Дорогами жизни Гл. 4 Часть 9 Работа Виктора

Дудко 3
Группа   слушателей  в  ИПК  СТАНКИНПРОМА    1980 год.

На фотографии  (слева – направо,  1-й, затем – 2-й ряд):
1. Козловский А. П.
2. Коноплин Н. А.
3. Дудко В. А. - преподаватель, зав. кафедрой
4. Баскакова В. Н.
5. Липин А. П.
6. Северин В. С.
7. Сосновский В. В.
8. Усачёв В. В.
9. Гаврилович Н. А.
10. Лиховецкий И. О.
11. Иванов С. А.
12. Зельдин Ю. Н.
13. Дегтярик В. М.
14. Прытков А. П.

-----------------------------------------------------------



ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА 4   1980 год

ЧАСТЬ  9   РАБОТА  ВИКТОРА

 
   
  В трудовой книжке ВИКТОРА в этом году появились новая приятная запись:
   
  22. 1980 06 18.................................НАЗНАЧЕН ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ
  ТЕХНИКИ
  ............................................В СВЯЗИ С ИЗБРАНИЕМ ПО КОНКУРСУ

   
 
 Как я уже упоминал, у нас в ИПК был собственный ВЦ, в который сначала хотели взять начальником - Климова. Так как он не прошёл через Управление кадров и учебных заведений Министерства, то на работу взяли Фёдорова, а заместителем - Торяник Г.

Через некоторое время Фёдоров уволился, и начальником ВЦ стала Торяник Галина Николаевна, которая успешно руководила центром. В ВЦ, в основном, работали женщины, довольно приличные программисты.

 Мне кажется, что Торяник иногда "подкармливала" нашего заместителя директора лишним спиртом, но утверждать этого я не могу. Впрочем, в этом ничего особенного нет, если бы впоследствии этот момент не сказался печально в его судьбе.

ВЦ института справлялся со своей работой, а также помогал нашей кафедре в реализации работ по внедрению ЭВМ в учебный процесс. Мы совместно пытались разрабатывать и внедрять диалоговые программы, запускать действующую Пинскую систему АСУП - для демонстрации её различным категориям слушателей.

  Такое внимание к использованию ЭВМ в учебном процессе института было ещё и определено специальным указанием Министерства.

   
  В ИПК от нашего вышестоящего руководства пришло соответствующее письмо.

   
  Резолюция:
  т. т. Плужникову
  Лапшину  -
  Прошу подготовить до 3 марта с. г.
  Ваши конкретные предложения
  (план мероприятий)
  По использованию ВЦ в учебном процессе.
  11.02.80 г. - К. (так подписывался наш директор - Корякин).
   
  Тов. Дудко В. А.
  Прошу Вас подготовить (совместно с тов. Фироновым В. В.)
  Проект плана мероприятий.
  Срок - 20.02.80.- А.  (А это подпись Адаскина)
   
   
  4-5/250
  От 8.02
(ведомства),
  Министерство высшего и среднего.........................институты, факультеты
  Специального образования.....................................курсы повышения
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ..................................квалификации
  по повышению квалификации.............................руководящих работников
  руководящих работников .......................................и специалистов
  и специалистов народного хозяйства.......................народного хозяйства
   
  103031, Москва, К-31, ул. Жданова 6/20
  Телетайп 111327, телефон 228-87-14
  24.01.80   №  92-28-25/18
   
    
  Об опыте использования вычислительной
  техники в системе повышения квалификации
  руководящих работников и специалистов
  народного хозяйства

   
   
  Как было отмечено на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС, развитие народного хозяйства все более основывается на использовании научно-технических достижений для наращивания экономического потенциала страны и повышения эффективности производства, улучшения качества и выпуска новых видов продукции, дальнейшего совершенствования техники и технологии производства.

  Для выполнения перечисленных задач важное значение имеет разработка и внедрение на основе современной вычислительной техники автоматизированных систем управления, с использованием которых связано дальнейшее совершенствование процесса управления, повышение его оперативности, обеспечение условий оптимизации принятия решений за счет своевременного получения полной и достоверной информации.

