Путешествие Алеши в Страну Точных Наук

Лана Невская
Глава 1. Профессор  Синус

Алеша Никитин, ученик пятого класса, стоял у доски и пытался решить задачу, предложенную учителем. Вроде и сложного-то в ней ничего нет, а вот что-то «заклинило» в голове – и хоть ты тресни – никак задача не решалась.
Наконец прозвенел спасительный звонок, учитель отпустил Алешу на место, пообещав, что вызовет его в следующий раз и надеется, что он дома разберется с задачей,  и не будет стоять у доски без толку еще один урок. Учитель дал задание на дом и вышел из класса, а Алеша вздохнул с облегчением, бросил учебник в ранец и помчался догонять друзей: они собирались погонять в футбол после уроков.
Но только он сбежал с лестницы в раздевалку, как его окликнул какой-то старичок с усами,  небольшой аккуратной бородкой с проседью и смеющимися серыми глазами. Выглядел он молодо, несмотря на бороду и  усы, и был похож на доброго дедушку из какой-нибудь сказки.
- Не торопитесь, юноша! Я хотел бы с вами поговорить! – приятным голосом сказал дедушка, останавливая бегущего со всех ног Алешу.
Алексей оглянулся. Никого, кроме него, кого можно было бы назвать юношей,
в раздевалке уже не было, только две какие-то малявки-первоклашки укладывали в ранцы своих кукол.
Алексей резко остановился и посмотрел на старичка. Что-то в нем было такое, отчего Алеша внутренне сжался в предвкушении каких-то необычных событий или известий.
- А Вы кто? – спросил Алеша, на всякий случай, отступив от собеседника на пару шагов и в любой момент готовый убежать.
- Давай знакомиться! Я – профессор  Синус,  доктор физико-математических наук, преподаю математику  в Королевской математической школе в Стране Точных Наук.
Алеша подозрительно посмотрел на дедушку, оглянулся вокруг. Недалеко стояли две учительницы младших классов и о чем-то оживленно разговаривали. Они не обращали на деда никакого внимания: ну, пришел дедушка за внуком – и хорошо!
- А я – Алексей, ученик  5»А» класса – Алеша вопросительно смотрел на старичка.
- Я знаю! Я хотел бы предложить тебе прямо сейчас одну интересную экскурсию: в нашей Королевской школе будет проходить математическая  Олимпиада, и я был бы тебе очень благодарен, если бы ты согласился принять  в ней участие.  Неожиданное предложение?
-  Да уж! Но почему я? У меня тройка по математике, и сегодня я задачу не решил! – начал отбиваться Лешка. – У нас  вон сколько отличников, их и берите!
- Я все знаю! – мягко перебил его профессор, - поэтому и хочу познакомить тебя с королевой Математикой.  Она проведет экскурсию по нашей школе и расскажет о нашей стране. Надеюсь, после этого ты  поймешь всю красоту и важность этой науки и станешь совсем по-другому относиться  и к математике,  и ко всем остальным точным наукам.
- А когда надо идти?  Меня дома ждут! Мама будет волноваться, если я надолго задержусь! – схватился Леша за спасительную отмазку, но профессор только головой покачал:
- А маме ты сейчас позвони и скажи правду: ты идешь на математическую Олимпиаду и задержишься часа на 2-3. Ладно? – и профессор ободряюще улыбнулся, а Алеша, как под гипнозом, достал мобильник и уверенно доложился маме, что задержится по уважительной причине.
Профессор взял Алешу за руку, и через секунду они оказались на улице какого- то необычного городка рядом со зданием Королевской школы, построенной в виде больших напольных часов. Был там и циферблат со стрелками, и маятник, который красиво поблескивал на солнце своим золотистым диском, и музыкальный механизм,  выполняющий функцию школьного звонка.  Наверху было написано крупными красивыми буквами: «Большая Королевская Математическая Школа». А чуть ниже – «Построена в 3017 году».
- Ой! У Вас там ошибка! Надо было написать в 2017! – воскликнул Алеша.
- Почему? Там все правильно написано: школу построили только  в этом году, раньше мы занимались в старом здании, за Мостом Времени.
- Ничего не понимаю! – Алеша как-то неуверенно оглянулся вокруг и испуганно спросил:
- А у вас сейчас какой год?
- 3017!
- Ничего себе! – У Алеши даже голова закружилась. – Так это что, мы сюда на машине времени перенеслись?
- Ну, не совсем так, но что-то в этом роде, - улыбнулся профессор.
- А как же я теперь обратно? – испугался Алеша.
- Не торопись! Я отведу тебя домой после экскурсии, – профессор взял Лешу за руку, -   ты еще и  уходить не захочешь!
- Ну да, не захочу! – подумал Алексей. -  Я эту математику терпеть не могу! В одну трубу вливается, в другую выливается, один поезд несется навстречу другому, где они встретятся? Да нигде не встретятся! Или мимо друг друга пронесутся на такой-то скорости или столкнутся и - конец им обоим! – нетерпеливо сказал Леша.
- Ох, как ты неправ! – профессор с улыбкой посмотрел на мальчишку. Сколько у него было таких неверующих, которые потом стали знаменитыми учеными, физиками и математиками, известными во всем мире! А сначала тоже вот так ершились и твердили, что ненавидят точные науки! Они, видите ли, врожденные гуманитарии, и математику им никогда не осилить! – Но об этом мы поговорим с тобой позже! А пока пойдем знакомиться со школой и ее учениками!
