Отец. глава 9

Леонид Лосев
«В Камышине еще шли разведочные работы, – пишет в своей статье «Щедрость таланта» коллега отца А. Островский, – а прогноз А. Л. Лосева направил геологов в район озера Эльтон. И здесь сегодня числится месторождение лучших по качеству в СССР калийных солей.

За эти открытия грудь Алексея Леонидовича Лосева в 1966 году украсил орден Трудового Красного Знамени.

Мы все уважаем Алексея Леонидовича, он не давал геологам останавливаться на полпути, а если кому была ноша не под силу – помогал сам. Алексей Леонидович воспитал целую плеяду зрелых геологов, многие из его питомцев ныне успешно руководят крупными геологическими организациями.

Я тоже с благодарностью считаю себя одним из учеников Алексея Леонидовича Лосева – блестящего советского геолога».


Был ли отец амбициозным? Конечно да, и в этом нет ничего предосудительного. Стремиться в своем деле к новым и новым высотам – это совершенно нормально. «Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом», – часто говорил он мне. Не могу сказать точно, когда отец начал работать над своей кандидатской диссертацией, которая превратилась для него в настоящую муку, ибо работа над ней продвигалась очень медленно и растянулась на долгие годы. И не потому, что он ленился. Язык не повернется сказать такое об отце, скорее наоборот, – он слишком много работал, а на диссертацию не оставалось ни сил, ни времени. А ведь отцу уже за пятьдесят. В самом деле, он мотался на «козле» по бескрайним степям нашей области, летал в Москву в Министерство геологии отчитываться о проделанной работе, ездил на совещания, выступал с докладами, писал отчеты и статьи. Приведу только некоторые из них, написанные в тот период.
 
«Угольные месторождения Народной Республики Албании». Фонды ОВС МГиОн.1959.

«Стратиграфия юрских угленосных отложений Тувинской автономной области». Геология СССР, т. XXII. 1961.
 
«Краткое заключение по содержанию лития, цезия и рубидия в рапе озера Эльтон». 1963.

Сырьевые ресурсы удобрений Волгоградской области. В сб. «Химизация сельского хозяйства Волгоградской области». Волгоград. 1965.

Физико-географические явления Волгоградской области. В кн. «Гидрогеология СССР», т. XIII. 1966.

Юрская система. В кн. «Геология СССР», т. XXXIX. М., 1966.
 
Так вот, мне неизвестно, когда отец начал работать над своей диссертацией, но из документов его личного архива явствует, что президиум Высшей аттестационной комиссии 11.01.64 г. освободил его от сдачи кандидатских экзаменов. Значит, он начал над ней работать еще раньше.

Через год, в марте 1965 г., отец написал на имя профессора Ростовского университета А. Егорова заявление, где кроме всего прочего говорилось: «Окончательно оформить диссертацию я могу в течение 3-х месяцев, которые могут быть предоставлены мне в соответствие с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 августа 1956 года за № 1174».

И отцу предоставили этот отпуск, причем в летнее время. Он хотел немного передохнуть, а потом с новыми силами навалиться на диссертацию и добить ее. Он снял на недельку небольшой домик за Волгой на Бакалде. Мы с сестрой были на седьмом небе от счастья, ведь с отцом всегда интересно. Во-первых, человеком он был очень добрым, мы с ним практически никогда не ссорились, во-вторых, он обладал тонким юмором, и о многих вещах говорил в шутливой форме, а кроме этого с ним можно было беседовать, рассуждать обо всем на свете, он «ходячая энциклопедия».
 
Бакалда, расположенная на противоположном, правом, берегу Волги, в то время самое оборудованное место отдыха: здесь был магазин, где можно было подкупить самые необходимые продукты, ресторан, в котором мы отобедали пару раз, находились тут и спортивные площадки, шахматно-шашечный павильон, множество пивных киосков. В домиках, которые сдавались на разный срок, холодильников не было, поэтому скоропортящиеся продукты с собой не брали. В домике администрации на окошке стоял телевизор экраном на улицу, а напротив него расставлены скамеечки для отдыхающих. Для меня наличие телевизора было архиважно, так как наша сборная должна была играть тогда со сборной Дании в отборочном цикле чемпионата мира по футболу. А пропустить матч я никак не мог. Футбол мы действительно с отцом посмотрели, и к неописуемой радости, наши разнесли датчан под орех со счетом 6:0. Так вот, купаться можно было как в Волге, так и в озерах, что находились в глубине Бакалды. Строго говоря, это не озера, а ерики, оставшиеся после весеннего разлива Волги. Кроме этого здесь были большие деревья, в тени которых можно было укрыться от палящего зноя. Матушка приезжала к нам после работы, солнце палило еще нещадно: купаться и загорать было одно удовольствие. «Вот, голодающие Поволжья, – говорила она с улыбкой, сходя с трапа на берег, – я вам еду привезла!» Мы купались в Волге и в ериках, купались днем и ночью. Ночью было даже интересней: кругом тишина, в черной воде отражалась луна, а на том берегу бесчисленными огнями сиял город.

Неделя пролетела незаметно. А вскоре – и месяца не прошло – отца вызвали на работу в связи с производственной необходимостью. Отец понял, что завершение диссертация отодвинулось на неопределенный срок, а ее защита выглядела еще призрачнее, чем раньше. Видимо, именно тогда он решил отправиться в Норильск, чтобы оказаться поближе к тем угольным местам и архивам с отчетами, которые ему были необходимы для диссертации.
 
В 1966 году у матери обнаружили заболевание щитовидки – токсичный зоб, требовалась срочная операция. Как же мы переживали за исход операции, нервничали, были как на иголках! Только когда все закончилось, и мы узнали, что самое страшное позади, мы перевели дух и вздохнули с облегчением. Отец тут же написал ей записку, которая очень точно передает наше тогдашнее настроение и чувства отца к своей второй половине.

«Милый, глупенький Ро!
Наконец-то кончилась твоя операция! Какое мучение! Мы все так переживали. Я звонил через каждый час.
У Розы есть родственница – лаборантка вашей больницы. Она была в твоей палате – говорит, что ты улыбаешься и даже можешь говорить!
Милая, как хорошо! Мы так все переживали! Ребятишки сами не свои!
Будь здорова, родненькая.
Крепко целую тебя. Твой».

В декабре 1966 г. отец отправился в Норильск. Я в ту пору учился в 7-м классе, сестра – в 9-м.

продолжение http://www.proza.ru/2017/04/11/832