Немного неизвестного об известном артисте
28 мая исполняется 25 лет со дня смерти Владимира Ростиславовича Гардина.
Родился он в 1877 году в Москве, в семье гусарского офицера Р.Ф. Благонравова. Как и положено было в те времена для мальчиков дворянского сословия, учился в кадетском корпусе и военном училище, начал самостоятельную жизнь подпоручиком крепостной артиллерии недалеко от Варшавы. Училище он окончил с отличием, у командования был на хорошем счету, происхождение его по тогдашним меркам было безупречным. Служебные перспективы молодого офицера могли заставить позавидовать многих... Но он отслужил положенные в тот период два года, ушел в запас и стал провинциальным актером Гардиным.
Владимир Ростиславович самоучкой осваивал все более сложные театральные роли, выходил на ведущие места сначала на провинциальной, а потом - и на столичной сцене, осваивал режиссуру! Самостоятельно организовывал театр революционного направления. С труппами и в одиночку он объездил европейскую часть России, Кавказ, Сибирь, страны Западной Европы. И к своему тридцатипятилетию охладел к театральной сцене, но всей душой увлекся только начинавшим в те годы развиваться кинематографом.
Сыграв в кино несколько ролей, В.Р. Гардин с 1913 года полностью связал свою жизнь с экраном. Он стал режиссером одной из ведущих московских кинематографических фирм, а потом совместно с В.Г. Венгеровым создал самостоятельную киностудию. За несколько лет кинорежиссер Гардин выпустил на экран значительное число полнометражных художественных фильмов по классическим произведениям Толстого, Тургенева, Чехова, Мамина-Сибиряка, Горького. В их числе, например, имевший большой успех двухсерийный фильм "Война и мир", увиденный кинозрителем за сорок лет до его американского и за полвека до современного русского повторения. Гардин закладывал основы советского классического киноискусства.
Падение царизма Владимир Ростиславович встретил уже в сорокалетнем возрасте. Был он в это время поручиком кавалерии, призванным из запаса в связи с войной, и занимался комплектацией конского состава артиллерийских частей. После Октябрьской революции он остался на военной службе в Красной Армии и преподавал фехтование на Кремлевских курсах красных командиров, ставших впоследствии училищем имени Верховного Совета. Одновременно красный командир Гардин создавал Первую Государственную школу кинематографии - родоначальницу всех современных киноинститутов.
С начала двадцатых годов В.Р. Гардин снова переходит на режиссерскую работу в нескольких последовательно киностудиях, создававшихся Советским правительством: Ялтинской, Московской, Белорусской, Ленинградской. К своему пятидесятилетию он выпускает несколько своих последних "немых" кинофильмов и уступает дорогу выращенной им самим молодежи. Работу режиссера он меняет на работу киноактера. С I927 года он становится до конца жизни ленинградцем.
В советском звуковом кинематографе артист Гардин сыграл многие драматические роли. Классическими для киноартистов стали его герои во "Встречном", "Иудушке Головлеве", "Степане Разине", "Петре Первом" и многих других фильмах. Первому из киноработников было присвоено В.Р. Гардину звание Народного артиста республики, он был награжден орденом.
Великая Отечественная война и блокада Ленинграда стали большим жизненным испытанием для Владимира Ростиславовича. В первые же дни войны он принял участие в съемках первых "боевых киносборников". При эвакуации "Ленфильма" он категорически отказался уезжать в тыл и перенес все невзгоды первой блокадной зимы, когда ему исполнилось шестьдесят пять лет. Следующие годы блокады были несколько легче - в моральном плане, в первую очередь. Вместе со своей женой артисткой Т.Д. Булах Владимир Ростиславович начал регулярные выступления перед бойцами и командирами Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Выступала чета Гардиных, как отдельно, так и совместно с другими артистами, постоянно жившими в Ленинграде или прилетавшими на гастроли. Восторженно отзывались армейцы и моряки об их выступлениях с Преображенской, Шульженко и постоянным сотоварищем Кашканом. До завершения войны удалось и сняться в кинофильме "Морской батальон", поставленном в Ленинграде не уехавшими в эвакуацию работниками "Ленфильма".