Вход в школу находился прямо под маятником, и казалось, что если не пригнешь голову, то он обязательно  стукнет тебя по голове. Но профессор пояснил, что дверь рассчитана так, что даже самый высокий взрослый спокойно пройдет в двери, и никто не пострадает.
Алеша посмотрел на часы: было двадцать минут второго – у них как раз в это время кончался пятый урок. В этот момент часы на школьном здании проснулись,  тихонько зашелестели  внутри чем-то тонко-металлическим - как будто потянулись, и звонко заиграли отрывок какой-то веселой мелодии. Мальчик вздрогнул от неожиданности, оглянулся вокруг: ощущение было такое, будто музыка лилась со всех стен и потолка и заполняла все пространство школьного здания.
Вот музыка закончилась, часы опять тихонько что-то прошептали и отправились на покой до следующего звонка. И сейчас же вся школа наполнилась таким же шумом и гамом, как и у них. Дети мчались по школе на самокатах и  скейтах, рассекая пространство во всех направлениях, но не создавали аварийной ситуации.
- Интересно! И как это у них получается, что носятся,  как и мы, но никого не сшибают? – удивленно спросил Алеша профессора.
- Так это же математика! Каждая траектория рассчитывается так, чтобы она не пересекалась ни с какой другой! – улыбнулся профессор.
- Так это… что же… все заранее рассчитано, и каждый ездит как трамвай по рельсам, по своей траектории?
- Не совсем! Просто каждый ученик при приближении  к любому объекту моментально просчитывает оптимальную траекторию, чтобы не столкнуться с ним!
- Не понял! – Алеша пытался сообразить, как такое возможно: ведь народу была масса, споткнуться можно о любого,  в любую секунду. Где уж тут что-то рассчитать! Уворачиваться нужно!
  - Все так и есть. Просто ученики у нас в школе считать умеют с такой же скоростью, как хороший компьютер. Они мгновенно рассчитывают угол, на который надо повернуть колесо, чтобы не столкнуться с препятствием – пояснил профессор Минус.
Алексей только покачал головой, а потом поинтересовался:
- А у Вас здесь что, только математическая школа есть?
-  Да! У нас  других просто нет! Ты же в Стране Точных Наук! Здесь все школы физико-математические, и дети дружат с математикой с пеленок. Отсюда и такие способности развиваются. Они приходят в школу уже с большим объемом знаний, а школа только учит  систематизировать  их и применять по назначению.
- Неужели у вас все прямо рождаются математиками? А если нет у человека способностей? Ну, не дано от природы? Гуманитарий он, ему историю с литературой подавай, а в математике он полный профан?- Алеша смотрел на профессора, с надеждой ожидая, что он скажет что-то обнадеживающее и не станет мучить его своей математикой.
Но профессор сказал:
- Нет,  дружочек! Можно не уметь писать сочинения по литературе, если тебя не научили вовремя. И то  - какой-то средний уровень у тебя должен быть! Можно не быть поэтом – это действительно  не каждому дано. Но математика – это точная наука, тут не надо растекаться мыслью или искать рифму. Здесь просто надо знать законы, формулы и приобрести навыки устного счета. И конечно, минус лень, разгильдяйство и безответственность! И все получится!
- Ничего себе! Это какую же память надо иметь! И законы, и формулы, и таблицу умножения! А потом что?
         - У нас перед поступлением в школу все ученики проходят собеседование,  на котором выявляются знания и способности ребенка. И по результатам его отправляют в ту группу, которая соответствует его уровню знаний. Иначе ему учиться будет неинтересно. Поэтому дети у нас идут кто в первый класс,  а кто  сразу в третий или четвертый. И школу заканчивают все в разное время: кто через пять лет, а кто – через десять! Так что подумай – может, стоит постараться – и через пять лет ты уже студент! – пытался расшевелить Лешу профессор.
- Хочешь – сходи к ребятам, поговори, они тебе лучше расскажут о своих делах, а я пока  найду королеву Математику, и если она свободна,  то проведет тебя по школе. А я подожду вас в учительской! – сказал профессор и  подтолкнул Лешу в сторону группы мальчишек, которые о чем-то оживленно спорили.
Алексей подошел к ребятам и остановился в нерешительности. Но кто-то из ребят увидел новенького и громко спросил:
- Эй, это что ещё за ИНТЕГРАЛ? Тебе чего?
- Ничего! Меня ваш профессор отправил к вам про ваши порядки узнать!
- И откуда же ты свалился на нашу голову? – опять не очень приветливо спросил парень.
- Из Москвы! Знаете такой город? Столица России! – съязвил Леха, а ребята молча переглянулись.
- Это из какого же мира? Галактика наша? – мальчишка сосредоточенно пытался вспомнить, где находится эта самая Москва, и не смог!
- Судя по всему – нет! Иначе бы меня не потащил сюда ваш профессор со смешным именем  Синус! – пояснил Алеша.
– Аааа! Профессор Минус!
- Почему Минус? – удивился Алеша. -  Хотя… Плюс – было бы значительно лучше!
- Ну, это мы его так прозвали, а он не обижается! Просто он все свои лекции начинает одной фразой:
-Сегодня мы будем изучать свойства  натуральных чисел (или еще какую-нибудь тему).  Вам понадобится все ваше внимание, целеустремленность, усидчивость, минус лень и болтовня на уроке. Вот мы его и прозвали: профессор  Минус!
- Интересное кино! – Алеша оглянулся.

