Дикости Батилимана, или подводный поединок

Виктор Комосов
   1985 год, август, крымский берег, Батилиман. Это дата нашего первого посещения заповедных мест всем составом семьи. Только дочь присутствовала номинально и ничего не запомнила потому, что мы с женой пронесли её на территорию «под полой» Ольгиной беременности – моя жена была тогда на пятом месяце этого «удовольствия».

    События данной истории развивались так. Мы сняли частную квартиру в Алупке. Купались в море, в полуденное и вечернее время степенно прогуливались по роскошному Воронцовскому парку. Не спеша смаковали кофе по-турецки, его тогда отменно готовили в одном кафе неподалёку от нашей квартиры.  И объедались мороженым вперемешку с  крымскими фруктами. Т.е. это был типичный семейный отдых молодой пары, ожидающей пополнения семейства. Всё было бы как у всех, но мы – это мы.

    Укрепившаяся привычка заглядывать за новые неизвестные повороты побуждала нас к движению. Все места в округе этого крымского уголка были нам более-менее известны. В нашем положении разумнее было бы продолжать отдых в таком же малоподвижном стиле. Но как же, например, быть почти рядом с Батилиманом и не посетить его уютный заповедный берег, столько раз, дававший нам ощущение полного единения с природой. Батилиман – это перекрёсток пяти стихий: солнца, воздуха, моря, скал и леса.

    Мы недолго колебались. Раз мы беременны, то поедем только «на часок» кострового чайку хлебнуть, в уединении посидеть и в чистейшем синем море окунуться, что берега батилиманские нежно ласкает. Думаю в этом месте самое чистое прибрежное море в Крыму. Батилиман с греческого языка переводится как «глубокий залив» или «глубокая вода». Вот этой глубокой  водой и омывается мыс Айя напрямую со дна моря без всяких там посредников в виде «ливневых» и канализационных стоков человеческой цивилизации. Жаль, что и сюда люди добрались - собираются погубить эти места добычей сланцевого газа, накопленного в береговом шельфе возле Фороса.

    Налегке так налегке. Взяли с собой всё самое необходимое для такой кратковременной поездки. Из питания: банку рыбных консервов в масле, кулёк конфет, печенье, кусок хлеба, небольшой пакет с фруктами, бутылку минеральной воды на дорожку, немного сахара и чай. Из экипировки: поролоновая складная пляжная подстилка в виде сумки, две пляжные кепки, купальник, плавки, небольшое полотенце, салфетки, хозяйкина эмалированная кружка, маленький детский надувной матрасик, ложка, коробок спичек, нож для подводного плавания, гидрокостюм типа М-2 (шлем, куртка  и штаны отдельно), большие ласты «Акванавт», подводная маска «Акванавт», дыхательная трубка, пустая пластиковая бутылка для родниковой воды, свинцовый пояс для подводного плавания (8 кг.), резиновый чехол для гидрокостюма. Всё это уложено в большой брезентовый рюкзак. Вот и всё, а что ещё нужно для отдыха на морском пляже в солнечный день? 

   До Ласпинской долины добрались утренним автобусом маршрута Ялта-Севастополь. В этой долине и разместилось урочище Батилиман. Прошли по верхней дороге до родника, набрали воды для чая. Выбрались на бывшую пограничную тропу и уже тут оба поняли, что будет невыносимо трудно уезжать от всего этого особенного батилиманского края. Сердце радуется встрече с привычным заповедным миром. Так тут всё здорово и уютно. Уникальный мягкий климат, размеренное успокаивающее пение цикад. Натуральная тишина, нет ни одного постороннего звука, чуждого природе. В какую сторону ни посмотришь всюду живописный пейзаж. На этой территории нет мрачных непривлекательных мест. Море тут какого-то особенно сочного синего цвета с множеством оттенков. В штормовую погоду гребни волн обрушивают на прибрежные камни белоснежную пушистую пену, которая и вправду больше похожа на снег, чем на перенасыщенную чистым воздухом морскую воду. Особенно меня радует возникающая иногда при этом водяная «пыль», которая некоторое время умудряется парить над берегом.