* * *
В послевоенные годы возраст взял свое. Последний раз артист Гардин появился на съемочной площадке в 1950 году, когда он снимался в кинофильме "Секретная миссия". Владимир Ростиславович не находил уже достаточно сил для одновременной работы в студии и над рукописями. А задумал он уже давно, еще до войны, описать свою работу в искусстве, а на ее фоне, - и немного свою собственную жизнь. Материалов собрано было очень много, еще больше было воспоминаний, но работа в кино не давала достаточно времени для труда писательского. А потом началась война и страшные годы блокады.
Первую книгу воспоминаний удалось издать только через четыре года после Победы, вторую - еще через три года, а третью - только начать. В 1956 году тяжелая болезнь уложила Владимира Ростиславовича в постель, откуда он уже не поднялся. Работу над третьей книгой закончила Татьяна Дмитриевна Булах-Гардина, бывшая соавтором своего мужа и в предыдущих томах воспоминаний. Третья книга вышла в 1960 году.
Татьяне Дмитриевне пришлось трудиться не только над рукописью. Вместе с врачами и медсестрами она смогла подарить своему мужу еще девять лет жизни. Дни и недели полубессознательного состояния больного сменялись днями понимания окружающего, интереса к телевизионным передачам, иногда даже - способностью к небольшим прогулкам на заднем сидении автомобиля. Нечасто, но приходили и дни, когда Владимир Ростиславович мог читать и диктовать, работать над рукописями. От этих дней сохранились записи его впечатлений о новых фильмах, увиденных в окошечке телевизора.
Умер Владимир Ростиславович Гардин 28 мая 1965 года Народным Артистом СССР, трижды орденоносцем и кавалером гордой медали "За оборону Ленинграда"( Героев Социалистического Труда в те годы еще артистам не давали).
Татьяна Дмитриевна умерла через восемь лет - 13 мая 1973 года. Она не была Народной и орденоносной, но она тоже прошла блокаду, была актрисой на ведущих театральных и кинематографических ролях, верной помощницей в трудах своего знаменитого мужа, писательницей, поэтессой и мечтательницей. Перед смертью, в неизбежности которой она после тяжелого инфаркта была убеждена, она просила меня - самого близкого ей в те дни человека, любимого племянника - сохранить оставшиеся у нее на квартире рукописи, письма и дневники, не открывая их в течение пятнадцати лет, или сразу же сжечь.
Я сохранил все эти бумаги. Прошли указанные сроки, и я счел себя вправе прочесть их, расшифровать и попытаться опубликовать некоторые из них.
Бумаг этих не так уж много. Собранные в довоенные времена Владимиром Ростиславовичем папки с афишами, рецензиями, театральными справочниками, многочисленными фотографиями после его смерти Татьяна Дмитриевна сдала в архив Государственной Публичной библиотеки. Остались ее дневники, больше половины записей в которых посвящено ее жизни с Гардиным, их совместной работе в кино и на эстраде, поездкам и совместным встречам с многими известными в прошлом артистами, писателями, художниками, вести дневники моя тетя начала, как только научилась писать. Много интересного в них и о жизни ее семьи до революции, о первых десяти годах Советской власти, когда она знала о существовании Гардина только по кинофильмам, училась в Школе русской драмы, выступала в театральных труппах нашего города. Об этих же годах, о последующих встречах с Владимиром Ростиславовичем, о его заступничестве в страшные годы "ежовщины" много написано и в хранившихся у Татьяны Дмитриевны воспоминаниях ее брата, а моего отца Глеба Дмитриевича Булаха.
