Празднуете ли вы Пасху?

Эля Зелинская
Пасха - праздник  весенний и очень  яркий.

  Иудеи  празднуют как свой - обретение свободы после египетского рабства,  то есть   празднику несколько тысяч лет.
Христиане - воскрешение Христа  после распятия и смерти, и насколько Пасха   как праздник  стала  значимой  и приобрела те черты, которые  и являются главными  характеристиками,  говорит  канонизация   его   на Первом Вселенском Соборе в 325 году в г. Никея.


Пасха – удивительный и будто неожиданный, но  очень ожидаемый  праздник,  не привязанный  к постоянной дате. Но время  праздника – весна, когда  вся природа оживает  после зимней «смерти и сна». И это очень важно для понимания смысла и сути праздника, длящегося  40 дней. Где важнейшими являются   и неделя перед Пасхой и последующие  - до Радуницы.


Интересными здесь будут необычные и присущие только этому празднику черты и стороны, яркие и сильно воздействующие психологически, и даже  подготовка к нему :  пост и его окончание,  весенняя уборка и чистка  дома, двора, огородов и полей, стирки, омовения и бани,   накануне  - приготовления к жертвенному праздничному столу с рядом  определенных пасхальных  кушаний,  всенощная и  освящение праздничной еды в храмах, и веселье, ряд обязательных примет сельскохозяйственного  назначения, почитание предков и посещение могил на 9-й день.


 Но это и понятно – праздник  и древний и очень многозначный. В нем перемешались и переплавились  черты  языческого обожествления и очеловечивания природы и   черты христианства с верой в Христа, его человечность и чудо  воскрешения.
Независимо от того, какой вы веры, привлекает  поэзия праздника,  богатая,  великолепная,   художественность и образность его  бесконечна.


День праздника  зависит от Фаз Луны и дня весеннего равноденствия.  По церковным канонам  высчитывают  так  день Пасхи  - после дня равноденствия 22 марта   смотрят, когда ожидается полнолуние и после полнолуния в последнюю четверть  и в  первое воскресенье после полнолуния - Пасха.


Вся история астрономических наблюдений и таблиц  установила, что самая ранняя Пасха не  бывает раньше  4 апреля. То есть Пасха может быть  до христианской  Благой вести  о воскрешении  - 7 апреля - постоянный церковный особый день праздник, но это очень редко и в 21 веке до Благовещения Пасха была в 2010 году   и  самая поздняя Пасха не может быть позже 8 мая. Это не чудеса, это очень точные астрономические вычисления на основе конкретных  наблюдений.  Именно весеннее равноденствие 22 марта – фундамент для вычисления дня Пасхи.


Раньше дня весеннего равноденствия не может быть праздника – и это очень важно.
Несколько моментов,  которые подтверждают,  что все  христианские церковные праздники удобно и  беспроигрышно приспособлены и совмещены с  языческими, церковью запрещенные и осужденные. И она вынуждена была это делать,  так как народ,  принимая новую веру, от старой не отрекался.


1.Именно  астрономические точные наблюдения за Луной, природой,  имеющие не 2 или не  3 тысячи лет  истории,  позволяют сделать  вывод  о происхождение Пасхи  от  древнейших  весенних  языческих  праздненств народов  северного полушария, связанных с  «воскрешением природы» и древней астрономией,  с сельскохозяйственным календарем, одухотворенных   поклонением солнцу, луне и земле.


Никуда не деться от того, что с этого времени  надо было успеть обработать землю, засеять и потому нередко  часть работ  проводили даже в этот день – который мог кормить год.


2. Ранняя,  до Благовещенья,  Пасха – еще  один аргумент в пользу языческого древнейшего происхождения праздника,   когда  не было ни Христа,  ни  вести  о  его воскрешении.
 А вот праздник весны, определяющий   начало всех работ на земле,  и тонкие наблюдения над явлениями  природы  очень интересны.


3. Детали и атрибутика Пасхи и последующих дней еще более подтверждают языческую  древнейшую  суть  праздника.