    Вот и приметный вход на тропинку, ведущую к месту нашей палаточной стоянки. Я иду первым для подстраховки на скользкой горной тропе. Осторожно спускаемся вниз потому, что моей жене сейчас как никогда нужно быть внимательной за себя и за новую жизнь. В таких случаях в телевизионных передачах про экстремалов и активных придурков говорят: «не пробуйте повторять – это может навредить вашему здоровью». Протискиваясь сквозь нагромождение камней, поняли, что этот поход – авантюрная идея. Из туристов мы резко превратились в обычных придурков.

    Видно всему своё время, тогда мы были такими – это беспечность возраста. Мозги двадцатилетнего человека сильно отличаются от мозга сорокалетнего. Как там, у классиков  написано? Приблизительно озвучу по памяти: «Сорокалетний так же поднимается по горе жизни, как и тридцатилетний, тут они ещё мало чем отличаются друг от друга. Но только в отличие от второго сорокалетний уже видит со своей высоты противоположный спуск с горы и внизу отчётливо может наблюдать гавань, в которой стоят корабли с чёрными парусами».

    В том году мы ещё никаких подобных гаваней не могли видеть, нам казалось, что сила молодости безгранична и наше здоровье неиссякаемо. Потому, что мы находились практически только в самом начале подъёма на виртуальную гору жизни. Это самый роскошный участок дороги. Природа щедро снабдила нас энергией для прохождения всего пути до самого конца. Переполненный заряд внутреннего «аккумулятора» провоцирует молодого человека щедро и не обдуманно тратить силы. Ведь, кажется, что они так легко восполняются, и так будет всегда. Старики неустанно нудят молодым: «берегите здоровье и силы», но кто их слушает. Может это и правильно – не обращать на них внимание. Потому, что никто точно не знает, где оборвётся его дорога жизни. Хочется успеть максимально хорошо её единственную прожить потому, что за тебя никто это не сделает. А будет ли ещё шанс – не известно наверняка.
 
   Поэтому мы легко и беспечно преодолели этот реальный горный спуск и с нескрываемой радостью расположились на месте нашей обычной палаточной стоянки. Немного перевели дух в её хвойной тени и продолжили нашу безалаберную прогулку по каменным джунглям Батилимана, что бы расположиться на пляже и вдоволь накупаться в его чистых морских водах.

   Природа в этот день отдыхала вместе с нами. Море было спокойным, дул лёгкий ветерок, светило ласковое, в меру жаркое, солнце. Чуть поодаль от берега резвились дельфины. Сонно набегающие морские волны хлюпали нам между камнями свою убаюкивающую песенку.  Вдоволь накупавшись, мы поднялись обедать под тенью нашей стоянки. Прихватив с собой немного мидий для разнообразия «стола». Лёгкий обед запили костровым чаем. Плотный полноценный ужин ждал нас в Алупке, но чем ближе был конец светового дня, тем отчётливее мы понимали, что у нас не хватит духу просто так встать и уйти из этих мест. С рождением ребёнка нас закрутит водоворот забот и новых проблем. Поэтому мы не скоро сможем побывать ещё в этих местах. Вот, если бы можно было тут посидеть у вечернего костра под крымским звёздным небом, переночевать, да ещё денёчек пожить этой размеренной батилиманской жизнью. Но мы совершенно не готовы для этого. У нас нет палатки, постели, тёплых вещей и еды. Есть только обоюдное острое желание продлить этот миг. В прежние времена у меня с собой было хоть подводное ружьё, что каждый  день обеспечивало наш стол свежей рыбой, но сегодня у меня один нож, которым можно наковырять только мидий. Жена сказала, что  всю жизнь мечтала объесться мидиями потому, что она страстный поклонник морепродуктов и никогда досыта ими не наедалась. У нас остались конфеты, чай, сахар и немного печенья. Из посуды: «чайник»-чашка, и «кастрюля» из пустой консервной банки. Питьевая вода под рукой. Проблему с постелью я придумал, как решить, хотя надо сказать весьма дико и оригинально. Палаткой нам может послужить этой ночью хвойный свод нашей стоянки да бездонное крымское небо. Вечер на Батилимане из-за горного гребня наступает раньше, чем по равнинному московскому времени. Поэтому засветло собираю дрова для костра. Кошу ножом траву и вперемешку с сухими листьями набиваю ими постельные принадлежности – резиновую сумку от гидрокостюма, немного брезентовый рюкзак и делаю на плоском высоком камне тонкий настил из той же травы и листьев. Ещё солнце не спряталось за скалами и можно окунуться в море. Мне же нужно не просто окунуться, а успеть обеспечить наш стол морскими деликатесами.

