Для ускорения либерализации валютной политики Узбе

Рустамжон Абдуллаев
Для ускорения либерализации валютной политики Узбекистана необходим кредит МВФ

С приходом к руководству Республикой Узбекистан ее нового Президента Шавката Мирзиёева в нашей стране начался новый этап развития и реформ. Шавкат Мирзиёев во время своего выступления, состоявшегося 14 декабря 2016 года на церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан, установил правило, согласно которому теперь в Узбекистане: «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Ибо цель осуществляемых реформ – это необходимость повышения уровня и качества жизни населения. Поэтому он еще в своей предвыборной программе указывал на важность понимания принципа: «Реформы не ради реформ, а во имя блага людей».

Именно поэтому, после того, как он вступил в должность Президента Республики Узбекистан, соответствующие государственные органы начали выносить на широкое общественное обсуждение проекты важных нормативно-правовых актов. Первым из таких документов, вынесенных на широкое общественное обсуждение, был Проект Указа Президента Республики Узбекистан «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах». После обсуждения этого Проекта Указа, с учетом поступивших предложений по внесению в него изменений и поправок, был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года № УП-4947.

На таких же основаниях 28 ноября 2016 года в портале «Обсуждения нормативно-правовых актов Республики Узбекистан», с целью проведения общественного обсуждения, был размещен текст Проекта Постановление Президента Республики Узбекистан «О приоритетных направлениях валютной политики» [1], разработанного со стороны Центрального Банка Республики Узбекистан. Хотя обсуждение этого Проекта Постановления и было завершено еще 14 декабря 2016 года, но его текст до сих пор находится по вышеуказанному адресу и на соответствующей странице «Единого портала интерактивных государственных услуг», указывая на тот факт, что он еще не доработан до конца. И будет реализован в качестве нормативно-правового акта в течение 2017 года.

Однако в этом Проекте Постановления Президента Республики Узбекистан под названием «О приоритетных направлениях валютной политики», как ни странно, для его реализации вовсе не предусмотрена необходимость использования финансовых ресурсов, выделяемых из средств в иностранной валюте, находящихся в составе золотовалютного резерва нашей страны, подконтрольного государству. Золотовалютного резерва Узбекистана, стоимость которого по данным МВФ, составлял на 2016 год 15 млрд. долларов США [2]. Или из иного источника поступления средств в иностранной валюте, скажем, в виде кредита какой либо международной финансовой организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ). Более того после ознакомления с содержанием текста этого Проекта Постановления создается впечатление, что будто бы для нашего государства являются достаточными только лишь: 1) определение тех приоритетных направлений либерализации валютной политики, которые перечислены в его первом пункте и 2) те меры совершенствования действующего законодательства и нормативно-правовой базы реформ, о которых идет речь в других пунктах вышеуказанного Проекта Постановления, не требующие валютного финансирования из средств, входящих в состав золотовалютного резерва страны или поступающих путем привлечения валютного кредита из средств какой-либо международной финансовой организации.

Может быть поэтому, доказывая несостоятельность теоретических и практических положений экономических знаний, положенных в основу разработки рассматриваемого Проекта Постановления Президента Республики Узбекистан, за последнее время и происходить резкое снижение не только неофициального курса национальной валюты, определяемого на «черном рынке». Но и официального курса национальной валюты Узбекистана, устанавливаемого не рыночными методами по отношению к твердым валютам других стран мира (доллару США, евро и т.д.) самим Центральным банком Республики Узбекистан. Поэтому у нашего населения, значит и у СМИ Узбекистана [3] и соседних стран, возникают вполне обоснованные вопросы о причинах такого положения дел с нашей национальной валютой [4], адресованные Центральному банку Республики Узбекистан; о том чего ждать от либерализации валютного рынка [5], что скрываются за этими и другими терминами, как, например, инфляция, девальвация сума и т.д и т.п. [6]. Поэтому многих наших людей, особенно, студентов, пенсионеров, получателей различных пособий и других категорий населения, волнуют вопросы об обесценении их доходов, а также сбережений, которых они вкладывали в различные банки, не предполагая возможность такого резкого проявления инфляции и девальвации или снижения покупательной способности национальной валюты Узбекистана. Ибо, если с 1 января по 1 апреля 2017 года официальный курс национальной валюты по отношению, например, к доллару США, снизился на 11,25%, то с 1 сентября 2016 года по 1 апреля 2017 года – на 20,25%.

