Катапульта

Борис Тамарин
               
         Я вернулся в родной город спустя пять долгих лет.
Вероятно, надо объяснить... Тогда всё пошло не так. Вернее, очень плохо.  К моим семейным неурядицам добавилась травма.

         Банальная травма, от которой не застрахован ни один спортсмен, даже баскетболист. Не люблю вспоминать тот момент, но... Обыденный матч, мы выигрывали, много... Я ворвался под кольцо, взлетел, аккуратно положил мяч в корзину, и в это время в меня кто-то врезался сзади. Я полетел на пол и ногу пронзила острая боль... Это был перелом. Операция, гипс...
    Как в том фильме, но перелом был очень нехорошим. О возвращении на паркет  не могло быть речи, я и сейчас хожу чуть прихрамывая. К этому добавились проблемы с женой. Мы и так не ладили в последнее время...

        Развод не занял много времени... Каково жить в городе, где тебя и о тебе все всё знают, видеть жалеющие взгляды, слушать фальшивые слова утешения. Вчерашний герой, кумир, стал никем. Решение уехать пришло неожиданно. Как-то, в середине июня из другого города мне позвонил друг–соперник, с которым мы вместе играли в сборной.

- Как ты, Стас?
- Как может быть одинокий  инвалид в двадцать восемь лет?
- Всё так плохо?
- Не то слово, хуже не бывает...
- Так я почему звоню, у нас осенью баскетбольную школу открывают. Не хочешь детей тренировать? Я поговорил со спонсорами насчёт тебя. Обрадовались, что такой известный спортсмен будет в их школе работать. Квартирой обеспечим и оплата соответствующая. Плюс премиальные за результаты...
- В принципе, не против...
- Ну всё, замётано! У тебя два месяца. Закругляйся с делами и в конце августа мы тебя ждём.
- Договорились...

  Я уехал и не жалел об этом.  Целиком ушёл в тренерская работу.  Подобрались неплохие ребята и я сделал сильную команду, которая вскоре начала  побеждать всех в своей возрастной группе.  Затем познакомился с симпатичной девушкой и через год женился.  Уже отец двух детей, четырёх и двух лет. За прошедшие годы  был в городе  детства только один раз, на похоронах своей тёти, которая меня опекала после гибели родителей.

       Сейчас мой приезд был непосредственно связан с работой. Привёз пятнадцатилетних на финал соревнований, где собрались четыре лучшие команды страны. Довольный победой  в первой игре  остался посмотреть  на будущего соперника в финале. Заканчивался первый тайм, когда меня окликнули. Я обернулся и увидал своего бывшего одноклубника, Виктора Солодова.  После объятий, приветствий и взаимных распросов, Виктор предложил пойти перекусить и отметить встречу. Зашли в ближайшее кафе, взяли пиво по бутылке и по сто граммов водки. Символично, чтобы чокнуться.
 
       Вдруг Виктор сказал:

- Хорошо, что приехал. Ты должен его увидеть.
- Кого?
- У нас парень появился полтора года назад. Восемнадцать лет. Буквально, ниоткуда возник. Нигде не тренировался, никто его не знал, и вдруг на соревновании институтов самородок нашёлся. И разыгрывающий, и снайпер от бога, Коби Брайант и Крис Пол в одном флаконе! И совершенно своеобразная техника броска, сам увидишь. Через полчаса у  молодёжной сборной города товарищеский матч. Останься, не пожалеешь. Его уже в сборную страны привлекли, на одном  турнире  сыграл в Прибалтике. Там американцы были в восторге,  к себе пригласили.

  Когда мы вернулись в зал, матч молодёжок был начат.
- Посмотри на номера тринадцать белых, - подсказал Виктор. Я посмотрел.
- Рост около сто девяносто, хорошая баскетбольная фактура, легко передвигается в защите, руки правильно держит, - машинально отметил я.

      Соперник промахнулся в броске по кольцу и белые пошли в атаку. Мяч передали «тринадцатому», тот параллельно трёхочковой линии сместился к центру, навёл опекуна на заслон партнёра и, не теряя мгновения выпрыгнул. Руки с мячом сначала замедленно,как бы нехотя, пошли вверх и вдруг – стремительный взмах одной рукой, как распущенная пружина, в конце дополнительное движение кистью, и мяч полетел в кольцо.

- Ты видел? Катапульта! – восхищённо произнёс Виктор. – И какая необычная техника броска. Он из десяти восемь забивает! Видел!...

Я видел... И вспомнил, где и когда...

      Через два дня после того телефонного разговора пять лет назад я пошёл погулять. Врачи посоветовали ходить каждый день три – четыре километра, чтобы сломанная нога получала нагрузку. Было утро. Я прошагал не менее двух километров, когда почувствовал, что нога начинает испытывать дискомфорт. Присел отдохнуть на скамейку во дворе, рядом со спортивной площадкой. На площадке стоял мальчик лет  четырнадцати – пятнадцати, пытался забросить мяч в кольцо и злился от промахов, старался снова и опять мазал.
 
      Я сразу отметил, что у него проблемы с движением руками. Ему было тяжело начинать их  поднимать, как будто на них висят гири или мяч давит как пушечное ядро. Но затем, словно преодолев какой-то барьер, они вдруг резко дёргались вверх, посылая мяч в сторону. Промазав очередной раз, парнишка зло пнул мяч ногой и присел, прикрыв лицо длинными кистями рук.

- Напрасно всё это... Ничего не получится... Только время зря... - послышались приглушённые слова и легкое всхлипывание.
 
