Амшенские армяне и пути сотрудничества между дипло

Саида Оганян
Оганян Саида: «Амшенские армяне и пути сотрудничества между дипломатическими представительствами Армении и диаспоральными структурами»
Доклад на 8-м форуме армянских журналистов - 20.10.2016г., Ереван
(;;;;; ;;;;;;; - «;;;;;;;;;;;;;  ;;  ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;
; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;»)


Здравствуйте уважаемые коллеги!
Я Саида Оганян, журналист-этнограф Информационно-аналитического сайта «АРМИНФОЦЕНТР», и руководитель  Международного женского объединения  амшенских армян «АМШЕНКА».
Проживаю и работаю в России и Абхазии.
Разрешите представить вам наш доклад - исследование по актуальным вопросам состояния амшенских армян - коренного народа Западной Армении,  и пути сотрудничества между дипломатическими представительствами Армении и диаспоральными структурами и задач, стоящих перед нами.
Доклад будет сделан на русском языке. А в ближайшие дни перевод на армянском будет передан в орг. комитет нашего Форума.

За прошедшие 25 лет после восстановления независимости, Республика Армения добилась довольно серьезных успехов в деле укрепления государственности и суверенитета, международного признания страны.
В деле сотрудничества между дипломатическими представительствами Армении и диаспоральными структурами, наряду с МИД, велика роль Министерства Диаспоры Республики Армения. И мы можем только поблагодарить их за усилия в этом деле и достигнутые успехи.
Самые многочисленные амшенские диаспоры находятся в Абхазии и на черноморском побережье России. И конечно, амшенские армяне компактно проживают на своей исторической Родине – в Западной Армении – в Амшене, территории временно оккупированной Турцией.
Деятельность Генерального Консульства Армении в Южном федеральном округе России (г. Ростов-на-Дону), его подразделения – Консульства в г. Сочи и Министерства Диаспоры, способствовало укреплению многосторонних связей диаспоральных структур амшенских армян России с Арменией.
Немножко иная ситуация сложилась в Абхазии. Из-за войны с Грузией и провозглашением независимости Абхазии, любая деятельность государственных структур Республики Армения в Абхазии сегодня невозможна. Хотя потребность диаспоральных структур амшенских армян Абхазии в связях с Арменией не меньше, а даже больше, чем у армянских общин в России. Это и вопросы образования, учебной литературы, здравоохранения, организация научных, культурных, спортивных мероприятий и многое, многое другое. Но ситуацию помогает то, что почти все население Абхазии имеет второе российское гражданство и они спокойно могут обращаться в консульские службы Армении в России.
И незаменимую роль тут играют МИД и другие государственные структуры Республики Арцах, которые имея дипломатические отношения с Абхазией, непосредственно сотрудничают с амшенскими диаспоральными структурами в Абхазии, заполняя тем самым эту нишу. Спасибо им. 
 Хотелось также отметить о важной роли и практической деятельности структур Западной Армении в данном вопросе. Являясь вынужденными переселенцами из Западной Армении, с Амшена, амшенская община тесто сотрудничает с данными структурами. А во время проведения в июне 2016г. в Абхазии чемпионата мира по футболу под эгидой  CONIFA, на котором участвовала и сборная Западной Армении, состоялись официальные встречи и переговоры высших руководителей и депутатов Парламента Западной Армении с Президентом, Премьер-министром, членами Правительства, депутатами Парламента и лидерами парий Республики Абхазия.
На этих встречах поднимались и положительно воспринимались вопросы взаимного сотрудничества, исторических связей армянского и абхазского народов, проблемы амшенских армян.
Совсем иная ситуация в Турции.
Если в России и Абхазии диаспоральные структуры амшенских армян могут прямо или опосредственно сотрудничать с дипломатическими и иными государственными структурами Армении, то в Турции это исключено. Ни о каком официальном сотрудничестве не может идти и речи.
Если в России и Абхазии амшенские армяне в своем абсолютном большинстве является христианами, потомками неисламизированной части амшенцев, то совсем противоположная ситуация в Амшене, где амшенские армяне были насильственно исламизированы и отуречиваны.
Многие потеряли свои корни и национальную идентичность, не признают себя потомками армян, называют себя хемшилами.
И мы должны использовать все возможности для того, чтобы помочь нашим амшенским братьям и сестрам вернуться к своим армянским корням.
Это работа через официальные структуры ООН, институты народной дипломатии, создание очагов армянской культуры и образования, работа СМИ.