Через весь огромный школьный холл в их сторону стремительно шла молодая красивая  женщина в элегантном длинном синем платье, с вышитым золотой нитью узором из различных формул и математических выражений, и темно-синих лодочках на высоченной шпильке. Светлые волнистые волосы небрежно обрамляли лицо и шею и легкой волной спускались по плечам на грудь. В руках  у нее была длинная линейка  и палочка белого школьного мела. Она приветливо улыбнулась и махнула Алеше рукой, предлагая ему подойти к ней.
Алексей кивнул ребятам и пошел навстречу королеве.

Глава 2. Алеша знакомится с  Королевой  Математикой.

Королева была совершенно не похожа на тех королев, которые попадались ему в сказках или в кинофильмах,  поэтому  Алеша  не испытал никакого душевного трепета перед ней. Она немного напоминала  их учительницу по литературе, только моложе. Алеша подошел к ней и поздоровался:
- Здравствуйте! Вы действительно настоящая королева этой страны? – он уже немного освоился в этом мире, и хотел узнать о нем побольше. Ведь неизвестно, попадет ли он когда-нибудь сюда еще, а тут такое приключение! Расскажет ребятам – ведь не поверят или умрут от зависти!
- Здравствуй, Алеша! Да, я действительно королева Математика! Но не думай, что этот титул я получила по наследству или он достался мне за красивые глаза! Без применения математики или косвенного ее использования не может существовать и развиваться ни одна наука! Я - одна из основ, на которой почти все науки строят свое здание, развиваются, делают открытия, добиваются значительных достижений!
- Ну, так уж и все! – Алеша с сомнением посмотрел на королеву Математику. – Например,  литература или история! Какая там математика?
- А ты подумай! Есть ли такая область деятельности, где не надо было бы знать хотя бы элементарную арифметику? Я уж не говорю пока о высшей математике – ты этого еще не изучал! – королева  склонила голову набок и ждала, пока Алеша прокрутит в голове ее информацию. – Ну, нашел?
- Так вот история, литература… - опять забормотал Леша.
- Хорошо! Вот тебе учебник истории, открой и посмотри, что там написано! На любой странице! – в руках у королевы неожиданно появился учебник истории для пятого класса.
Алеша открыл учебник наугад,  почти посередине,  и прочитал:
«Царь Петр I царствовал с 1699 по 1721 год. За время своего правления он…»
- Стоп! – королева остановила Алешу. – А теперь скажи-ка мне, сколько лет был на престоле царь Петр?
- Двадцать два года! – немного подумав, сказал Леша.
- Откуда ты знаешь?
- Так я посчитал!  1721 – 1699 = 22 года.
- Вот! А я тебе про что?   По-счи-тал! – это и есть математика! Понял?
- Ладно! С историей я согласен! – продолжал упрямиться Лешка. – А русский язык и литература?  Какая там математика?
- Элементарная! Годы жизни писателей и поэтов, количество написанных ими произведений,  количество страниц в них,  количество персонажей, их возраст, и т.д., и т.п.
А русский язык? Сколько слов в предложении, сколько гласных и согласных букв в этом слове, сколько синонимов можно придумать к слову, сколько слогов в слове – да мало ли что приходится вам считать на уроках русского языка! – королева вопросительно смотрела на Лешу. – Ну, будешь дальше возражать?
- Не буду! – Леша вздохнул. – Сейчас не буду! А потом, может быть, вспомню что-нибудь и спрошу!
- Договорились, упрямец! – засмеялась королева. – А теперь пойдем смотреть школу, я профессору Синусу обещала устроить тебе экскурсию. Но просто так ходить по школе и смотреть налево и направо, не задерживаясь нигде, по-моему, неинтересно! Поэтому я предлагаю сделать так: мы будем смотреть и одновременно присоединяться к тем занятиям,  которые мы посетим по ходу экскурсии. Это и будет одновременно твоя Олимпиада! И время зря не потеряем, и школу посмотрим, и в голове порядок наведем! – королева шутливо взъерошила Леше волосы на затылке. Он мотнул головой: что еще за фамильярность! – и они пошли по коридору, который был сделан в виде спирали.

