656 Первые РТС Радиометристы 09 03 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 686. Калининград. Дивизион-экипаж БПК «Свирепый». Первые. РТС. Радиометристы. 09.03.1972.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Фотографий 1972-1973 годов оборудования РТС БПК «Свирепый» у автора нет и не может быть, потому что всё, что касается радиотехнической службы в 70-е годы XX века было сверхсекретным. Поэтому на фото открытые данные о комплексной и совместной «работе» РТС современного боевого корабля и других видов вооружённых сил. В 1972 году эта «работа» больше осуществлялась в ручном и автоматическом режиме, сегодня – больше в автоматическом режиме ЭВМ БИУС, например, отечественной боевой информационной управляющей системы «Требование-М» нового поколения. На первой БС БПК «Свирепый» в Северной Атлантике в июле-октябре 1973 года экипаж корабля и личный состав РТС успешно (на «отлично») справился со всеми боевыми задачами, за что им честь и слава. Схема боевого взаимодействия РТС. 2011.         

Все данные о радиотехнических средствах РТС БПК «Свирепый» даются в этой новелле в изложении из соответствующих открытых технических описаний и БД (баз данных) о БПК пр.1135 типа «Буревестник» и БИУС «Требование-М», ОАО НПФ «Меридиан».


В предыдущем:

Первый авторитет, который я заработал у «маслопупов» БЧ-5 в марте 1972 года, вместе с ними участвуя в работах на БПК «Свирепый», остался со мной и на весь остальной период моей военно-морской службы на корабле. Особенно этот первичный авторитет пригодился мне, когда я стал комсоргом - секретарём комитета ВЛКСМ БПК «Свирепый».

Ох! и трудно же мне было!..

Дело в том, что во всех без исключения боевых частях и службах БПК «Свирепый» их командиры и личный состав обоснованно считали себя главными, особенными, значимыми, единственными и неповторимыми на корабле, и это действительно было так, все и каждый моряк на своём боевом посту был уникальным, незаменимым, личностным. Личностным (обособленным) характером обладали и боевые части, особенно РТС – радиотехническая служба или «управленцы» БПК «Свирепый».

До момента открытия итальянским естествоиспытателем Ладзаро Спалланцани эффекта эхолокации судоводители ориентировались в плавании зрительно (визуально) по береговым ориентирам, по солнцу и луне, по приметам, а также по слуху и на ощупь, например, перекликались друг с другом в тумане и мерили глубину шестом или простейшим лотом – свинцовой гирькой на лине (средней толщины верёвка – автор).

Ладзаро Спалланцани заметил, что летучие мыши летают в темноте и не натыкаются на препятствия. Он варварски ослепил несколько особей, но и после этого они продолжали летать, как другие зрячие летучие мыши. Тогда коллега по опытам Ж. Жюрин залепил воском уши летучим мышам и те потеряли ориентацию в пространстве. Учёные-естествоиспытатели поняли, что летучие мыши обладают способностью как-то ориентироваться по слуху.

В 1912 году Х. Максим предположил, что «летучие мыши создают низкочастотные эхолокационные сигналы взмахами крыльев с частотой 15 Гц», которые и улавливают своими ушами, поэтому не сталкиваются в полёте друг с другом.

Английский учёный Х. Хартридж первым в 1920 году догадался, что летучие мыши испускают ультразвуковые колебания. Биоакустик Д. Гриффин и физик Г. Пирс в 1938 году создали теорию эхолокации (по аналогии с радиолокацией) «для именования способа ориентации летучих мышей при помощи ультразвука».

Так с развитием науки, техники и технологий (прежде всего в военной области знаний – автор) возникла «система ориентации и определения местоположения объектов в пространстве при помощи высокочастотных звуковых и радиосигналов».

Кстати, человек тоже чуть-чуть использует эхолокацию, например, услышит звук в тёмном помещении и может приблизительно определить направление на источник звука, определить объём помещения по звуку, мягкость или твёрдость его стен, налисие проёмов или пустот и т.д.

Эффект эхолокации основан на отражении сигналов различной частоты, например, радиоволн, ультразвука и звука. Для этого нужно направить сигнал в определённую точку пространства на какой-либо объект и по задержке ответного сигнала определить удалённость этого объекта. Для этого нужно только знать скорость распространения сигнала в окружающей среде, а также способность объекта отражать эти сигналы.

