Кто пионер? кто вершина Золотого века?

Игорь Тычинин
Заголовок Вами, дорогой читатель, прочитан и думается в том, кто является главными вершинами, пиками Золотого века русской поэзии, Вы и не сомневаетесь.
Конечно, Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Иногда спорят, какой пик круче. Напрасное занятие. Вершина, пик двойной, дуплетный. И обрывается одинаково. На дуэли.
Ну что ж, с вершинами, двойным (дуплетным) пиком все достаточно ясно. А вот с пионерами Золотого века ответ остается открытым.
Поэтому давайте сначала определимся с хронологией Золотого века. Его окончание можно связать с плавным переходом из Золотого века в век Серебряный. И определить, очень примерно,  концом XIX века.
Но здесь будет больше интересовать начальный период и период взлета расцвета Золотого века. Они определяются довольно точно периодом правления трех российских императоров и великой императрицы.
Это был век Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, т.е. период нахождения у власти Екатерины Великой, ее сына и двух внуков. Из которых, второго внука, Николая I, она не могла знать на этой Земле, так как скончалась раньше его рождения.
Так же более или менее ясно, с каким громадным, выдающимся событием был связан подъем вершин Золотого века. Не боясь ошибиться, предположим, что это была победа Российской империи в войне с Наполеоном. А вот, если это так, а мы в этом практически уверены, становится проще  определиться с пионерами Золотого века. На Ваш суд представлены в качестве таковых, два выдающихся поэта Гаврила Державин и Денис Давыдов. Давайте поговорим о них чуть более подробно.
Гаврила Романович Державин родился еще при Елизавете Петровне в 1743 году, а ушел из жизни при Александре I в 1816 году, успев восславить подвиги героев Отечественной войны 1812 года и насладиться талантом юного Пушкина.
Денис Васильевич Давыдов увидел свет на 41 год позже Державина в период расцвета Российской империи при Екатерине Великой. В детстве и юные годы часто встречался с Александром Васильевичем Суворовым, под непосредственным началом которого служил его отец. А сам военную службу начал уже при Александре I. Ушел из жизни при Николае I через два года после смерти Александра Сергеевича Пушкина, с которым был дружен.
И несколько слов о том, почему мы выбрали и определили именно этих поэтов в число выдающихся поэтов Золотого века, его пионеров.
Одной из причин этого является то, что и тот, и другой были людьми гениальными. Но все же не в области литературы, поэзии. Г.Р.Державин был гениальным государственным деятелем, очень эффективным, что бывает крайне редко, борцом с коррупцией.
Денис Давыдов был гениальным воином, как хорошо известно, прошедшим множество войн как на севере, так и на  юге империи, в которых покрыл себя неувядаемой славой.
Первый из них был общепризнанным, можно сказать, официальным поэтом России, воспевавшим в одах ее правителей и героев. Второй, просто баловался поэзией в перерывах между боями, балами и дружескими посиделками. Но каково было это баловство!
Державина практически все признают одним из главных зачинателей Золотого века русской поэзии, вершиной которого стало творчество Пушкина и Лермонтова. А Дениса Давыдова оставляют как бы в стороне от этого процесса, обращая внимание лишь на несколько его поэтических удач и шедевров. Представляется, что это не совсем верно.
Денис Давыдов, с точки зрения Вашего автора, конечно, должен был бы быть зачислен в такие же пионеры взлета поэтической славы России, что и Державин.
Тем более, что и у того, и у другого было близкое происхождение. И Державин, и Давыдов были потомками татарских князей, мурз, перешедших на русскую службу. Державин часто, так и именовал себя, мурзой. А у Давыдова в его стихах прослеживалась мысль, что он мог быть даже потомком Чингис-хана, чингизидом.
Но, пожалуй, самое главное. Оба они, как и несомненно вершины, пики Золотого века, Пушкин и Лермонтов оставили стихи, посвященные Отечественной войне 12 года и одному из главных событий этой войны – Бородинскому сражению. И еще. Сразу же скажу, что не являюсь специалистом в том, о чем сейчас пойдет речь, иными словами, не страдаю в предстоящем вопросе флюсом, согласно  бессмертному определению Козьмы Пруткова, поэтому все написанное ниже не может восприниматься уж очень серьезно. Оно из серии «мне так кажется», опять же из бессмертной миниатюры Аркадия Райкина.
А теперь о сути дела. По моему, непросвещенному мнению поэтическая гениальность А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова состояла в том, что сочиненные ими шедевры до сих пор остаются непревзойденными образцами современного русского поэтического языка. Без всяких скидок на изменения, которые потерпел сам русский язык за более чем 150 лет после них. Они стали одними из первых, кто писал на этом языке, и сделал его таким понятным для нас. И после них таким языком стали пользоваться другие писатели и поэты, не все, но большинство.
И этот язык для нас предельно ясен и понятен.
Возникает вопрос, а кто же первый начал излагать свои мысли именно на таком языке. Ведь тот, кто был пионером в «изобретении» такого языка, скорее всего, и был пионером Золотого века. В литературе иногда пишут о том, что это были два Александра Сергеевича, Пушкин и Грибоедов. И между ними даже возникло некое соревнование, связанное с приоритетом в этой области, того, или другого гения. «Горе от ума» - это вне всяких сомнений гениальное произведение.
Беда в том, что Вашему автору неизвестны стихи Грибоедова о войне 12 года и Бородино. Возможно, это непростительная оплошность, но в любом случае, гораздо чаще в пионеры поэзии конца XVIII начала  XIX века определяют все же Г.Р. Державина. И это понятно. Он творил гораздо раньше молодых гениев. Но вот на каком языке творил? Можно ли этот язык напрямую перекинуть к нам в век   XX и даже  XXI. Многие считают, да, можно. Мы не против, но с рядом оговорок. То, что писал Державин в начале правления Екатерины Великой, это один поэтический язык. То, что в конце свой жизни, в частности при описании Бородинской битвы, это совсем другой поэтический язык. Вопрос состоит в том, он сам пришел к близкому нам поэтическому языку в конце своего поэтического творчества или под влиянием других  поэтов. В первом случае, он, несомненно, пионер. Во втором … Тут возникают вопросы.
А вот Дениса Давыдова мы без всяких скидок зачисляем в пионеры Золотого века. Он, с самого первого своего стиха, пишет практически на современном поэтическом языке. И пишет естественно раньше Александров Сергеевичей.
Ну что это мы все теоретизируем, да теоретизируем. Пора окунуться непосредственно в поэзию.
Вот один из образцов поэтического творчества Державина, не связанный с официальными одами, требующими выспренности, украшательства и т.д. А главное,  написанный в поздний период его творчества.

