О догмате Искупления

Духовное Христианство
Искупление - это жизненный духовный подвиг самопожертвования Иисуса Христа для освобождения человечества от власти греха и падшего ангела сатаны, чтобы духовно исцелить и осветить путь к Богу и вечной жизни.

Поскольку искупительная миссия Христа Спасителя предусмотрена Богом «от создания мира» и является кульминацией Божественного Замысла о человеке, следовательно, догмат Искупления должен осмысливаться и толковаться в русле Божественного Замысла.

1. Делом искупления и спасения, совершённым Христом, стал человек, созданный по образу и подобию Божьему, человек – преданный Творцу, исполнивший закон, явивший святость и послушание перед Богом, не поддавшийся искушению дьявола, победивший врага.
Данный образ утратил Адам, а Христос восстановил, оправдав человечество по промыслу и милости Божьей, показав достоинство человека Ангелам и клевещущему врагу сатане, «лишив силы, имеющего державу смерти» (Евр 2;14).

Человек имеет свободу выбора, и Господь позволил древнему змею (образ сатаны) искусить человека и ввести его в грех. Сатана надеялся, что помешает замыслу Бога и человек во грехе не сможет жить вечно, потому что вечная жизнь предполагает совершенное творение. Сатана как бы показал, что человек сделал выбор в его пользу, и Бог теперь по истине и праведности не может оправдать Адама.

Но у Творца, всё же, есть возможность оправдать человека (и Свой замысел). Он, как Творец, и будучи личностью, имеет право Сам стать человеком - чтобы явить Свой нрав, Свою праведность, Свою силу и жизнь... в человеке!
Творец может явить Свой образ в "Сыне единородном", где Сын возмёт от Отца Дух Святой, но родившись человеком, явится представителем человечества пред истиной.
И другая сторона медали - лишь один человек может быть совершенным – человек, которым стал Сам Бог.

"Велика тайна благочестия: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам..." (1Тим 3:16).
«Оправдал Себя в Духе» - явил Свой замысел в явлении жизни и силы Духа, исполнил Своё пророческое обетование в явлении Духа, и оправдал человечество в выборе Божественной жизни через явление праведного Духа в Сыне Человеческом.

В райском саду сатана предстал Адаму и Еве в воплощении змея со своим словом лжи - и теперь, Бог воплотился, как Слово Божье в явлении правды Божьей.
И все уверовавшие и покаявшиеся от проповеди Его, теперь искуплены от закона, давшего власть сатане, ибо "Бог явился во плоти", толкует Ап.Павел в 1 Кор., как "второй Адам - Господь с неба", и исполнил закон Божий.

2. Второй смысл Боговоплощения - явить через Христа человечеству милосердие и спасение Бога-Отца. «Ибо человекам спастись невозможно – Богу всё возможно».
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Всего лишь один человек может представлять Бога (Его единственную уникальную Личность) – человек, которого раз и навсегда избрал Бог, отделив его в непорочной плоти и передав ему Свой Дух и Разум.
Поэтому Иисус сказал: «Никто не знает Сына кроме Отца, и Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
Евангелие нам свидетельствует о таком Человеке - через полноту Святого Духа Иисуса и в тайне Его непорочного зачатия.
А также, «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Послание к Римлянам 1:4.

Так, через воплощение Бог разделяет человеческое страдание. Он страдает вместе с человечеством и за человечество.
Если до грехопадения Бог открылся, как Творец и Вседержитель, дающий жизнь и благословление, а теперь мог быть лишь праведным небесным Судьёй - однако, Он страдает вместе с человечеством, и святость Его теперь нам открывается в Спасителе человечества.

Поскольку, казнь через распятие для Господа Иисуса (как и любая мученическая смерть человека) стала самым тяжёлым испытанием, постольку Апостолы в своих проповедях больше акцентировали внимание на Его подвиге крестной смерти.
Многочисленные образы и сравнения в Апостольских Посланиях, как-будто, указывают, что главным событием в Искуплении является смерть Спасителя на кресте:
«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2:24)… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Петр. 3:18).
Также, все ветхозаветные прообразы говорят о «кровопролитной» жертве:
«Он есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное, ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя… и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою… и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «Это кровь завета, который заповедал вам Бог"… да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения… И Христос однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха Кровию Своею…» (Евр. 9:11—26)
Также, Сам Христос сказал Своим ученикам: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28), или: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22:20).

