Тараканы и смысл жизни

Иван Горовенко
Сознание студента – это сферическое наплевательство в вакууме. Просыпаясь в общежитии, чувствуешь себя мухой на потолке, которая лениво трет лапками крылышки, соображая, в какое бы эдакое место полететь. Или чувствуешь себя енотом, который сыт и которому хочется то ли играть, то ли прыгать, то ли… в общем, понятно.

Если бы энергию наплевательства, сосредоточенную в общежитии, направить в космос, то своей силой такой луч отталкивал бы любые кометы и метеориты. Они бы самостоятельно меняли курс, потому что какой смысл падать на тех, кому до такой степени лиловы угрозы из космоса?

Общежитие – это пиратский корабль в себе, который ни на кого не нападает, но жизнь на котором такая же независимая (хотя бы воображаемо) и разгильдяйская, как на настоящем пиратском корабле. Этот корабль никогда не таится в тумане, не идет по морю академических лет с потушенными огнями – наоборот, при наступлении тьмы в нем загорается свет и не гаснет до утра.

…Таракан – отвратное насекомое, но в общежитии его просто смахивают с полотенца, прежде чем взять полотенцем горячую кастрюлю.

Энергия студента – это бродящее тесто, за которым никто не присматривает. Оно набухает, поднимается и ползет, как придется, в разные стороны.

Войдя на кухню – руки в карманы – Женя лениво обводит глазами газовые плиты, пол и стены. По стене за голым столом с нержавеющей столешницей ползет таракан. Взгляд Жени не меняется. Таракан мог и не быть на стене, выражение на лице студента осталось бы тем же. Но раз уж он там есть, то Женя поднимает ногу, протягивает ее над столом и аккуратно размазывает таракана тапкой.

В голове Жени появляются и сразу тают мысли о том, что тараканы – это, наверное, тени бывших студентов, которым было жаль уезжать из общежития, или что тараканы – это машины-шпионы инопланетян, или что они – эмиссары из другой галактики, и т.д. Жене сегодня хорошо. Это его привычное состояние.

Он свято помнит, что, поступив в вуз, продлил себе детство еще на пять лет, он не берет пример с тех студентов, которые все время проводят над учебниками, не водится с теми, кто купается в водке, Женя – представитель того типа студентов, которые лавируют между семинарами и контрольными, как байдарка между острыми камнями, которые предпочитают учить в последний момент, так как в стрессовом состоянии запоминаешь в десять раз быстрее, чем за два дня до часа Х.

- Эй, Жека!

- А?

- Поехали в карьере купаться.

- Это в ртутном, что ли?

- Ага! Который затопило десять лет назад.

- Почему нет? Сейчас, тапок отчищу…

По пути в карьер Женя думал, влияет ли то, что карьер – ртутный, на здоровье, и есть ли вероятность того, что студенты станут тараканами, а тараканы, если их там искупать – студентами. Потом он переключился на то, что раздавливание тараканов на кухне – квинтэссенция жизни в общежитии, где тепло, сытно и уютно, но где шумно, часто скандально и тараканно. Студентов не колышут перемещения планет, каждый из них, попадая в общежитие, быстро достигает нирваны и пребывает в ней до самого выпуска. Зачем в общежитии тараканы? Не почему, а зачем? Почему – ясное дело, приходят за объедками, которые благоухают в ведрах на кухнях, но зачем? В самом философском, в высшей степени умозрительном значении – зачем?

Студенты полны отрешенного наплевательства, тараканы – отрешенных рефлексов, которые управляют набором их действий. Студенты движутся по разным траекториям (учеба, водка, лень, гиперактивность), которые можно спроецировать в будущее и понять, куда студенты приземлятся в итоге. Тараканы – живое напоминание пространственно-временного континуума о том, что ошибки он прощает редко, и, если студенты будут рядиться в тусклые одежды лени, то их желания и поведение сведутся к ограниченному набору действий и примитивных реакций, а образование и воспитание пойдут прахом, облетят с них, как пыль, и в результате останется звенящая пустота, неуловимо переходящая в черную дыру жизненной катастрофы…

На этой мысли Женя, не отвечая на удивление друга, вышел из автобуса на ближайшей остановке, и, дождавшись автобуса, идущего в противоположном направлении, поехал в общежитие, где на столе в неживописном беспорядке его ждали учебники и ноутбук с доступом к сайтам, под завязку набитым полезной информацией…