Особенно интересными показались мне рукописи Владимира Ростиславовича. Это - несколько начатых и неоконченных рассказов из его жизни разных лет, разрозненные листы дневника, систематические записи о событиях и собственных мыслях в период блокады и первый послевоенный год, наброски воспоминаний о сыне Юрие Владимировиче, погибшем (как он думал) при переправе через Ладогу в 1942 году. Не по-литературному жестоки его обрывочные описания блокадной зимы, госпиталя для дистрофиков, где лежал его сын, двора-покойницкой. И очень современны его размышления о морали и праве, диктатуре и свободе человека.
Гардин был дворянином и помещиком по происхождению, служил в царской армии и в Кремлевской школе при Троцком, в годы перед революцией занимался частным предпринимательством в кинематографии, многие годы коллекционировал картины, старинную мебель, китайский фарфор. И все периоды борьбы с "врагами народа" от "бывших" в начале двадцатых до троцкистов, бухаринцев и иностранных шпионов в конце тридцатых были для него одинаково опасными. В этом он убедился во время съемок "Поэта и царя", когда уволенный им за бездеятельность ассистент режиссера смог развить бурную деятельность, и дважды посадить своего обидчика в тюрьму. Может быть, из-за опасности подобных поступков при работе с людьми и перешел Владимир Ростиславович с режиссерской на актерскую работу. Может быть, поэтому не сохранилось в моей памяти никаких политических высказываний, оценок, анекдотов, слышанных от "дяди Володи", у которого в детстве я дневал и ночевал, а после ареста отца в "тридцать проклятом" и жил долгое время.
Гардин молчал, но не щадя себя, давил на НКВД своим званием, орденом, личным знакомством со Ждановым и смог своего семейного "врага народа" спасти от слишком сурового наказания. Мой отец остался жив и даже смог в конце войны стать защитником Родины - рядовым солдатом при ученой степени кандидата технических наук, ученом звании доцента и должности начальника строительства первого советского железобетонного дока до ареста. Гардину такое заступничество грозило многим.
Гардин молчал, но в дальнем ящике своего стола или еще в каком-то трудном для обыска месте хранил свои записки о Бутырской тюрьме, о негазетном состоянии портов черноморского побережья, где он побывал в период коллективизации, о "вождизме", лжи власть имущих, прессы и радио. Там же, видимо, он хранил и грозившие пятьдесят восьмой статьей стихотворные и прозаические произведения своей жены. Мне кажется, что при вынужденном политическом молчании Владимир Ростиславович мудро верил в то, что придет когда-нибудь время свободы политических высказываний, и хотел свои высказывания до этого времени сохранить.
Татьяна Дмитриевна не только верила в грядущую гласность, но и удивительно точно предчувствовала сроки ее восстановления. Прямая и бескомпромиссная в жизненных вопросах, горячая по натуре, она до последних своих дней оставалась очень предусмотрительной в политических разговорах и переводила любые обсуждения внутренней политики на зарубежные происшествия. Однако, все хранимое ею втайне просила сохранить и прочесть только через пятнадцать лет. Она как знала, что к этому времени не только откроются тайны "большого террора" и ГУЛАГа, но и будут морально осуждены те, из-за кого они с Гардиным осторожно молчали.
Даже мне она только в конце шестидесятых рассказала, как осторожны были все в начале тридцатых. Случилось так, что в районе Красной Поляны в далеком безлюдном ущелье она оказалась со своими двоюродными братьями и сестрами, с родным братом. Всем было около тридцати, все были веселы и кричали разные забавные вещи перед гротом с двойным эхом. Вдруг кто-то предложил хором крикнуть: "Сталин дурак!" Все весело поддержали это предложение, тем более, что посторонних не было ближе десяти верст, а концентрированное эхо разносилось не дальше десяти саженей. Организатор скомандовал: "Раз, два, три!", махнул рукой и... никто не издал ни звука... Из грота возвращались молча и долго друг с другом не разговаривали.