Естественно, что любое дело «связанное на земле, связывает в адекватной мере дела на небе». И тем более, свершения Посланников Божьих способны влиять на судьбу человечества и изменять мир - в соответствии с Божьим Промыслом быть соучастниками преобразований на субстанциональных уровнях мироздания.
Однако, очевидно, что в таком количестве и разно-образии, многие трактовки уничтожения греха и смерти, именно, «на кресте», остаются просто образами и символикой, красноречием и риторикой.
Если, к примеру, рассмотреть более устойчивый образ в догмате Искупления - «жертва в пролитии Крови», то богословское толкование здесь говорит лишь о жертве умилостивления. То есть – тот же этический или морально-правовой аспект, та же проблема «добра и зла».

Кто, к примеру, может сказать, каким образом Господь «попрал смерть смертью» или «пригвоздил грехи ко кресту», «поднял и понёс грех мира» или «омыл верующих кровью Своею»? Не являются ли онтологические процессы в мироздании тайной творения Бога?
Поэтому всякие гипотезы об онтологических процессах должны оставаться, как имеющая быть тайна Божья, и потому не могут быть какими-либо исходными посылками для богословского осмысления.
К тому же, эти процессы подчиняются и следуют за Божественным Замыслом. Поэтому лишь Божественный Замысел здесь будет предметом богословского осмысления.
Речь не о таких предметах богословия, как - духовная жизнь, пророчество, божественное видение или откровене.

Бог допускает познать Своему творению «добро и зло» через возможность самостоятельной жизни без Него. (Само это начало уже звучит, как мудрая притча).
Он даёт творению свободу выбора и своеволия. Результат: один из самых наделённых Божьим благословением, мудростью, силой и властью, так возгордился, что вместо почтения Творца, себя сам возомнил богом, организовал клевету на Творца и устроил бунт. Бог оставил его (сатану) лишь отдалив от Своего жилища. Далее Бог создал человека, который поддался искушению врага Божьего, впал в грех, породил в себе зло и оказался во власти сатаны. По определённому времени Бог Сам воплощается в человека, живёт свято, в добродетели, в исполнении закона Божьего, проходит путь страдания, скорбей, берёт на Себя зло мира и греха, берёт на себя расплату за грешников, принимает смерть от сильных мира и вместо возмездия, даёт прощение всем покаявшимся, обратившимся к добру и Богу – являет шанс спасения всего мира.
И в этом Замысле Творец познаётся, как Спаситель и Святой святых.

Если б Адам не согрешил.
Для этого ему необходимо иметь то сокровенное знание зла и греха, уберегающее от безбожной жизни, которое Бог мог передать лишь преданному Сыну Своему («раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно») представляющий во Вселенной Бога. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Знание, уберегающее от безбожной жизни суть Дух в Святом Духе – страх Господень, «который чист и пребывает во век» (Пс18).
Любовь – тоже благодать и животворящий созидательный Дух Святого Духа. По сути она блага, созидательна и самодостаточна – богата в себе самой, и тоже не способна на зло. Но её недостаток может сказаться на устойчивости пребывания в истине.

Снова и снова стоит отметить, что лишь в ракурсе Божественного Замысла, который Бог даёт познать в основном через Пророчество, Евангелие, Апостольское учение, и в целом Священное Писание, возможно осмысливать богословские догматы.

Вопрос о невозможности воссоединения святости и греха остаётся в нравственной области.

Далее, обратим внимание, что для любых онтологических и субстанциональных процессов не важен исторический момент, веха, полнота времён. Для Божьего же замысла, это важно.
Также, эти процессы могут не зависеть от юридических и этических норм, норм общественных и духовных.

А если всё же зависят… - то значит вторые главнее, ибо они уж точно не зависят от онтологических и субстанциональных процессов. Так как нравственные и этические нормы (законы) выше по статусу сами по себе, как конечная цель Божественного промысла, а также, это законы духовности, святости и отношений Бога и человека.

3. Тайна Искупления в раскрытии Божественного Замысла.