Например, за последние несколько лет в рамках комиссии ООН по вопросам коренных народов (экспертного механизма ООН), Национальным Советом армян Западной Армении готовились экспертные заключения по данной проблематике, поднимались актуальные вопросы, волнующие армян, и которые получали понимание у международного сообщества.
Очень и очень важна роль СМИ.
К сожалению, амшенские СМИ (как печатные, так и электронные) в Абхазии, России, Республике Армения и  в Западной Армении – в Амшене, везде,  представлены в малом количестве, особенно на армянском языке – результатом чего является слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах. Издаваемые на сегодняшний день единичные СМИ держатся только и только на патриотизме отдельных энтузиастов и благотворителей. Исправление этой ситуации должно стать одним из главнейших задач повестки дня, как диаспоральных структур амшенских армян, так и Республики Армения.
Считаем очень важной работу народной дипломатии, прямые контакты между амшенскими армянами Абхазии и Сочи, и амшенскими армянами из Западной Армении, Амшена.
За последний год стало уже доброй традицией взаимные ознакомительные поездки этих делегаций, организация совместных культурных мероприятий в Абхазии и Сочи.
Роль армянской женщины, несомненно, высока и незаменима в деле сохранения мира, возрождения народных традиций, языка, культуры, быта и семьи. Она во все времена была не только хранительницей домашнего очага, но и защитницей Родины, Матерью Воина-освободителя.
И новой вехой в жизни диаспоральных структур амшенских армян стало создание в 2012 году Международного женского объединения амшенских армян «АМШЕНКА», одним из основных целей которого стало:
; содействие в сохранении и развитии культурно-просветительских, исторических, социально-экономических, информационных и правовых связей между амшенскими армянами в России и за рубежом;
а через народную дипломатию:
; содействие в международном признании и осуждении геноцида армян на территории Западной Армении, Киликии и Османской Турции в 1894-1923 г.г.;
; содействие в восстановлении исторической и общечеловеческой справедливости в отношении амшенских армян Западной Армении.
Мы признательны Министерству Диаспоры Республики Армения и лично Министру – г-же Грануш Акопян за постоянное внимание к нашей организации со дня её основания. Благодарим за поддержку, напутствия и добрые советы.
За этот короткий период – всего 4 года, проведены многочисленные мероприятия во исполнение этих целей и способствовали делу международного сотрудничества амшенских армян.
Это организация международных конференций и проведение круглых столов по таким актуальным темам, как:
1) Россия и международное сообщество - Западная Армения и сопредельные государства: историко-правовой анализ и современные проблемы.
2) Геноцид армянского народа в 1894-1923 годах на территории Западной Армении, Киликии и Турции: международное признание, осуждение и возмещение. Пути решения армянского вопроса
3) Ближневосточный кризис: Геополитика России и международного сообщества в контексте  Западной Армении и сопредельных государств.
4) Формирование Парламента (Национального Собрания) Западной Армении и пути возрождения государственности Западной Армении.
5) Современные проблемы амшенских армян – коренного народа Западной Армении.
6) Духовное наследие, религия и культура переселенцев из Западной Армении.
7) Россия и Зоравар Андраник. Признание независимости Западной Армении.
8) Издание и презентация трех уникальных исторических трудов на русском языке об Андранике Озаняне и Западной Армении:
- Рубен Симонян: «Андраник. Эпопея сибирской роты».
- Владимир Петросян: «Россия и Западная Армения. Признание независимости. (О Декрете СНК советской России «О Западной Армении» (Турецкой Армении)».
- Владимир Петросян: «Андраник Озанян и Степан Шаумян. Тайные страницы истории».
9) Совместно с женской организацией содействия сохранению этнокультурных традиций «Форум женщин Евразии» 2-й Евразийский Конкурс высокой моды национального Костюма «Этно-Эрато», целью которого было содействие интеграции культур разных народов, взаимопроникновение и развитие этнокультурного диалога, а также демонстрация уникальных ценностей традиционного национального костюма и его многообразия, сочетающегося с тенденциями  современной высокой моды.
10) Совместно с благотворительным культурным фондом «Хнус» проведение серии историко-культурных вечеров, посвящённых истории и культуре области Хнус Западной Армении, с премьерным показом документального фильма о паломничестве в колыбель армянского мира «Возвращение домой» («;;;;;;;;;  ;;;;;;») в России и Абхазии.