  В этой связи возрастает роль институтов, факультетов и курсов повышения квалификации, которые своей деятельностью должны способствовать ускоренному освоению работниками народного хозяйства вычислительной техники.

  Необходимо отметить, что за последние годы органы по управлению системой повышения квалификации, учебные заведения (подразделения) провели определенную работу по созданию и расширению учебно-материальной базы, оснащению и использованию в учебном процессе вычислительной техники.

  В настоящее время в 69 институтах повышения квалификации имеется 25 вычислительных машин III поколения (ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ) и свыше 20 вычислительных машин II поколения ("Мир", "Наири").

  В 10 институтах повышения квалификации (ЛИМТУ; ЦИПК; ИПК Мидсудпрома; Минэнерго СССР; Минцветмета СССР; Совета Министров Узбекской ССР, Минвуза Латвийской ССР, Минстанкопрома, Минавиапрома, Минсельхозмаша) созданы собственные вычислительные центры, оснащенные, как правило, современными электронно-вычислительными машинами. Используются вычислительные центры отраслевых министерств и ведомств (Минпищепрома УССР, Минэнерго СССР и др.).

  Ряд учебных подразделений (ЦИПК, ИПК Минэнерго СССР, ИПК Минвуза Латвийской ССР и др.) разрабатывают различные подсистемы совершенствования текущего и перспективного планирования, организации учебного процесса и автоматизации его управления, материально-технического снабжения и т. д.

  Намечено дальнейшее обновление и пополнение парка ЭВМ. Так, в 1 квартале 1980 года институты повышения квалификации получат 2 машины серии ЕС и 4 машины серии СМ.

  Увеличение за последние годы машинного парка ВТ позволило обучить за 1978 г. и первую половину 1979 г. около 20 тыс. специалистов в области АСУ и ВТ, а также более широко использовать вычислительную технику при повышении квалификации руководящих работников и специалистов, не связанных непосредственно с её эксплуатацией.

  Вычислительная техника используется при изучении таких разделов учебного плана, как экономика, управление, техника и технология, трудовое и хозяйственное законодательство. В зависимости от специфики работы и должностных категорий объем машинного времени, отводимого для занятий слушателей, составляет для специалистов в области использования ВТ от 20 до 160 часов (ИПК Минхимпрома, Минрыбхоза СССР, Минпищепрома УССР; ФПК при Ленинградском механическом институте и др.), для неспециалистов - от 2 до 12 часов.
   
  В 1978 г. загрузка вычислительных машин в ЛИМТУ срставляла более 4 тыс. часов, в ИПК Минсудпрома - более 1 тыс. часов. На базе ЭВМ слушатели решают различные задачи при выполнении лабораторных, курсовых и выпускных работ; проведении деловых игр, разборе конкретных производственных ситуаций (ЛИМТУ; ИПК Минрыбхоза, Минхимпрома, Минцветмета СССР, Минсельхозмаша и др.).

  Так, в ИПК Минуглепрома СССР ВТ используется для решения таких задач, как выбор оборудования, распределение нагрузок на лавы, оптимизации параметров горного оборудования, сетевое планирование и т. д.; в ИПК Минсельхозмаша - для решения задач АСУП, планирования и управления подготовкой производства с применением сетевого планирования, выбора оптимальных режимов резания и др.
   
  Заслуживает внимания опыт ИПК Минэнерго СССР, которым разработан план мероприятий по использованию ВТ в учебном процессе и составлено обоснование потребности в машинном времени для учебных групп слушателей, изучающих программирование на ЕС ЭВМ. В этом институте предусматривается использование ЭВМ по следующим направлениям:

  - обучение руководящих работников по разделам экономики, управление, техника и технология;
  - обучение специалистов-пользователей АСУ и ВТ по курсам математического обеспечения ЕС ЭВМ (математические методы решения задач, алгоритмические языки, пакеты прикладных задач, и операционные системы), системы АСУ, информационное обеспечение ЕС ЭВМ;
  - совершенствование организации учебного процесса на основе АСУ ИПК.
  По каждому направлению предусмотрены конкретные меры, включающие разработку методических рекомендаций и указаний.

