Книга 5 Святослав 942-972

Татьяна Воротникова 2
    На высоких холмах стоит Киев. Вокруг города крутой земляной вал и глубокий ров. С зеленых холмов далеко видно пахотные земли да синюю ленту Днепра. В лучах восходящего солнца, идет за плугом пахарь. Умелые корабельщики строят легкие ладьи. В лугах пасется скот. В лесах охотники добывают медведей, волков и туров – огромных большерогих быков. А за лесами, без конца и края, раскинулись степи. Но на окольных дорогах не спокойно. Степные кочевники жгут и грабят русские селения, уводят жителей в плен. Чтоб беречь от них землю русскую, богатыри на могучих конях, зорко всматриваются вдаль. Охраняет город храбрая киевская дружина.

   Святослав был единственным сыном Киевского князя Игоря Рюриковича. Мальчик был совсем маленьким, когда Князь Игорь погиб во время сбора дани. Пока Святослав подрастал, правительницей Руси была его мать – Княгиня Ольга. Дружина Игоря подчинилась Княгине, это была мудрая женщина с несгибаемой волей. Ольга вырастила из сына настоящего воина. Чтобы отомстить за смерть мужа, она пошла войной на древлян, и впереди войска был маленький Князь. Когда оба войска сошлись, Святослав первый бросил копье по направлению к древлянам. Копье, брошенное детской рукой, пролетело между ушей коня и упало ему под ноги. Но для Князя это был первый бой. 

   Святослав вырос могучим богатырем и много воевал. Силой и храбростью он уродился в своего батюшку. Служба у него была веселая. Удаль – богатырская! У его воинов были самые быстроногие кони. Словно птицы, они в один миг могли появиться в любой части света. Князь не брал с собой в походы больших возов, тонко резал мясо и жарил на костре. Спал без шатра, под открытым небом, а под голову клал седло. Такими же были его воины. За Князя своего, как за отца родного, готовы были жизнь отдать. Войско русское неспроста называлось дружиною. Потому что за князем в бой шли только самые близкие люди – друзья. Перед объявлением войны, посылал Святослав в чужие земли посланников, со словами: «Иду на вы!»

     Были у Киева враги – хазары. Никто не мог справиться с ними. Вооруженные луками, копьями и мечами, они нападали на Русь и соседние страны, грабили, убивали, а пленных продавали в рабство. Давным-давно воевал с хазарами Вещий Олег. С тех пор прошло много лет, не знали хазары, что в Киеве подрос богатырь – Святослав! Пришел час, и храбрый Святослав окончательно расправился с ними. С тех пор нет Хазарского государства, и нет даже такой национальности – хазары. Многие земли отвоевал у хазар Киевский князь. А главное, Святослав закрепил за Киевом, Тмутараканское княжество. Тмутаракань был крупнейший торговый город с огромной гаванью. Сюда приходили корабли из Византии, Северного Кавказа и других русских княжеств. Ох и развернулись купцы! Еще больше товаров стали привозить из заморских стран в Киевскую Русь.

   Пришло время Святославу жениться. Захотел он невесту не простого роду, а княжеского! Заслал сватов к угорскому князю просить руки его дочери. Красавица Предслава знала о подвигах русского Князя, а её отец, много слышал о его богатстве. После   шумной свадьбы, в положенный срок Княгиня родила сына Ярополка, а еще через несколько лет – Олега.

    Но в Древней Руси Великим князьям можно было иметь не одну жену. И очень полюбилась Князю Святославу простая девушка, матушкина воспитанница – Малуша. Она жила в Пскове в вотчине Княгини Ольги. Была там ключницей. У Малуши со Святославом родился сын Владимир. Он остался в памяти у русских людей, как Владимир Красное Солнышко. Владимир жил в Киеве у бабушки – Княгини Ольги. Воспитывал его старший дружинник и брат матери Добрыня. Воспитанием других наследников занимались воеводы. С ранних лет у братьев не было доверия друг к другу. Они были рождены от разных матерей, у каждого из них был свой наставник. Разлад между мальчиками, начавшийся в детве, с возрастом становился все сильнее.
 
    Святославу некогда было сидеть в Киеве. Посмотрел он, какие за морем земли чудесные! И задумал Князь создать огромную славянскую державу от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь, Болгарию, Сербию, Причерноморье, Приазовье и простиралась до самого Царьграда. Не было войска смелее, быстрее, удачливее, чем дружина киевского Князя.  И пошел Святослав на Дунай на болгар, и взял восемьдесят городов, и сел княжить в Переяславце. А с греческим императором Никифором договорился, что Византия будет платить Киеву дань.

    В то время, когда Русское войско было далеко на Дунае, Киев осадили печенеги. Нельзя было выйти из города, нельзя было вывести коня напоить. Княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками. Послав к сыну гонцов, она сама возглавила оборону столицы.