Здесь и почитание  предков, посещение могил, приготовление определенных  кушаний,  способ   употребления их, масса примет, верований.  Все это интересно и сегодня,  и говорит о глубоком  мистическом   поклонении природе,  зависимости от нее, важны были  следование  правилам и обычаям праздника  - куличи, крашеные яйца,  варка праздничного пива,  кушанья из весенних молочных продуктов ( масло, творог, сметана),  запрет на работу и  вдумайтесь - возможность  с этого дня  употреблять  еду животную  -  конец поста.


Замечено давно, что перекорм  и ожирение домашней птицы и скотины грозит бесплодием, что необходимо весеннее ограничение и  человека  в определенной еде .  Любой орнитолог и биолог скажет, что после марта  прекращают  подкормку зверья и птиц. Пост не был церковным измышлением - это остатки древнейших знаний о живом, о природе. А наблюдательный  крестьянин  заметил,  что жировые яйца нередко без скорлупы, мягкие,  уродливы и даже крупные – не доблесть - с двумя желтками и птенец  вряд  ли выведется.

СИМВОЛЫ  ПАСХИ


Символы Пасхи  и удивительные - яйцо и кулич. Яйцо - очень древний и глубокий. многозначный , метафорический  знак  жизни,  гармонии, солнца,  красоты, возрождения   у разных народов,  и это тоже признак  того,  что праздник древнее  христианства,  приспособившего многие  черты языческих  верований , обработавшего их и присвоившего.


 Куличи, как праздничные символические (пожелания  урожая и блага)  изделия из муки злаков , сдобренные  богатыми добавками в виде масла, молока, яиц, сладостей в тесто – характерны для   культуры  земледельческой  (зерновой),  особый вид    и  отличие от будничной еды  - еще одна черта языческих  праздненств.


В эти прекрасные весенние дни теплу  и животворному солнцу ,  первой животворной зелени   радуется все живое. Своеобразная жертва -  лучшее молоко и масло  и  продукты, яйца и поклонение природе характерны  для язычников, обожествляющих природу.


ПРИМЕТЫ и МАГИИЯ

Наблюдения за праздником и  природой рождали приметы.
Особенно приметной была последняя неделя поста перед Пасхой. Она называлась страстной, белою, чистой - обязательно  чистили  после  зимы дворы, жилища,  мыли, убирали, белили и украшали, стирали,   выкидывали и жгли ненужное


    Обязательно бани -  в чистый четверг, омовения, окуривания.  Старались до  восхода солнца  - с верою, знанием,  что избавятся от болезней и прочего дурного.
Но именно этот день в языческой   славянской мифологии был праздником Перуна. Еще один аргумент   о дохристианском  происхождении Пасхи и значение, которое придавали весеннему возрождению.


 Язычеством веет от обряда  прокаливания в четверг соли и которая от этого дня и действий с нею  приобретала силу и значение  врачебной. Соль обжигали и по порядкам веры освящали в церкви, хранили,  используя для лечебных целей.


Это сейчас яйца круглый год в магазинах и достижения  науки позволяют выводить  цыплят круглый год и курам нести яйца.
Сообразно природе  птицы  начинали  нестись  весной,  чтобы с наступлением тепла вывести потомство.  А вот и приметы народа по этому случаю  - "Если  ранние яйца крупные -  ранний овес уродит лучше, а если мелкие - поздний засев лучше". По весу первых куриных яиц заключали,  каким будет урожай.


Существовали обычаи сельской  магии - на Пасху оглаживали лошадь, коров, а девки и бабы себя яйцом,  приговаривая:  " Катаю яичко , катаю по личику, как гладко яичко - так гладко будь личико",  или "Будь гладким,  как яичко".  «Там,  где курица сидит на яйцах - яйца не печь и   петь и свистеть нельзя - цыплята в яйцах погибнут».


Выражения - красить яйца, катать яйца, дорого яичко к Пасхе, поддельные яйца для пасхальных игр - характеристика праздничных черт.  Соревновались  в том, чтобы  насобирать больше яиц катанием -  чье дальше, или битьем - чье крепче,  по рисунку – чье  краше - это церковью не поощрялись, но таков характер древних народных игрищ.


Скорлупу и остатки пиршеств пасхальных старались закапывать на огородах и в поле, веря в урожай,  которые они принесут.


