Космическая гонка. Высадка человека на Луну

Рем Ворд
Космическая гонка. Высадка человека на Луну. Состязание супердержав за главный приз – признание их устройства общества более эффективным, по накалу страстей и выделенным средствам, напоминает, такой оксюморон, «мирную войну».
В 1967 году, 27 марта, с не-лунной ракетой «Сатурн-1Б», предтечей «Сатурна-5», способной выводить 20 тонн груза на низкую орбиту, для всестороннего тестирования систем, соединяют уже готовый комический корабль. В чистом кислороде, при давлении чуть выше атмосферного, происходит пожар, три человека экипажа погибают и, несмотря на то, что никуда не летали, объявляются астронавтами «Аполлон-1» (что влияет и на материальную помощь их семьям).
Ракеты «Сатурн-1» и «Сатурн-1Б» выводят на околоземную орбиту элементы миссии «Аполло» - в частности, третью его, водородную ступень, для проверки запуска двигателя, и прочего. Об этих испытаниях, получивших индексы, соответственно, «Аполло 1(а), 2, 3, 4»  известно довольно мало, их сопровождал ряд неудач, но все-же, они были признаны НАСА успешными.
Первый полет настоящей, выводящей на орбиту почти в 7 раз более массивный груз лунной ракеты «Сатурн-5» миссии «Аполлона-5» состоится 9 ноября 1968 года – полный успех. Запуск беспилотного «Аполлона-6» (4 апреля 1968 г.) – практически, неудача, однако, в программе Аполло-7 (11 октября 1968 г.) астронавты проводят испытания на околоземной орбите без предварительной отработки усовершенствованной ракеты. 24 декабря 1968 года Аполло-8 производит первый пилотируемый облет Луны. 3 марта 1969 года астронавты Аполло-9 совершают рискованные маневры над поверхностью Земли – расстыковку с обитаемым лунным модулем, неспособным самостоятельно приземляться, перестроение отсеков и новую стыковку. Испытания успешны. 18 мая 1968 года к Луне отправляется Аполлон-10. По пути к Луне лунный корабль и разгонный блок со спускаемым на Землю отсеком совершают маневр перестроения и, стыкуясь, образуют полноценную ракетную конфигурацию. Такие кульбиты связаны с возможностью корректной работы системы спасения (САС), при выходе на орбиту, призванной спасать, конечно, не лунный корабль, а отсек с людьми. На орбите Селены два астронавта в лунном модуле отчаливают от командного отсека, сближаются с поверхностью спутника на 15 километров (по другим данным 100 метров), фотографируют ее и возвращаются обратно.
20 июля в 20 часов 17 минут по Гринвичу лунный модуль Аполлона-11 совершает посадку в Море Спокойствия. Нейл Армстронг делает первые шаги по оранжевой (или уж серой, как в хронике), поверхности Луны. Почти весь мир ликует, но дальнейшие экспедиции не вызывают в Америке особого энтузиазма; если экстренное сообщение о ходе экспедиции прерывает просмотр любимого сериала, это воспринимается зрителями с некоторым раздражением. Больше их интересуют теперь, кажется, бытовые подробности полетов – как то, туалетные принадлежности в виде полиэтиленовых пакетов со скотчем по краям. Вновь приникнуть к телеэкранам заставляет близкий к катастрофе полет Аполло-13. Подъем интереса наблюдается и к использованию в миссии Аполло-15, 16 и 17 лунных автомобилей, на которых астронавты проезжают по 20 км, развивая скорость до 18 км ч. Командирами лунных модулей последних экспедиций становятся пилоты Аполло-10, те самые, которым не разрешили сесть на Луну в ходе всесторонних испытаний.
Нельзя обойти вниманием «теорию заговора». Первая оригинальная запись высадки на Луну, 45 катушек с пленкой, утеряна. Пленка – аналоговый носитель информации, физическую запись невозможно подделать, в отличие от лукавой «цифры», с которой можно творить все. Более того, пропали или стерты для повторного использования другие вещественные свидетельства – 200 000 пленок, магнитных и целлулоидных. Известные кадры  – конвертированное, переснятое два раза изображение.
Места высадок астронавтов (кстати, исключительно американских граждан) могли бы быть сфотографированы с окололунной орбиты, с разрешением в доли миллиметра. Но, вместо этого НАСА, зависимые от США японцы, а также европейцы (после заявлений о том, что собираются представить снимки высочайшего качества), демонстрируют кадры поверхности прилунения, на которых с трудом различимо некое мутное пятно и несколько линий.