     Перед погружением я настроен был достаточно миролюбиво. Мне предстояла спокойная подводная «грибная» охота – дело не хитрое. Делов-то. Одень гидрокостюм, погрузись под воду и отковыривай с камней чёрные морские «вареники» - мидии, расфасованные в прочный острый панцирь. Я так и сделал, но отыскивая на глубоководной части камня мидии покрупнее, вдруг вижу притаившегося в водорослях ерша средних размеров. Это отличная промысловая рыбина с достаточно вкусным мясом, вот бы её добыть. И размерчик у неё подходящий – не мелюзга какая-нибудь. В сочетании с гарниром из мидий – прекрасный лёгкий ужин. Времени на раздумья нет. Делаю вид, что я его не заметил, а он в этом и не сомневается потому, что считает себя мастером маскировки. Да и к тому же он прекрасно видит, что у меня кроме кулька в руках ничего нет. Значит, я ему не опасен.

     Для непосвящённых поясню, что я не заигрался словами, когда написал, что рыба в состоянии различить есть ли опасность от пловца или нет. Это не прибрежные воды необитаемого острова и рыбное население уже не одно поколение знакомится с естественными хищниками этого района. Морской ёрш тоже хищник, но и на него найдётся «управа». Человек для них такой же хищник, как и дельфины, катраны, чайки и бакланы. Я охочусь не ради спортивного интереса, поэтому никогда не гнался за арифметическим количеством улова, а брал от природы только прожиточный минимум для прокорма в походных условиях. Поэтому много раз наблюдал отличие в поведении рыб. Если я проплываю с ружьём в руках, рыбы максимально насторожены и внимательно следят за мной. Чуть между нами сократится безопасное расстояние, они сразу же «разбегаются» в разные стороны, прячась в спасительные камни. Статистика встреч показывает, что трудно к ним приблизиться на расстояние уверенного выстрела, если ты вооружён. И наоборот, они сами могут к тебе близко подплыть, удовлетворяя своё любопытство, если в руках у тебя нет ружья или гарпуна.

     Всегда дивился самомнению людей. Кто им сказал, что они самые умные и тем более «цари природы»? Природа в этом не нуждается, она сама по себе царь. А мы, как беззастенчивые потребители, научились только её основательно губить. Правда в последнее время немного спохватились и делаем свои «царские» потуги, что бы хоть как-то замести следы своей «умной» «цивилизованной» деятельности.

     Свою засаду морской ёрш организовал на глубине восьми метров. Я хорошо знаю эти места. Ещё раньше промерял тут глубину фалом подводного ружья. Отплываю немного в сторону так, чтобы донырнуть до дна с противоположной стороны подводного камня с хищником. На поверхности воды тщательно вентилирую себе лёгкие, делаю глубокий вдох и бесшумно проскальзываю в воду. Рекомендую всем не плескаться ластами при погружении – больше интересного увидеть получится под водой. Вообще бесшумная ходьба и ныряние резко расширяют кругозор путешественника, повышают шанс интересных встреч, хотя возможны и другие варианты. Под водой не спеша работаю ластами, при этом из дыхательной трубки уходит весь лишний воздух. Несколько раз выравниваю давление. Достигаю дна, и медленно плыву вдоль него, оплывая камень. Права на ошибку я не имею. Чтобы не вспугнуть ерша мне нужно всплыть точно рядом с ним. Причём в этом случае сблизиться с рыбой нужно не на расстояние выстрела, а на расстояние вытянутой руки.