3.  Профессор  Нолик  и  необыкновенный  пёс Ирис

По одной стороне этого коридора-тоннеля были сплошные окна, а по  внутренней стороне  располагались помещения, которые назвать классами  в нашем, привычном, понимании, было сложно.
Эти помещения были все разной формы: овальные, квадратные, треугольные, в виде различных фигур, похожих на листья растений и цветов; никаких парт и столов не было и в помине. Ребята располагались прямо на полу, в мягких надувных креслах, некоторые болтались в гамаках, сидели или висели на канатах и брусьях, кто-то писал  длинное решение математического уравнения прямо на полу…
- Что это они делают? Готовятся к уроку или физкультурой занимаются? – удивился Алеша,  проходя мимо этих помещений.
-  И то, и другое! Ты правильно понял! Это комнаты для релаксации. Нельзя же сидеть за столом по 10-12 часов! И тело устает,  и мозги соображать перестают! А так можно восстановить кровообращение, голова начинает лучше работать, и тело отдыхает от перемены позы!- пояснила королева, и они пошли дальше.
- Стой! Давай-ка заглянем вот сюда! – и королева вошла в одну из комнат, где сидели человек 9-10 мальчишек.  Посреди комнаты лежал большой пушистый ковер с ярким геометрическим рисунком. Невысокий лысоватый мужчина стоял в центре ковра, держал в руках какой-то небольшой прибор, не больше пачки масла, и что-то оживленно рассказывал ребятам. Они сидели полукругом на ковре, а между ними и преподавателем молнией метался маленький зверек. Издали он был похож на карликового шпица, только лапки и брюшко у него были белоснежные, а спинка, голова и хвост – совершенно немыслимого ярко-фиолетового цвета.
- Ой! Это что за зверек? И почему он такой фиолетовый? Его покрасили? – шепотом спросил Леша у своей спутницы.
- Сейчас узнаешь! – сказала королева и прошла к преподавателю.
Заметив ее, ученики встали и поздоровались, а учитель  протянул руку к фиолетовому «шпицу».  Тот моментально схватил  у него из рук коробочку и понесся к шкафу, где на открытых полках стояло много всяких штучек, назначения которых Алеша не знал. Шустрый зверек  аккуратно положил коробочку на свободное место и вернулся обратно.
- Познакомься, Алеша! – обратилась королева к мальчику. – Это – профессор Нолик! Он ведет у нас информатику. Сегодня он рассказывал ребятам историю создания первой вычислительной машины. Тогда информацию вводили в нее с помощью специальных  картонных перфокарт,  а сама машина  состояла  из больших металлических приборов-шкафов, которые еле помещались в большой комнате. Информация на перфокарты вводилась путем комбинации нулей и единиц. На перфокарте дырочка означала ноль, а закрытый квадратик – единицу. Постепенно  машина училась понимать человека, умнела, начинала осваивать все новые и новые функции, пока не превратилась из громадины  в такую вот маленькую, изящную коробочку, которая есть теперь  в кармане  у каждого из вас! Но двоичная система так и осталась основой ввода информации в машину.
Только  пользоваться этими миниатюрными компьютерами в нашей школе не принято. Мы учим своих учеников считать только в уме. Это хорошо развивает память, а также не дает им расслабиться на уроках и понадеяться на машину, вместо того, чтобы подумать и решить. Поэтому через год все они считают не хуже компьютера. А как у тебя с устным счетом?
- Ну, не очень…
- А вот мы сейчас и проверим! – сказала королева, а у Леши все внутри похолодело.
- Ну-ка, ребята, придумайте для Алеши какой-нибудь несложный пример, с трехзначными числами. .
Сразу поднялось несколько рук, и на экране, висевшем на пустой стене, возникло три  примера из учебника для 5 класса обычной средней школы. Леша узнал их, потому что только вчера  их задавали им на дом. Обрадованный Алеша быстро решил первые два, а на третьем запутался с порядком действий, и ответ получился неверный.
И тут же раздался звонкий, заливистый лай фиолетового песика,  которого Алеша про себя назвал  Чумазиком. Это имя пришло ему на ум, когда он вспомнил, как однажды облился зеленкой, опрокинув пузырек прямо на пол в кухне, и пока пытался вытереть ее с пола, чтобы мама не заметила, так вымазался, что маме долго пришлось оттирать и пол, и Алешу. Вот тогда мама и назвала Алешку чумазиком.
- Чего это он? – обиделся Леша на щенка. – Ну, ошибся! Они что ли никогда не ошибаются?
Ребята дружно рассмеялись, а королева сказала:
- Не обижайся на него! Конечно, все могут ошибаться! Но этот пёс и был создан самими ребятами в лаборатории профессора  Всезнайкина  специально, чтобы проверять, правильно ли  решили  ученики  уравнения или задачи.
- Как - создан? Он что, ненастоящий, что ли? – удивился Алеша.
- Конечно, нет! Это искусственный интеллект! Слышал про такой?
- Ну, слышал! – опять не очень уверенно сказал Алеша.
- Так вот,  этот пёс  - и есть такой робот, который проверяет правильность решения учеником поставленной задачи. А в дополнение – выполняет функции помощника преподавателя: принести, унести, позвать, передать сообщение и еще  кое-что по мелочи, - пояснила королева.
- А почему он такого странного цвета? Собаки такими не бывают! – решил Алеша задать вопрос, который его мучил все это время.
- Это просто нелепая случайность! – улыбнулся профессор Нолик, который до сих пор не вмешивался в разговор. – Я оставил на столе открытый пузырек с чернилами, а этот лохматый озорник примчался откуда-то и с разбега наткнулся на ножку стола. Пузырек опрокинулся,  и чернила вылились прямо на щенка. Поэтому живот и лапы, куда не попали чернила,  у него остались беленькие, а спина, голова и хвост пропитались настолько, что смывать их было бесполезно. Сначала мы хотели просто поменять ему всю шубку, но ребятам так понравился его необычный вид, что они оставили его вот таким фиолетовым, как ирис. Знаешь такой цветок?
Алеша кивнул. У них на даче этих ирисов штук пятьдесят всех расцветок. Маме они очень нравятся!
- А как его зовут? – спросил Алеша.
- Его так теперь и зовут – Ирис! – ответил профессор.
- Можно его погладить? Он у вас не кусается? – поинтересовался Алеша и протянул руку к щенку.
Щенок моментально подбежал к Алеше, подскочил и лизнул его в нос. Алеша засмеялся,  взял  собаку на руки и прижал к себе:
- Какой хороший! И умный! Вот бы мне такую собаку! Он бы мне  подсказывал,  если я неправильно решил задачу! – размечтался Леша.
- Но он ведь не сможет подсказать, как решить ее правильно! А то, что она решена неправильно, ты и сам узнаешь, когда в «Ответы» заглянешь! – сказал профессор Нолик.
- Эта зверушка была сделана просто как эксперимент, игрушка, которую выдумали наши талантливые детишки и сделали под руководством профессора Всезнайкина на его практических уроках  занимательной математики. Он и помог научить собаку арифметическим действиям и логическим процессам. А потом пес начал сам приобретать дополнительные знания и стал самообучающейся собакой. Еще чуть-чуть – и говорить начнет!
Ирис одобрительно тявкнул. Он понимал, о чем говорят люди, но сам говорить пока не мог и очень расстраивался, когда его не понимали.
- Ирис прижился в школе, и ребята к нему привыкли. Так что он теперь – местная достопримечательность! – сказала королева и обратилась к собаке:
- Ирис! Можно Алеше поставить пятерку за устный счет?
Ирис лег на пол,  прикрыл мордочку  лапой и тихонько заскулил.
- Я тоже так думаю! – сказала королева. – Ты был прав, Алеша, с устным счетом у тебя пока не очень! Но ты не расстраивайся! Наши ребята быстро научат тебя этой нехитрой науке. Главное – быть внимательным и иметь хорошее воображение.
- Но когда же я буду учиться, если  у меня всего два часа времени, а потом мне нужно вернуться домой! Я даже не успею все здесь посмотреть! – Алеша явно расстроился.
- Все успеешь! Я тебе обещаю! – успокоила его королева. – Пошли дальше!
Леша погладил Ириса, попрощался с ребятами и профессором Ноликом, и они продолжили  знакомиться с необычной школой.

Глава 4. Лаборатория профессора Всезнайкина.