Устройства, которые осуществляют эхолокацию с одновременным использованием сигналов различной частоты называются локаторами, радарами, сонарами (годролокаторами), эхолотами, дефектоскопами. С помощью этих устройств можно исследовать далёкие звёздные объекты и космос, обнаруживать корабли и иные цели в пространстве, измерять расстояния, глубины, выявлять дефекты в непрозрачных средах, лечить или убивать…

Так интересно, кратко и загадочно рассказывал матросам, старшинам, мичманам и офицерам на своих занятиях первый начальник радиотехнической службы БПК «Свирепый», капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев – признанный авторитет в области применения радиотехнических средств (РТС).

К сожалению радиотехническая служба РТС БПК «Свирепый», как и другие боевые части корабля, была тоже сверхсекретная и допускала в свои ряды только «допущенных», посвящённых и проверенных товарищей. Однако, везде и повсюду есть друзья, у которых нет друг от друга секретов…

Так, будучи тесно связанным работой со средствами радиолокационной навигации (определения местоположения – автор), «штурмана», «штурманцы» или рулевые штурманской боевой части БЧ-1 дружили с радиометристами и гидроакустиками радиотехнической службы РТС БПК «Свирепый».

Для определения местоположения корабля в открытом море и вблизи берегов уже нельзя обойтись без радиотехнических средств (РТС), особенно, в условиях ограниченной видимости, когда нельзя визуально ориентироваться. Вот почему существуют радиомаяки ненаправленного (кругового) и направленного действия, судовые и береговые радиопеленгаторные установки, радиосредства для измерения расстояний, гиперболические радионавигационные системы, корабельные и береговые радиолокационные станции (РЛС).

Например, с помощью судового радиопеленгатора и кругового радиомаяка возможно «получать линию положения корабля в виде прямой при удалении радиомаяка до 300 миль». Пять-шесть радиомаяков позволяют получить большее число комбинаций линий (направлений, ралиопеленгов - автор) для определения положения корабля в море.

Участие «штурманцов» БЧ-1 при взятии радиопеленгов обусловлено тем, что корабль находится на ходу, в движении, поэтому в расчёты нужно добавлять показания компаса, лага и момент по часам «с тем, чтобы для определения места можно было привести пеленги к одному моменту положения корабля». Это уже не простая, а интеллектуальная работа для штурмана, помощника штурмана…

Лучше всего ориентироваться по сигналам радиомаяков направленного действия (секторные и створные радиомаяки – автор), которые дают точно направленный пеленг. Для определения радиопеленгов по створным или секторным радиомаякам не требуются радиопеленгаторы, так как узконаправленные сигналы могут приниматься обычными корабельными радиоприёмниками и даже телевизорами. Так, например, в 1973 году наш старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, настраивая телевизор на телесигнал, в Северном море во время шторма и ночью обнаружил по узконаправленным радиосигналам американский крейсер «Ньюпорт Ньюс»…

«Створные радиомаяки указывают оси фарватера в узкостях, при входе в порт, гавань и т.д., а береговые радиопеленгаторы и радиолокационные установки по запросу с кораблей определяют их место, с последующим сообщением по радиосвязи координат».

Гиперболические навигационные системы показывают «геометрическое место точек, в каждой из которых разность расстояний до двух заданных точек-фокусов является постоянной». Гиперболические навигационные системы сочетают несколько ведомых и одну ведущую береговую радиостанцию, работающие совместно, и специальную корабельную аппаратуру. Место корабля «определяется вначале по карте с сетками линий положения данной системы, как точка их пересечения, а затем координаты этой точки переносят на рабочую карту пути или маршрута следования коарбля».

(Автор намеренно излагает справочные данные, чтобы дать почувствовать, насколько наукоёмкой был служба офицеров, мичманов, старшин и матросов радиотехнической службы РТС БПК «Свирепый»).

«Рабочая дальность действия существующих фазовых радиотехнический навигационных систем днём составляет около 300, ночью - до 500 миль. На расстояниях до 50-100 миль фазовые системы обеспечивают очень высокую точность определения места». Ещё дальше могут ориентироваться импульсные гиперболические системы  - 600 миль днём и около 1200 миль ночью.

