на поздний час, довозит родителей только до ближайшей станции метро. Отец его взбешён. Он попросил сына дать ему 500 долларов, чтобы он мог сделать себе зубы. Но сын отказал ему. Старик не может принять то, что они вырастили сына, дали ему возможность получить образование, а теперь он не может надеется получить помощь от сына. И даже сейчас сын экономит на няне, отдавая старикам своих детей, когда они с женой заняты. Старик кипит негодованием, потому что он хочет видеть своего сына, как продолжателя незыблемых традиций уважения родителей. Он сам был примерным сыном для своего отца, и не может принять другого поведения. Но он не видит в этой ситуации своей вины.

Следующими персонажами становятся два солдата срочной службы, получившие отпуск. Филипп - житель Нью-Йорка. Он приводит своего товарища Феликса в дом своих родителей на обед. Феликс из Оклахомы. У него нет родителей. И он в армии получил травму: у него в гипсе рука. Ему очень приятно побывать в семейном кругу сослуживца. И теперь он едет домой, а Фил провожает его на автобусную станцию. Фил делится своей мечтой: он ждёт не дождётся, когда вернётся из армии, станет юристом и будет зарабатывать 50 000 в год (в те времена уже 15 000 считалось приличным доходом). У Феликса нет таких амбиций. Он ещё не знает, чем будет заниматься. Но вероятно, либо работать на заправке, либо на ферме.

Следующими к поезду подтягиваются пара средних лет. Они были на вечеринке их друзей, где все разговоры крутились вокруг машин, мехов и женщин. Он - преподаватель истории. Его статус несопоставим со статусом и достатком остальных гостей. Он чувствует себя гостем на чужом празднике жизни. Его жена в подавленном состоянии. Она недовольна мужем. Он - не мужчина, а тряпка, если не может обеспечить такого уровня жизни ей. Она уже не слишком молода, но всё ещё пытается выглядеть как девочка. Он внешне сухой, скучный человек, не наделённый большими талантами. Но его вполне устраивает его жизнь, ему нравится его работа. На уровне души они вполне дополняют друг друга, уравновешивают проблемы друг друга. Он - человек в футляре, который немного сторонится внешнего мира, потому что мир кажется ему враждебным, чужим. Она - взбалмошная женщина, любящая удовольствия, и всю свою жизнь пытающаяся подчинить своим желаниям. Но её страсти разбиваются о нечувствительность, холодность мужа. Не случайно, у них нет детей. Как говорит муж, он был у врача, и врач сказал, что у него всё в порядке. Т.е. проблема, прежде всего, в жене.

Два следующих персонажа появляются одновременно, хотя и не знакомы друг с другом. Они оказались в одном баре, а потом и на одной станции. Один, помоложе, гей. Он всё пытается найти себе пару, но очень не уверен в себе. У второго проблемы  с семьёй и алкоголем. Он сильно пил, и по суду жена отлучила его от семьи и детей. И теперь он пытается восстановить свои отношения. Он восемь месяцев не пил. Внутренне он подавлен, угнетён, его мучает депрессия. Пьянство - это всегда попытка заглушить внутреннее противоречие в душе. Гей тоже ощущает себя не в своей тарелке, не уверен в себе, мучается своей неполноценностью. Видимо, у него были проблемы с женщинами, и это заставило его искать выход в отношениях с мужчинами. Надо сказать, что 50 лет назад общество ещё не было столь толерантно к однополым отношениям. Таких людей презирали, высмеивали. Американская психиатрическая ассоциация рассматривала гомосексуальность как заболевание психики, т.е. души. Чем она всегда и являлась на самом деле. Вместо термина "гомосексуальность" использовалось выражение "нарушение сексуальной ориентации". И лишь в 1973 году большинством голосов члены ассоциации исключили гомосексуальность из списка заболеваний. Победила политика, а не наука.

Последними пассажирами-жертвами стала негритянская пара. Только ко второй половине 60-х годов американское чернокожее население добилось ощутимого прогресса в изменении своих прав и свобод. (Напомним, что в России рабство было отменено на 100 лет раньше.) Но были среди негров и представители радикально настроенных кругов. Они бросились в другую крайность: ненависть к белым, непримиримость, борьба до победного конца. Так возникали экстремистские организации наподобие "Чёрных пантер". И вот муж с женой по мировоззрению представляют собой два противоположных крыла таких чернокожих жителей Нью-Йорка. Она - сторонник мирного терпеливого процесса интеграции. А он - агрессивен и сердит. Он считает, что лучше умереть, но утащить за собой жизни хотя бы двух белых.

Этот ночной вагон метро стал моделью западного общества, едущего к некой конечной цели-станции. Здесь есть все самые яркие его представители со своим представлением о мире, о его ценностях. И этими ценностями становятся индивидуализм, частная собственность, поклонение собственным желаниям. Произошла сексуальная революция, раскрепощение, а на деле, потакание своим животным инстинктам. И 1960-е годы стали переломным моментом, после которого Запад уже не задумываясь о таких понятиях, как совесть, стыд, нравственность, уверенно пошёл вперёд к воспеванию новой религии эгоизма и потребительства. Общество потеряло общую стратегическую цель, без которой выживание невозможно.