А это значит, что если 1000000 (один млн.) сум, скажем, месячный пенсии гипотетической семьи пенсионеров, состоящих из двух человек, на 1 сентября 2016 года по официальному обменному курсу валюты равнялся (1000000:2989,64=) 334,49 долларам США, то на 1 апреля 2017 года, эта же сумма пенсии равнялась уже (1000000:3595,02=) 278,16 долларам США. Значить за период времени с 1 сентября 2016 года по 1 апреля 2017 года рассматриваемая сумма пенсии обесценилась на (334,49–278,16=) 55,33 долларам США, что в переводе на стоимость национальной валюты по официальному обменному курсу валюты на 1 апреля 2017 года составляет 202500 сум.

При этом если учесть, что за этот период повысились цены и на товары, входящие в состав, скажем, потребительской корзины, на 15-20%, то не трудно представить себе, что обесценение национальной валюты было намного выше. Поскольку повышения пенсий (по возрасту и, устанавливаемые с учетом стажа работы) хотя периодически и производятся. Как это было, например, с 1 октября 2016 года, когда повысили минимальный размер пенсий на 15%, в соответствии с Указом Первого Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2016 года. Но такое повышение размера пенсий почти, что не компенсирует тот материальный ущерб, который наноситься пенсионерам в результате реальной инфляции, девальвации и повышения цен на потребительские товары…

При этом о регулярной и полной индексации пенсий, пособий и стипендий и, особенно, сбережений населения, находящихся в банках в качестве их вкладов и говорит не приходиться.

А что касается сбережений людей, находящихся в банках в качестве их вкладов, предназначенных, скажем для финансирования учебы их детей в платных ВУЗах других стран мира, находящихся в нашей стране, таких как Меж­ду­на­род­ный Вес­тминстер­ский уни­вер­си­тет, Университет ИНХА в Ташкенте и т.д., можно сказать следующее.

Для того чтобы ответить на вопрос: что будет с оплатой учебы наших детей-студентов в таких ВУЗах во время нынешней инфляции (или девальвации), о чем шла речь выше, тех людей, которые для того, чтобы гарантировать оплату такой учебы, хранят свои сбережения в банках? –  можно  рассмотреть следующий пример.

Один год учебы студента, в одном из таких ВУЗов стоит 5000 долларов США. Значит для того, чтобы один студент смог учится в этом Университете и для того, чтобы отучившись 4 года, получил диплом о высшем образовании с квалификацией бакалавра, необходимо оплатить за этот период его учебы всего 20000 (двадцать тыс.) долларов США. Но в нашей стране эту сумму можно оплатить и в национальной валюте Узбекистана – в сумах, по официальному курсу валюты, устанавливаемому Центральным Банком Республики Узбекистан, ежегодно, до начала учебного года, по 5000 долларов США. На первый взгляд, возможность такой формы оплаты за учебу наших детей-студентов в иностранном ВУЗе, дающем более качественное образование, кажется очень удобным и выгодным. Однако если проанализировать реальную ситуацию с учетом девальвации или обесценения нашей национальной валюты в отношении к иностранным валютам за период учебы наших детей в таких и др. ВУЗах, то можно обнаружить, оказывается, удручающее положение дел.

Так, если ваш ребенок поступил в рассматриваемый иностранный ВУЗ, скажем в 2015 году. И, вы для того, чтобы оплатить его учебу ежегодно, положили в банк, скажем, 20 августа 2015 года, часть своих сбережений в сумах, эквивалентных 20000 (двадцати тыс.) долларов США, под 20% годовых. И это вы сделали для того, чтобы приращение вашего вклада в банке, служило еще и в качестве «стипендии» вашего ребенка-студента, оплачиваемой с вашей стороны. Тогда, когда официальный обменный курс одного доллара США на 20 августа 2015 года равнялся 2590,38 сумам, то естественным образом, общая сумма вашего вклада в банк должен составить (2590,38х20000=) 51807600 сумов. Если из этой суммы в соответствии с договором, заключенным между вами и иностранным ВУЗом, произвести первую предварительную оплату за учебу вашего ребенка-студента за первый учебный год, в национальной валюте Узбекистана, эквивалентной 5000 долларам США, то это будет составлять 12951900 сумов.

Тогда за вычетом оплаченной суммы на вашем сберегательном счете в банке останется (51807600-12951900=) 38855700 сумов. И эту сумму вы можете держать в банке на основе договора, заключенного с ним, на его же жестких условиях, сроком не более чем в течение 6 (шести) месяцев. После чего вы должны вновь заключить договор с банком и вложить остаток суммы ваших сбережений на 6 месяцев, т.е. в рассматриваемом случае – до 20 августа 2016 года. И оплатив, стоимость второго года учебы вашего ребенка-студента, остаток ваших сбережений опят должны вкладывать в тот же банк на тех же условиях, что и за предыдущие периоды по 6 месяцев.  Если вы оплачиваете, стоимость учебы вашего ребенка-студента из ваших сбережений, вложенных в банк, аналогичным образом вы должны поступать и до окончания его учебы в рассматриваемом ВУЗе. Но вторую сумму за следующий, второй учебный год, вам придется перечислить на расчетный счет рассматриваемого ВУЗа в банке опят 20 августа, уже следующего, 2016 года, когда обменный курс национальный валюты равнялся по официальному курсу 2979,31 сумам за один доллар США. Тогда стоимость второго года обучения в национальной валюте нашей страны, эквивалентная 5000 долларов США, будет равной уже 14896550 сумам.