Радиопеленгатор АРП-50 БПК «Свирепый» предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора АРП-50 размещалась на мачте корабля. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

Самыми известными техническими средствами РТС являются радиолокаторы – они очень удобны для ориентации при ограниченной видимости и в узкостях, для контроля пути корабля, для выбора правильного манёвра при расхождении с встречными судами или кораблями, с препятствиями, а также для поиска и определения места целей...

Конечно, все средства ОТС очень сложные, капризные, практически не ремонтируемые в походных условиях в открытом море, требующие высокопрофессионального содержания, обслуживания и использования, очень дороги, но крайне необходимы современному боевому кораблю.

На БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник» имелось следующее комплексное радиотехническое оборудование и системы РТС:

Пусковые установки выстреливаемых помех 4 х ПК-16 (КЛ-101) калибра 82 мм с 16 направляющими трубами из средств противодействия и помех (ПИП) радиоэлектронной борьбы (РЭБ). ПК-16 (КЛ-101) предназначены «для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения)». Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ-16 - 400 кг.

Непосредственно от управляющих данных средств РТС работала система управления огнём универсальной 76-мм артиллерии «Турель»: прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель-1135», который состоял из центрального автомата стрельбы Д-67-2 (счётно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для двух 76-мм артустановок АК-726 и из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого стабилизировалась в пространстве траектория полёта снарядов.

При этом гировертикаль «Компонент» вырабатывала углы стабилизации артустановок АК-726, штурманский гирокомпас «Курс-5» выдавал данные о курсе корабля, лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости корабля, но главным средством целеуказания была РЛС общего обнаружения – знаменитая МР-310 «Ангара-А» (РТС).

После получения целеуказания от МР-310 «Ангара-А» (РТС), цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 «Турель-61» или от 2-х автономных прицелов «Призма» и артиллеристы БЧ-2 вели прицельный огонь снарядами. В комплект оборудования управления стрельбой входили выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой и станция трансформаторов.

Стрельбовая система «Турель» имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу универсального калибра по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. При этом основная схема управления огнём универсального калибра работала от радиолокационных средств наблюдения, то есть от средств ОТС.

РЛС МР-310 «Ангара-А» (РТС) обнаруживала надводные цели и выдавали целеуказания РЛС управления МР-105 «Турель». РЛС МР-105 «Турель» брала одну цель на сопровождение в любых погодных условиях, при качке, плохой видимости, ночью, осуществляя автоматическое управление стрельбой двух башен универсального калибра АК-726 по одной цели, одновременно. Арткомплекс БПК «Свирепый» АК-726-МР-105 состоял из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105…

РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» (РТС) – это трёхкоординатная, дециметрового диапазона волн радиолокационная станция, которая обнаруживает и определяет дальность, скорость и направление до надводной или до воздушной цели, (угловые координаты) и передаёт эти данные в систему приборов управления стрельбой универсального корабельного оружия БПК «Свирепый».

РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» (РТС) работала в круговом, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отклонения падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. РЛС МР-310 «Ангара-А» имела дальность обнаружения воздушных целей до 310 км и надводных целей до 55 км.

Кстати, для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация антенного поста РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» (РТС).
 
Штурманский гирокомпас «Курс-5» двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после запуска составляло 2-5 часов. Гирокомпас «Курс-5» находился в ведении штурманской боевой части БЧ-1, но обеспечивал нормальную работу всем остальным боевым частям.

Штурманский пульт, в котором располагались механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволял дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектовался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами (репитерами). Репитеры (повторители показаний – автор) гирокомпаса «Курс-5» располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

РЛС управления артиллерии МР-105 «Турель-61» сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой арткомплексом АК-726 76-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания РТС.

РЛС управления артиллерии МР-105 «Турель-61» автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 105 км, надводные цели на дальности до 33 км и позволяла проводить их селекцию, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.

Система управления огнём 4Р33 для ЗРК «Оса-М», состояла из: приводов наведения и заряжания комплекса; аппаратуры помехозащиты и радиолокационных каналов работающих в сантиметровом диапазоне волн для обнаружения целей, сопровождения цели, визирования ракет и передачи команд, что обеспечивает сокращение времени реакции комплекса и более быстрое наведения ракет на цель.