- Сейчас мы пойдем в лабораторию профессора Всезнайкина.  Раз тебе понравился наш Ирис, то и другие поделки профессора и его учеников могут тебя заинтересовать! – предложила королева.
- Интересно, конечно! Только где же тут математика? Бегает щенок, лает, в зубах предметы  носит – какая же это математика? – опять стал расспрашивать Алеша.
- Ты действительно не понимаешь или просто подразнить меня решил? – королева серьезно посмотрела на Алешу.
- Серьезно. Я же  видел, что Ирис считать не умеет!
- Это как же? А откуда же он знает, что пример или задача решены неверно? Он ведь в уме решает эту задачу, а потом сравнивает свой ответ с тем, который получился у ученика. У него такие знания по математике, которых для средней школы более чем достаточно!   Королева посмотрела на Лешу, понял ли он ее.
- А что еще сделали ребята вместе со своим профессором? – Алеша пошел быстрее, чтобы не потерять из виду королеву, стремительно двигающуюся впереди него по каким-то коридорчикам и лесенкам.
Наконец они оказались в большой, светлой, круглой комнате с высокими стеллажами по периметру. Все они были заполнены какими-то приборами, игрушками, моделями автомобилей, самолетов и других  неведомых средств передвижения,  макетами подводных устройств и прочими интересными вещами.
Профессор Всезнайкин  сидел в мягком надувном кресле и пытался приладить маленький флажок к макету сказочного судна на подводных крыльях. Наверху у этого судна были приделаны колеса, спрятанные в танковые гусеницы, а с боков виднелись сложенные веером крылья. Алеша понял, что это какая-то новая амфибия, которая сможет и летать, и плавать, и ездить как по хорошей дороге, так и по болоту.
- Здравствуйте, профессор! – поздоровались они. -  Можно посмотреть Ваши последние экспонаты?
- Заходите!  Смотрите! Может,  поможете вот эту фитюльку приладить: что-то  видеть стал  хуже, а ребята на уроки убежали.
- Давайте я помогу! – вызвался Алеша и быстро вставил флажок  на место.
- Вот и славно! Спасибо, дружочек! Что бы ты хотел посмотреть? – профессор встал с кресла и подошел к стеллажам.  – Вот умный дом с солнечными батареями. Вот  переводчик со всех языков, которые существуют в природе, а это – последнее наше изобретение – ребята сами придумали, а я только чертежи помог  сделать и размер крыла рассчитать.
- Рас-счи-тать!  Соображаешь? Как же без математики?! – шепнула Алеше королева.
- А что это? – спросил  мальчик, разглядывая непонятный прибор на полке, из которого торчали несколько проводов, а сам прибор напоминал небольшую летающую тарелку на пяти тонких ножках, с круглыми светящимися глазами-фонарями и усиками-антеннами.  А по бокам торчали небольшие ярко-красные, прозрачные как у стрекозы, крылья.
- Это – летающий медицинский диагностический центр!  Прибор позволяет на удаленном от больницы расстоянии провести полную диагностику организма человека, взять анализы, поставить диагноз, назначить лечение или направить в больницу, если необходимо хирургическое вмешательство!
Такого совершенного прибора в этой области еще не было  создано нигде! А у нас есть! – профессор был явно доволен этим изобретением.
- Здорово! – сказал Алеша.  - А вот хорошо бы сделать такого электронного учителя, которого можно пригласить, если задача не получается…- мечтательно протянул Леша.
- Такой учитель уже есть – это интернет! Набираешь вопрос – получаешь ответ! Только с живым человеком труднее, его в компьютере не разглядишь и температуру не измеришь! – улыбнулся профессор.
- А вот если такой прибор сделать, чтобы с его помощью можно было убивать насмерть все вредные микробы, а полезные не трогать. Пусть он сможет распознавать болезнь еще до того, как она поразит какой-то орган. Вот в самом-самом начале. Чтобы увидел, что она собирается напасть на человека, и сразу раз… и ее нет!
- Да! Это было бы здорово! – сказал профессор. – Приходи к нам учиться, может, все вместе мы и осилим эту задачу! Только смотри, биологию, физику, химию и математику учи,  как следует! Без  этого ничего у нас не получится!
  Профессор показал Алеше еще несколько интересных вещей, и королева Математика позвала его на продолжение экскурсии.
- А Всезнайкин, между прочим, на первое место поставил физику и химию, а математику – в хвост! Почему? – не без вредности спросил Алексей.
- А потому, что и ежику понятно: без математики, ни физики, ни химии тебе не осилить!- ответила королева. – И не вредничай! Сам ведь понимаешь, что без меня никуда!
Алеша вздохну  и ничего не сказал.  Пока королева во всех случаях была права: без математики нигде было не обойтись! Но что же делать, если не давалась Алешке эта сложная наука?  Неужели он так и останется жалким неумехой? Вон какие приборы придумывают и мастерят ребята вместе с профессором Всезнайкиным! Даже малюсенький игрушечный пёсик – и тот знает математику  по программе средней школы! А я? Неужели я такой бестолковый, что никогда не смогу решать примеры так же быстро, как ребята в этой школе? Нет! Надо срочно что-то делать!

Глава 5. Лаборатория точного времени

Неожиданно его размышления прервал звонкий лай, и под ногами  завертелся уже знакомый фиолетовый клубок.
- Ирис! Ты откуда взялся? Как ты нас нашел? – Алеша погладил  щенка по пушистой шерстке. – Пойдешь с нами? Ты, наверное, здесь все знаешь, не заблудишься?

