Где достал?

Василий Евтушенко 5
Москва. Новый Арбат. Я – гость столицы, приглашен в зал Дома Правительства. Заметили жителя далекой деревеньки ценители творчества поэтов России и номинировали на звание «Поэт года»! Прибыл на форум в День Поэзии, получил диплом, авторский Альманах. Поместили награды в красочный пакет, поздравили с пожеланием успехов в творчестве и отпустили. Иду гордо по Арбату, на мой пакет прохожие смотрят с интересом и любопытством. Но продолжу эпизод сегодняшнего дня после того, как изольюсь своими воспоминаниями прошлых лет. Итак, вспоминаю...

Москва. Большая Калужская улица (потом – Ленинский проспект). Я – младший школьник. Во дворе дома щусевской архитектуры гуляю с ровесниками. Жую недоеденный бутерброд, друзья с голодными глазами просят откусить кусочек. Не даю, спрашивают, где достал? Отвечаю: тетя Катя с работы принесла. Откуда? – спрашивают. Отвечаю: из Кремля.

Жил я в коммуналке у тети. Мама моя распределила нас, троих деток, с целью прокормить и спасти от голода по дядям, тетям, дедушкам, бабушкам.
Тетя Катя ежедневно приносила со своего рабочего места (из ЦК) недоеденные блюда. Тем я и выжил до Победы и после. Соседи всегда на кухне спрашивали: «где купил, где достал, кто дал?».

Помню случай, когда в Москве стали продавать пирожки с ливером прямо на улицах, без карточек. Идет москвич, жует пирожок и давится от бесконечных вопросов – где купил. Продавщице с лотком запрещали в людных местах стоять и кричать – «пирожки!». Вот как то идем мы втроем с друзьями мимо такой «безголосой» продавщицы, она подзывает нас и просит создать перед ней очередь. Мы отвечаем учтиво, что у нас времени нет (хотя и денег тоже). Женщина просит со слезами в голосе, и мы уважили. К нам в очередь сразу пристроились новые прохожие, а мы начали театральное действо: кричать –«давайте по одному пирожку, чтоб всем хватило!», «а вы тут не стояли!», «не толкайтесь!» и т.д. И когда выстроилась длинная очередь с вопросами последних – «что дают?», мы потихоньку сбежали. Вслед нам звучали благодарственные слова. И потом все прохожие знали, где достать пирожок.

Годы летели десятками. Страна богатела на товары, но всем еще не всегда доставалось. Как то я вычитал в газетной статье хвалебное высказывание иностранца о наших достижениях производства товаров. Доброжелатель пожелал достичь нам более высокого уровня путем изготовления туалетной бумаги для всего народа. Вспомнил я, как впервые попал во Дворец Съездов в зрительный зал и, кроме того – в зал без зрителей (туалет). В зрительном я обнаружил программу концерта, а в «незрительном» – туалетную бумагу! Я испытал и там, и там восторг. И всем друзьям пожелал этого. В дальнейшем я встречал на улицах Москвы редких прохожих, которые с радостным видом несли в авоське рулоны дефицитной роскоши. Встречные назойливо спрашивали: где купил (не купил), где достал (не достал) и т.д. И, наконец, родился самый популярный московский анекдот с ответом: «Отстань! Из химчистки несу».

А еще ко мне лично приставали (и не раз) отдельные персоны с вопросом – откуда на мне пыжиковая шапка. На пешеходах таких не бывает (только «высокие чины»).  Вопросы были те же (где взял, где достал...). Я отвечал солидно, с достоинством, с выдумкой. На самом же деле было так: из путешествия на озеро Байкал я привез подарок – шкурки зверька. Моя теща, директор ателье, преодолев запрет, пошила «простому смертному» зятю шапку. А сколько было ситуаций, когда меня эта волшебная шапка выручала! Я скрывал (или лгал), где достал.

Летели, летели годы... Я набирался с возрастом опыта, ума, идей. Проник в сферу научной деятельности. Приступил к собственным разработкам с последующим их внедрением. Коллеги задавали те же банальные вопросы – где взял. Не верили тому, что из опыта, от ума, не признавали авторства. Пришлось расстаться с ними и представить разработки к защите в форме диссертации. Защитил, признали. Труды не стали «туалетной бумагой».

Дальнейшие годы были процессом  дарения людям «по нитке» в виде важных мыслей и знаний в соответствующих образовательных заведениях.
Не все задавались вопросом – где  я достал, как получил свои научные мысли. Я же, со своей стороны, начинал отношения со слушателями с ответов на эти вопросы. Я, говоря иносказательно, рассказывал о том, как я делал свою «туалетную бумагу», привлекая к мысли и действиям каждого в достижении собственных целей. Жаль, что цели в социальном плане и сегодня еще не сошлись, и мы еще живем по принципам – где достать, найти, «урвать» и пр. Всё построено в надежде на «везение», без широкого взгляда на действительность, оценки своей роли в ней.

Вот уже не первый десяток свободных лет пролетает  в режиме «найти», «достать», ищем на поверхности земли, не поднимая взора ввысь – к  общим духовным идеалам. А идеал у людей один! Как в песне: «...радость на всех одна, на всех и беда одна...». Живу я сегодня отведенный мне последний отрезок жизни. Что мне осталось испытать за это время? Память, порой, изменяет, зрение ухудшается, физически креплюсь. Что же мне остается делать? Ворчать... И не просто стенать и помалкивать. Кричать! Памяти мало, зато все чувства, эмоции, страдания сохранились! Мысли сочатся,
«душа спешит к перу, перо – к бумаге». Я покорил вершину своей Жизни и с ее высоты ясно вижу действительность «жития». Высота эта – ПОЭЗИЯ. Я стал Поэтом! Не был раньше, стал сегодня.

Заканчиваю свое повествование, начатое в первом абзаце. Итак, иду я сегодня по Арбату... Заглянул в прошлое. Несу в пакете свои достоинства. Как ответить – где достал? Достал в прожитых годах, «достал» современников своими делами, Достал от них признания за свое сострадание к ним. Поживу еще – не то еще достану!