Бракосочетание с Татьяной Булах

Кирилл Булах
                * * *

                Свидетельство о браке № 3773
 
                Московско-Нарвский РайЗАГС I3/X 1927 г. Ленинград,       Советский п.11

   Выдано в том, что Гардин Владимир Ростиславович и Булах Татьяна Дмитриевна вступили в брак, о чем в книге записей актов гражданского состояния о браке за 1927 год 13 числа октября ме­сяца произведена соответствующая запись.

   Фамилии после брака: его - Гардин, ее - Гардина.
        Заведующий -             Делопроизводитель -

   Свидетельство, в отличие от нынешних разрисованных, с водя­ными знаками и общесоюзным порядковым номером отпечатано черным газетным шрифтом на обычной желтоватой бумажке размером, как сказано в типографской маркировке - 723/26 - 450 х 100. В каких это единицах измерения, понять ныне трудно. По-теперешнему это 193 х 137 миллиметров. Очень интересно, что под печатью ЗАГСа приклеена гербовая марка в I рубль золотом, как написано на ней по-русски, -украински,    -белорусски, -грузински, арабской вязью и непонятными ныне знаками. На марке изображен трудящийся в жел­той навыпуск робе и сдвинутом на затылок картузе. В правой  ру­ке он держит якорь размером для крупного катера, а под другой его подмышкой - похожий на увеличенный футбольный мяч герб страны с шестью лентами республик. Позади трудящегося дымит черный пассажирский пароходик. Марка соответствовала стоимости граж­данского обряда и, по-видимому, утверждала, что брак - это на­дежный якорь для рабочего человека, охраняемый близким его сердцу государством. Кроме того, она намекала на свадебное пу­тешествие.

   Я беседую со свидетельницей церковного брака Гардиных.
Это восьмидесятичетырехлетняя Ксения Платоновна - моя двоюродная тетка Ксеня, та самая Ксюшка, пускавшая пузыри в Оредеж вместе с Таней Булах восемьдесят лет назад и ездившая с ней на запятках саней почти семьдесят лет назад. Я хорошо ее пом­ню с начала тридцатых годов, когда в бывшем "доме собствен­ников" № 60 по бывшей Бассейной, а ныне Некрасова улице наши двери в коридор огромной коммунальной квартиры были соседними. Была она тогда крепкой и подтянутой тетей Ксенией в короткой бе­лой юбке и голубой футболке, частенько - с теннисной ракеткой в руках. От нее только и слышны были разговоры о Налимовой - её тогдашней напарнице на корте, ставшей вместе с ней чемпионкой страны. Ксения потом, все-таки, осталась на уровне Ленинграда - ей мешала в спорте невозможная к прерыванию работа, она была педагогом.

   К концу тридцатых годов, когда мама стала меня приучать к музыке, я каждый день на пару часов допускался в комнату тети Ксении к роялю. Одинокое мое сидение за инструментом, не преры­ваемое никем из-за занятости всех днем на работе, частенько пе­реходило от гамм и арпеджио, не говоря уж о более позднем "тан­це гномов" Грига, к чтению валявшихся на рояле книжек. Здесь я, не понимая и половины, прочел "капитальный ремонт" Леонида Собо­лева, возможно именно отсюда начался мой военно-морской путь.  Ксения Платоновна сохранила спортивный вид и до последне­го из тысяча девятьсот восьмидесятых годов. И осталась такой же, правда в меру, по-перцевски язвительной, такой же интересу­ющейся новинками литературы и спортивными делами. И прекрасно помнящей все, что было недавно, что было давно. Пока она была и одним из немногих читателей первой повести задуманной мною хроники. Послушаем же ее воспоминания о тринадцатом октября 1927 года.

   "Мы с Таней очень дружили и постоянно встречались в   детс­тве и самой ранней юности. Потом же мы оставались только любящими друг друга двоюродными сестрами, пошедшими совершенно раз­ными путями в жизни. И встречались редко, компании у нас стали разные, интересы - тоже. Меня совершенно не интересовали Тани­ны артисты, а ее никогда не тянуло к спортсменам. Так что вмес­те мы бывали от случая к случаю, обычно - из-за каких-нибудь важных семейных событий. Печально, что это были, как правило, грустные события, собиравшие остатки всей нашей когда-то боль­шой семьи. Поэтому я была озабочена, и не ожидала ничего хороше­го, придя однажды домой и найдя записку от Тани, в которой она просила меня придти по определенному адресу в определенный час. Больше ничего в записке не было.

   По указанному адресу на нынешней улице Жуковского между нынешними улицами Восстания и Маяковского я пришла со спортив­ной точностью. У входа в дом стоял красавец инженер Эристов - давнишний Танин знакомый, постоянно в нее влюбленный и даже со­гласившийся три года назад быть шафером на перечеркнутом в день свадьбы венчании Тани с Азей "Беркаи". Рядом с ним стоял с дет­ства хилый Танин сосед с Греческого проспекта Адя Розен. Оба они ждали приезда Тани. Только от них я узнала, что она должна  приехать из ЗАГСа. Имени жениха они не знали.