Информация о воздушных целях так же может поступать и от РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» РТС.

Система управления огнём «Муссон» для главного оружия БПК «Свирепый» - противолодочного УРПК-4 "Метель", состояла из: приводов наведения,аппаратуры помехозащиты и предстартовой автоматики и гидроакустической станции ГАС МГ-332 «Титан-2» в носовом бульбе корабля и глубоководной буксируемой гидроакустической станции БГАС МГ-325 «Вега» (РТС).

ГАС МГ-332 «Титан-2» - поисковая, кругового обзора и целеуказания, антенна монтировалась в подкильном обтекателе (бульбе) корабля.

Выгородка антенны ГАС МГ-332 «Титан-2» заполнялась пресной водой (45 тонн). Станция работала с частотой 8—9 кГц в круговом и секторном режимах и имела излучающую мощность до 100 кВт. Когда ГАС МГ-332 «Титан-2» работала на излучение, то у меня в «ленкаюте» раздавался надоедливый монотонный звук-звучок наподобие негромкого свиста…

ГАС МГ-332 «Титан-2» предназначалась для обнаружения методом эхолокации подводных лодок, торпед и морских якорных мин, ГАС МГ-332 «Титан-2» обнаруживала подводные цели в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 2 до 20 км, а якорные мины и торпеды на дистанциях до 3 км.

Буксируемая глубоководная ГАС МГ-325 «Вега» специально была предназначена для поиска подводных лодок и иных подводных целей методом эхолокации и шумопеленгования при неблагоприятных гидроакустических условиях, в том числе на большой глубине под слоем «температурного скачка» скорости звука.

Тело приёмопередающей антенны ГАС МГ-325 «Вега»  могла опускаться на специальном обтекаемом кабель-тросе на глубину до 200 метров, буксировка осуществлялась при скорости корабля от 5 до 25 узлов. ГАС МГ-325 «Вега» обеспечивает обнаружение ПЛ на дистанции до 15 км.

Главным средством целеуказания для система управления торпедной стрельбой СУ-504А «Дракон-1135» служила РЛС кругового обзора МР-310 «Ангара-А» (РТС) или ГАС МГ-332 «Титан-2» (РТС). Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Дракон-1135» состоял из: торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих, от РЛС МР-310 «Ангара-А» или ГАС МГ-332 «Титан-2», данных решал торпедный треугольник и автоматически вводил в ГСН торпед направление и дальность цели.

На БПК «Свирепый» (на всех БПК пр.1135 типа «Буревестник» - автор) была установлена аппаратура РТС; система госопознавания «Нихром» и РЛС навигации «Дон» и «Волга», ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", ГАС противодиверсионной обороны МГ-7, ГАС МГС-407к, система групповых атак (СГА) "Дозор-Тюльпан", БИУС "Планшет-1135", радиопеленгатор АРП-50. На БПК «Свирепый» должна была быть РЛС радиоэлектронной борьбы РЭБ МП-401С «Старт-С», но её просто не успели доставить и утсановить перед первой БС (боевой службой» в июле-октябре 1973 года.

Система государственного опознавания – это запросчик «Никель» и ответчиком «Хром» (в целом – «Нихром» - автор). Аппаратура госопознавания «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооружённым силам. Две антенны системы «Нихром» расположены на мачте корабля.

РЛС навигации «Дон» - это РЛС трёхсантиметрового диапазона волн и предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач, она позволяла определять при круговом обзоре - дальность до цели типа крейсер - 25 км и до любой воздушной цели - до 50 км. Антенный пост РЛС размещался на топах мачт.

РЛС навигации «Волга» тоже трёх сантиметрового диапазона волн и предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач, она позволяла определять при круговом обзоре - дальность до воздушной цели - до 110 км. Антенный пост РЛС размещался на топах мачт.

РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) МП-401С «Старт-С», которую я осваивал и должен был принимать на закате своей военно-морской службы, предназначалась для поиска работающих РЛС и постановки активных помех радиоэлектронным средствам противника, а так же для управления постановкой пассивных помех оператором системы.