Ирис утвердительно тявкнул, радостно замахал хвостом и побежал вперед.
Королева Математика  оглянулась,  не  отстали ли её спутники, и свернула в очередной коридорчик. Тут Алеша увидел большую стеклянную дверь. Она была прозрачная, и все, что  происходило внутри, можно было наблюдать, не входя в лабораторию.
- В это помещение можно входить только в специальной одежде, - сказала королева. – Здесь каждая лишняя пылинка может испортить очень тонкие механизмы, которые  помогают ребятам изучать  законы точного времени.
- Но мы же все носим часы, они показывают нам точное время, но никому в голову не приходит надевать специальную защитную одежду, чтобы не испортить часы! – удивился Алеша.
- Наши часы этого не требуют, но и точность у них далека от эталонной! А в этой лаборатории ребята под руководством  профессора Минутки  держат все эти приборы под таким контролем, так рассчитывают движение всех этих стрелок, шестеренок и винтиков, что время на часах нашей школы всегда секунда в секунду совпадает с эталонным.
- А зачем это нужно? Подумаешь, несколько минут или секунд туда или сюда – кто это заметит? Иногда часы на 5-10 минут опаздывают или спешат – и ничего! Если только на урок немного опоздаешь…
- А вот ты представь себе, что ты полгода летаешь в космическом корабле. У тебя кончается запас воды и продуктов, и тебе обещают прислать транспортный корабль с едой, письмами из дома, подарками от друзей. Ты радостно готовишься  к встрече корабля, а он, вместо того, чтобы пристыковаться к твоему кораблю, пролетает мимо в десяти метрах от  иллюминатора и растворяется в космической темноте. Как тебе такой вариант? – королева вопросительно смотрела на Алешу.
- А причем здесь время? Надо было развернуть свой корабль и догнать транспортник! – сразу решил Леша.
- Как у тебя все просто: развернуть, догнать! Это тебе не автомобильные гонки на шоссе. У каждого корабля есть своя,  заранее заданная траектория  полета, и он не имеет права с нее сходить. Иначе он может столкнуться с другим кораблем или космическим телом,  или вообще затеряться в пространстве. И никто его не найдет, связь с ним прервется, и на землю он уже вернуться не сможет! А все потому, что кто-то из сотрудников,  по своим часам,  неправильно поставил время старта транспортного корабля, и стыковка не произошла, пролетел твой корабль эту точку встречи всего-то на две секунды раньше, а последствия непредсказуемые! Хотелось бы тебе оказаться в такой ситуации? – спросила королева.
- Нет, конечно! – Алеша представил себе эту картину, и ему стало жутковато.
- Вот поэтому и существуют такие службы точного времени, показания которых используются там, где необходима ювелирная точность и согласованность всех действий различных объектов. И профессор учит ребят, как настроить все эти приборы и часы, чтобы потом не испортить какой-нибудь эксперимент или опыт. Конечно, ребята пока не запускают космические корабли с крыши школы, - пошутила королева, - но для будущей работы эти знания многим из них очень пригодятся!
- А можно мне зайти внутрь и посмотреть, как настраивают приборы?
- Настроить прибор – это самое легкое. Но прежде,  чем передвигать стрелки, надо произвести очень сложные математические  расчеты. И здесь уже одной арифметикой не обойдешься! Здесь нужны будут знания и по геометрии, и по тригонометрии, и по физике. Ты пока этого еще не изучал,  и тебе будут непонятны все эти математические выкладки. Но к десятому классу ты вполне сможешь работать в такой лаборатории. Если, конечно, подружишься с математикой! – объяснила королева. – А пока – реши задачу попроще!
         И королева  протянула Леше листок с условием задачи.
« Мальчик ушел гулять в 16 часов. Он гулял 1час40 минут. Потом проводил домой друга – на это ушло еще 15 минут. Столько же времени ему понадобилось, чтобы вернуться домой. Сколько времени мальчик отсутствовал дома, и когда он вернулся?»
- Ого! И это все в уме надо решать? Я так не смогу! – растерялся Алексей. Но тут ему стало стыдно за свою беспомощность. Даже Ирис – и тот уже решил эту задачу! Вон как радостно хвостом виляет, будто подсказать хочет!
Алеша оглянулся вокруг: хоть бы какой-нибудь клочок бумаги и карандаш. Ну, бумага – можно на обратной стороне листочка с задачей писать, а вот чем? Ирис мгновенно понял переживания Алеши и откуда-то принес в зубах кусочек синего мела.
- Вот умница! – обрадовался Алеша, и пристроился на подоконник решать задачу. Королева наблюдала за происходящим, но пока не вмешивалась.
Алеша увидел сквозь стеклянную дверь лаборатории большие часы на стене. На них было  несколько разных  стрелок, все они двигались с разной скоростью. Алеша решил не обращать на них внимания, а смотреть только на цифры,  и стал отмерять часы и минуты, что-то записывая на листок синим мелом. Пыхтел он минут десять, потом посмотрел на Ириса,  написал ответ и показал  его щенку. Пес подпрыгнул и радостно залаял.
- Ура! Получилось! Ирис сказал, что правильно! – обрадовался Алеша.
Королева взяла листок, посмотрела его расчеты и улыбнулась:
- Ход мысли у тебя правильный! Теперь осталось научиться делать это быстрее, и без бумажки! Понятно? Поэтому тренируйся считать в уме. Чем больше будешь считать, тем меньше ошибок будешь делать. Не ленись, и все получится!
И отметь, что и здесь без математики никуда! – добавила королева и направилась дальше.

Глава 6. Неожиданная встреча.