   Понемногу подходили наши молодые родственники: Маруся Глу­харева с мужем, дядя Митя с Еленой Викентьевной, тетя Тоня со Славой. Подъехал на извозчике дядя Саша. Никто ничего не мог уточнить, приглашения у всех были одинаковыми с моим. Так что все были одеты по-обычному, никто не принес цветов. Наконец, подошла жившая ближе всех тетя Оля. От нее мы и узнали, что Таня выходит замуж за режиссера кино Гардина. Кроме этих дан­ных она больше ничего не сказала. Эристов и Розен добавили, что Таня в записках просила их быть шаферами, поскольку у жениха в Ленинграде нет знакомых. В жилом же доме, около которого мы ждали новобрачных, в верхнем этаже была домашняя церковь. В ней и должно было проходить венчание. Кстати, несколько лет назад я заметила, что над этим домом так и сохранился небольшой купол, правда, без креста. Не знаю, был ли крест и при венчании на де­сятом году революции.

   Через полчаса после назначенного срока на извозчике прие­хала Таня. Ее сопровождал мужчина невысокого роста, на мой взгляд - старикашка. Он бойко выскочил на тротуар и дал Тане опереться на его руку. Его позу я совсем недавно видела на эк­ране кинотеатра. Больше всего меня огорчили его тонкие ноги в молодежных обтягивающих брюках, из которых выпирал сверху круг­ленький животик. Молча поклонившись всем собравшимся, жених повел Таню в парадный подъезд. За ним, под руководством уже опытного Эристова двинулись оба шафера. Тетя Оля, которая уже видела Гардина и сумела немножко к нему привыкнуть, с непрони­цаемым видом проследовала за ними. Потянулись к подъезду и ос­тальные.

   Я огорчилась еще раз, увидев жениха уже на лестнице. Шля­пу он по-театральному держал в руках, а из-под реденьких седо­ватых, зачесанных набок волос проглядывала изрядная лысина.

   Венчание, хоть и в домашней церкви, прошло по всем   прави­лам. Стоял алтарь и подсвечники с многими свечами, на стенах висели иконы. Священник был в яркой блистающей рясе. Шаферы держали над головами новобрачных венцы и ходили за священником и новобрачными по кругу. Пел церковный хор. Я так и не узнала, да в то время меня и не интересовало, была ли эта церковь по­стоянно действующей или режиссер Гардин сумел сделать блестя­щую постановку венчания. Но верующие тетя Оля, дядя Саша, Елена Викентьевна и уважавшие верующих дядя Митя и тетя Тоня крести­лись искренне. Таня же и Гардин крестились, как на сцене. А я и остальная молодежь просто смотрели на это представление. За­чем оно было сделано, я так и не понимаю. Неужели только для Тани и тети Оли? И к чему обязывало это таинство, копировавшее известную картину "Неравный брак"?

   Я улучила минуту, собрала всю смелость и спросила Таню, как она смогла выйти замуж за человека, годящегося ей в отцы.
   А Таня ответила, что все недостатки Гардина она видит и знает, но она его любит. И больше таких вопросов я ей не задавала, хо­тя сама к Гардину с приязнью никогда не относилась.

   Я могла понять стремление Тани выйти замуж. Она была очень одинока в своей семье. Смена страстной любви истериками и нена­вистью у тети Оли, постоянные издевки Глеба и полное непонима­ние ими Таниных забот, Таниной работы. Конечно, ей нужна была близкая душа, нужна была новая семья. Ее очень любил Эристов и несколько лет предлагал выйти за него замуж. Потом он уехал в Москву и дружил с Таней до самой смерти. Был он хорошим инжене­ром и достиг высокого положения. Но души, видимо, у них были разные, о замужестве с ним Таня даже и не думала. Еще больше ее любил первый, ненастоящий муж Азя Беркович. Он был Тане очень по душе. И достиг, уехав за границу, очень многого. Но Таню ото­рвал от Ази своим антисионизмом и антисемитизмом Глеб. А потом женился и оставил Таню один на один с тетей Олей. Тут она и вышла за Гардина.

   Таня очень любила своего отца. И после его смерти,   навер­ное, интуитивно искала мужчину более взрослого, чем она сама, и доброго, как ее отец. Поэтому так долго ее тянуло к Роману  Яковлевичу Галебскому. Поэтому, вероятно, она и вышла за Гардина.

   Сам же Владимир Ростиславович своих старческих недостатков не замечал и считал себя привлекательным мужчиной. И совсем юная красавица-жена не охлаждала его пыл. Он и за мной пытался ухажи­вать, только получил такой ответ, что больше уже не решался."