Друзья, знаменательным событием в жизни амшенских армян станет проведение в 2017 году в городе Сочи и в Республике Абхазия  первого международного форума амшенских армян - конференции и фестиваля культуры амшенских армян «Амшенский мир - мы едины» с участием творческих коллективов амшенских армян, деятелей культуры и образования, культурологов, историков, политологов, журналистов ведущих мировых СМИ, дипломатов, государственных и общественных деятелей из Российской Федерации, Республики Абхазия, Республики Армения, Западной Армении (Амшена), Турции, Европы и Ближнего Востока.
Его организатором является Международное женское объединение амшенских армян «АМШЕНКА», при участии армянских общин г. Сочи и Абхазии. Полностью подготовлена  и согласованна программа проведения данного форума.
Получено предварительное согласие Правительства Абхазии и соответствующих структур Российской Федерации. Просим Правительство Республики Армения поддержать наше начинание.

Уважаемые коллеги!
Хотелось несколько слов сказать об истории амшенских армянах и результатах наших исследованиях по современным проблемам диаспоральных структур амшенских армян в Абхазии и России.
Как мы знаем, амшенские армяне – это субэтническая группа армян, генезис которого проходил на территории Армянского нагорья. Еще в древности амшенцы сформировали свою автономную государственность в виде фемы Армениакон - Великий Амшен, границы которой в основном совпадали с границами колыбели армянской нации.
Амшенские армяне известны по урартским, ассирийским и персидским источникам VIII – VI веков до н.э., а в эпоху Византийской Империи воспринимались как отдельная от греков этническая группа.
Часть амшенцев расселилась на территории Западной Армении в районах нынешних городов Орду, Герасун,  и в восточной части бассейна Чороха. А другая часть расселилась южнее Сюника. Традиционный район проживания пролегал от Трапезунда до Аджарии и Джавахка включительно.
Издревне амшенцы известны как ученые, педагоги, священнослужители, полководцы и … пчеловоды. То есть, амшенцы - это носители именно государственнических качеств.
Исходя из вышеизложенного, можем отметить, что амшенцы (будучи пассионарным элементом Армянского нагорья) являются мощным идеологическим и геополитическим ресурсом по восстановлению армянской государственности на исконных землях Западной  Армении на основе пролиферационной (т.е. развитие через новообразование) стратегии развития Западной Армении в ХХI веке.
Как мы уже отметили, амшенские, или причерноморские армяне являются представителями субкультурной локальной группы армян.
В дальнейшем, основная часть амшенских армян осела на территории Абхазии, в Аджарии,  Краснодарского края, Адыгеи, Северного Кавказа и в Крыму. Несмотря на частные изменения в миграционной политике царской России по отношению к бывшим турецкоподданным гражданам, переселение амшенских армян в Россию стало воплощением стабильности. И сегодня амшенские армяне являются самой большой и старейшей армянской субэтнической группой в этих регионах.
И еще.
Вышеназванная группа амшенских армян является потомками неисламизированной части амшенцев, которые вынужденно покинули родной Амшен в период обращения в ислам остального населения и насильственного отуречивания, а также потомки жертв геноцида армян.
Являясь христианами, они сохранили  самобытную культуру и особое амшенское самосознание.  Как и другие амшенские этногруппы, они говорят на амшенском диалекте армянского языка, который принадлежит к числу наиболее отклонившихся от литературной нормы и по своему генезису восходит ограниченному ареалу, составлявшему часть территории средневековой Ани-Ширакской Армении, причем наиболее близкие к нему – это диалекты Киликии и Себастии. Отметим, что в настоящий момент большинство амшенских армян свободно владеют русским языком, который нередко, в первую очередь для  жителей городов и курортных населенных пунктов, является вторым родным языком.