 Некоторое количество лунных камней раздарено главам стран в плексигласовых шарах, сколько-то роздано в некие лаборатории, но большая часть из добытых 3-х центнеров, сохраняется где-то в ожидании «более совершенных инструментов исследований». СМИ сообщают, их почти похитили, вынесли контейнер из хранилища, следовательно, чистота хранения нарушена… На данный момент только 300 грамм грунта, доставленного с Луны автоматическими станциями «Луна-16…20…24», можно считать 100% подлинным.
Можно говорить и о том, почему после правильной калибровки цвета, багровые марсианские пейзажи, переданные американскими автоматами слишком уж походят на изображения пустыни Аризона, с буро-зелеными и синими пятнами, а небо становится голубым. Отчего среди камней Красной планеты показываются вполне земные грызуны?
Основная зацепка «разоблачителей заговора» – двигательная установка ракеты «Сатурн 5» т.е., прежде всего, движки J-2 , якобы принципиально не способна выдавать мощность, необходимую для выведения на орбиту Селены полноценного лунно-посадочного комплекса. Облет Луны астронавтами, скорее всего, подлинен, но их слишком уж тяжелый ЛК остался где-то в тайном хранилище на Земле… Кое-кто в Союзе знал обо всех этих проделках, но дело утряслось поставками американского зерна по цене ниже себестоимости, общей политической разрядкой, а также и доступом СССР на нефтегазовый рынок Западной Европы.
…В Советском Союзе с 1967 года проводились запуски кораблей 7К-Л1 в рамках программы пилотируемого облета Луны. Произведено 15, запущено («Протонами») 13, облетели Селену и вернулись на Землю 2 – «Зонд-5» (с двумя черепашками) и «Зонд-8». Невостребованными, по окончании программы, остались два аппарата. В случае успешной отработки, к «Зонду», ставшему затем «Союзом» (плюс бытовой отсек, годный для шлюзования) пристыковали бы лунный модуль, рассчитанный на одного человека, и всю эту конструкцию отправили к Луне ракетой Н-1. Один из минусов – во время полета к Луне космонавты не могли бы пользоваться жилым объемом ЛК, перейти в него предполагалось перед самой посадкой, в скафандре, через единственный люк, расположенный сбоку модуля. Зато не понадобилось бы перестроение аппаратов по пути к Луне, само по себе непростое. Предполагалось путь провести в спускаемом аппарате и бытовом отсеке, объемом по 5 кубических метров, в компании гермокостюмов (лунный «Кречет» и орбитальный «Орлан»). В случае отказа двигателей ЛК (основного и резервного, отключающегося при работе первого), космонавт мог перебраться на резервный корабль (ЛК-Р), прилунившийся заранее, в автоматическом режиме. Добираться до него планировалось на «Луноходе», стоя, словно водитель электрокара.
Лунные модули ЛК Т2К успешно испытывались на околоземной орбите (без космонавтов). Изготовлено 10 рабочих модулей, способных стать, по крайней мере, великолепными экспонатами для музеев, отечественных и зарубежных. Все они по приказу нового главы космической программы, В. Глушко спешно разобраны. Уничтожены, закопаны, разровнены бульдозерами и две готовые к полету белоснежные ракеты.
Причины неполадок Н-1, согласно малоизвестной, но правдоподобной версии – неудачная конструкция стартового стола. Выемка отвода раскаленных газов недостаточно велика – и потому (это заметно на документальных кадрах) обломки бетона взмывают выше 105-ти метрового корпуса ракеты. Они и могли стать причиной загадочных, отмечаемых аварийными комиссиями «импульсных воздействий» на двигатели. Сказались на подготовке к лунной экспедиции частые авралы – советские конструкторы оставались ночевать на работе, не проветривая голову, в то время как американские разработчики задерживались, по своему разумению, на час-два. Не оказалось в нужном месте, в нужное время индивидуальностей, способных осознать обстановку, отправиться с докладом к руководству; «Иван Иванович, вот, я заметил, осколки стартового стола могут пробить теплоизоляцию двигателей. …Зачем отключать движки, когда неисправен только один из них?.. Пусть ракета летит, пока может, не нужно взрывать за 15 секунд до отделения ступени…».
Возможно, именно лунная гонка надломила сознание советских людей, внедрила тайную программу «все кончено». Но, если вдуматься…
14 сентября 1959 года станция Луна-2 достигла поверхности Луны. 1 марта 1966 года «Венера-3» коснулась поверхности «Утренней звезды». 27 ноября 1971 года «Марс-3» мягко сел на дно кратера Птолемей Красной Планеты. Трансляция телевизионного сигнала прекратилась через 14 секунд, и, все равно…. Там, там и там автоматические представители СССР первые.