Супруги Гардины молча гордились тем, что ни в одном фильме, ни в одной пьесе о советском времени они никогда не исполнили "ура-патриотической" роли. Возможно этим объясняется вполне определенное амплуа в кино такого разностороннего актера, такой ранний уход со сцены и из кино такой подававшей большие надежды актрисы. Гардин болезненно переживал необходимость включения в свои книги "чувств глубокой благодарности великому вождю", который, кстати, был младше его на пару лет. Два места, демонстрирующие эти "чувства", он мне показывал наедине и говорил, что только их включение позволило издать книги. И радовался, что третья книга пишется в период развенчивания культа "великого вождя" и не требует проявления двуличия.
Собственно говоря, Владимир Ростиславович в ряде случаев характеризовал двуличие, как необходимость выполнения правила "с волками жить - по волчьи выть". Но, чтобы самому не стать волком, он стремился считать волчий вой исполнением неприятной роли в неинтересной пьесе. Утешая меня, семнадцатилетнего, после отказа в приеме документов для поступления в Мореходное училище из-за политической судимости отца, он говорил : - Наш великий вождь учит, что политика партии должна быть настолько гибкой, чтобы обойти все и всякие подводные камни на пути к поставленной цели. И партия успешно выполняет разработанное еще святым орденом иезуитов правило "цель оправдывает средства". Поэтому Вы вполне можете достигнуть поставленной цели стать моряком, применив простейшее средство: не вписывая в анкету сведения о судимости отца по статье 58 и делая вид во время бесед, что Вы об этом ничего не знаете. Пусть это будет Вашей ролью для достижения цели по методу того, чьи ученики и последователи не дают Вам этой цели достигнуть.
Надо отметить, что мы с Гардиным были "на Вы" с моего семилетнего возраста, когда на Новый Год дядя Володя налил мне тайком от Тани первый в моей жизни бокал шампанского и торжественно произнес:
- Ты, Кирюша, совсем уже самостоятельный: в следующем году начинаешь ходить в школу, мать - на Севере, отец - на Юге, а ближайший твой приятель - Народный артист! Поэтому с Нового Года я начинаю называть тебя "на Вы",
Это правило дядя Володя выполнял до конца своей жизни. Мне было в детстве делать это значительно труднее, но в конце концов я привык к этому.
О чем говорил Владимир Ростиславович с начальником Военно-морского инженерного училища, я не знаю. Но сам я действовал по его рекомендации и документы для поступления в училище имени Дзержинского были от меня приняты.
Через много лет, когда "великий вождь" был развенчан, а мой отец официально реабилитирован, некоторые ортодоксы упрекали меня в нечестности в юные годы. Я отвечал им, что при моей честности тогда мы не могли бы беседовать о ней теперь. О том, что эти ортодоксы славили Иосифа Виссарионовича тогда и проклинали теперь, когда это было им велено, я не напоминал. С ортодоксами и теперь надо играть роль.
Всю жизнь и долгую военно-морскую службу я старался быть честным во всем остальном и, думаю, был честным. Но двуличие по отношению к системе, сформулированное Гардиным, мучило меня тоже всю жизнь и всю службу. И не из-за вопросов ортодоксов. Но как сложилась бы моя жизнь, не послушайся я в первый послевоенный год Гардина, не знаю.
Иллюстрацией всему сказанному будут, надеюсь, некоторые приводимые далее тексты.
Владимир Гардин
ЖИЗНЬ
(раздумья сумасшедшего)
Начинаю первый в моей жизни дневник. Хочу назвать его дневником моих мыслей, потому что событий и происшествий так много, что, пожалуй, их все не запишешь, да и без меня на это люди тратят тонны бумаги.
Ну и врет же эта бумага, особенно - газетная! Но от нее, по крайней мере, есть хоть одна несомненная польза - ее утилизация. А что делать с ложью по радио? В какую фановую трубу ее девать?
К мыслям о человеческой лжи я буду часто возвращаться.
Вот уж, действительно, стоголовая гидра, с которой трудно будет сражаться. Но попробовать нужно: интересно, я - фехтовальщик!
Хочу печататься. Пишу и собираю материалы о себе. Очень много набралось папок с записками и фотографиями. Жизнь, слава Богу, большая.
