Чертеж - язык техники-

Рыскин Борис
В радиотехникуме у нас был преподаватель черчения - КУЛАКОВ Зиновий Григорьевич.
В его кабинете висел плакат - "Чертеж - язык техники".

На первом же занятии он показал нам свой большой волосатый кулак и сказал
короткую речь из двух предложений.
Помню ее дословно:

- Я не знаю каких радиотехников из Вас тут сделают, но чертежников я сделаю из ВАС сам!
А кто у меня чертить не научится - тот и радиотехником не станет, выгоню вон из техникума.
 
У меня за спиной был только кружок рисования и неудачный опыт копирования эскизов
деталей для любительского магнитофона из журнала "РАДИО".

Первые лентопротяжные магнитофоны были дорогими, но радиолюбители их уже освоили.
Скопировал чертежи из журнала я удачно.

Смутили меня только размеры деталей в журнале, все было очень мелко.
Детали на своих рисунках я начертил крупнее, увеличил масштаб.
Во столько же раз увеличил и размеры самих деталей на своих эскизах.
Рядом с рисунками указал масштаб. Казалось, получились приличные эскизы...
 
Фронтовой приятель отца, дядя Петя, очень тянул с изготовлением этих деталей.
Говорил, что детали готовы, но вынести через проходную оборонного предприятия - проблема.
 
Наконец он позвонил - забирай!
Я примчался.
Меня ждал большой чемодан - "Прощай Германия" - битком набитый железом.

Мое детское нетерпение, мне было 10 лет, открыло чемодан как драгоценную шкатулку.
Все волшебно  блестело и еще пахло машинным маслом.
Поразительно знакомый маховик и несуразно большие подкасетники с колесо детского велосипеда...
Все детали были до боли знакомы, но все не то...было очевидно - детали не могли вместе образовать механизм магнитофона. 
 
Свою ошибку я понял мгновенно - я неправильно истолковал цифры МАСШТАБА, которые стояли на эскизах в журнале.
Все детали я рисовал гораздо крупнее. Мелкие рисунки увеличивал. Их размеры тоже!  Рядом писал - масштаб 1:5  1:10 и т.п.
Только одна деталь была изготовлена верно - МАХОВИК в масштабе 1:1
 
Дядя Петя знал, что я хожу в радиокружок  при ДПШ - доме пионеров и школьников.
Его помощь была безкорыстной.
 
-Что Вы собрались там сделать? - осторожно спросил дядя Петя.

Фронтового приятеля отца, я огорчать не стал - пока секрет - обескуражено ответил я.
 
Теперь, Вы понимаете - почему у Кулакова Зиновия Григорьевича я сдал черчение на пятерку?!

Молодым родителям могу сказать - черчение и рисование по жизни очень пригодились.
Ребенком я не понимал - почему преподаватель кружка рисования - Мария Алексеевна - даже вызвала моих родителей, когда я надумал переметнуться в радиокружок.
Изобразить то, что только ты видишь в своей голове - этот навык важно развивать с детства - говорила она моим родителям.

Мария Алексеевна читала нам на своих занятиях сказки, просила вообразить картинки и пытаться их нарисовать. Мне было скучно. Сказки все эти я знал и хорошо помнил иллюстрации. Нарисовать их мне было просто. А вот придумать новую иллюстрацию к старой сказке гораздо труднее.

Вы и сами можете в этом легко убедиться - многие публикуются на proze.ru, но мало кто снабжает
свою публикацию картинкой или фото по теме.