Значит, если вы перечислите эту сумму в рассматриваемый иностранный ВУЗ в качестве оплаты за второй год обучения вашего ребенка-студента, то на вашем сберегательном счете останется (38855700-14896550=) 23959150 сумов. А если учесть, что при нынешних темпах  роста инфляции или девальвации (когда он достигает примерно 50-ти сумам в неделю), можно спрогнозировать, что к 20 августа 2017 года официальный обменный курс национальный валюты может достичь уже не менее 6095 сумам за 1 доллар США. Тогда третий год обучения вашего ребенка в рассматриваемом иностранном ВУЗе в нашей национальной валюте, эквивалентной 5000 долларов США, будет стоить уже 30475000 сумов, что на (30475000:12951900=) 2,35 раза дороже, чем стоимость первого года обучения. Но тогда ваши сбережения, не то чтобы за все четыре года учебы вашего ребенка-студента в рассматриваемом ВУЗе, но даже на оплату только лишь за три года его обучения в этом ВУЗе, не хватить. И вы за третий год обучения вашего ребенка-студента должны будете доплачивать (30475000-23959150=) 6515850 сумов из других ваших доходов, не вложенных в банк в качестве ваших сбережений. А вот вопросы как быть с оплатой за четвертый год обучения вашего ребенка-студента в рассматриваемом ВУЗе и сколько денег на это в нашей национальной валюте уйдет, для вас теперь будут почти, что безответными и не ясными…

Но здесь, чтобы у читателей не возникли непонимание и вопросы о 20-процентных приращениях ваших сбережений в банке, приведу их полный расклад расходования, использованного в качестве «стипендии» для вашего ребенка, являющегося студентом рассматриваемого иностранного ВУЗа. Эта сумма составляет всего лишь 12562970 сумов, что в качестве «стипендии» вашего ребенка-студента за каждый месяц его учебы в течение 27 месяцев, пока ваши сбережения находились в качестве вклада в банке, будет составлять в среднем по (12562970:27=) 465295,2 сумов.

Подобного рода ситуации, которые описаны выше, имеют место и с доходами граждан, работающих по найму во всех сферах экономики и управления страны. Так, что если бы производились соответствующие индексации доходов и сбережений населения, то и описанных выше проблем, которые связаны с ухудшением уровня жизни населения, наверняка не возникали бы.

Интересен и следующий пример. Стоимость одного из месячных интернет пакетов известного Интернет-провайдера г. Ташкента по тарифу, установленному в СКВ на 1 сентября 2016 года, составлял 78 долларов США. И этот тариф в рассматриваемый период, т.е. с 1 сентября 2016 года по 1 апреля 2017 года, не изменился. Однако стоимость этого же месячного интернет пакета в национальной валюте, если 1 сентября 2016 года стоила 233191,92 сумов, то она 1 апреля 2017 года стоила уже 280411,56 сумов, т.е. на 22,25% или на 47219,64 сумов дороже, чем 1 сентября 2016 года.

Аналогичные примеры можно было бы привести и из сферы платной ВУЗовской системы обучения студентов нашей страны, а также из других сфер экономики Узбекистана, производящих другие виды товаров и услуг. Однако, учитывая, что такие примеры отражают в себе почти, что известные факты, имеющие место и характерные не только экономике Узбекистана, но и всем другим обычным и переходным экономикам стран мира, особенно, от административно-командной системы к рыночным отношениям или от социализма к капитализму, можно ограничиться и только лишь приведенными выше примерами. Примерами, в совокупности, приводящими к относительно «неплохим» результатам в общегосударственном масштабе. Например, к профициту государственного бюджета, как это было в нашей стране, например, по итогам 2015 года и первой  половины 2016 года. Поэтому, видимо здесь, следует ответить и на вопрос [3]: почему в первом квартале 2017 года курс доллара начал резко повышаться? В отличие от ответа Центрального Банка нашей страны газете «Даракчи», автор данной статьи на этот вопрос может ответить следующим образом: причиной такого положения дел является образование дефицита государственного бюджета Узбекистана по итогам 2016 года…

Читать далее по адресу: http://fundamental-economic.uz/article/ra195492/

Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических наук, академик.

3 апреля 2017 года.