Алеша с Ирисом почти бегом следовали за королевой Математикой. Она шла так быстро, что они еле успевали за ней: только подол ее красивого синего платья с вышитыми на нем золотыми узорами из цифр и формул мелькал перед ними из-за очередного поворота, и они устремлялись за ней.    
Вдруг откуда-то сверху, из темноты, послышался громкий, явственный шорох и сдавленный вскрик, и прямо перед  Алешей шлепнулось что-то большое и черное. Он отскочил назад:
- Ой! Что это? – прошептал он, потеряв голос от неожиданности.
- Рррр-гав! – Ирис звонко тявкнул и подскочил к добыче.
Черный комок встал, расправил крылья, и оказался крупным черным вороном, в черной накидке и больших круглых очках на мощном клюве.
Услышав шум за спиной, королева вернулась, чтобы узнать, что случилось. Она сразу увидела ворона, и поняла, что он напугал мальчика.
- Пифагор! Ну что за шутки! Зачем ты пугаешь нашего гостя? Серьезная птица, а ведешь себя как пятиклассник! Стыдно! – отчитала ворона королева, и сказала Алеше: - Не бойся, это наш умник, отличный математик – ворон Пифагор. Он у нас работает репетитором. Если кто из ребят проболел или просто не понял тему, Пифагор позанимается с ними дополнительно, всё объяснит, чтобы ребята не отстали от класса.
Видимо, он почувствовал, что ты нуждаешься в его помощи, вот и поспешил к тебе. Только свалился как снег на голову, вот и испугал  всех.
- Пифагор! Ты считаешь, что с Алешей надо немного позаниматься? – обратилась королева к мудрой птице.
- Да! Считаю! – прокаркал ворон. – И чем раньше, тем лучше! Его класс уже прошел две новых темы, а у него еще пробел в голове по материалу за прошлый год!
- Откуда ты знаешь, чего я не знаю? – сбалагурил Алексей, обиженно глядя на нахальную птицу. – Тоже мне, ясновидящий нашелся!
- Ты не обижайся на Пифагора, а лучше я вас оставлю вдвоем на некоторое время. Он протестирует тебя, выяснит, где у тебя слабина, быстренько все тебе объяснит, и мы пойдем дальше знакомиться со школой. Хорошо?
Алеша представил, сколько пробелов у него может быть за прошлый год, и осторожно спросил:
- А нам времени на все хватит? Мне ведь через три часа надо домой…
- Не думай об этом! Я же сказала, что дома ты будешь вовремя! – успокоила его королева, открыла дверь в очередную, теперь уже -  шестигранную, комнату, и проводила туда Алешу и Пифагора. – Пифагор! Пятнадцати минут тебе хватит?
- Вполне! – важно ответила птица, и королева вышла из комнаты, прикрыв за собой дверь.
Ирис уселся перед дверью с намерением дожидаться конца урока.
- Когда они закончат, приведи Алешу в Лабораторию Геометрических Расчетов, ладно? – попросила королева щенка.
Он согласно тявкнул и завилял хвостом от удовольствия, что ему поручили такое ответственное задание.  А королева ушла по своим делам: ей надо было предупредить профессора  Трапецию о том, что скоро они придут сюда с Алешей, и преподавателю придется немного отвлечься от своих расчетов и познакомить гостя с работой лаборатории.
Профессор Трапеция была очень вспыльчивая дама, и не любила, когда ее отрывали от работы и  подсовывали дела, не входящие в план ее работы в данный момент. Поэтому она просто категорически требовала от всех заранее предупреждать ее, если надо будет по срочному вопросу отвлечь ее от работы.
Сейчас профессор занималась определением площади пространства, ограниченного сложной ломаной линией, и уже была близка к получению результата, как в лабораторию вошла королева Математика. Трапеция даже головы не подняла от тетради, только краем глаза заметив подол платья королевы, озабоченно кивнула и ответила на приветствие.
Королева хотела еще что-то сказать, но трапеция жестом попросила ее помолчать.
 Она закончила расчеты, подняла голову и с удовлетворением сказала:
- Вот теперь можете излагать свою просьбу!
- Я хотела Вас попросить заинтересовать одного юношу нашей наукой, вернее – Вашим разделом нашей общей науки – Математики. Он считает ее не очень важной, и относится к ней прохладно. Попытайтесь донести до него мысль, что без математики в жизни ничего не происходит, что даже улицу перейти без математики не получится!
Нужно рассчитать скорость движения машины и сравнить со своей скоростью, чтобы понять,  успеешь ты улицу перейти, или  попадешь под машину. Ну и так далее, не мне Вас учить, уважаемая Трапеция!
- Понятно! Давайте сюда своего подопечного! И где вы его только откопали? Я считала, что все уже давно поняли необходимость нашего предмета, и доказывать это не нужно.  Видимо, ошибалась!
- Сейчас приведу! Его там пока наш Пифагор уму-разуму учит! – ответила королева и пошла за Алешей.
А Пифагор в это время «вкладывал ума» нашему путешественнику. Он быстро объяснял Алеше все, что тот не понял из курса 4-го класса: листал учебник и задавал пару вопросов по определенной теме. Если Леша отвечал правильно – переходили к следующей теме. Если не отвечал, Пифагор быстро, на примерах,  показывал,  что к чему, задавал контрольный пример – и двигался дальше.
К приходу королевы учебник за 4-й класс был уже отложен в сторону, и занятия шли по пятому классу.
- Ну, как дела? – спросила королева.
- Все не так плохо, как я думал!- серьезно ответила птица. – Все пробелы прошлого года мы устранили,  совсем немного я помог, а в остальном все вполне прилично! Мальчик хорошо соображает, и память у него отличная!
Алеша даже распрямился и голову поднял от такой оценки. Он думал, что Пифагор начнет говорить, какой он бестолковый, а его похвалили. И это было приятно!

И Алеша вдруг почувствовал, что математика уже не кажется ему непроходимыми дебрями, в которых каждая цифра норовит ухватить его за руку или за волосы и утащить в свою глухомань. Оказалось, что математика – очень точная, стройная и красивая наука. И если внимательно разобраться в каждом ее разделе, то становится настолько интересно решать все эти задачи-головоломки, что просто не оторвешься! 
- Я рада, что ваши занятия прошли с таким успехом! Благодарю тебя, Пифагор! А сейчас нам пора к профессору Трапеции. Всего доброго! – и Алеша с королевой, под веселый лай Ириса, отправились в Лабораторию Геометрических Расчетов.

Глава 7. В царстве профессора Трапеции

У дверей лаборатории Геометрических Расчетов королева остановилась.
- Я уже договорилась с руководителем лаборатории о твоем визите. Так что идите с Ирисом к ней, а я подумаю пока, что еще интересного тебе показать. Через пятнадцать минут я зайду за тобой. Думаю, за это время профессор Трапеция сумеет тебя убедить в необходимости с почтением относиться к математике! – она открыла дверь, подтолкнула Алешу в комнату  и ушла.
- Здравствуйте! – поздоровался Алеша и огляделся.
На столах, полках и подоконниках стояли различные макеты геометрических .фигур,  различных деталей с вырезанными частями, предметы в различных проекциях, совершенно непонятные предметы странной конфигурации, назначение которых Алеше было неизвестно.
- Ух, ты! Сколько всего понаставлено! – восхитился мальчишка, разглядывая предметы,  выполненные из красивых, ярких, блестящих, неизвестных ему материалов.
- А можно посмотреть поближе?
- Конечно! Все эти макеты и предназначены для того, чтобы ребята могли реально увидеть, как выглядит предмет в целом, и отдельные его части, если нужно нарисовать предмет в разрезе, тем более – если вырезка производится в нескольких плоскостях одновременно.
- А зачем нужно вырезать из целых предметов различные куски? - поинтересовался Алеша. – Такой красивый шарик был, а из него раз – и кто-то кусочек откусил!
- Такие сечения делают, если два предмета  нельзя  расположить рядом, а нужно, чтобы они пересекались, входили один в другой. Вот тогда и приходится извлекать отдельные куски – объясняла профессор Трапеция.
Алеша ходил между столами, рассматривал незнакомые предметы, изредка задавал вопросы. Она спокойно отвечала, не пытаясь торопить мальчика или читать ему лекцию о значении математики в различных отраслях промышленности. Она наблюдала за парнем, давая  ему возможность самому что-то понять, оценить и сделать выводы.
- Наконец, он закончил осмотр, повернулся к профессору и сказал:
- Вы знаете, я, кажется,  понял: нет ни одного вида деятельности, где бы математика оказалась не нужна!
- Очень правильный вывод! Я думаю, никакая моя агитация в данном случае тебе не нужна! Я права, Ирис? – обратилась Трапеция к ученой собачке.
- Рррр-гав! -  радостно отозвался Ирис и лизнул Алеше руку – до носа он не достал.
- Только я еще вот что хотел спросить: как можно столько разных формул запомнить и понять, когда какую применять? Их ведь сто, наверное, или больше.
- Их, конечно, довольно много, но вам ведь дают их постепенно, объясняют, когда, в каких случаях, применяется та или иная формула. Со временем, если ты все хорошо понял, ты сможешь и сам вывести эту формулу в случае необходимости. Да и постоянное повторение пройденного материала  поможет  усвоить все формулы и уложить их у себя в голове. Когда понимаешь, как появилась эта формула, что можно  вычислить с ее применением, тогда она сама появляется у тебя  в голове в нужный момент.
Попробуй сам, это действительно просто. Главное – понять, что ты хочешь получить на выходе, а там и формулы найдутся. Но на всякий случай, в первое время, я бы посоветовала тебе все формулы выписать на листочек, и в случае необходимости заглядывать в него. И тогда подключится твоя зрительная память, которая поможет тебе лучше и быстрее запомнить формулы.
-  Спасибо вам! – поблагодарил Алеша  профессора Трапецию  - Ирис, пошли искать королеву! А то у меня уже совсем мало времени осталось, и хочется побольше успеть увидеть в этой удивительной школе, - и они вышли в коридор.
Ирис принюхался, волчком повертелся на одном месте, взял след и помчался вперед, не очень заботясь  о том, успевает ли за ним Алеша. 