Значение Луны и ее фаз в Пасхалиях   подчеркивают и такие  действия сельских жителей , как  выставлять пчел из омшаников на страстную неделю, то есть приуроченность и несомненная  к лунному календарю,  древнейшим поклонениям Луны.
А такие приметы,  как  огня на Пасху не одалживают -  ни спичек, ни дров, ни углей, особенно, если в этот день кто- либо выехал из дому,  за огнем   уйдет из дома благосостояние, здоровье, урожай, а  если возвращали долги -  жаром в посуде - самое лучшее, сохранили  следы древних огнепоклонений.


А ЧТО НА СТОЛЕ?



Если посещения могил  на Пасху церковью не одобрялось, то  освящения яиц,  крашеных красных  поощрялось.  Красить яйца - обычай многих народов,  праздновавших возрождение   природы, ее новизну и благодать  с символом жизни - яйцом.

 Ставили  на пиршественные столы крашеные яйца,  изделия из зерна или мучные,  первые весенние   продукты,  пиво, делали  щедрые  подарки друг другу. И яйца были не только куриные, но и других домашних и диких птиц – в литературе упоминаются утиные и гусиные, яйца диких , уже прилетевших птиц.


Существовали особые рисунки росписи  яиц   на религиозные темы, или традиционно с древности языческие – условные птицы, злаки, цветы, орнамент,  и народные художники старались богато и красиво расписать яйца, которые после освящения могли хранить весь год,  или  заменители их -  деревянные или глиняные.


Сельскохозяйственный смысл праздника и в  украшении стола - яйцо зарывали в зерне в кадочке, которую помещали на столе, а потом  зерна высевали вместе с остатками еды,  хлеба  и скорлупы.


Много и непосредственно христианских черт Пасхи - пост, молебны - всенощная,  звон на Пасху доступен каждому.
С  древних времен идет традиция    варки пива на праздник и стремление погулять,  как следует -  языческое обжорство,  когда могли съедать по нескольку десятков  яиц,  куличей, блинов, и возлияния  поощрялись в народе,   не исчезли  языческие и слезы и веселье  на Радуницу, что церковью тоже не поощрялось.


СТОЛ ПАСХАЛЬНЫЙ  известен всем  основным – куличами  и  крашенными яйцами,  которые старались освятить в церкви и трапезу начинали после похода в храм.

Существует сотни вариантов пасхальных куличей - от скромных до  богатейших,  куда могло войти до 100 яиц -  испечь так испечь - на всех и на все дни.


Яйца красили накануне в пятницу или субботу, красный цвет получали от луковой шелухи, особенно ценилась  шелуха красного лука, или специальных красок. Собранную шелуху накануне запаривали. Мытые яйца опускали в остуженный напар и варили круто.
Потом яйца мазали маслом для блеска и  устанавливали в кадках с зерном или горкой на блюдах, лукошках,  корзинках.


Кроме куличей  из весеннего молока,  творога,  масла,  сметаны   готовили особое  творожное блюдо  «Пасх(к)у.
Кроме этих традиционных пасхальных кушаний,   готовили  бабки, бабы, мазурки, блины, печения, из свежего сливочного масла делали барашков или яйца, обязательны мясные кушанья -  окорока, чиненые головы или желудки,  вареное мясо, жаркое,  поросенок  фаршированный, птица домашняя, если уже появлялась первая  зелень - то готовили  зеленые щи на обед, пирожки с начинкой из щавеля или крапивы, блинчики  с начинкой из рыбы,  или  овощей, мяса, весенняя рыба в разных видах, пироги.

            Обилие пива, вина , игры  -  битки и катания,  конкурсы на поедания, 
смотр изделий -  бабок,  куличей и пирогов, молодежные забавы - первые катания на качелях, потехи, и даже выезд на поле,  чтобы обсыпать его пасхальным зерном и скорлупой, щедрые  одаривания – таким   остается праздник в народе  и сегодня.
      