Все пассажиры этого вагона метро заняты собой, обустройством своего мирка, в котором главным критерием счастья служит достаток, изобилие, комфорт для тела. Им нет дела до других. Они слишком поглощены своими проблемами, я бы даже сказал, своими психозами. Ведь мы видим людей, либо находящихся во взвинченном депрессивном состоянии, либо вожделеющих о радостях жизни. Последнее относится к парню с девушкой, который озабочен своей гиперсексуальностью, и к срочнику из Нью-Йорка, мечтающему о больших гонорарах и положении в обществе. Когда человек недоволен своей жизнью, он копит это недовольство, растёт агрессивность. Хотя невозможность справиться с проблемами внешне выглядит как неуверенность в себе, развитие комплексов и фобий. Человек, нацеленный на успех, на потребление, ставящий себе цель только получение чего-то, внутренне также агрессивен, потому что он вышел на охоту, на состязание с другими. Вожделенную цель получат не все, а только тот, кто окажется ловчее, хитрее, агрессивнее. Хорошо отражает философию американского общества такая спортивная игра как американский футбол, где разрешены не только жёсткие силовые приёмы, но и часто используются подлые и грязные методы достижения успеха. Стоит вспомнить, что в начале 20 века этот вид спорта был так жесток, что игроки умирали на поле. И в общественной жизни правила игры составлены так, что главным мерилом становится твой успех, карьера, положение в обществе, счёт в банке. А для этого надо поработать локтями. Самым страшным ругательством в американском кино является "ты - неудачник (лузер)", т.е. человек, всегда проигрывающий в битве, в борьбе, не способный выигрывать. С таким человеком никто не хочет иметь дело. А что будет, если представить, как выглядит в этой системе координат человек, который снял все барьеры для достижения своего успеха, избавился от мук совести, стыда, "раскрепостился"?

Образцом таких людей и предстают двое молодых подвыпивших героев, посланных в этот вагон как "санитары леса", врачеватели душ общества. Мы не знаем, кто их родители. Но главный смысл жизни этих персонажей - получение удовольствий от жизни, от плодов цивилизации. Их родителями могут быть и люди из высшего света, политики, бизнесмены, добившиеся значительных высот. На это указывает то, что в армию эта парочка не попала. Им ничего в этой жизни не доставалось трудом, потом и кровью. Обычно так бывает, когда родители все свои силы, всю энергию тратят на то, чтобы пробиться наверх, сделать свою карьеру, построить территорию своих притязаний. Всю энергию для реализации своих амбиций они тянут и со своих потомков так, что род начинает вырождаться: дети уже ничего не хотят, кроме удовольствий, а на создание семьи уже нет энергии. И эти детки подсознательно уже ненавидят это общество за то, что оно лишило их любви, энергии, идеалов. Но внутренняя агрессивность к миру может разорвать их как паровой котёл. Нужен сброс пара. И вот эти искатели приключений пьют, нападают на прохожих, чтобы как-то сбалансировать себя. И именно сюда в этот вагон метро лежит их путь.

И начинается процесс лечения. Нет смысла здесь подробно описывать, как развлекаются молодые люди на этой поздней вечеринке. "Общество" молчит. Робкие попытки отдельных пассажиров как-то утихомирить повес, защитить себя никем не поддерживаются, а только вызывают огонь в свой адрес. Общий настрой всех пассажиров можно выразить так: лучше не высовываться, тогда тебя не тронут. Каждый испытывает страх за своё благополучие, здоровье, жизнь. Интересно поведение негра. Он всё это время сидел и с ухмылкой и удовлетворением наблюдал, как унижают белых. Но он не учёл, что очередь дойдёт до него. И когда Арти хватает его жену, что-то переключается в нём. Куда девалась его  агрессивность, его боевая решимость убивать белых? Он превратился в маленького плачущего мальчика, которого большие парни обидели, и он сейчас наделает в штаны.

Порезвившись всласть, Джо и Арти чувствуют себя на коне. Собственно, в этом маленьком мирке вагона метро они добились своего. Они чувствуют себя хозяевами положения, авторитетами. Но в этом царстве безнаказанности Джо вдруг не на шутку встревожился. Встревожился, потому что испытал страх. В каждом человеке есть способность чувствовать будущее. Эта способность называется интуицией. Не всегда мы прислушиваемся к голосу интуиции, но в моменты опасности она срабатывает. Джо вдруг столкнулся с человеком, который не боялся. Феликс, солдат из Оклахомы, южанин. Он прямо и открыто смотрит на Джо. Он улыбается. Он говорит с Джо. "По-моему, вам пора успокоиться. Хватит раскачивать лодку." Он не испытывает к Арти и Джо злобы, агрессии. Он миролюбив, но не потому, что хочет заслужить хорошего к себе отношения. Он вообще не ищет никакой выгоды. "Это не мой город". И Джо начинает нервничать. До сих пор он чувствовал драйв, эйфорию. Страх этих людей подпитывал его, вбрасывал ему в кровь адреналин. И вдруг что-то пошло не так. Но он ещё не понимает, что именно. Аппетиты растут. Это как наркотик: хочется большего, большей остроты, большего кайфа. И Джо доходит до маленькой девочки на руках отца. Это становится последней каплей для Феликса. Он не выдерживает и вступает в схватку с Джо. Джо ножом ранит Феликса, но Феликса это не останавливает. Он своим гипсом яростно разделывается с Джо, а потом также расправляется с Арти, который пытается сбежать из вагона.

Конечная станция. Кто-то вызывает полицию. Филипп пытается помочь Феликсу. Феликс спрашивает: "Где ты был, друг?" Кто-то обращается к нему: "Надо что-нибудь сделать?" И фраза Феликса звучит как приговор: "Вам многое надо было сделать. Но сейчас не хочется объяснять."