На троне Елизавета! ч. 228

Ирина Склярова
        Миних обладал большим умом и проницательностью как никто другой. Несколько раз он уговаривал Леопольдовну не отказываться от союза с Пруссией. Но она предпочла союз с римским императором и его сторонниками.
      
       Её правление сопровождалось постоянной борьбой за власть между высшими сановниками: граф Миних сменил Бирона, Остерман-Миниха, вицеканцлер Головкин- Остермана…Никакой государственной программы у Анны не было.
Число недовольных её правлением увеличивалось не только внутри страны, но и за её пределами.


В России французский посол де ля Шетарди осыпал нужных людей золотом и готовил заговор против Анны, с тем, чтобы возвести на престол Елизавету.

       28 июня 1741г. русскому послу в Стокгольме сообщили, что Швеция объявила войну России. Причиной войны в манифесте указывалось на вмешательство во внутренние дела Швеции, запрет вывоза хлеба в эту страну и убийство шведского дипломата Сниклера.

Шведским главнокомандующим был назначен граф Карл Левенгаупт. А со стотоны русских – фельдмаршал Ласси.  Началась подготовка к войне.

      Этим воспользовалась Елизавета.   В ночь с24 на 25 ноября 1741г. дочь Петра1 Елизавета, подняв армию, при поддержке преданных ей гвардейцев явилась во дворец.

Она прошла в спальню, где спали супруги и со словами:

- Пора вставать сестрица! - арестовала Анну Леопольдовну и её мужа.

Годовалый Иван VI был низложен и отправлен в Шлиссельбургскую крепость. Там он содержался в глубочайшей тайне и при попытке его освобождения, должен быть моментально уничтожен.

 Но на этом Елизавета не остановилась. Начались повальные аресты. У преданного её Лестока был список лиц, которых нужно было арестовать в первую очередь.

Первым арестовывать пришли Миниха. Фельдмаршал несколько месяцев был отстранён от государственных дел, но это не помешало Елизавете заключить его в крепость.

       Миних обвинялся в том, что слишком преданно служил Анне Леопольдовне, что умышленно повышал в звании немцев, а русских обходил стороной. Эта была чистая ложь. Так же его обвиняли в казнокрадстве. Председателем комиссии для расследования преступлений был назначен никто иной, как князь Никита Трубецкой, который два раза не подвозил вовремя провиант и боеприпасы для армии. Только, благодаря дружескому расположению фельдмаршала, он избежал военного трибунала.

Миних в своё оправдание ссылался на ряд донесении, сохранявшихся в Воинской коллегии, и закончил свою речь словами:

«Перед судом   Всевышнего моё оправдание будет лучше принято, чем пред вашим судом!  Я в одном только себя укоряю, зачем не повесил тебя, когда ты занимал должность генерал-кригс-комиссара во время турецкой войны и был обличён в похищении казённого достояния. Вот этого я себе не прощу до самой смерти!»
 
                (Н.И. Костомаров).
    

      Елизавета Петровна сидела в этой же комнате за ширмой и за всем процессом тщательно следила. Услыхав такие речи, она «пулей» выскочила из пыточной, приказав прекратить допрос и отвести Миниха в крепость.


                http://www.proza.ru/2017/04/09/1764