         
                1

 
                2


 
                3

 
                4


         

 
                5 
 
                6               

   
                7                8
 
 
                9

 
                10

   

1. Посадочный лунный модуль США. Вид лунного грунта скорректирован. Настоящий цвет поверхности Луны – оранжево-коричневый.
2. Вид на кабину лунного корабля через открытый люк (шлюзование при входе-выходе астронавта не производится).
3. Советский лунный корабль (фотоколлаж). В облике аппарата чувствуется некая неуклюжесть (большая «голова», маленький двигатель), вызванная, вероятно, стесненностью в средствах, а также отсутствием настоящего Главного Конструктора. Если космонавт опускается на Луну в скафандре, проводит на поверхности 2,5 часа и возвращается, можно было бы обойтись и без герметичной кабины. Сиденье с двигателем, баком и пультом, над обширной панорамой – это свежо.
4. Наглядное сравнение размеров американского и советского лунных модулей.
5. «Луна-2», первый рукотворный аппарат на поверхности небесного тела. Достиг Луны 14 сентября 1959 года, при соударении со спутником Земли со скоростью 3 км. с. рассыпался на вымпелы СССР.
6. Первые панорамные снимки лунной поверхности – с первой в мире космической станции, совершившей мягкую посадку на Селену – «Луны-9», 3 февраля 1966 г.
6. Первый, добравшийся до поверхности Красной планеты в относительной сохранности космический аппарат – Марс-3. Марс-2, его копия, разбился пятью днями ранее. Время посадки – 16.44 мск, 2 декабря 1971 г. Масса 355 кг, две телекамеры, приборы по определению наличия углекислого газа и пр., а также миниатюрный марсоход, которому предстояло прошагать 15 метров (такова длина кабеля) по дну кратера Птолемей.
7. Часть панорамы Красной планеты, без деталей, несколько телевизионных строк, переданных Марсом-3 за 14,5 с., прежде, чем станция – радиотранслятор вышла за пределы возможностей антенны беспилотного миссионера. Первый американский аппарат Викинг-1 появился на Марсе – и дал четкую панораму, 20 июля 1976 года. Масса «американца» 574 кг, две цветные камеры высокого разрешения с круговым обзором, приборы для исследования грунта на предмет наличия в нем микроорганизмов, и прочее.
8. Венера-3 – первый искусственный объект на поверхности Утренней Звезды.
9. Панорама поверхности Венеры. Вопрос к конструкторам: что стоило поднять камеру выше, почему она уткнута «в ноги» аппарата? Нет впечатляющего обзорного фото «для нас, простых людей». Доводите работу до логического завершения.

Полный объем - Литрес История почти Всего