Однако, стоило бы досказать о «жертве пролития Крови» Господом Иисусом на Голгофском Кресте.
С позиции нравственного подвига самопожертвования, с высоты Духа, принятие мученической смерти – это самый трудный и самый большой подвиг. Это свидетельство полной победы над миром.
И нетрудно понять, что этот подвиг является самым главным свидетельством.
Свидетельство о том, что «Пастырь добрый отдаёт жизнь за своих овец»… свидетельство за слово Своё и в частности «о жизни вечной»… свидетельство о победе Духа над плотью… жизни над смертью.
Также, Иисус говорил: «Нет большей любви, чем кто душу отдаст за друзей». Он исполнил и это…
Иисус с юности уже знал, чем заканчивается судьба пророка - знал, что праведнику в мире зла не умереть своей смертью. И уже тогда в нём был этот подвижнический порыв.
И как о своём страдании и смерти выразился Сам Господь Иисус:
«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Похоже, лишь однажды, в Гефсиманском саду, Иисус переживал борение и душевную скорбь. И как достойно Он прошёл это искушение. А всю остальную Свою жизнь вплоть до распятия и во время него, какое это самообладание и дух! Что ни слово – то изречение и полёт Духа, что ни действие – то драматургия, подвиг и божественная сила!

Тайна Искупления.

При сотворении мира сатана был наделён властью от Бога, но возгордился и восстал, оклеветав Творца и увлекши за собою треть ангелов.
Но Господь Бог не уничтожил сатану и падших ангелов. В Его благом замысле творения предусмотрена свобода выбора, при которой, к сожалению, на начальном этапе развития от зла не застраховаться.
Творец допускает до определённых пределов проявлению зла для того, чтобы этот вынужденный негативный момент использовать для опыта всех разумных тварей. И по полноте времён познания добра и зла показав Ангелам и человечеству всю правду вселенской драмы, сковать зло и "ввергнуть в озеро огненное".

Когда Бог создал человека, падший ангел ввёл первых людей в искушение и неверие. Тем самым, получив над ними власть. Также, сатана намеривался помешать Божьему плану.
8:44 "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Итак, дьявол не устоял в истине, клевеща на Творца и воплощая в мир свои коварные дела.
Господь, зная, каким образом распространяется зло, и предвидя происки дьявола, попустил ему делать зло и показать своё истинное лицо, а также, показать Ангелам и человекам результаты безбожной жизни.
Однако, поскольку Адам сделал выбор в след сатаны, преступив заповедь Бога, то возникает справедливый вопрос, может ли быть какое-нибудь весомое обстоятельство для оправдания и милосердия человеку?
И Бог, конечно же предусмотрел этот «юридический» аспект в Своём божественном домостроительстве.
Ибо дьявол надеялся, что из-за выбора Адама, образ его по замыслу Бога не состоялся, и сатана теперь имеет неограниченную власть над человеком.
Но Бог по своему статусу Творца и реальным возможностям может Сам Духом Святым воплотиться в человеческом теле и явить Божьего человека, согласно Своему замыслу, по образу и подобию Своему. Который исполнит закон святости и преданности Богу.
Велика тайна благочестия: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам..." (1Тим 3:16).

В результате, когда в мир явился Мессия Христос, Который исцелял и воскрешал, проповедовал Царство Небесное, исполнял волю Бога и был святым человеком, то князь мира сего, религиозные деятели и мирская толпа предали его на казнь.
В этом вся низость греховного падения: восстать на Творца (дающего всему жизнь), убить Святого (исцелившего и воскресившего многих), охулить Святого Духа.
Поэтому Иисус сказал, что «Дух Святой обличит мир о грехе, возвестит о правде – что Иисус - Сын Божий и идёт к Отцу, и объявит о Суде».

Несомненно, что в воплощении Христовом мы видим как Бог, оставаясь Богом, явил Себя краеугольным камнем; и истинно, не будь Бог Богом, если помимо физического всемогущества, Он бы не использовал возможность сотворить художественно-драматическое содержание в своём действии и поведении, как Личности. Он создал «Сказку», для которой и свойствен тот мотив «юродства и чудесного преображения» - мотив, в котором томится и ищет свою мечту человеческий дух.

Каков есть Замысел Бога, таков и был.

«Кожаные ризы» в которые Бог одел Адама и Еву (как толкуют святые отцы - это немощная наша плоть) согласуется с духовным откровении, так как на самом деле: человек, зная, что он «наг» морально и физически, освобождается от гордыни и осознаёт свою зависимость от Бога, – от Творца. Это напрямую соответствует божественному провидению.
Так же, по св. Писанию, если Адам прожил 930 лет, то уже есть основание говорить о изменениях в теле и организме человека до греха и после.
Позже, узнаём из Св.Писания, что Бог сократил жизнь человека до 120-ти лет.