Уважаемые участники форума!
«АРМИНФОЦЕНТР» совместно с Международным женским объединением амшенских армян «Амшенка», наряду с другими задачами, целенаправленно занимается мониторингом социально-экономического, культурно-просветительского  и духовного состояния нашего народа. И одним из важнейших направлений в решении этих задач является сохранение семейных традиций и языка.
Роль армянской женщины - как хранительницы и носителя армянского языка и традиций, воспитания детей и возрождения амшенского самосознания - велика.
В свете вышеизложенного кратко представим некоторые наши исследования современного состояния амшенских армян в местах своего компактного проживания на Черноморском побережье, на примере Республики Абхазия и Краснодарского края Российской Федерации.
Так:
1. Половина населения современной Абхазии составляют амшенские армяне.
2. Почти всё амшенское население, включая детей, говорит на трех амшенских диалектах армянского языка - орду, дженик и трапезундском.
3.В отличие от Грузии, России, Турции, стран Европы и США, в Абхазии не наблюдается тенденция смены армянской фамилии, ради карьерного роста.
4. Две тысячи детей обучаются в 27 армянских школах, находящихся на государственном обеспечении.    Это уникальное явление на сегодняшний день в современной мировой армянской диаспоре.
5. В Абхазском государственном Университете, на педагогическом ф-те, открыто специальное отделение по подготовке учителей армянского языка для начальных классов.
6. Самоорганизация армян в Абхазии проявилось в создании общинных структур. Армянская община в Абхазии имеет  четыре местных отделений в республике: Гагринский, Гудаутский, Сухумского района и г. Сухума.
7. Возрождение культурно-просветительской жизни проявляется как:
- на базе армянских школ регулярно проводятся тематические мероприятия;
- есть энтузиасты, которые собирают этно-материал, экспонаты для будущего амшенского музея, пишут книги о культуре, истории своего народа;
- существуют музыкально-хореографические группы;
- создана юношеская футбольная команда  «Амшен».
8. Процессы ассимиляции минимизированы за счет сохранения устойчивых семейных традиций: в своей основе большинство семей в Абхазии – моноэтнические.
9. Население активное и мобильное.
10. Как мы выше отметили - амшенская женщина - хранительница очага, носительница амшенского самосознания и традиций.
Но наряду с вышеизложенными положительными тенденциями в Абхазии существуют и проблемы в жизни общины.
Наблюдается некоторое ущемление армянского населения, которое выражается:
1. В дискриминации  при поступлении в ВУЗы и на работу, как в государственные учреждения,
так и в коммерческие структуры. В этой связи можно особо отметить проблемы, возникающие при открытии и ведении своего бизнеса.
2. Из 131 армянской школы, действующих на территории Республики Абхазия до развала Советского Союз, сейчас функционирует только 27 государственных школ.
Но нужно честно признаться, что в этом виноваты не только власти Абхазии, но и сами местные армяне.
Отметим, что и сами школы имеют большие проблемы.
Это:
- плачевная материально-техническая база;
- нехватка и низкий уровень подготовки преподавательских кадров;
- нехватка современных учебно-методических материалов;
- отсутствие технической, инновационной оснащенности.
3. Наблюдается  безработица.
Люди вынуждены жить за счет натурального хозяйства.
4. Из-за социально-экономической нестабильности, не преодолённых последствий со времён грузино-абхазской войны и блокады, заметен отток городского и сельского армянского населения из Абхазии в Россию и другие страны.
5. Практическое отсутствие  национальной  амшенской интеллигенции, как базового стержня развития и возрождения духовных ценностей и амшенских интересов.
6. На всю республику существует всего одна армянская церковь в г. Гагры. Ведь армянская Церковь всегда являлась фактором духовного объединения армян.
7. В малом количестве представлены амшенские СМИ, особенно на армянском языке – результатом чего является, слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах.
8. Враждебная пропаганда со стороны Грузии, направленная против амшенских армян Абхазии, что порождает необоснованные фобии у абхазцев к амшенцам.
9. Некоторую слабую работу амшенской общины в Абхазии активисты армянских общинных структур связывают с катастрофической нехваткой финансирования, что в свою очередь связано с отсутствием реального амшенского бизнеса в республике.

Теперь перейдем к ситуации в России.
Амшенские армяне компактно проживают не только на черноморском побережье, но также живут во многих регионах Российской Федерации, особенно в городах и селах Краснодарского и Ставропольского краев, республиках Северного Кавказа, в Адыгее, в г. Москве, в Ростовской, Московской и других областях.
Сейчас мы рассмотрим ситуацию с самой многочисленной амшенской диаспорой в России – черноморской.
 В Краснодарском крае Российской Федерации проблемы амшенских армян частично отличаются от проблем амшенцев в Абхазии.
Начнем с позитивных моментов:
1. Выгодное месторасположение компактного проживания многочисленного амшенского населения. И что немаловажно, непосредственно близкая связь с Абхазией.
2. Высокий уровень благосостояния  амшенского населения.
3. Присутствие амшенского элемента во всех государственных, общественно-политических, социально-экономических и культурных институтах региона.
4. Возрождение культурно-просветительской жизни проявляется как:
- открытие музеев и памятников;
- издание литературных произведений на амшенском диалекте;
- организация научно-практических конференций;
- проведение фольклорных праздников;
- деятельность хореографических групп, в репертуаре которых исполнение уникальных амшенских  круговых танцев.
 5. Деятельность нескольких армянских воскресных школ, действующих при поддержке диаспоральных структур.
Наряду с положительными моментами особое беспокойство вызывают проблемы, стоящие сегодня перед амшенцами  Краснодарского края:
1. Угроза потери армянского языка в перспективе.
2. Недостаточность армянского компонента в образовательных учреждениях, в районах компактного проживания амшенского населения.
3. Нежелания самих армян обучать своих детей родному армянскому языку в общеобразовательных школах.
4. Постыдная, и к сожалению нарастающая  тенденция у некоторых амшенских армян изменения и даже смены армянских фамилий, ради своего карьерного роста.
5. Негласная дискриминация со стороны властных структур.
6. В отличие от Абхазии низкая оценка самоидентификации, как следствие, усиление ассимиляционных процессов.
7) Как и в Абхазии в малом количестве представлены амшенские СМИ, особенно на армянском языке – результатом чего является, слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах.
Добавим, что за последние 1,5 года, после прихода к руководству армянской общины г. Сочи - «САР г. Сочи» новых лидеров, чувствуются реальные положительные шаги в продвижении идей в решении актуальных задач, стоящих перед амшенской общиной.
Это некоторые выводы, которые являются результатом исследования нашей организации в двух регионах компактного проживания амшенских армян.