  Следует отметить, что разделы учебного плана, включающие изучение АСУ и ВТ, читают, как правило, высококвалифицированные специалисты, хорошо владеющие предметом. Так, из 159 преподавателей, работающих с ВТ в ЛИМТУ, 134 человека или 84,3% имеет ученые степени и звания. В этом институте постоянно действует консультационный пункт для представителей промышленности г. Ленинграда и других городов по вопросам разработки и эксплуатации АСУ ТП. В 1979 году на базе ЛИМТУ было организовано месячное повышение квалификации преподавателей ИПК, читающих курсы организации и технологии разработки АСУП.

  В целях обеспечения слушателей методической литературой по вопросам ВТ, АСУ и ЭВМ институты повышения квалификации запланировали издать в 1979г. 80 наименований конспектов лекций и учебных пособий, в 1980 г. - 85 наименований.

  Таким образом, можно отметить, что в системе повышения квалификации после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 октября 1977 года № 933 значительно активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию применения вычислительной техники в учебном процессе.

  Вместе с тем остается еще целый ряд недостатков и нерешенных проблем.

  На повестке дня поставлена задача создание ОГАС. Завершены первые очереди АСУ в центральных органах (Госплан СССР, ЦСУ СССР, Госснаб СССР и др.). Начали действовать отраслевые (ведомственные) системы. В соответствии с планом экономического и социального развития СССР в 1980 г. намечено ввести в строй 414 автоматизированных систем управления сложными технологическими процессами с применением вычислительных машин.

  Предусматривается также ввести в действие значительные мощности электронно-вычислительных машин общего назначения. Получит дальнейшее развитие производство микро-ЭВМ, начатое в 10 пятилетке. Таким образом, количество специалистов, работающих в области ВТ, АСУ и ЭММ, будет постоянно расти.

  Однако, уже сейчас учебные подразделения повышения квалификации не могут обеспечить необходимую периодичность обучения, Поэтому министерствам и ведомствам необходимо в самое ближайшее время решить вопросы создания отраслевых и региональных межотраслевых учебных центров для повышения квалификации специалистов в области ВЦ, АСУ и ЭММ; увеличения пропускной способности существующих учебных заведений (подразделений).

 Между тем, до сих пор в некоторых областях народного хозяйства, ведущих разработку и выпуск ВТ (Минэлектронпром, Минпромсвязь), не созданы собственные ИПК; не имеют своих площадей Московский ИПК Минприбора; ИПК Минрадиопрома, Миннефтегазстроя; недостаточна учебно-материальная база ИПК Минтяжмаша, Минэнерго СССР, ЛИМТУ и ряда других ИПК.

  В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 октября 1977 года Љ 933 перед институтами и факультетами повышения квалификации поставлена задача превращения их в учебно-методические центры отраслей по пропаганде достижений науки, техники и передового опыта организации социалистического производства. Для успешного выполнения этой задачи учебные подразделения должны быть оснащены вычислительной техникой, иметь необходимые банки данных, перечни, информационные досье, классификаторы, фактографические карточки.

  Настало время, когда планирование повышения квалификации руководящих работников и специалистов отраслей и комплектование групп слушателей должно осуществляться на осове автоматизированной системы, имеющей необходимые информационные сведения.

  Однако некоторые министерства и ведомства все еще мало уделяют внимания повышению эффективности использования ВТ в учебном процессе, дальнейшему улучшению оснащения учебных подразделений современным оборудованием.

  Отдельные учебные подразделения в недостаточном количестве обеспечены средствами регистрации, передачи и обработки данных, алфавитно-цифровыми и графическими дисплеями.

