Зарипов Гумар Салихзянович

Петр Панасейко
      
             

                В 1983 году в городе Тольятти на Волжском автомобильном заводе я познакомился и подружился с Гумаром Зариповым. Несмотря на то, что мы оба уже на пенсии, дружить продолжаем до сих пор. А ведь могли бы и не встретиться. Могли, но, как известно, жизнь идёт по своим правилам и преподносит иногда «сюрпризы» там, где их не ждёшь.

                Родился Гумар  в Пензенской области России в декабре 1952 года в семье шахтёра. В восьмилетнем возрасте с родителями переезжает на Украину, в Донбасс. На одной из шахт, расположенных между Горловкой и Енакиево,  оканчивает среднюю школу, поступает учиться в Горловский филиал Донецкого политехнического института. В 1981 году возвращается уже со своей семьёй в Россию, но не на свою малую Родину, а в  столицу отечественного автомобилестроения - город Тольятти. Поступает на работу мастером на главный конвейер.
   
             Я родился в 1956 году и провёл своё детство в соседней с Донецкой областью – Запорожской. Уехал с Украины в Россию на Волгу ровно на десять лет  раньше. Получается, до августа 1971 года мы жили с ним по соседству, нас разделяли какие-то сто километров. В Донецке приходилось бывать, и кто его знает, может и проходили мимо друг друга: численность населения превышала миллион.

            Встретились же там, где никогда и не подумали бы: на тот момент, это была просто другая союзная республика огромного Советского Союза. Теперь Россия и Украина – суверенные государства. Для Гумара это возвращение в Россию, для меня – приобретение новой Родины.

           К нам на производство он перевёлся с главного конвейера Волжского автомобильного завода в 1983 году также мастером. С его приходом у нас сменился директор. Помню, рабочие всё шутили: "Почему, Гумар, ты раньше к нам не пришёл". В их шутке имелась доля истины: с приходом Сенькова П.Р. производство технологического оборудования, являющееся подразделением ВАЗа, «получило второе дыхание».

          Мастером Гумар работал в цехе с моим братом, тоже мастером. Так получилось, что однажды Федя оказался в больнице. Когда его выписывали, я спросил: «Много с твоего цеха тебя навещали за это время». Улыбаясь, брат ответил: «Очень много, места не хватало в палате. А если серьёзно, то - один Гумар Зарипов». В его честности, доброте души я потом не раз убеждался. Когда он переводился со временем с мастеров в технологический отдел инженером-технологом, то зная, что Гумар мой друг, ко мне подходили некоторые его рабочие бригады с просьбой уговорить, не бросать их. Уговаривать не стал, прекрасно зная, что это за должность такая «мастер». Мне неизвестно, по какой именно причине друг решил стать инженером, как записано в его дипломе о высшем образовании. Зато я знаю причину, почему мой брат вскоре тоже перешёл инженером в производственный отдел.

            Один из его рабочих ехал после смены домой на автобусе. Доехал. Шёл с остановки домой. А дальше случилось, как в легендарном фильме «Бриллиантовая рука»: «Шёл, упал, очнулся, гипс». С той лишь разницей, что рабочему наложили гипс не на руку, а на ногу. В итоге брату-мастеру объявили дисциплинарное взыскание и частично лишили премии за месяц». Даже я, кадровик, ничего не смог сделать. Мне сказали, что мастер отвечает за всё. Если бы он открыл дверь квартиры, зашёл в неё, упал бы и сломал ногу. То тогда травма считалась бы бытовой. Но, не дай Бог, если бы рабочий не успел открыть дверь, упал на площадке и сломал ногу, то будет производственная травма и виноватым окажется всё тот же мастер. Абсурд какой-то!

              В отделе Зарипов за прошедшее время зарекомендовал себя с положительной стороны. Когда освободилось место начальника бюро, весь коллектив  ходатайствовал перед своим начальником отдела и отделом кадров о назначении его на вакантную должность. Я, как работник кадров, переговорил с начальником техотдела, тот со мной согласился: появился приказ об исполнении   обязанностей начальника бюро. Увы! Начальником он так и не стал.

             Прошло полгода. Подготовленный мной по просьбе начальника его отдела приказ о назначении начальником бюро по-прежнему лежал на столе у заместителя главного инженера. Тот, как я понял, не мог приказ завизировать потому, что в отделе на эту должность претендовал его «любимчик». Извинившись перед коллективом бюро, Зарипов написал  заявление о снятии с себя полномочий исполняющего обязанности, тем самым доказав, что он не стремится  стать начальником, что его вполне устраивает спокойная в отличие от начальника  должность инженера. Вскоре он перевёлся в той же должности в другое подразделение завода, где его взяли «с руками и ногами», и где работал до самого ухода на заслуженный отдых. Я рад был за него: ведь приятно работать там, где тебя ценят руководители.

             Зариповы вырастили двух замечательных сыновей. Старший из них, Данил, поступил и успешно заканчивал вуз в начале 2000-х годов, когда страна и бывшие предприятия, ставшие акционерными обществами, не отошли ещё в буквальном смысле от «шоковой терапии». Если раньше, в советские времена, на преддипломную практику направляли сами высшие учебные заведения, то теперь, как говорили когда-то Ильф с Петровым, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

              Проблема заключалась в том, что взять на практику его могли только в экономической службе, как студента-экономиста. Отец обошёл всех руководителей отделов службы, но везде получил отказ. Пришёл ко мне за помощью. Меня насторожили эти отказы и я попросил показать зачётную ведомость студента.

             Увидев в документе только «отлично», пошёл с Гумаром по его предыдущим «следам». И в Плановом отделе, и в Отделе организации труда и заработной платы, и в других мы получили повторный отказ. Отличные  оценки не действовали. Причину я сразу же понял, но ему не сказал. Был бы он руководителем любого звена, проблем не возникло бы. А так, какой-то простой инженер. Что с него взять? Пришлось мне напрямую идти к заместителю директора по экономике. Чесноков В.Н. мне отказать не смог. После не раз меня за такого специалиста благодарил. На нашем заводе Данил Зарипов прошёл трудовой путь от рабочего до начальника отдела по работе с персоналом. В настоящее время работает на другом заводе заместителем генерального директора по персоналу.

            И ещё самый интересный факт. В институте Гумар  учился на одном курсе с В.Ф. Януковичем. «Если бы Зарипов, - подумал я, - не уехал бы с Украины в Россию в начале 1980-х годов, то мог бы он попасть в президентскую команду Януковича в начале 2010-х годов, как однокурсник последнего?». Однако я  быстро снял этот вопрос с «повестки дня». Нет, не попал бы. Таких туда не берут. По понятной причине.

09.04.2017 г.