Павел даёт ясное представление в 1Кор 15:43-53 о различных телах, и о теле и духовном состоянии Адама. Так о телах сказано, что «сеется в тлении - восстаёт в нетлении».
Павел указывает на «прежде тело душевное», прямо толкуя сотворение первого человека по кн. «Бытие», указывая на «из земли перстного» человека, имеющего бытие в плоти и крови.
Так и блаженый Феофилакт Болгарский толкует, прямо указывая, о каком человеке говорит Ап.Павел в Быт.2:7. Век этого бытие должен прейти и всё должно измениться.

Называя тело Адама «душевным», Ап. Павел не имеет ввиду, что от начала Адам не был жив по духу. Адам был создан, где дух был над душою и телом. Но Адам не смог использовать эту возможность быть всегда в согласии с божественной жизнью, что бы иметь преображение в Духе Святом.
Древо познания добра и зла было «приятным на вид и хорошим для пищи» - это ли не воздействие на первого человека через душу и плоть? Ап. Павел и называет «душевным» телом то, на которое можно воздействовать через похоть очей и похоть плоти.
Господь предусмотрел познание добра и зла, и показал в этом Своё долготерпение, святость и милосердие.
Я думаю, что в этом веке Господь использовал «приятное с полезным»: была необходимость сотворить человечество, и в Церкви как через «жену» возродить в Святом Духе и преобразить человечество.
Поэтому, благословляя людей к размножению, Бог нам дал такие дивные прообразы: «муж и жена» как союз Бога и Церкви, прообраз человечества в пророчество о разнообразии духовного призвания в новом творении.
Также, и Сам Бог в процессе познания добра и зла явился как Спаситель и как «муж» от Духа, Которого, как из «ребра» Адама образовался образ и духовная сущность Церкви.

4. Боговоплощение – Спасение.

Итак, согласно Божественному замыслу, первый смысл Боговоплощения состоит в том, чтобы явить в мир Искупление – непорочного чистого «нового» Адама, который исполнит закон Божий в явлении святости и преданности Богу - который, ради воли Творца и спасения человечества примет страдание и смерть, «оправдав в Духе Божий замысел о человеке, показав это Ангелам» - тем самым, явив оправдание всему человечеству. Житием и подвигом Иисуса Христа совершилось искупление от клятвы закона первородного греха человечества.

Второй смысл Боговоплощения состоит в Богоявлении.
В Евангелие от Иоанна Иисус, сказав, что надлежит Ему быть «вознесенным» на крест, подобно змею Моисея, чтобы верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную. И тут же раскрывает Первопричину: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
То есть, Сын приходит свидетельствовать об Отце.
Кроме того, являя сверхъестественную божественную силу в духовной и человеческой, добродетелях, Иисус свидетельствует, что это Бог-Отец в Нём творит дела.
Иисус, через Свой земной путь, служение народу, страдание и подвиг, а также - божественную силу, свидетельствует о соучастии Самого Бога-Отца во всём этом. И тем самым яляет в мир один из мотивов творческой идеи Божественного Замысла и Боговоплощения – «Юродство Проповеди»: о том, как прожил бы земную жизнь Бог, будучи человеком. И тем самм углубляет наше познание святости Творца, как Спасителя человечества и мира.

Третий смысл Боговоплощения состоит в раскрытии тайны Искупления через раскрытие Божественного Замысла. Также – в раскрытии мудрости тайны Искупления и Божественного Замысла.

И четвёртый смысл Боговоплощения состоит в Спасении через веру.
Обратим внимание, что в Псалмах, как и в Посланиях Апостолов всегда напоминается о делах Бога. В Псалмах о творении Его, о делах, явленных через Моисея и т.д. А в Евангелиях и Посланиях- о делах Творца и Иисуса Христа.
Для чего так? Для свидетельства! А свидетельство для пробуждения и веры.
И потому всё Священное Писание наполнено призывом к вере. Чем больше вера, тем больше богопознание и устойчивость в Боге. И сказано: "пророчествуйте по мере веры" и "растите из веры в веру".
Вера с "горчичное зерно" - предполагаю, что Иисус сказал о той силе веры, которая необходима для того, чтобы лишь коснуться Бога. И в откровении Божьем возможно всё. "От себя" никакая гора не перейдёт с места на место. Выходит, что и здесь вера необходима, как средство для общения с Богом.