Система РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) МП-401С «Старт-С» имеет потребляемую мощность до 30 кВт, обеспечивает поиск РЛС противника по 4-м частотным поддиапазонам с ошибкой пеленгования от 7° до 30° и обслуживается личным составом из 5 человек. Масса системы с учётом ЗИП составляет 6,1 тонны. Для размещения оборудования РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) МП-401С «Старт-С» предназначалась специальная надстройка-выгородка и «реи» мачты корабля.

ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» была принята на вооружение в 1960 году, она обеспечивала опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Всё оборудование ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» было сверхсекретным.

ГАС поиска подводных пловцов МГ-7 осуществляла поиск подводных диверсантов в режиме стоянки корабля на якоре или швартовов (на бочках). На БПК «Свиерпый» было два комплекта таких станций МГ-7 – носовой и кормовой. Их антенны опускаются на трос-кабеле в воду, одновременно назначается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами (вахта ПДСС – автор).

ГАС МГС-407к, предназначалась для работы с выставленными радиогидроакустическими буями, она комплектовалась аппаратурой КМГ-12 «Кассандра», которая обеспечивала классификацию, накопление и регистрацию акустических сигналов.

Система групповых атак (СГА) «Дозор-Тюльпан» позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей, прежде всего, для совместных атак из реактивных бомбомётных установок РБУ-6000. Фактически система групповых атак (СГА) «Дозор-Тюльпан» была в связке с ПУСБ «Буря» кораблей с передатчиками типа «Тюльпан».

Самым интересным для меня оборудованием РТС оказался БИУС, в частности «Планшет-1135» - боевая информационно-управляющая система предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на различных планшетах и экранах-мониторах, обработки информации, определения элементов движения целей. БИУС БПК «Свирепый» обеспечивала одновременную обработку данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

Судьбоносная встреча и совместная работа с одним из создателей вычислительного комплекса ЭВМ БИУС БПК «Свирепый» Рэмом Николаевичем (фамилия этого конструктора-инженера засекречена до сих пор – автор) круто и бесповоротно изменила мою жизнь, из-за него и БИУС я стал после ДМБ студентом Севастопольского приборостроительного института, инженером по специальности «автоматика и телемеханика», начал заниматься политикой, наукой и т.д.

В одной из новелл я уже поведал о том, как в 1973 году Рэм Николаевич работал над созданием многофункциональной боевой информационной системы БМУС для кораблей малого и среднего водоизмещения (БПК пр.1135 типа «Буревестник»). В 1972-1973 годах эта работа активно велась и в настоящее время реализуется на СКР пр.11356 в виде отечественной БИУС «Требование-М» нового поколения…

Экспериментальная ЭВМ БИУС БПК «Свирепый» ещё только будет, а пока, в марте 1972 года формировался состав радиотехнической службы в главе с начальником РТС, капитан-лейтенантом Константином Дмитриевичем Васильевым, период службы на корабле – 02.1972-03.1977.

В его подчинении находились первые офицеры и первые мичманы РТС:

командир гидроакустической группы (ГАГ), «Сл-Р), лейтенант Каменский Игорь Николаевич, период службы – 1972-05.1976;
инженер радиотехнической службы, лейтенант Астахов Владимир Афанасьевич, период службы – 1972-1973, (в июле 1973 года перед первой БС его сменит инженер РТС, лейтенант Струков);

инструктор РТС, мичман Салов Леонид Васильевич, период службы – 02.1972-05.1974;
старшина команды радиометристов артиллерийских, мичман Волков Игорь Владимирович, период службы – 08.1972-09.1975;
старшина команды радиометристов ПИП РЭБ (противодействие и помеха), мичман Коврик Евгений Игнатьевич, период службы – 06.1973-01.1974 (его сменит мичман Джангиров Владислав Салимович, 02.1974-11.1974);
старшина команды радиометристов-наблюдателей, мичман Иванов Владимир Николаевич, период службы – 08.1972-10.1974) (его сменит мичман Глухов Владимир Васильевич – 10.1974-02.1985);
старшина-техник команды гидроакустиков, мичман Козьменко Владимир Петрович, период службы – 1972-07.19677).