Ныне  торговля бежит впереди желаний,  как сделать Праздник ярким вкусным и радостным,  какие подарки  подарить, не отстает в регламенте и коммерциализованная церковь. 
Можно не готовить ни куличей, ни яиц,  ни белой пирамидки творожной пасхи, ни барашка или петушка или яйца  из масла. Все можно купить,  привезут,  и подскажут, и установят.



Но если есть возможность сделать праздник не обязаловкой,  а прочувствовать его,   то,    начиная с вербного  воскресенья,   помоют и  почистят  дома, закупят  яйца и  прочие продукты, в четверг всю семью до восхода солнца вымоют, соль четверговую прожигают,  а зачем -  неизвестно -  пригодится ли, яйца в субботу покрасят, куличей с пятницы напекут всяких, наварят холодцов, наделают пирогов, в радуницу съездят на кладбище,  и  много  чего где-то забытого, а у кого-то сохранившегося,   исполнят.

РЕЦЕПТЫ ДОМАШНИХ КУЛИЧЕЙ И ПАСХИ ИЗ ТВОРОГА


КУЛИЧ   БАБУШКИН
(из личного домашнего  архива)


ВЗЯТЬ :  ДЛЯ ОПАРЫ: 2,5 СТАКАНА  МОЛОКА, 2 СТАКАНА МУКИ, 2 СТОЛОВЫЕ ЛОЖКИ ДРОЖЖЕЙ, 1 СТОЛОВУЮ ЛОЖКУ САХАРА.
Для теста: 5 стаканов муки,  100 граммов сливочного масла, 1 стакан сахара, 1 стакан изюма, 6 яиц, соль по вкусу.
Приготовление: Для опары вскипятим молоко и остудим до парного. Всыплем муку, дрожжи,  1 столовую ложку сахара. Все хорошо размешаем, накроем полотенцем, поставим  в теплое место для подъема опары  ( можно на ночь).
Утром добавить в опару разогретое сливочное масло. Сахар растереть хорошенько миксером с яйцами. Положим в опару, добавим соль, изюм, хорошо вымешиваем  тесто до тех пор, пока оно не начнет свободно отставать от рук. Поставить подняться в теплое место под полотенцем.
ПОДГОТОВИМ ФОРМЫ – СМАЖЕМ МАСЛОМ, ОБСЫПЛЕМ СУХАРЯМИ И ЗАПОЛНИМ НАПОЛОВИНУ  ТЕСТОМ. НЕ БОЛЬШЕ. ПОСТАВИМ ПОДНЯТЬСЯ.
ПОТОМ СМАЖЕМ КУЛИЧИ ВЗБИТЫМ ЯЙЦОМ С  ВОДОЙ И ВЫПЕКАЕМ  В РАЗОГРЕТОЙ ДУХОВКЕ 1 ЧАС. ГОТОВНОСТЬ ПРОВЕРИМ ДЕРЕВЯННОЙ ШПИЛЬКОЙ. ЕСЛИ,  ПРОКОЛОВ ТЕСТО, ВЫТАЩИМ ШПИЛЬКУ СУХОЙ – КУЛИЧ  ГОТОВ. КУЛИЧ УКРАСИМ ГЛАЗУРЬЮ.


ГЛАЗУРЬ ДЛЯ КУЛИЧЕЙ
(ЛИЧНЫЙ ДОМАШНИЙ  АРХИВ)


ВЗЯТЬ: 1 СТАКАН САХАРА, 6 СТОЛОВЫХ ЛОЖЕК ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ, 0,5 ЧАЙНОЙ ЛОЖКИ УКСУСА. СОК   ПОЛОВИНЫ ЛИМОНА
       ПРИГОТОВЛЕНИЕ:  САХАР ЗАЛИТЬ ВОДОЙ, ДОБАВИТЬ УКСУС И ПОСТАВИТЬ ВАРИТЬ. УВАРИМ ДО СОСТОЯНИЯ, КОГДА  КАПЛЯ СИРОПА, ПАДАЯ С ЛОЖКИ, БУДЕТ ТЯНУТЬСЯ НИТЬЮ. СИРОП СНЯТЬ С ОГНЯ И РАСТИРАТЬ ДО ПОБЕЛЕНИЯ. МОЖНО МИКСЕРОМ. ДОБАВИТЬ СОК ПОЛОВИНЫ ЛИМОНА И ЕЩЕ ТЕРЕТЬ. 
Этой белой быстро застывающей массой смазывают верх куличей.