    Вот и запечатлённое в памяти место, достаю из ножен на ноге нож, медленно вытягиваю перед собой руку. И максимально близко жмусь к камню при всплытии. Лихорадочно обшариваю глазами все закоулки и трещинки, но нигде не вижу моей цели. Либо ёрш перехитрил меня и ушёл, разгадав мои намерения. Либо он действительно не превзойдённый мастер маскировки. Эта рыба просто создана для засады. Особенность его строения такова, что само его тело является отличным маскхалатом. Мало того, что оно коричневого цвета, всё в тёмных пятнах и разводах - камуфляже чем-то похожем на змеиную окраску. Так оно ещё усеяно со спины и на плавниках целой «клумбой» ядовитых колючек, придающих ершу сходство с пучком коричневой морской травы на камне. Пучеглазые глаза, обеспечивают ему хороший обзор. Его хищный зубастый рот способен распахивать свои «гостеприимные» объятия на ширину всей головы, такая у него замечательная анатомическая особенность. Есть у него одна необычная манера – сбрасывать старую кожу. Может он и вправду дальний родственник змей? Яд, узоры на теле, смена кожи. Ведёт он преимущественно донный образ жизни. Нападает из засады. На это я и рассчитываю, надеясь, что он всё своё внимание сосредоточит  вверх, и не будет ждать добычу, а тем более нападение на него снизу. Основательно увлёкшись обеспечением своей скрытности, я начинаю ощущать дефицит кислорода в крови, мне нужно срочно всплывать, чтобы обновить его запас. Неумолимо быстро заканчивается моё время нахождения под водой, а ерша всё не видно. И мне ещё нужно пронырнуть расстояние до поверхности воды, чтобы сделать спасительный глоток воздуха. Так все пишут, забывая о том, что сначала нужно для этого сделать спасительный выдох. На всё это нужно время, которое, пожалуй, уже истекло. Человек никогда не знает своих истинных возможностей, вот и я понадеялся на это, когда вдруг заметил ерша. Он был прямо передо мной и меня не замечал или его подвело хорошее знание людей – ведь у меня в руках нет ружья. Скорее всего, он  увидел занесённый над ним клинок, но не успел воспринять его как смертельную опасность из-за его небольших размеров по отношению к самой рыбе. Это для меня был самый ответственный момент. Сколько рыб я вспугнул поспешным движением руки с ружьём? Никогда не знаешь, как близко рыба подпустит тебя к ней. В этот раз расчёт был верен. Полусогнутую руку я резко разогнул, одновременно с этим интенсивно подработав ластами. Мой молниеносный бросок завершился тем, что я пригвоздил ерша ножом к камню. Но вот, что делать дальше это оказался большой вопрос. Так охочусь я впервые, и у меня совершенно нет нужного опыта. Нет у меня и запаса воздуха. Нет особенного выбора и у ерша. Вот такая странная компания готовится к всплытию наверх. Кто по доброй воле, а кто по недоброй.

    Медленно начинаю движение с ершом на ноже так, чтобы встречный поток воды нанизывал его дальше на лезвие. Делаю это сначала в траве вдоль поверхности камня. Потом, убедившись, что рыба находится на середине лезвия и уже не может с него соскочить, начинаю бесконечно долгий подъём вверх. Но не всё так просто выходит. Встречный поток воды начинает прижимать рыбу к моему кулаку и в аккурат этими дурацкими ядовитыми шипами на спине. Мне даже показалось, что ёрш специально ими целится в меня. Знаю, что в наших водах нет смертельно ядовитых животных, но степень воздействия яда этой рыбы очень не хотелось бы сейчас проверить на себе. Не известно, какова восприимчивость моего организма к нему. Но скорее всего, у меня временно опухла бы рука, были бы боли и онемение. Говорят, что это «удовольствие» чем-то похоже на сильный укус осы. Но зачем всё это узнавать за счёт своего здоровья, тем более так далеко от медицинской помощи. Яд есть яд. Поэтому, не прекращая всплытие, я наклоняю кисть с ножом немного вниз. При этом ерша встречным потоком начинает снимать с лезвия. Мне нужно тогда замедлять подъём неимоверным усилием воли и выравнивать кисть руки. Эти манипуляции мне приходится проделывать неоднократно, а мой кислородный ресурс давно уже закончился и я держусь уже из последних сил, но не бросаю добычу и продолжаю подъём. Вот таким иногда бывает труд, который вытаскивает рыбку из пруда. Наш и так бестолковый отдых мог закончиться крайне оригинально – не хватало мне в таком прекрасном месте ещё утонуть в азарте подводной охоты. Но продолжаю движение вверх. Спасительный выдох я вынужден был сделать ещё под водой, как только я почувствовал, что её поверхность уже близко. А спасительный вдох вместе с небольшим глотком воды я сделал на поверхности моего любимого Чёрного моря и уже почти рефлекторно сбросил рыбу с ножа на береговые камни. Где я её потом благополучно нашёл, когда вдоволь прокашлялся от морской воды.