Первый личный состав матросов и старшин радиотехнической службы РТС БПК «Свирепый» (в алфавитном порядке по сроку призыва и те, кто известен):

весенние годки 1973 года:
Абдулаев Вагиф Алашраф-оглы, командир отделения радиометристов ПИП, период службы 13.05.1970-05.1973
Бродниковский Виктор Леонтьевич, гидроакустик, период службы 13.05.1970-05.1973
Воронов Александр Дмитриевич, командир отделения гидроакустиков, период службы 19.05.1970-05.1973
Зозулин Владимир Алексеевич, старший гидроакустик, период службы 11.05.1970-05.1973
Кругликов Андрей Андреевич, командир отделения гидроакустиков, период службы 19.05.1970-05.1973
Хусаинов Рафкат Тораевич, старший гидроакустик, период службы 08.05.1970-05.1973
Чугунный Сергей Иванович, командир отделения радиометристов артиллерийских, период службы 16.05.1970-05.1973
Шлыков Владимир Иванович, гидроакустик, период службы 15.05.1970-05.1973

осенние годки 1973 года:
Варава Александр Михайлович, старший радиометрист ПИП, период службы 19.11.1970-11.1973
Евдокимов Вячеслав Михайлович, старший радиометрист БИП, период службы 20.11.1970-11.1973
Кутузов Александр Николаевич, радиометрист артиллерийский, период службы 09.11.1970-11.1973
Мазур Пётр Евтихович, командир отделения радиометристов наблюдателей, период службы 22.11.1970-11.1973
Бокша Александр Николаевич, старший радиометрист БИП, период службы 20.11.1970-11.1973

весенние молодые 1974 года:
Агуреев Александр Фёдорович, гидроакустик, период службы 13.05.1971-05.1974
Бабич Михаил Алексеевич, командир отделения радиометристов артиллерийских, период службы 12.05.1971-20.05.1974
Малыш Григорий Павлович, старший радиометрист БИП, период службы 17.05.1971- 06.05.1974
Межелис Пятрлс Пятро, командир отделения гидроакустиков, период службы 12.05.1971-06.05.1974
Музраев Борис Санджиевич, командир отделения гидроакустиков, период службы 18.05.1971-10.05.1974
Проскурин Василий Александрович, гидроакустик, период службы 06.05.1971-05.1974
Самохвал Анатолий Васильевич, радиометрист БИП, период службы 15.05.1971-05.1974
Скачков Виктор Васильевич, командир отделения радиометристов штурманских, период службы 12.05.1971-10.05.1974
Юдашкин Григорий Борисович, инструктор РТС, период службы 13.05.1971-06.05.1974

осенние молодые 1974 года:
Каретов Павел Павлович, командир отделения радиометристов наблюдателей, период службы 16.11.1971-12.11.1974
Кудлай Александр Михайлович, командир отделения радиометристов артиллерийских, период службы 08.11.1971-01.11.1974
Сенацкий Александр Дмитриевич, командир отделения специалистов ЭВТ, период службы 10.11.1971-01.11.1974
Франюк Пётр Евгеньевич, командир отделения группы управления, период службы 09.11.1971-01.11.1974

Обращаю внимание на то, что некоторые старшины, командиры отделений РТС выполняли обязанности и находились на должностях мичманов, инженеров-техников РТС БПК, что свидетельствует о высоком уровне боевой и технической подготовки моряков-свиреповцев срочной службы.

В мае 1972 года экипаж БПК «Свирепый» пополнится новыми матросами и старшинами, которые привнесут с собой новые веяния, новые требования, новые традиции, соответствующие новому времени – 70-м годам XX века советского общества – эпохи «развитого социализма» Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, который впоследствии разочарованные и пострадавшие, а также внутренние и внешние враги Советского Союза будут называть «эпохой застоя»...

Кроме офицеров, мичманов, старшин и матросов основных боевых частей БПК «Свирепый» на корабле служили отдельные штатные офицеры, мичманы и группы старшин и матросов, они тоже составляли определённую часть первого экипажа корабля, без которых трудно представить себе нормальную жизнедеятельность БПК «Свирепый». В первую очередь, - это конечно корабельный медик, помощник командира корабля по снабжению, помощник замполита – секретарь комитета ВЛКСМ корабля, боцманская команда, служба снабжения и обеспечения.

Как говорится: «Без пресной воды и ни туды, и ни сюды!»...