- Иди ко мне! – позвал я парнишку. Тот оторвал кисти от лица, посмотрел на меня и медленно пошёл ко мне.
- Как тебя зовут?
- Игорь... Белов, - добавил он.
- Баскетбольная фамилия, любишь эту игру.
- Очень. Я Вас знаю, Вы – Станислав Савин.
- Да. Хочешь несколько советов?
- Конечно!
- Но прежде скажи, сколько тебе лет?
- Тринадцать.
- Для своего возраста ты высокий. А почему тебя руки плохо слушаются?
- Гриппом болел, а потом осложнение было. Врачи сказали, могли вообще атро... – мальчик запнулся.
- Атрофироваться?
- Да. Меня в Германию повезли, там месяц лечился. Сказали, чтобы восстановилось, надо плавание или баскетбол. А я воды боюсь... Папа мяч купил, а у меня не получается...
- А почему папа не помогает тебе тренироваться?
- Они с мамой работают за границей. Я здесь живу с бабушкой.
- Понятно. Не переживай, у тебя получится. Пошли на площадку, - скомандовал я. – Сделай бросковое движение без мяча... Ещё раз... Ещё...

       Да, было именно так, как я отметил. Руки двигались не синхронно, и это нарушало траекторию броска.
- Всё ясно.  Стань в двух метрах от кольца, чуть левее или правее. Смотри, вот такое движение... Немного вынеся мяч вверх, отпускаешь  вторую руку и бросаешь одной, вот так! А в конце придаёшь кистью нужную силу и траекторию – чуть выше или ниже... Попробуй!

        Игорь бросил один раз, второй... Я подавал ему мяч. С четвёртого раза получилось, но мяч ударился о дужку кольца. Я снова показал, как надо подправлять кистью. Два промаха, потом мяч залетел в кольцо. Второй раз, третий...
- Молодец, видишь, как просто, - похвалил я. – Ты точно будешь играть. А то, что вначале руки движутся медленно, даже лучше. Сможешь выбирать, что делать, бросок или передачу.  А теперь, передвигайся  в пределах двух-трёх метров, меняя позицию, и бросай  раз по пять с каждой... И попробуй с обоих рук, они должны работать одинаково.
  У него не очень получалось, но несколько раз движение было идеальным. Через полчаса я попрощался:
- Игорь, мне надо уходить. Но, если хочешь, приду завтра и мы продолжим. Тебе не надо перегружаться, думаю один час  достаточно. И час  вечером. Согласен продолжить?

        Я приходил почти полтора месяца, до самого отъезда. Игорь делал успехи стремительными шагами. Я учил его, как вести мяч, выбирать позицию на площадке, как защищаться... Показал, какие делать упражнения, чтобы развить руки и для общего развития... На последнюю тренировку принёс тетрадь, где расписал программу на год тренировок. Я тепло попрощался с ним, пожелал успехов.

       В новом городе, сначала часто вспоминал своего первого ученика. Потом  постепенно стал забывать. У меня было много учеников, и я отдавал им всё своё знание и энергию...

       И вот, сейчас я сидел на трибуне, смотрел на возмужавшего Игоря и понимал восторженность  Виктора. Безусловно, на паркете был редкий талант. Ненормально быстрые руки позволяли делать всё! Он перехватывал  и выбивал мячи соперника, делал скрытые передачи партнёрам...  И только во время броска руки двигались как и тогда – сначала замедленно, взрываясь в завершающей фазе. Действительно, было похоже на катапульту! В первом тайме он промахнулся лишь трижды. Причём один раз, когда на нём нарушили правило.
 
- Видал, восемнадцать очков за один тайм! Даже за две трети! И шесть передач с тремя перехватами!  – восторгался Виктор. –  И главное, не тянет на себя, на команду играет. Ты подобное видел?
- Да, хороший парнишка! – согласился я.

       Тайм закончился. Идя в раздевалку, команды проходили мимо и ниже места, где сидели мы с  Виктором. Я смотрел, как Игорь неторопливо идёт к выходу, объясняя что-то партнёру. Вдруг его глаза нашли нас и он остановился. Я приподнял руку в приветствии, а он уже летел, перепрыгивая через ступени. Остановился в шаге от нас.
- Здравствуй, Игорёк! Я же говорил, всё получится... – улыбнулся  я, протягивая руки.
- Станислав, здравствуйте! – Он бросился меня обнимать. – Сейчас, уже иду, - крикнул он на призыв тренера, не понявшего поступка подопечного.  - Вы же не уйдёте до конца игры? Я хочу познакомить Вас с родителями, вон они, - показал Игоь на противоположную трибуну. 
- Не уйду, - обнадёжил я. – Беги в раздевалку.

- Так  это ты его научил? – удивился Виктор, когда я рассказал ему.
- Научил – немного преувеличенно, но помог вначале точно, - скромно оценил я свой вклад.

       После окончания игры Игорь познакомил нас с родителями.
- Он очень много о Вас рассказывал, - сказал отец, когда по его приглашению мы расположились за столом ресторана. – Вы для нашей семьи как сверхчеловек, оживившый сына.  Чуть ли ни калекой был, а теперь его в Штаты приглашают, в университет Северной Каролины, играть и учиться. Осенью поедет. А  там  и  до НБА  немного останется, если себя проявит. Кто бы мог подумать о таком пять лет назад...

      Не имеет смысла рассказывать, что было дальше... Скажу только, что через два года Игоря Белова на драфте НБА выбрали в первом раунде под шестым пиком. Он прислал мне приглашение на первые игры сезона. К нему был приложен чек на солидную сумму на расходы и просьба принять этот скромный дар...