Ч. 6 Война на Тихом океане. Остров Мидуэй I

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/04/07/1744

В западной части Гавайского архипелага есть коралловый остров с названием Мидуэй. Если уж совсем строго, то это три острова Сэнд,  Истерн и  между ними крошечный островок Спит, которые обозначают, как Мидуэй. Остров этот занимает важное стратегическое положение в огромном океане.

Японцы замахнулись ни много , ни мало, захватить остров, который обороняли американцы, заодно уничтожить американский флот. А там, глядишь, и конец войны при безраздельном господстве японского императорского военно-морского флота на Тихом океане.

План предусматривал отвлечение части сил американского флота действиями в северном направлении от Алеутской гряды, нанесением удара по военно-морской базе Датч-Харбор на острове Уналашка, (когда-то русское владение) и захватом островов Атту и Кыска.

Этот грандиозный замысел японское командование планировало осуществить пятью корабельными соединениями, в которые входили 11 линкоров, 8 авианосцев, 22 тяжёлых и лёгких крейсера, 66 эсминцев, 21 подводная лодка, не считая десантных и вспомогательных судов.

Для сравнения, советский Тихоокеанский флот в 1941 году состоял из 2-х лидеров эсминцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эсминцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 подводными лодками и около 500 самолетов.

Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить себе возможности японцев в случае вступления в войну с Советским Союзом на стороне Германии.

Японские подводные лодки ко 2-му июня 1942 года должны были развернуться в трёх завесах между Гавайскими островами и островом Мидуэй. В их задачу входили перехват и уничтожение американских кораблей, в случае их следования к Мидуэю.

Японское командование недооценило, что американцы быстро учились. Теперь они не позволили захватить их врасплох. Американские криптографы взломали код JN-25b японского флота.  Теперь у командующего Тихоокеанским флотом адмирала Нимица на столе лежали японские шифровки, из которых ясно вырисовывался план японцев.

Командующий японским флотом адмирал Ямамото считал, что у американцев на Тихом океане остались только два авианосца. Один во время боя в Коралловом море потопили японские лётчики, другой получил такие повреждения, что японцы считали его затонувшим.

 Ещё один американский авианосец ремонтировался на Западном побережье США после того, как его торпедировала японская подводная лодка.
Вторая ошибка Ямамото заключалась в том, что он считал американцев деморализованными после Пёрл-Харбора, недооценил их. Японский адмирал готовил американским кораблям ловушку, в которую попал сам.

Японские подводные лодки заняли свои позиции на двое суток позже назначенного по плану срока, но это ничего не меняло, американцы, зная замысел японского командования, намного раньше упредили противника и прошли опасные зоны.

В своё ударное авианосное соединение, которое находилось в 200 милях севернее острова Мидуэй, они включили три авианосца, 7 тяжёлых и один лёгкий крейсер, 17 эсминцев и танкер. На остров Мидуэй доставили 125 самолётов, а вокруг острова заняли позиции 63 подводные лодки.

3 июня  в 9 часов утра в 600 милях от Мидуэя японскую десантную группу обнаружили американские самолёты-разведчики. Её дважды атаковали бомбардировщики и летающие лодки с торпедами. Но результат был не блестящий, добились попадания только в танкер «Akebono Maru».

4-го июня в 4 часа 45 минут командующий японским авианосным соединением вице-адмирал Нагумо поднял в воздух свои самолёты. Авианосцы находились в 200 милях от Мидуэя. Их через тридцать минут обнаружили самолёты-разведчики и радиолокационные установки на острове. С островных аэродромов в воздух поднялись истребители защищать Мидуэй, а бомбардировщики полетели бомбить авианосцы.

Японские самолёты прорвались к острову и нанесли тяжёлые повреждения его оборонительным объектам, но главную задачу – уничтожить американские самолёты они не решили. Из 108 японских самолетов, участвовавших в этой атаке, 11 были уничтожены, 14 сильно повреждены и 29 имели лёгкие повреждения.
 
Американские атаки тоже обернулись большими потерями, особенно бомбардировщиков, всего погибли 17 самолётов с экипажами. Один из пикирующих бомбардировщиков едва не поразил бомбой боевую рубку авианосца, в которой находились вице-адмирал Нагумо и его штаб.

Наверно, это и побудило Нагумо произвести второй налёт на остров, когда американские самолёты приземлятся для дозаправки топливом и пополнения боезапаса. Это было нарушением приказа Ямамото беречь самолёты для удара по кораблям американцев.

С точки зрения военно-морского искусства, первая фаза боя состояла в том, что самолёты морского базирования бомбили береговые объекты, а береговые самолёты – корабли. В 7 часов 28 минут Нагумо получил  сведения от своей воздушной разведки, что американские авианосцы находятся в 200 милях от Мидуэя. Он решил немедленно их атаковать.

Но, что значит немедленно: надо было принять самолёты первого эшелона, заменить у самолётов второго эшелона бомбы на торпеды. Эту работу завершили в 9 часов 18 минут. И в этот момент над японскими авианосцами появились пять групп американской авианосной авиации. Неизвестно почему торпедоносцы, 41 самолёт, послали без истребительного прикрытия.

Японские истребители сбили 35 американских торпедоносцев. Американские лётчики погибали, не успев причинить ущерб противнику. Шесть удачно сброшенных торпед не взорвались. Но в 10 часов 24 минуты обстановка в корне изменилась. Над местом боя появились пикирующие бомбардировщики с двух американских авианосцев.

Они шли на большой высоте и видели, как внизу, под ними ведут бой истребители с торпедоносцами. Обе эскадрильи бомбардировщиков  появились вместе совершенно случайно, а не потому что это был план командования. Также стихийно они выбирали для себя цели.

Американские лётчики, не обращая внимания на плотный зенитный огонь, пикировали на японские авианосцы до высоты 500 метров и попали во все три корабля. Два авианосца затонули после 19 часов, а третий горел всю ночь, пока его на рассвете не потопил свой эсминец. Гибель авианосцев наблюдал, плавая среди обломков, чудом уцелевший лётчик с подбитого торпедоносца, Джордж Гэй. Он единственный остался в живых из всей эскадрильи.

У японцев оставался ещё один авианосец  «Hiry;», который вообще никто не атаковал. Сражением, и американские, и японские адмиралы руководили как-то странно. Авианосец стал уходить на север, но его командир рассчитывал на прощанье нанести удар по американцам. Он поднял самолёты, которые атаковали авианосец «Yorktown».

Ценой больших потерь японцам удалось поразить корабль тремя бомбами  и двумя торпедами. Адмирал Флетчер со своим штабом перешёл с авианосца на тяжёлый крейсер «Astoria». Командир корабля приказал экипажу покинуть авианосец. Люди перешли на эсминцы сопровождения. Около корабля оставили один эсминец, чтобы он потопил корабль, если его попытаются захватить японцы.

Однако авианосец упорно не тонул. Тогда адмирал послал к нему тральщик и пять эсминцев для охраны. Тральщик взял корабль на буксир. На авианосец вернули часть экипажа, которая принялась бороться за живучесть корабля.

 Возможно и спасли бы «Yorktown», но японский самолёт разведчик навёл на отряд подводную лодку И-168. Та потопила одной торпедой эсминец, одной промазала, а две последние попали в борт авианосца. Но он по-прежнему не тонул и только утром 7 июня перевернулся и пошёл на дно.

Бой продолжился 4 июня в 17 часов.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/12/1690

На фотографии: Джордж Гэй (справа), единственный пилот топедоносца, оставшийся в живых из всей эскадрильи, который пробыл много часов в воде, пока его не подобрала летающая лодка.