Корабль уродов

Иманя Грек
                Корабль уродов,               
                где твой штурвал и снасть?
                Я так боюсь упасть
                в морскую воду...

                Корабль уродов,
                что ты готовишь мне:
                гибель в морской волне
                или свободу?


             «Когда-то в Европе сумасшедших изгоняли из городов. Чаще всего
          их сажали на особые корабли, плывущие в неизвестность» (А.Данилин).


   – Где капитан? – Я смотрел с кормы на удаляющийся берег и пытался вспомнить название этой земли. – Где капитан?
   – Кап – и там! – небритая рожа рядом со мной указала за борт и разразилась гнусным, нехорошим смехом.
   – Дурак, – сказал я ему.
   – А сам ты кто? – спросил другой голос.
   Этот вопрос, признаться, заставил меня задуматься, и я даже не взглянул на спрашивающего.
   – Я – это ты, – наконец сказал я ему, глядя в синюю даль. – Если ты спросишь себя, кто ты, то придешь к тому же ответу.
   – Значит, все мы одинаковые, – моментально ответил он. – И ты зря искал капитана.
   – Да, – вспомнил я. – Где капитан?
   – Среди одинаковых нет капитана. Или – все капитаны. Плыви куда хочешь. Ты капитан.
   – А куда мы плывем?
   Но собеседник изчез: я оглянулся, но никого не увидел поблизости. Досадно, ведь я даже не знал его лица. А он говорил дело. Но – не договорил.
   Мне захотелось найти его и договорить.
   – Куда он ушел? – спросил я у рыжего и небритого.
   – Куда мы плывем, – полувопросом ответил он. Это была моя, только что произнесенная фраза. По выражению его тупого лица я понял, что от него ничего не добиться. Я посмотрел вокруг.
   Корабль производил странное зрелище. Грязные паруса неряшливо свисали с покосившейся мачты, но команда не думала их поправлять, если судить по тому, что самой команды нигде не было видно. Пассажиры в одиночку и группами бродили по кораблю, безучастно смотрели за борт и занимались своими, иногда довольно неожиданными делами.

   ...смогу узнать его по голосу, который я хорошо запомнил. Я подошел к первой группе.
   – И стали бить вдвоем, – расказывал один, остальные слушали. – А потом пришел третий и стали бить втроем. А потом пришел пятый и стали бить...
   – А четвертый? – спросил один из слушателей, когда расказчик на секунду запнулся.
   – ...вчетвером, – договорил первый, но его уже не слушали.
   – Голодом морили. – Говорил один из кружка, притянув к себе взгляды. – Есть не давали. Сначала давали, а потом нет. А я и не просил.
   – А били? – спросил кто-то из до сих пор молчавших.
   – А как же, – вздохнул тот.
   Глупый разговор. Кого не били? Всех нас бьют, или всех нас бьет, что в сущности одно и тоже. Умный человек и говорить об этом не станет. И я пошел дальше искать умного человека.
   На носу стояла группка поменьше. Говорил человек в разбитых очках.
   – Теория высшего разума основана на трех постулатах. Постулат первый: высший разум существует.
   «Блестяще!» – подумал я и прошел мимо.
   В это время меня нагнал мужчина неопределенного вида и возраста.
   – Это вы искали капитана?
   – Да, – сказал я.
   – Я капитан, – сказал тот и назвал какое-то имя.
   Я с сомнением посмотрел на «капитана».
   – Вы не похожи на капитана.
   – Тем не менее я капитан.
   Я решил схитрить.
   – Я хотел узнать, как называется вон тот парус.
   И я указал на самую верхушку мачты.
   – Вы не это хотели узнать, – мягко сказал «капитан» и опустил глаза. Неудобно ему было за мое вранье.
   Я подумал.
   – Я хотел узнать, действительно ли вы капитан. Капитан должен разбираться в оснастке судна.
   – Я не разбираюсь в оснастке судна, – недрогнувшим голосом сказал «капитан». – Я говорю что делать другим.
   – И что же МНЕ делать? – вырвалось у меня с нажимом на слове «мне».
   – Не делить мир на умных и дураков.
   – Но почему?
   – Потому что в этом случае всегда будет получаться, что умный – вы, а кругом одни дураки.
   Я посмотрел вокруг. Какой-то дебиловатый детина пытался собственным башмаком вбить в палубу что-то вроде гвоздя. Двое менялись одеждой. Несколько человек равнодушно плевало за борт.
   – Мне нужно найти одного человека, – сказал я «капитану». – Он гдe-то здесь.
   – Здесь, – улыбнулся тот. – Хорошо, я пошлю кого-нибудь из команды.
   Он поискал глазами и жестом подозвал к себе одутловатого пассажира лет пятидесяти.
   – Найди человека, который нужен этому господину, – приказал «капитан».
   – Слушаюсь, ваша светлость, – ответил тот. Он провожал «капитана» глазами до тех пор, пока тот не скрылся за углом какого-то палубного строения.
   – Слушаю, ваша светлость, – «матрос» наконец посмотрел на меня. В его глазах была смесь почтения и безысходности.
   – Куда мы плывем? – спросил я его.
   Он секунду помедлил.
   – У меня другое задание, – произнес он. – ЭТО – к делу не относится.
   – Как это не относится?! – Я едва сдержался, чтобы не приподнять его за ворот. – Ты что, не знаешь, куда мы плывем?
   – Не знаю, – сказал «матрос».
   – А кто знает?
   Он снова задумался и сказал:
   – Кроме вас, никто.
   Мне снова захотелоь встряхнуть его, и снова я удержал себя.
   – Не говори глупости, – сказал я. – Я не знаю.
   – Значит, вообще никто.
   Теперь задумался я.
   – Ты ошибаешься, – подумав, сказал я. – По крайней мере, один человек на корабле знает, куда мы плывем. Найди мне этого человека. Это задание капитана.
   – Слушаюсь, ваша светлость, – сказал «матрос» и повернулся, чтобы уйти.
   – Постой, – окликнул я. – А как ты его найдешь?
   – Спрошу, ваша светлость.
   – Кого?
   – Всех...
   Я представил, к чему это приведет.
   – Ладно, вот что, – сказал я. – Задание отменяется. Занимайся своими делами. Или... знаешь, принеси мне чего-нибудь поесть.
   Я почувствовал голод.
   – Вы не можете отменить задание капитана, – твердо сказал «матрос».
   Вот беда! Зачем я только связался с этим болваном!
   – Тогда найди капитана и приведи его ко мне. Это твое задание. И... принеси чего-нибудь поесть.
   – Слушаюсь, ваша светлость, – сказал «матрос» и зашагал прочь.
   Я облегченно вздохнул. Разговоры и обстановка – всё это производило на меня тягостное впечатление. Я посмотрел на солнце, на веселую игру его лучей в блеске морской волны. Мне захотелось спеть какую-нибудь хвалебную песню солнцу, морю и ветру, но ничего такого не приходило в голову.
   В это время за-борт упал человек и поплыл к едва заметному берегу.
   – Держи его!..
   – Сам утонет...
   – Добить!
   – Спасать надо...
   – Ишь, самый умный нашелся!
   Никто ничего не делал. Все смотрели на уплывающего человека, поглощенные собственными мыслями. Я искал глазами шлюпку и не мог найти ни одной.
   Сзади неслышно подошел «матрос».
   – Он уплыл, – сказал он. – А еды на корабле нет.
   – Кто уплыл? – не понял я. – Как нет еды?
   С моря подул сильный, холодный ветер.