     Интересно с кем у меня тогда состоялся поединок с ершом или с самим собой? Моя жена узнает о цене этой рыбы, только много лет спустя прочтя эти строки.

     Как бы там ни было, но ужин у нас в этот вечер был. Был и вечерний костёр, и звёздное небо над головой, а вот сон получился спартанский. До сих пор удивляюсь тому, какими мы тогда были легкомысленными придурками. Ночь выдалась тёплой, но не настолько, чтобы в нашем положении беззаботно посапывать во сне. Моё оригинальное постельное бельё выглядело так. Жена легла в одежде на пляжную подстилку. Подушкой ей служила резиновая сумка для гидрокостюма набитая травой и листьями, полотенце  было  вместо наволочки. Её одеяло состояло из трёх частей. Вверху я укрыл её брезентовым рюкзаком, посредине своей курткой от гидрокостюма, а ноги прикрыл матрасиком. Обувь мы конечно не снимали.

    Моё личное постельное бельишко этой ночью выглядело ещё скромнее. Под голову я положил полиэтиленовый кулёк с двумя пластиковыми бутылками, купальником и плавками. Матрасом мне служили ласты, что было невероятно «удобно». Хорошо ещё, что хватило немного травы, чтобы сгладить их резиновые рёбра жёсткости. А одеяло у меня было в виде штанов от гидрокостюма. Так, тесно прижавшись друг к другу, мы провели всю ночь. В принципе было терпимо. Спасибо тёплой августовской крымской ночи, да ещё и в таком удачном климатическом месте как наше. Только под утро, откуда-то с моря, набежал свежий ветерок. Тогда моей жене пришлось больше заползти на меня, а мне покрепче её обнять. В общем, выстояли совместными усилиями, вернее даже вылежали и прообнимались.  Понятно, что в это утро мы не остались нежиться в «постели». А встали намного раньше обычного. Досыпали мы уже в лучах теплого утреннего солнца на пляже. Облегчённый завтрак из остатков печенья с конфетами и горячий сладкий чай окончательно вернули нас в тонус, и мы ещё половину дня наслаждались жизнью на Батилимане.

    Потом не спеша собрались и отправились в Алупку – назад в цивилизацию, прихватив с собой две полные фляги родниковой воды. Благополучно добрались на автобусе «домой» и также благополучно «отгребли» целый ворох справедливых нотаций от хозяйки нашего съёмного жилья. Мы её не предупредили о том, какие фортеля можем выкидывать. Да мы и сами от себя такого не ожидали. В общем, она уже хотела подключать милицию для наших поисков. Хорошо, что подумала о нас немного лучше, чем мы тогда заслуживали – она решила, что мы встретили своих знакомых где-нибудь на пляже и решили заночевать у них на квартире. Такие случаи у неё уже бывали. Но вот только у нас их не было, а вот, поди ж ты, случился.


P.S. На фото место нашей ночёвки на камне (снимок сделан позже в 2007г. поэтому тут есть каремат)

P.S. "2" Читательница пишет: "...Хорошее было время-молодость! Спасибо за увлекательное путешествие..."

Это молодое времечко навсегда осталось жить на самой приметной полочке нашей памяти:)) смеюсь

P.S. "3" Читатель-писатель пишет: "Виктор, чудесный рассказ, с душой романтика, у меня в повести о рыбалке много по миру, но без романтики, бог не дал таланта все служба".

В.К. (04.02.2021): Рад Вашим положительным эмоциям от прочтения, мне приятно было виртуально прихватить на морскую глубину надводного рыбака. В любом даже самом увлекательном погружении главное - это благополучное всплытие. Человек рождён морем, но так получилось, что сейчас его дом - суша. Один мой товарищ так впечатлился описанием подводного поединка, что чуть не поседел, так он описал свои впечатления и эмоции сопереживания. Я этому не удивлён потому, что ставил и такую цель при написании :)) (улыбаюсь) А чего это я один должен был тогда расхлёбывать морскую воду :)) Пусть и читатель хлебнёт переживаний :))) Я не жадный на яркие впечатления.