  Институтам и факультетам иногда передаются вычислительные машины устаревших или снятых с производства образцов (ИПК Минсельхозмаша, Минвуза Латвийской ССР). Слабая учебно-материальная база ряда ИПК и ФПК затрудняет создание необходимых условий для обеспечения преподавания на современном уровне вопросов, связанных с использованием в народном хозяйстве вычислительной техники.

  В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации недостаточное внимание уделяется планированию использования ЭВМ в процессе обучения, а также выполнению работ по программированию учебных задач. Так, среднесуточная загрузка вычислительной техники в ИПК Минсудпрома и Минсельхозмаша ниже установленного норматива. Медленно вводится в строй приобретенная вычислительная техника. Например, переданная в 1978 году в ИПК Минвуза Латвийской ССР ЭВМ ЕС 1020 до сих пор не функционирует по организационным и техническим причинам.

  Проводимая учебными заведениями работа слабо координируется. Недостаточны развиты межинститутские связи. Отсутствие единого обменного фонда учебных алгоритмов и программ, недостаток банков управленческих ситуаций и деловых игр с использование вычислительной техники, вынуждает различные ИПК и ФПК разрабатывать одинаковые материалы. Не проводятся госбюджетные научно-исследовательские работы по использованию ВТ для повышения эффективности учебного процесса.

  Современная вычислительная техника не стала ещё действенным инструментом при преподавании экономических, управленческих, и технологических дисциплин. В некоторых ИПК и ФПК отсутствуют перспективные планы повышения квалификации преподавателей, читающих курсы ВТ и АСУ.

  В целях активизации деятельности учебных заведений (подразделений) Управлением совместно с секцией АСУ проведена определенная работа.

  Так, разработан "Перечень средств вычислительной техники и наглядных пособий, рекомендуемых для использования в учебном процессе системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства при изучении дисциплин, содержащих вопросы применения вычислительной техники в народном хозяйстве: ИПК Минэнерго СССР выпущен в 1979 году "Аннотированный указатель методических материалов институтов повышения квалификации по вопросам АСУ и ВТ", а также "Номенклатура специалистов, повышающих квалификацию в области АСУП, и типовые блоки учебных планов".

  Вопрос о состоянии и мерах по оснащению учебных заведений (подразделений) вычислительной техникой рассматривался 4 декабря 1979 г. на заседании межведомственного совета по повышению квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, который рекомендовал министерствам и ведомствам:

  - оказывать постоянную помощь институтам, факультетам и курсам повышения квалификации в оснащении их вычислительной техникой;
  - подготовить и представить в Минвуз СССР к 1 марта 1980 года планы мероприятий по оснащению учебных заведений повышения квалификации современной вычислительной техникой.

  Ход выполнения планов мероприятий министерств и ведомств по оснащению подведомственных институтов, факультетов и курсов повышения квалификации вычислительной техникой намечено заслушать в 1981 году на межведомственном совете.

  В соответствии с решением межведомственного совета Управление приступило к разработке перспективного плана повышения квалификации преподавателей, читающих курсы АСУ и ВТ; подготовки межотраслевой научно-методической конференции по использованию вычислительной техники в учебных подразделениях повышения квалификации (срок - 1 квартал 1981 г._ и конкурса на лучшую деловую игру с применением вычислительной техники. (срок - 1980-81 гг.).

   
  Начальник Управления..........................................М. К. Полтев.
   

 

  В соответствии с поручение мне пришлось составлять проект плана мероприятий по использованию вычислительной техники в нашем ИПК. При составлении плана нужно было добиться сочетания нескольких показателей: чтобы удовлетворить все требования, выставленные Управлением в вышестоящем документе, чтобы пункты плана были реальные (расхлебывать то потом придется нам же), и, самое главное - чтобы мероприятия принесли конкретную пользу в работе ИПК.

  В целом, план получился нормально выполнимым, и, на мой взгляд - интересный по содержанию.