     Святослав, получив известие от матери, вскоре прискакал в Киев со своими воинами и прогнал печенегов. Затаили они на Князя обиду: «Вот придет час, и мы с тобой поквитаемся!»

     Опрокинув врагов-недругов, воинствующий князь вновь стал говорить матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото и вина; из Чехии и Венгрии -  серебро и кони; из Руси - меха и мёд». Тогда святая Ольга сказала: «Видишь, я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Вскоре Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди.    
               
    После смерти Княгини, Святославу пришлось обустраивать управление русскими землями. Он расставил сыновей с воеводами по уделам. Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. Оставив сыновей управлять государством, Саятослав опять отправился в полюбившийся ему Переяславец.

    В это время, в Царьграде произошел государственный переворот. Вместо Никифора, с которым у Святослава было соглашение, престол занял Иоанн Цимисхий. Пока Святослав был в Киеве и отбивал набеги печенегов, Византия перестала платить дань Киеву. Русский Князь пригрозил грекам и приказал выплатить дань, согласно прежним соглашениям. Но, послы Цимисхия стали напоминать Святославу о том, как много лет назад, русский флот, под командованием его отца, Князя Игоря, был уничтожен с помощью «греческого огня».

    Не на шутку рассердился Святослав Игоревич! Он направил к грекам людей со словами: «Иду на вы!» С болгарскими и венгерскими союзниками Князь преодолел Балканский горный хребет и двинулся к крупному византийскому городу Адрианополю. Перед битвой Святослав произнёс свою знаменитую речь: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут.»

    Русские победили греков в Адрианополе и двинулись на Царьград. Когда победоносная армия Святослава была уже недалеко от столицы, Цимисхий испугался, попросил мира и пообещал выплатить дань. Князь согласился на мир и вернулся в Переяславец. Святослав вёл себя как победитель. Он не ждал предательского удара со стороны разбитого неприятеля, который сам попросил мира.

     Но, Византийское командование наводило порядок в своих войсках и готовилось к решительному наступлению. Лучшим полководцам был отдан приказ подготовить флот, проверить запасы оружия и продовольствия.

     Через год Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию. Флот блокировал Дунай, греческая конница прошла через горные проходы и вышла к Переяславцу. Хоть и не ожидали русы наступления, но успели выстроиться в боевой порядок. Русские богатыри вышли в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах. Сильные, красивые они сомкнули длинные, до самых ног, щиты и выставили копья навстречу бронированной греческой коннице. Завязался упорный бой. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Дружина Святослава, опасаясь оказаться отрезанной от города, отступила за крепостные стены. Ночью русы вырыли вокруг города глубокий ров, чтобы враги не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины.

    В ту же ночь, под покровом темноты, русы на ладьях провели вылазку за продовольствием. Утром византийцы, узнав о ночной вылазке противника, перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. Началась осада города.
 
    Минуло три месяца. В городе начался голод. Однажды после обеда, когда византийцы не ждали атаки, Святослав с самыми смелыми и надежными воинами напали на греков и сожгли все осадные сооружения.

   Этот успех воодушевил Святослава. И снова Князь обратился к своим воинам: «Погибнет слава, спутница русского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим врагам. С храбростью предков наших и с мыслью, что русская сила непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славою».

    Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Утром русы вышли из города, и Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Когда сошлись два войска – русское и греческое, земля застонала под ними. Но русские копья не тупятся и не гнутся. К полудню греки отступили.

    На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. Император охотно принял это предложение. И на берегу Дуная состоялось свидание военачальников. Договорились о том, что Святослав не будет воевать с Византией и покинет Болгарию. А Цимисхий должен беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать им на дорогу продуктов. Византийцы обеспечили русских - 22 тысячи воинов, запасом хлеба на два месяца и Святослав ушёл из Болгарии.

    Русская дружина благополучно достигла устья Днепра и на ладьях отправилась к порогам. Воевода говорил Святославу: «Обойди, Князь, пороги на конях, ведь стоят у порогов печенеги». Печенеги не забыли своего обещания расправиться с Князем. Попытка Святослава подняться по Днепру не удалась. Пришлось дружине зимовать в устье Днепра.

    Весной Святослав повторил попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. Князь, впереди войска, бросился в атаку на кочевников, но тут удача отвернулась от него. В жестокой схватке с несколькими воинами, Святослав погиб.
 
    За время правления Князь Святослав широко раздвинул границы своего государства, оставив в наследство сыновьям огромные плодородные территории, с богатыми и красивыми городами, налаженными политическими и экономическими связями. Но, поставив сыновей княжить в разные города, великий полководец, которого слушали и боялись многотысячные русские дружины, пред горящим взором которого склоняли головы заморские правители, не смог предвидеть, что три его сына будут воевать друг с другом.