О! Исполать ребяты
Вам русские солдаты
Что Вы неустрашимы
Никем не победимы.

За здравье Ваше пьем. Орел бросает взоры
На Льва и на Луку
Стокгольмы и Босфоры
Все бьют челом ему.

Думается, что да, язык уже близок к современному (не поленитесь, прочитайте, что-нибудь из В.К.Тредиаковского и Вы поймете, о чем я). Но все же, на вкус Вашего автора, язык еще тяжеловат, может и ошибаюсь.
А вот  Денис Давыдов.

Ну где Вы? Слушаю
Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым
Не слышен стук мечей
И я, питомец Ваш,
Склоняясь главой у плуга
Завидую костям соратника и друга.

Чувствуете разницу, мне кажется, она есть. И у Дениса Давыдова более раскрепощенный русский поэтический язык, от которого до Пушкина и Лермонтова  рукой подать. Разве нет? Тогда читайте:

Гостей искусно принимаю
Глупцам показую на дверь
На стул один друзей сажаю
А миленькую на постель.

Ну а это уже, простите, прямой переход в Золотой век поэзии:

Пир задорней, удалей
И шумней, и веселей
Ну тка, кивер набекрень
И ура! Счастливый день.

Но это все военное, разудалое. А вот и любовное:

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай.

Ну, чтобы добить Вас окончательно:

Нет не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь,
Лень, негу и покой.
Пусть грянет Русь военною грозой
Я в этой песне запевала!

Не знаю, убедил ли я Вас, хоть в чем-нибудь. Да и задачу такую не ставил. В конце публикации просто хочу привести несколько образцов поэзии Державина, Давыдова, Пушкина и Лермонтова, посвященных Бородино.
Первым, как и положено, представим слово старшему по возрасту.
Гаврила Романович Державин.
*
Что ж в сердце чувствую тоску
И грусть в душе моей смертельну
Разрушенну и обагренну
Под пеплом в дыме зрю Москву.
*
Там штык с штыком, рой с роем пуль
Ядро с ядром, и бомба с бомбой
Жужжа, свища, сшибались с злобой
И меч, о меч, звуча, слал гул
Там всадники, как вихри бурны
Темнили пылью свод лазурный
Там бледна смерть с косой в руках
Скрежещуща, в единый мах
Полки, как классы посекала
И трупы по полям бросала.

Блеск, не правда ли. Звуки боя переданы не хуже, чем в современных фильмах о войне. Язык великолепный, но в нем еще чувствуются нотки века, предшествующего Золотому.
Но послушаем теперь Дениса Васильевича Давыдова.

… О, ринь меня на бой, ты опытный в боях
Ты голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики
Вождь гомерический, Багратион Великий
Простри мне длань свою,
Раевский, мой герой!
Ермолов! Я лечу – веди меня, я твой.

Друзья мои, без комментариев.
Ну а теперь очередь Александра Сергеевича Пушкина.


*
Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.

Думается, можно не продолжать. Все ясно и так. Но все же не выдерживаю.

*
Страшись, о рать, иноплеменных
России двинулись сыны
Восстал и стар, и млад
Летят на дерзновенных
Сердца их мщеньем зажжены.

Ну и, конечно, Михаил Юрьевич Лермонтов.

*
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
*
… пробили зорю барабаны
Восток туманный побелел
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел
И вождь сказал перед полками
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрете за Москву»

Нет сомнения, что перед нами две вершины самой высокой горы русской поэзии. А то, что гора одна, подтверждают два знаменитых дяди Александра Сергеевича и Михаила Юрьевича:

«Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».

Это первый по времени «дядя».
А вот и второй:

«Скажи ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана».

Но это мы увлеклись.
А у нас с Вами остался вопрос о пионере Золотого века русской поэзии. Наш ответ таков. Пионер был не один. Выборка, приведенная здесь, неполная. Наверняка, были и другие претенденты на эту роль.
Ну а если все же  выбирать между Г.Р. Державиным и Д.В. Давыдовым, то скажу так. По возрасту, а годковщину в армии никто еще всерьез не отменял, приоритет у Державина, хоть он всего лишь во время армейской службы поручик.
Ну а по воинскому званию, конечно, Денис Давыдов. Генерал-лейтенант. По этому критерию он, конечно, «переплюнул»  большинство поэтов. Уступил, разве что адмиралу А.С.Шишкову (кстати сочинителю русского языка без иностранных примесей).