Гитлер вместо Бога говорит: "провидение". Об этом мы услышали недавно, когда, подружившись, стали печатать его речи. Провидение, конечно, было напечатано с маленькой буквы.
В знак недостаточного почтения.
Я уклоняюсь выражать неуважение и непочтение философским символам, которые еще не отвергнуты человечеством, по той простой причине, что еще никто не доказал отсутствия в нашем бесконечном мире Провидения. Может быть, Бесконечность и есть Провидение? Поэтому я смело пищу с больших букв эти замечательные и непонятные слова. (У нас "комитет по делам кинематографии" стараются во всех словах писать с больших букв, а "председателя" - тем более! Эти слова понятны. Почет и уважение оплачиваются. Подхалимство - самая модная и самая заразительная болезнь.)
22 июля 1939 года.
* * *
Изумительно объединение мельчайших телесных частиц, ощущаемых и управляемых внутренней силой - духом. Временно ослабляется и частично выключается эта сила во сне. Перерождается или уничтожается (что из этого верно, человеку неведомо) ощущение жизненной силы в смерти.
Сохранение внутренней силы и управление ею дает долгую жизнь. Следовательно, самоуправление - вот стимул продолжительности ЖИЗНИ!
Основа самоуправления - это дух.
Невидимая наличность духа - это аксиома, то есть положение, не требующее доказательств. Поэтому все "философские" системы, материалистически не признающие существования самоуправления, ложны! Ложь эта необходима, чтобы оправдать действия так называемой материалистической системы управления.
Коммунизм утверждает материализм и является пропагандой насилия. МНЕ - ВСЕ, а ВАМ - НИЧЕГО (или - очень мало), признающие такой образ жизни стремятся захватить власть повсюду.
Власть - это насилие. Сравните "Кремль" с обычной жизнью гражданина и вы увидите, что такое ВСЕ в сравнении с очень малым, и вы почувствуете во всем наличие НАСИЛИЯ - все его положения, отвергающие СВОБОДУ, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО. В коммунистическом управлении эти утверждения выключаются и заменяются ПРИНУЖДЕНИЕМ, НЕРАВЕНСТВОМ и ПРИТВОРСТВОМ, то есть -
ЛОЖЬЮ.
Ложь повсюду - в каждом произносимом и печатаемом слове! Эта ложь уже уничтожила миллионы жизней, сопротивлявшихся грабежу. Смерть сопротивлению! полное уничтожение! Это - путь к власти.
"Экспроприация (ограбление) экспроприаторов (имущих)" - вот слова и манифест насильников. А все остальное - ЛОЖЬ!
Но "ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами" и "слово - серебро, а молчание - золото"! Молчи же и познавай только величие и силу Вселенной, ВОЗРАЖАТЬ НЕКОМУ.
Ничтожное у нас количество людей, оставшихся живыми, знают эти правдивые слова о натуре насильников, но МОЛЧАТ.
* * *
..."Кто палку взял, тот и капрал"...
Право - это классификация отдельных моментов поведения человека, наносящего ущерб или могущего нанести ущерб тем основным теоретическим установкам организации НАСИЛИЯ, которая сочиняется спецами этого творчества по заданию диктатора или диктаторов. Спецы выполняют задание более или менее удачно, приспосабливаясь к текущим моментам, оглядываясь очень часто по сторонам и в лицо своему или своим хозяевам.
Вот почему так называемые "законы", "кодексы" - это просто сборники кабинетного творчества спецов-юристов, по большей части - компилятивного качества, так часто на земной планете меняются, отменяются, выворачиваются и переворачиваются.
Люди, не изжившие свою звериную природу, руководствующиеся насилием, грабежом, убийством сильными и вооруженными слабых и невооруженных, разрешающие до сих пор свои споры только взаимным уничтожением, эти насильники, захватившие власть в разных странах, по-разному, применяясь к своим рабам, диктуют
законы и создают кодексы...
Право эфемерно.
* * *
Мировоззрение. Все теории мы строим, конечно, для себя.
