Два праздника, еврейский Песах и христианская Пасха, празднуют практически в одно время и то из-за разницы в календарях. Какой смысл имеют они и что общего заключают в себе. Удивительно, но символом этих праздников является- кровь. Поговорим о еврейском празднике Песах, что значит – «пройду мимо». На страницах Библии мы встречаемся с традицией жертвоприношений еще до того, как Бог дал этот закон Моисею. Авель приносил в жертву животных, Ной, после потопа, принес первую жертву. А жертва это всегда кровь, страдание, смерть. Что это Бог такой кровожадный, что требовал крови? Нет, Он сам говорит об этом,- « Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» Тогда чего же хочет Бог? Он и это не скрыл от нас,-«Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня". Пс. 49:12-16 Но я слышу, как кто-то говорит,- Но все таки это же Его закон о жертвоприношениях, что же Он тогда хотел? Попробуем разобраться в этом.
Первая кровь на земле пролилась из-за греха человека, нарушившего заповедь Бога. Невинное животное было убито, чтобы человек получил одежду из кожи. Быт.3:21 Кровь животного должна напоминать о соделанном грехе. Вскоре произошло первое убийство от руки человека –брат убил брата. Теперь, голос крови брата вопиял от земли к Богу. Быт. 4:10 После того как первый мир был уничтожен, он начал вновь возрождаться от одного оставленного семейства Ноя. Выйдя после потопа на обновленную землю, Ной приносит Богу жертву в благодарность за спасение и в знак поклонения. Быт.8:20 Вот три обстоятельства пролития крови. Но вскоре человечество решает жить самостоятельно, не по воле Бога.
Тогда Бог, приводит в исполнение Свой план, создать народ и через этот народ донести Свое слово ко всем племенам и народом. Он находит человека, Авраама, призывает его, и Авраам откликается на призыв Бога,-
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал (Авраам) там жертвенник Господу, Который явился ему». Быт.12 гл.
Авраам странствует по земле Ханаанской, где живут разные народы, ставшие идолопоклонниками и везде ставит жертвенники Богу, как знак поклонения и благодарения Богу.
Проходит довольно много времени, Авраам стал богат, но нет у него наследника, кому бы он мог передать своё богатство. Второй раз Бог является ему и напоминает о своем завете,-
«И было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Быт. 15:3-6
Что мы видим здесь? Бог вменяет Аврааму праведность за его веру.
Не удивительно ли, что Бог ничего не говорит Аврааму о жертвеннике, крови, а только испытывает его веру и за это объявляет его праведным перед Собою. И это несмотря на то, что Авраам допускал свои человеческие слабости, но в вере оказывался непоколебим.
Испытав Авраама Бог открывает ему план, который Он имел для его потомков,- «...возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата ». Здесь кровь как-бы добавила еще условие, она становится с этих пор обязательным элементом завета.
Второй завет крови Бог дал Аврааму через обрезание его, его потомков и всех, кто будет находиться в доме Авраама. Авраам жил долго, у него было много потомков по плоти. Это потомки его сына Измаила от египтянки Агари, дети второй его жены Хеттуры и дети от его наложниц,-
« И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным». Бытие 17
Опять завет и опять кровь. Как мы видим обряд обрезания соблюдается многими потомками Авраама до сих
Но вернемся к обещанию Бога Аврааму. У Авраама уже был сын Измаил от служанки Сариной, египтянки Агари. Это было плотским желанием Сары, иметь ребенка способом принятым в то время. Но у Авраама ещё нет наследника от Сары, обещанного Богом. Бог, явившись опять, подтвердил Свое обещание, что даст Аврааму сына от Сары,-
«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сара, девяностолетняя, неужели родит?
« И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
« И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год». Бытие 17гл.
Итак, у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры родился сын обетования –Исаак. Это был сын обетования, родившийся тогда, когда нормально Сара уже не могла иметь детей, рождение которого было, практически сверхестественное. У Исаака родились близнецы Исав и Иаков. Наша история будет касаться потомков Иакова, которых позже стали называть евреи. Слово еврей переводиться как "странник, пришелец», каким и был их праотец Авраам в земле Ханаанской.