   
  Уже стало традицией, что в конце каждого года проходила встреча с министром, на которой он выступал с докладом об итогах деятельности отрасли за прошедший год и об основных задачах, поставленных на следующий год.
 
  В этом году мне тоже вручили ПРИГЛАШЕНИЕ на такую встречу.
   
   
   Управление ордена Ленина
   Всесоюзного общества "Знание"
   Центральный лекторий
   
   
   ПРИГЛАШЕНИЕ
   
   Пятница, 12 декабря
   Москва, 1980 год.
   
   ТРИБУНА МИНИСТРА СССР
   
  Приглашаем Вас на встречу с министром станкостроительной
  и инструментальной промышленности СССР
   А. И. КОСТОУСОВЫМ,
  которая состоится в пятницу, 12 декабря в 17 часов
  Большом зале Центрального лектория
   
  В лекции -
   СОВЕТСКОЕ СТАНКОСТРОЕНИЕ К ХХVI СЪЕЗДУ КПСС
   
  будут рассмотрены вопросы о деятельности станкоинструментальной промышленности по реализации решений ХХV създа КПСС и об основных перспективных направлениях научно-технического прогресса в отрасли.
  Демонстрация документальных кинофильмов
  Концерт мастеров искусств.
   
  Адрес: Политехнический проезд, 2, подъезд 9
  Проезд до станции метро: "Дзержинская", "Площадь Нагина".
   

    
  В начале учебного года, к нам на кафедру - из МГУ, по распределению от Министерства, пришёл аспирант Бочкарев, математик - геометр, который не успел защититься. Пришлось его включить в учебный процесс. Это для него прошло почти безболезненно. Он у нас пробыл год или два, а затем уехал в Переяслав Залесский. Когда он у нас работал, я его пытался привлечь к своим старым работам - по определению газоприхода горящего заряда твёрдого топлива. Однако это его не заинтересовало.

 По поводу Бочкарева у меня возникает вопрос - а зачем нам нужен был специалист математик-геометр? Хотя для проектирования оборудования с ЧПУ он мог бы пригодиться (может быть, его для этого и брали, а он случайно попал к нам, а не на кафедру оборудовании с ЧПУ?). А может быть он мог использоваться по направлению САПР?
   
      
  В этом году в Москве проводилась летняя олимпиада. Билеты на соревнования достать было трудно. Большинство билетов распространялось среди предприятий и организаций.

  Я и Эля приобрели по одному-два билета через свои организации.

  Мы с Элей любили баскетбол и нам достались билеты на эти игры но, конечно, не на финальные.

  Кроме этого мы любили смотреть выступление легкоатлетов. Их выступления мы смотрели по телевизору, как и многие другие: плавание, волейбол и т.д…
 
  Когда мы были на соревнованиях, то обязательно приобретали конверты и марки, некоторые из которых до сих пор у нас хранятся. Конечно, нам, как и большинству зрителей, запомнился финал этих олимпийских игр на стадионе, когда на трибуне у мишки покатилась слеза, а также - мишка улетающий к небесам.
   
  В этот год перед открытием олимпиады, наши соседи по дому решили пожениться, и попросили меня быть временным шофёром.

  Они заказали Зил, но этого было мало, и я согласился. Когда мы подъехали к нашему ЗАГСу, то я узнал эту машину, которую встречал на Кавказе у Голубых озёр.

 Пока молодые были в помещении, я подошёл к шофёру и он подтвердил, что эта машина принадлежала Косыгину и могла быть у Голубых озёр. Но её списали, и вот теперь её используют как выездную на свадьбах.
 
 Что ещё меня поразило в этой поездке по Москве. Улицы были почти пустынны. Такой я больше никогда не видел нашу столицу. Перед олимпиадой Москву закрыли, и весь транзитный транспорт пустили в объезд города, да и иногородних тоже не пускали в город. Ездить было прекрасно и вольготно. Мы (кортежем) побывали там, куда обычно возят молодожёнов. А, подъезжая к дому, мы включили свои звуковые сигналы и почти из всех окон высунулись зрители.