МАТЬ

Виктор Ахманов 3
                МАТЬ
Легкий декабрьский  снежок празднично искрился в неоновом свете  фонарей и таинственно мерцал серебреными звездочками в сумерках.  Я ступил  на темную тропинку, сочно поскрипывающую, ведущую  к  панельной пятиэтажке.  Остановившись напротив  балкона, напоминающего зимнюю болотную кочку, я, как договаривались,  бросил снежок в тускло светящееся под ним окно. Из-за отодвинутой шторки моментально показалось бледное  широкое лицо пожилой женщины.  Будто хозяйка так и ждала меня, стоя за занавеской.
 Прохоровна выскочила в подъезд в пестром, выцветшем халате и тапочках на босую ногу.  В прихожей, интерьер которой  соответствовал быту коммунальной квартиры, меня встретил   невысокий, сухощавый  мужчина лет семидесяти с  добродушным лицом.
- Николай, –   протянул он мне руку.
Я представился и пожал его теплую ладонь.
- Это мой родной братец, – пояснила  Прохоровна, – приехал в гости  из Ленинграда.
 Насколько мне на тот момент было известно, Николай  приехал  по вопросу переезда в Смоленск, и я должен был, по просьбе общего знакомого,  проконсультировать его и оказать, по возможности, содействие.
  Комната, в которую меня провели, была перегорожена сервантом. В «передней» имелся подкрашенный  матовой краской холодильник и скромный кухонный стол производства местной мебельной фабрики. За сервантом  виднелся диван, прикрытый  плюшевым ковром  и пузатый  телевизор, транслирующий в этот момент какое-то увлекательное кино.  Прохоровна, скорбно  постояв  у экрана, как  у гроба с покойником, секунд тридцать, оставила нас. Николай выдвинул из-под стола светленькие табуретки, мы присели. Вскоре я узнал, что  он недавно похоронил в Петербурге своего друга (Николай показал мне изготовленное в мастерской фото товарища и прослезился), многие годы соседствовавшего с ним в коммуналке.      
 Тем временем перед нами появилась кастрюля с дымящимся пюре, толсто нарезанная вареная колбаса, рыбные консервы, соленые огурцы, грибочки. Николай достал из дорожной сумки бутылку питерской водки.  Прохоровна, поставив на стол тарелку с ломтями хлеба,  вынула из холодильника прямоугольную бутылку шоколадного цвета  и пояснила:
   – Это – маретто.  Я его прошлой зимой захалтурила.  Очередь для знакомой в регпалату с ночи держала.
Мы  выпили за приезд и начали закусывать.
Прохоровна со словами «пойду, там мое любимое кино» села напротив телевизора.
- Ух, гад этот толстый, убила бы, – занервничала она. – Мочить, сказал, нужно. Мочить – значит убить. Сидит и командует, сволочь. Все  убивать приказывает.  Надо же, какие люди злые бывают…  А эта, дура, все плачет.  Из-за денег за этого гада вышла и ревет теперь.
- Интересное кино? – спросил я, заметив, что Прохоровна, поджав  губы, сидит как на иголках.
-  Очень.  Ни одной серии не пропустила.
- А сколько же серий было?
- Двести уже прошло.
- Сериал, значит. И как называется он?
- «Обручальное кольцо».
Прохоровна вся на эмоциях, не переставая возмущаться, вернулась к столу.
 Я поинтересовался, что  кроме кино она еще смотрит.
- Программу «Время», – ответила  хозяйка.  – Там и про пенсии говорят, и Путин выступает.
- Внимательно Путина слушаете?
- Конечно. Он всегда по делу говорит.
- А пенсия у вас, какая?
- О-о, пенсия у меня большая – шесть тысяч.
  В  прихожей кто-то  завозился.
Прохоровна приставила палец к губам и предупредила:
- Соседка пришла.
Я  полюбопытствовал, ладит ли она с соседями.   
- Сейчас спокойно стало, – шепотом заговорила  Прохоровна. –  А вот год назад я на кухню боялась выйти.
- Почему?
- Сосед пил.  Чего только он сюда не таскал, и холодильники с мусорки,  и провода всякие. Однажды ванну чугунную припер.  Летом  на детской площадке торчал  с дружками, а как зима – сюда шли. Приходили и по шесть человек, и по десять, ночевали прямо на полу в прихожей, в дверь стучали... Кого только здесь не было. Один такой здоровый бугай, весь в наколках, матерью меня называл.  Все время предупреждал: «Тихо, мать, ты ничего не видела». И другие тоже: «Мать, впусти»,  «мать, открой»... 
- Страшно было?
- Ой, что ты, сидела как мышь.
- И долго тебя «матерью» величали?
- Года три, пока сосед не умер. 
- Водкой левой небось отравился? –  спросил Николай.
- Нет, не от водки он умер. Его эта гадость не брала. Какой он только не перепробовал. Тут темная история приключилась. – Прохоровна понизила голос. –  Сначала он пропал на  неделю.  Дружки приходили, спрашивали.   Потом приполз еле живой. Сказал, что  где-то в Красном Бору  долг отрабатывал.  Жаловался, что паспорт отобрали, не кормили, били.   Полежал три дня и умер. 
Мы еще поговорили об обмене и расстались.
Уже  на следующий  день я показал Николаю  квартиру  в старом тихом центре.  Николай сразу влюбился в маленькую уютную «однушку». Однако на следующий день Прохоровна сообщила, что кто-то из родственников отговорил его.
- Что не так? – уточнил я.
- Там машину негде ставить.
- Так у него же нет машины.
- Коля решил, что после его смерти квартира отойдет племяннику. А тот сходил с родней, посмотрели и отсоветовали.
 -  Странная логика, – сказал я. – Судят так, словно человек одной ногой в могиле стоит.
 Прохоровна меня поддержала.
Прошло немного времени, и Николай согласился на другой вариант, предварительно одобренный родственниками.  Дело решилось скоро.
 Сразу после новогодних каникул я его проводил  в Петербург.
Прошла неделя.
Я уже собирался позвонить Прохоровне и спросить, как обстоят дела у Николая. Но неожиданно Прохоровна позвонила сама. Голос ее срывался от всхлипов:
- Коля умер в больнице, запричитала она. – Вот кабы раньше он лег на обследование – жив был бы. Ему уколы нужно было колоть. Нельзя было воспаление запускать.   Устроили две недели гуляний...      
   Излив душу, Прохоровна попросила зайти, так как   получила  письмо из налоговой инспекции.
- У них есть сведения, что на моей  жилплощади были зарегистрированы иностранные граждане, – недоумевала она. – Предлагают явиться. Не спала всю ночь, капли сердечные принимала. Откуда у меня иностранные граждане? Сроду иностранцев у меня не было.  Все у нас не по-людски делается.   Путин все бьется,  бьется с чиновниками этими...
 (Весна 2011)