Глава 8. Математическая  Олимпиада  на планете Астролябия.

Через минуту Ирис остановился у большой деревянной двери и громко тявкнул. Дверь тотчас же открылась,  и королева пригласила их войти.
Зрелище оказалось потрясающим!
В огромном актовом зале собрались все ученики школы. Они сидели  на первых рядах, болтали и перешучивались друг с другом, пересаживались, меняясь местами, смеялись – будто сегодня был праздник, и все готовились принять в нем непосредственное  участие.
Сам зал был увешан плакатами с вопросами математической Олимпиады вперемешку с гирляндами цветов и разноцветных шариков. Вопросы были пронумерованы и висели даже на потолке!
Королева прошла на сцену, прихватив с собой и Алешу. Она поздравила ребят с отличными результатами последнего проверочного тура и попросила всех сосредоточиться и так же достойно справиться с заданиями Олимпиады. Затем  она представила ребятам Алешу:
- Теперь хочу вам представить нашего юного гостя с планеты Земля. Он прибыл к нам с высшей миссией – сравнить уровень развития математической науки в наших галактиках в пределах своей возрастной категории!
Услышав это, Алеша просто остолбенел: значит и правда, он попал на другую обитаемую планету, совсем в другой галактике! Вот это номер! Но он же троечник, математику эту только-только уже здесь стал понимать!  Что же он может оценить, когда сам вряд ли  решит хоть одну задачу! Вот позорище-то! Он покраснел и раскланялся,  понимая, что это его последняя попытка спасти положение,  не ударить в грязь лицом и достойно представить на Олимпиаде свою планету Земля!
Алеша оглядел зал, встретился взглядом с профессором Трапецией  и профессором Синусом.  Профессор Синус прятал в усы хитрую улыбку, а Трапеция ободряюще кивнула ему. Делать было нечего, надо было спасать положение.
И тут словно кто-то вложил ему в голову текст и нажал кнопку «Пуск»!
Алеша сделал шаг вперед и произнес:
- Дорогие друзья! Мы с вами  собрались здесь не только для того, чтобы выяснять кто  сильнее или слабее в математических расчетах! Сегодня мы попытаемся  оценить уровень развития математики  в двух разных мирах! И пусть победит сильнейший! - закончил он свою речь, сам удивляясь тому, что сказал.
Он уже совсем было собрался заявить, что объявляет Олимпиаду открытой, но тут что-то с грохотом упало на пол, Алеша вздрогнул и …проснулся.
Он сидел на скамейке в раздевалке, под ногами у него лежал учебник математики для пятого класса средней школы, а рядом с ним стоял его учитель.
- Алеша! Ты, наверное, не выспался сегодня: у доски не смог задачу решить, а теперь заснул прямо в раздевалке. Вот и учебники из ранца высыпались. Так нельзя! Иди домой, выспись, а потом будешь уроки делать, - укоризненно сказал преподаватель и пошел в учительскую. 
Алеша помотал головой, пытаясь стряхнуть с себя остатки сна, подобрал учебники,  оглянулся по сторонам – где он все-таки находится, вздохнул с облегчением – он в родной школе, - и отправился домой, размышляя по пути о том, что он видел во сне.
А может, все это было на самом деле?
На следующий день Алеша блестяще ответил у доски. Он разобрался со вчерашней задачей, выполнил  всю домашнюю работу без ошибок, а одну задачу решил даже двумя способами!
Учитель с удовлетворением слушал ответ Алеши, а потом сказал:
- Вот видишь, надо только тебе было выспаться, и результат получился просто отличный! – и он с удовольствием поставил в журнал большую круглую пятерку.
А с больших портретов на стене кабинета математики на Алешу смотрели его вчерашние знакомые из страны Точных Наук и многозначительно  улыбались.
Видимо, что-то все-таки было! – подумал Алеша, - Не зря же они со мной возились полдня! А математика оказалась такой классной наукой!
-  Надо будет отнестись к ней посерьезнее!- решил Алешка и отправился домой, забыв даже про футбол. – А не попробовать ли мне самому вывести теорему Пифагора?
Мальчик  сел за стол, открыл тетрадь, и тут на подоконник сел большой черный ворон. Он склонил голову на бок и стал  пристально рассматривать Алешу.
- Пифагор! Это ты? Что ты тут делаешь? Я теперь сам справлюсь, лети домой! – и мудрая птица послушно улетела, а Алеша сам вывел теорему Пифагора, сделал остальные уроки и с чистым сердцем отправился гонять с ребятами в футбол.
Вот такая история!