А теперь вспомним о первом завете с Авраамом, как мы говорили выше, Бог сказал,- «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении» , так и случилось. У Иакова родилось 12 сыновей. Во время голода Иаков, со своим семейством, переселяется в Египет, -
«Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят.» Бытие 46:27
В Египте, по воле Бога, уже был его сын Иосиф, занимая главенствующее положение при фараоне. Прошло 400 лет, время, после которого Бог обещал Аврааму, что выведет его потомков в землю, обещанную ему, когда у него еще не было детей. Бог призывает Моисея и делает его вождем этого народа, чтобы он исполнил Его волю. К тому времени Иосиф умер, правящий фараон не знает их историю и не желает отпускать выгодных ему рабов. Бог посылает Моисея и его брата Аарона к фараону,-
« После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Исх.5:1-2
За непослушание фараона, Бог начинает наказывать Египет различными казнями, от которых страдала вся египетская земля, кроме области, где жили евреи. Совершилось 9 казней, а фараон, все больше ожесточаясь, противится требованию Бога. Видя все чудеса Божьи и видя то, что все эти казни не касаются евреев, фараон все таки не смиряется перед Богом. Непослушание фараона привело к десятой, последней казни. Перед 10-й казнью Бог дал указание Моисею, что нужно сделать, чтобы эта казнь не коснулась еврейских семей. Каждый глава еврейского семейства должен был в точности исполнить Божье указание для защиты от Ангела- губителя, который будет поражать первенцев. Евреи должны были в точности исполнить несколько повелений. Каждая семья должна была взять однолетнего ягненка без порока, чтобы он находился в их доме 4 дня. В ночь 14 Нисана, каждый еврей должен был заколоть ягненка, пучком иссопа помазать кpовью агнца косяки дверей в своих жилищах, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь. Исход, 12:7,22
«Затем закалали чистого однолетнего агнца; пекли его на огне и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами, не сокрушая его костей. Ели с поспешностью, в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, готовые к выходу из Египта. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».Исх.12:29 Когда Ангел-губитель поражал египтян, он проходил мимо любой двери, помазанной кровью. Благодаря жертвенной крови, они были сохранены от гибели, или «покрыты» кровью невинного ягненка. (Исх.12:1-14)
В эту ночь в Египте, от фараона до служанки, умер первенец и все первородное от скота, везде был великий вопль. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из их земли. Евреи поспешно ушли. Так начала исполняться цель Божьего промысла об избранном народе, освобождение от плена для возвращения в обетованную землю. Впервые кровь стала той силой, которая спасает от смерти. Бог постановил евреям, на все времена, праздновать эту «ночь бдения», в ознаменование избавления от египетского рабства, как сказано,-«…это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши.» Исх. 12: 14 Этот день стал называться на евр. яз-ке «Песах», что значит «прошел мимо», а жертвенный ягненок назван «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха”. По выходе из Египта в землю, обещанную Аврааму для его потомков, Бог изменил имя Иакова на Израиль, потому и земля, где они поселились получила название Израиль. Именно это событие отмечают иудея на праздник Песах.
Есть еще один праздник, который тоже связан с пролитием крови и также имеет цель -искупление. Через закон данный Моисею, Бог устанавливает обряд жертвоприношений, который оговаривал целый свод законов о жертве: за грех, о повинности, благодарения,о жертве мирной и т.д. Закон строго регламентировал условия приношения каждой жертвы. Такие жертвы приносились круглый год. Но особое жертвоприношение совершалось раз в год, в день, когда иудеи всего мира отмечают Йом Кипур — День Искупления, который называют еще Судным днем,утвержденного Богом, -« И да будет сие для вас вечным постановлением…"Лев.16:34
В этот день совершался особый ритуал и приносилась особая жертва за грехи самого первосвященника, а затем за весь народ. Эта жертва совершалась раз в году, когда первосвященник входил в Святое Святых скинии, а затем построенного Иерусалимского храма,-
« И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть; и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего. И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, - и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их». Лев. 16:11-16
Если бы кровь оставалась в сосуде и не было бы исполнено повеление о кроплении, она не принесла бы спасения. Потому и в первый раз кровь была извлечена из сосуда, в который собиралась для помазании косяков дверей в Египте. Оба этих ритуала жертвоприношений указыва на совершенную будущую жертву, кровь которой прольется для искупления многих.
В следущий раз поговорим о христианском празднике Пасха.