Как дед мой соболей разводил...

Алексей Малышев Сказитель
               

            КАК ДЕД МОЙ СОБОЛЕЙ РАЗВОДИЛ



     Прекрасна святая наша природа, прекрасна чистая Сибирь первозданная.  Скрыто в ней столько любви и мудрости, что изменяется в ней человек.

   Одну историю о таком превращении и изменении сердца человеческого поведал мне опытный человек.
 Встретил я в большом Красноярске интересного собеседника
 и спросил его, мол, не любит ли он охоты, не знает ли каких-нибудь редкостей в том древнем промысле.

     Посмотрел он на меня со светлой грустью и рассказал такое, что важнее для человека, чем всякая лесная добыча. Дал он мне добрый урок своими словами, без всякого учительства, простым примером из настоящей таежной жизни. Имеют большое значение для всех людей простые слова его.

     Как-то отчим мой нашел в капкане раненного соболя. И почему-то пожалел его и не стал добивать, а принес на зимовье. Там дедушка рассмотрел прекрасного зверька и тоже посочувствовал ему, хотя всю прежнюю жизнь не оставлял соболей жить. Изменилось что-то в его отношениях с природой.

     Решил дедушка помочь моему отчиму и вместе они посадили подранка в просторный загон. И тут дедушка предложил разводить соболей. И дела надо немного, мол, ты принес молодчика, а пару ему, молодую соболиху, мы тоже поймаем. Слово за слово и вскоре изловил дедушка живую соболиху.

     Подсадили ее к молодому собольку и ждали от них потомства. И действительно, сначала просто играли они вместе, а спустя полгода принесла соболиха двух шустреньких таких соболят.

     Больше того, дедушка решил выпускать ее иногда. Привязав собак, притравленных на пушных зверей, старый охотник выпускал соболиху погулять, и она всегда возвращалась к своим маленьким соболькам на родное гнездовье. Так началось само собою в хозяйстве интересное дело. Начал понемногу дед мой прекрасных соболей разводить.

     Услышав про такое редкое дело, я весьма удивился и приготовился услышать еще больше.
     Ждал я от моего собеседника великого сказа о славных и богатых охотах, обильных промыслах. Виделись мне уже бесчисленные звериные шкуры и добытые лесные дары.  Но ничего не ответил мне на мои расспросы мой добрый земляк.

    Вздохнул только и сказал, что охотником он не стал и учиться у деда не продолжил.
     Ну как же так? Быть не может, чтобы не стать тебе охотником! Как могло такое с тобой приключиться?   

Жизнь интереснее оказалась. В те же его молодые годы, в тринадцать тех золотых годков, охотился он на белку. Дело спорилось, быстро выследил он неосторожного бельчонка и прицелившись, ранил его из старого ружья. Подбежал Саша к пораженной зверюшке. Приготовился молодой ловец брать добычу, как пошло все по-другому. Обернулась в тот миг древняя охота другой стороной.


Вдруг закричал бельчонок глазастый от боли страшным и детским таким голосом. Слилось все в том крике. И боль, и отчаяние, и призыв доброй его матери. И так закричал бельчонок, что на миг показалось молодому охотнику в его крике вся жестокость людская, вся боль невинной природы и повеяло на него такой чистой и святой мудростью, что навсегда зарекся он нарушать природную красоту. Оскорбился он своей человеческой корыстью. Увидел всю низость ее перед доброй и мудрой тайгою.
 
     Промысел древний признал он жестоким и природу ценить стал в ее первозданности, в изначальной красоте, что ни в сказке сказать ни пером описать. Открылась ему за это новая жизнь, без крови, в полном согласии со всей природой. Ведь не пришел человек в природу как хищник.

     Нет у него изначально ни клыков, ни страшных зубов, ни когтей звериных. Но изначальный образ человеческий красотою своей и несравненной гармонией подобен самому милосердному Богу.

     Вернулся потомственный юный охотник без добычи и объявил, что не станет никогда звероловом.
     Удивленно посмотрели на него испытанные во многих жестоких охотах предки и вдруг сошло и на них просветление. Не стали они его осуждать и в город потом проводили. А сами тоже стали добрее и бережливее к зверю, внимательнее к природе и ее жизни. 

     Никогда не слышал я такого рассказа от потомственного охотника. Стало мне так хорошо на душе от его слов. Даже слеза набежала. Прекрасна природа наша, но как прекрасен в ней добрый человек!


     И сколько смогут они вместе совершить великих дел, если и человек, и природа пойдут в прекрасное свое будущее вместе, рука об руку. Какими изобильными стали бы лесные угодья, если бы стали они как бы хозяйством заботливого человека. Приложил бы хозяин к слепой природе недостающую ей премудрость свою и во много раз умножил бы все ее запасы.

     Наступил бы тогда золотой век на земле. И верится мне, наступит такое время. Исполнятся мечты народные. Победит человек в себе зло, сломает хребет всяким хищникам. И откроется такая красота, такая любовь, что звери сами из рук его лакомства брать будут. А он их прикормит и полечит вовремя, и от всякой напасти побережет.

     Пришло время человеку заботится о природе. Охотились мы тысячи лет, брали у матери тайги как жадные дети ее дары, но все это недостойно было человеческого достоинства. Должны мы сами вернуть тайге ее богатства, защитить их и умножить.
   
  Как бы расцвела тогда Сибирская наша земля!