В конце доклада хотелось пару слов сказать о том, что уже 100 лет волнует сердце каждого армянина.
На всем побережье Черного моря нет ни одной армянской семьи, которой  не коснулась величайшая трагедия армянского  народа - геноцид, учиненный тремя преступными турецкими правительствами, а именно: османского (султанского), младотурецкого и кемалевского (Ататюрка) 1894-1923 гг. на территории своего исторического обитания - Амшена  в Западной Армении.
Одной из важнейших и приоритетных направлений в деятельности Информационно-аналитического сайта «АРМИНФОЦЕНТР» и Международного женского объединения  амшенских армян «Амшенка» является сбор и документальное освидетельствование фактов преступления,  свидетельств прямых потомков жертв геноцида, учиненного тремя турецкими правительством, в отношении армян Западной  Армении.
Эти факты будут опубликованы не только в прессе, как, например, свидетельство Зайтар Демерчян об ужасном преступлении содеянное в селе Дженик, когда турки заживо сожгли всех жителей села. Этот рассказ об обычной  амшенской семье, которая жила на своей исконной земле в Западной Армении и которым пришлось покинуть родной очаг, потому что они мешали своим существованием османским ублюдкам строить так называемую «великую» османскую империю. А потом, последующие 100 лет, трубить на весь мир о цивилизованности своей нации и которые из кожи вон готовы лезть, чтобы попасть в Европейский Союз.
Стирая историческую память у своего народа, и введя его в заблуждение, «отцы» нации отнимают у своего же народа шанс на покаяние.
Фальсификацией истории занимались многие на протяжении истории человечества, но преступная турецкая верхушка довела её до совершенства.
Но это не значит, что им удалось стереть нашу память - память потомков жертв геноцида.
Члены нашей организации, волонтёры, начали вести скрупулёзное документирование свидетельств данных фактов на всей территории Черноморского побережья в местах компактного проживания амшенских армян.
Слава Богу, ещё живы прямые потомки жертв геноцида, которые готовы нам предоставить и подтвердить этот материал.
Факты, также будут задокументированы видео свидетельствами и запротоколированы в соответствии с юридическими требованиями для предоставления материалов в МИД, Министерство Диаспоры и другим  компетентным органам Республики Армения, а также соответствующим структурам Западной Армении для инициирования этих дел в международных судебных инстанциях.
Эти факты должны лечь в основу свидетельских показаний для предоставления в международные суды, трибуналы, которые, наконец,  окончательно и бесповоротно осудят это чудовищное преступление против человечности и восстановят все попранные права нашего народа.
То, что совершили турки - планомерно уничтожая армян, со второй половины 19 века по 1923 год - это абсолютное зло. Они должны понести заслуженное наказание за содеянное, за то, что отняли у целого народа Родину и на костях наших предков упиваются процветанием кемалевского детища.
Замалчивание, игнорирование и даже отрицание самого исторического факта геноцида армян со стороны нечистоплотных политиков, журналистов и ангажированных структур фактически является соучастием последних в этом кровавом преступлении.
И самое главное…
Как в конце 1980-х и начале 1990-х гг. армянская общественно-политическая мысль по большому счету не была готова к свершившемуся факту независимости Республики Армения, так и сегодня не готова к неизбежному свершению факта независимости Республики Западной Армении, в том числе Амшена и Киликии.
Мы уверены, что недалёк тот день, когда вернём нашу историческую Родину, и огромное древо жизни армянского народа зацветёт вновь!
Спасибо.

Саида Оганян,
журналист-этнограф Информационно-аналитического сайта «АРМИНФОЦЕНТР»,
руководитель Международного женского объединения  амшенских армян «АМШЕНКА»

20.10.2016 год
Ереван