ПАСХА ТВОРОЖНАЯ,  СМЕТАННАЯ
(личный  домашний  архив)


ВЗЯТЬ:  1 КИЛОГРАММ СВЕЖЕГО ТВОРОГА, 3 ЖЕЛТКА, 1 СТАКАН СМЕТАНЫ, 100 ГРАММОВ СЛИВОЧНОГО МАСЛА, 1 СТАКАН ИЗЮМА БЕЛОГО БЕЗ КОСТОЧЕК, 1 СТАКАН САХАРА,  ВАНИЛИН, СОЛЬ ПО ВКУСУ.
Приготовление:
Хороший свежий творог отжать еще раз через пресс, протереть сквозь сито, добавить размягченное сливочное масло, сметану. Желтки хорошо смешать миксером с сахаром, положить в творог, добавить ванилин и соль по вкусу.
 Промыть  в теплой воде, затем в холодной изюм, высушить его в полотенце и  положить  в творог. Все хорошо размешать.
В ДУРШЛАГЕ   ПОСТЕЛИТЬ ЧИСТУЮ МАРЛЮ В ДВА СЛОЯ И ПОЛОЖИТЬ ТВОРОГ. НАКРЫТЬ КРАЯМИ МАРЛИ. МАРЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЛАЖНОЙ. НАВЕРХ ТВОРОГА ПОЛОЖИТЬ НЕБОЛЬШОЙ ГРУЗ – НАПРИМЕР,  ЛИТРОВУЮ  БАНКУ С ВОДОЙ. А ДУРШЛАГ ПОСТАВИТЬ НА КАСТРЮЛЮ И ПОМЕСТИТЬ  ВСЕ В ХОЛОДНОЕ МЕСТО, ЧТОБЫ ЗА НОЧЬ ИЗ ТВОРОГА ВЫТЕКЛА ВСЯ ЛИШНЯЯ ЖИДКОСТЬ.
ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕМ В ПЯТНИЦУ-СУББОТУ  ПЕРЕД ПАСХОЙ.
В СУББОТУ ИЛИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА ПАСХУ ВЫНУТЬ «ПАСОЧКУ», ПОЛОЖИТЬ НА КРАСИВОЕ БЛЮДО, ПОПРАВИТЬ ФОРМУ.  ИЗЮМОМ МОЖНО КАКИЕ-НИБУДЬ УЗОРЧИКИ СДЕЛАТЬ. ВОКРУГ  «ПАСОЧКИ» КЛАДУТ  КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА. «ПАСОЧКА» – УКРАШЕНИЕ ОБЕДЕННОГО СТОЛА НА ПАСХУ. И ПРИНЯТО,  ПРЕЖДЕ ЧЕМ  НАЧАТЬ ОБЕДАТЬ, ВСЕМ ПОПРОБОВАТЬ ПОНЕМНОЖКУ  ТВОРОЖНОЙ ПАСХИ. ТАКОВ РИТУАЛ.


 ПАСХА  СЛИВОЧНАЯ
(личный домашний архив)


ВЗЯТЬ: 1 КГ ТВОРОГА, 2 СТАКАНА СЛИВОК, 1 СТАКАН САХАРА, 100 ГРАММОВ СЛИВОЧНОГО МАСЛА, 2 ЖЕЛТКА, 1 СТАКАН ИЗЮМА БЕЛОГО БЕЗ КОСТОЧЕК,  ВАНИЛИН, СОЛЬ.
Приготовление:
Отжатый творог протереть сквозь сито. Взбить в пену сливки. Сахар растереть с желтками и маслом. Смешать с творогом сливки, сахар, взбитый с желтками и маслом, изюмом, соль, ванилин. Все хорошо размешать.
НА НОЧЬ ТАКЖЕ ПОСТАВИТЬ В ХОЛОД В МАРЛЕ И ДУРШЛАГЕ, КАК ОПИСАНО ВЫШЕ, В ПАСХЕ  СМЕТАННОЙ.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!