Как вера помогает коснуться Бога? Когда свидетельство Божественных сил, слова Божьего, Богоявления, принимается верою в сердце, происходит пробуждение сознания и духа – приходит откровение духа. Общее «откровение духа» выводит сознание из «неверия» в «дух веры в Бога», где воля ищущего устремляется к духовной жизни и познанию Бога, через покаяние «отрекается» и выходит из мирского сознания.
Поэтому Иисус говорил: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

Что такое есть «свидетельство и дела Божьи»? Это то же откровение Божье.
«… Сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат».

Давайте посмотрим - что является предметом обращения Бога к человеку? Это призыв к Царству Небесному. Изначально, жизнь с Богом.
Но для этого, и для духовного сознания, человек должен быть свободен от своего душевного "я" и плотских похотей.

Священное Писание в основе своей - это свидетельство о Боге, Его слово и заповеди - для веры и преображения сознания человека. Также, это повествование о вселенской драме возникнувшего зла, грехопадения; и восстановления Божественного порядка на основе нравственных законов и нравственной жизни. Поэтому именно житие Иисуса Христа является необходимым свершением в Божьем домостроительстве.
Именно это являет свет Божий и делает весомым Его слово, слово Бога и Благой Вести. "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан. 1:9).
Иисус приносит Благую Весть от Бога, и подтверждая Своё слово святостью и силою Божественного явления, Сам становится нетленным образом Благой Вести, Спасителем и Искупителем всем ищущим Бога и верующим в Отца и Сына.
Всё это необходимо для свидетельства веры, явления правды Божьей и преображения сознания человека. «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
«Я – свет Миру. Кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Свидетельство Богоявления, переданное через Евангелие уже есть Откровение – откровение о прощении грехов, откровение о Божественном призвании, откровение о воскресении из мёртвых…

Духовная миссия Мессии Христа должна запечатлеть святость Его пред людьми и пред Богом и явить полноту Божественного благословения. И сам Христос говорил, что «Сын прославит Отца, и Отец прославит Сына».
И снова, для чего это нужно? Конечно же, в первую очередь, для веры, и во-вторых, для надежды на призвание Божье.
Верующий в Иисуса Христа через просвещение Евангелия (Благой Вести) пробуждается духом, и через веру, переоценку ценностей, покаяние, смирение, безмолвие, обретает пред Богом предстояние «в духе и истине» и получает рождение свыше от Божественного Святого Духа для преображения в жизнь вечную.
Поэтому Иисус и говорит ученикам: «...Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа...» (Мат. 28:19).
Приняв страдание и смерть, Иисус Христос воскресает и этим являет откровение о жизни воскресения. Это будет вдохновлять верующего и идущего к Богу человека на его собственном крестном пути.
В конце концов, жизнь Иисуса Христа и Его образ – это откровение о Новом Человеке и новом человечестве, о полном благословении Богочеловека и людей Божьих. И чудесный образ вознесения Христа очень художественно и тонко это иллюстрирует.
При стремлении к совершенствованию и правдивом самопознании человек познает свою греховную природу… Также, он познает, что мир лежит во зле... И здесь встает вопрос о покрытии своих грехов, которые уже ни теоретически, ни практически не покрыть.
Можно найти много рационализаций и идей по этому вопросу, как, например, отработка кармы в буддизме. Но это всё несерьёзно. Какую, например, компенсацию может принести грешник матери за потерянного, которого уже не вернуть, сына? Всё будет не то! Да и если было бы "то", то кто об этом заверит? Каким образом он будет иметь надежду на Бога?
Можно, конечно, оставить прошлое и устремиться к совершенству в будущее, принимая в смирении крест судьбы. Но это не будет путь веры. Это будет некоторая надежда, в сомнении.
Однако, осознание данного факта делает ищущего Бога внимательным к вопросу "суда, милости и веры". И для такого ищущего весть о прощении грехов, о возможности обрести Бога будет тем словом, за которым стоит истина.
И даже если не знать пророчества о пришествии Христа, то такое сознание все равно "узнаёт" (опознаёт) истину об искуплении грехов, как благую весть от Бога. И конечно же, святость Божьего Посланника будет свидетельствовать о том. Ничто так не сможет свидетельствовать о Боге, как явленная святость и сила Божья.