Возникая в нас, теории переключаются на других.
Теория и практика должны разбегаться не более, чем в мировом масштабе, но инерция обыкновенно хлещет дальше, загоняя творца теории в неисследованные пространства эфира.
Такой всепланетный охват напоминает о необходимости одернуть увлекшегося теоретика, а тот спешит страусиной позой "замечтавшегося" скрыть пренеприятный запах, распространяющийся из-под его хвоста, а это - запах пещерного человека-зверя, расправляющегося дубинкой со своими врагами из-за каждого слагаемого, входящего в крайне усложненную историей таблицу наипростейших "благ”. Эти блага, это "меню" из вкусных "блюд жизни" имеет громаднейшую литературу, словари и справочники, сложнейшие правительственные аппараты, защищающие эти "культурные завоевания".
А на деле - тот же самый кусок мяса, который дикарь до сих пор рвет руками, у теоретиков имеет бесчисленные названия в поваренных книгах, украшается художественными виньетками, а практики-"повара" устраивают из обыкновенной пищи произведения искусства. В итоге же все эти ухищрения, действующие возбуждающе на наши органы чувств, мало изменяют качественный состав пищи, одинаково переваривающейся в желудках дикаря и просвещенного европейца.
Кому же нужна эта кухня? Зачем этот жареный кусок мяса, проходя через кулинарные ухищрения, принимает почти фантастическое наименование? Почему простейшие потребности человека укрываются томами сложнейших теорий? Почему всякое властвование прикрывается дымовыми завесами "обожествления" власти?
Всякий "вождизм" стремится создать ритуалы обычно магического качества, чтобы подпереть своего "вождя" всерьез и надолго. "Грабь награбленное!" - лозунг простейший, который почти не требует разъяснений. Второе слово в нем - "награбленное" - это уже от лукавого, от "теории", от "кухни с приправой". Во все "революционные" времена оно приклеивалось вначале, но немедленно отрывалось, когда при грабежах приходил аппетит. Этот вульгаризм во времена следующего за переворотом "просперити" ужасно шокирует. Он контрреволюционен, поскольку неудобно "вспоминать о веревке" и наступать сапожищем на мозоль.
И вот на помощь спешит изощреннейшая кухня - диалектика. Вертела теоретиков зажаривают куски обыкновеннейшего мяса, в лакейском экстазе обожествляя их. Все искусства наперебой стараются доказать божественную фактуру этих кусков, но мясо остается мясом, водка - водкой, а не нектаром.
К чему этот обман?
Ясно: для того, чтобы подольше жевать вкусные кусочки и куски диктатуры - ВЛАСТЬ...
Не является ли следствием этого желание ничему уже абсолютно не верить, ничто не принимать, как аксиому, а все нагроможденные теории, всю культуру взять на пробу: нет ли здесь реакции на насилие?
И первое, что необходимо взять на пробу, - это теорию о классах, о социальном неравенстве, которое, будто бы, когда- то должно стать равенством, уничтожив классы.
* * *
... Если человек долго засиделся на этой планете, то о чем он может рассказать юным путешественникам по нашей земной поверхности? И почему только юным?
Старые жители (аборигены) вряд ли будут его слушать. Они сами любят рассказывать, никого не слушая и все забывая. Они тоже засиделись... Сами все знают... А если и не знают, то не любят поучений... Ворчливы и трусливы.
Для пожилых, с хорошим характером, рассказы эти - "на сон грядущий", для плохого же желудка - "карболен" (лекарство против кишечного дискомфорта, прим.сост.).
Людям среднего возраста почти всегда некогда слушать. Время - деньги!
... Слушать будут те, кому еще интересна эта жизнь и кто хочет в ней покувыркаться. Физкультура - для молодежи!
Только будет ли ей интересна моя жизнь?
Сентябрь 1939 г.
На этом дневник прерывается до 1941 года.
© Copyright:
Кирилл Булах, 2017
Свидетельство о публикации №217040901861