На могилах поэтов - живые цветы

Евгений Евстифеев
Какая-то необычная череда смертей прошлась в последнее время. Сейчас Великий пост, скоро Пасха, но как-то на душе не особо легче. Может это из-за новостей из Сирии о химическом оружии, которое применялось правительством (хотя нет никаких доказательств). В конце прошлого года умер Гейдар Джемаль, на прошлой неделе скончался Евгений Евтушенко и сегодня, 8 апреля 2017 во сне умер Анри Волохонский.
Мне бы о них хотелось бы поговорить (о Евтушенко и Волохонском). Я не хочу их сопоставлять и сравнивать, потому что Евтушенко – это чистой воды романтик, в котором нет слова о смерти, а Анри Волохонский, даже не поэт, а философ неизвестной школы. В последнем переплетается многое: и ницшеанская школа, и марксистско-ленинское учение, и даже христианская философия. Не буду я говорить о них вместе, но по отдельности расскажу о них.
Кто такой вообще этот Евгений Евтушенко? Это – русский поэт-шестидесятник, романист, фотограф, автор таких стихотворений и поэм, как «Поэт в России – больше, чем поэт», «Идут белые снеги», «Бабий яр», «Фронтовик» и многие другие. Некоторые из них, а точнее «Любимая, спи» и «Нежность» настолько личные, что их нельзя даже выставлять на обозрение, но разве эти строки не говорит каждый любящий человек? А они такие:
«Любимая, спи...
Во сне улыбайся.
(все слезы отставить!),
цветы собирай
и гадай, где поставить,
и множество платьев красивых купи.
Бормочется?
Видно, устала ворочаться?
Ты в сон завернись
и окутайся им.
Во сне можно делать все то,
что захочется,
все то,
что бормочется,
если не спим.
Не спать безрассудно,
и даже подсудно,-
ведь все,
что подспудно,
кричит в глубине.
Глазам твоим трудно.
В них так многолюдно.
Под веками легче им будет во сне.»

Если призадуматься, то это самое нежное, что творило перо поэта:

«Разве же можно,
чтоб все это длилось?
Это какая-то несправедливость...
Где и когда это сделалось модным:
"Живым - равнодушье,
внимание - мертвым?"
Люди сутулятся,
выпивают.
Люди один за другим
выбывают,
и произносятся
для истории
нежные речи о них -
в крематории...
Что Маяковского жизни лишило?
Что револьвер ему в руки вложило?
Ему бы -
при всем его голосе,
внешности -
дать бы при жизни
хоть чуточку нежности.
Люди живые -
они утруждают.
Нежностью
только за смерть награждают.»

Евтушенко, как второй Маяковский, хотя нет! Он вместил в себя всех поэтов, которые были в истории России, а это Пушкин, Есенин, Маяковский, Брюсов, Соловьев и многих других. Он не стоял на месте. Кроме поэтических, у него были и прозаические творения – роман «Ягодные поля» и повесть «Ардабиола», он был и фотографом, а также был тесно связан с кинематографом. Он снялся в четырех художественных фильмах, среди которых «Застава Ильича», где он появляется в документальной вставке о вечере поэзии, это был самый известный вечер поэзии в Политехническом музее, в фильме «Взлет» он сыграл Циолковского», в двух фильмах «Детский сад» и «Похороны Сталина» участвовал эпизодически, а также принимал в них участие, как режиссер, а также написал сценарий к фильму «Я – Куба». Он был своего рода русским Пьером Паоло Пазолини. Разносторонняя личность.
Я воспринял его смерть, как такую большую неудачную шутку, то есть не поверил и верить в это не хотел. Да и вообще, никто не хотел наверняка в это верить, потому что этот день был День дурака. Он умер 1 апреля 2017 года. Одновременно и непривычно, и неудивительно. Современники погибают один за одним, НО КАКИЕ СОВРЕМЕННИКИ! Евгений Евтушенко навсегда вписался в истории русской культуры. Все-таки, он был прав. Поэт в России – больше, чем поэт. И это сказал он, Евгений Евтушенко, и он был прав.

Теперь о Волохонском. Я уже сказал, что он не являлся поэтом хотя бы потому, что он мало известен, как поэт. Но стоит подметить, что автором песни «Город золотой» является не Гребенщиков, не Хвост, хотя тот ее сделал песней. Слова же к этой песне написал сам Анри Гиршевич. Лучшая рок-баллада, стала народной. Автор этой песни одновременно и забыт, но тем самым вклад в культуру неотразим. Эти гитарные переборы очень сильно напоминают исполнение лютниста средних веков, который играл при дворе у какого-нибудь герцога. Самое красивое, что можно было услышать в русской рок-среде.
За это только ему можно сказать спасибо.
Простите меня, читатель, что такую малость уделил этому автору. Про него почти ничего неизвестно. В следующий раз постараюсь побольше о нем рассказать, если будет такая возможность.
Умер он не на Родине. В Германии, в городе Рексинген. Но надеюсь, что хоть за это о нем будут помнить. Ему был 81 год. И умер спокойно, во сне.

Пусть им всем земля будет пухом. Пусть их все будут помнить.