Что отмечают два праздника - Песах и Пасха часть-1

Попова Алла
Два праздника, еврейский Песах и христианская Пасха, празднуют  практически в одно время и то из-за разницы в календарях. Какой смысл  имеют они  и что общего заключают в себе. Удивительно, но символом этих   праздников является- кровь. Поговорим  о еврейском празднике Песах, что значит  – «пройду мимо».  На страницах Библии мы встречаемся с традицией жертвоприношений еще до того, как  Бог  дал этот закон Моисею. Авель приносил в жертву животных, Ной, после потопа, принес  первую жертву.  А жертва это всегда кровь, страдание, смерть. Что это Бог такой кровожадный, что  требовал крови?  Нет, Он сам говорит об этом,- « Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.  Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?»   Тогда чего же хочет Бог? Он и это не скрыл от нас,-«Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,  и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня". Пс. 49:12-16  Но я слышу, как кто-то говорит,-  Но  все таки это же Его закон о жертвоприношениях, что же Он тогда хотел?  Попробуем разобраться в этом.   
Первая кровь на земле пролилась из-за греха человека, нарушившего  заповедь Бога.  Невинное животное было убито, чтобы человек получил одежду из кожи. Быт.3:21 Кровь животного должна напоминать о соделанном грехе.  Вскоре произошло  первое убийство от руки человека –брат убил брата. Теперь, голос крови брата вопиял от земли к  Богу.  Быт. 4:10  После того как первый мир был уничтожен, он  начал вновь возрождаться от одного оставленного семейства Ноя.  Выйдя  после потопа на обновленную землю, Ной приносит  Богу жертву в благодарность за спасение и в знак поклонения. Быт.8:20  Вот  три обстоятельства пролития крови. Но вскоре  человечество  решает жить самостоятельно, не по воле Бога.
Тогда Бог, приводит в исполнение  Свой план, создать  народ и  через этот народ  донести Свое слово  ко всем  племенам и народом.  Он находит человека, Авраама, призывает его, и Авраам  откликается на  призыв Бога,-
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;  и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;   Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.  И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи.  И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал  (Авраам)  там жертвенник Господу, Который явился ему».  Быт.12 гл. 
Авраам странствует  по земле Ханаанской, где живут разные народы, ставшие идолопоклонниками  и везде ставит жертвенники Богу, как знак  поклонения  и благодарения Богу. 
Проходит довольно много времени, Авраам  стал богат,  но нет у него наследника, кому бы он мог передать своё богатство. Второй раз Бог является ему и напоминает о своем завете,-
«И было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.  И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.  И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.  И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.  Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Быт. 15:3-6
Что мы видим здесь? Бог вменяет Аврааму праведность за его веру.
Не удивительно ли, что Бог ничего не говорит Аврааму о жертвеннике, крови, а только испытывает его веру и за это объявляет  его праведным перед Собою. И это  несмотря на то, что Авраам   допускал свои человеческие слабости, но в вере оказывался непоколебим. 
Испытав Авраама   Бог  открывает  ему план, который Он имел   для  его потомков,- «...возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата ». Здесь кровь как-бы добавила еще условие, она становится с этих пор  обязательным элементом завета.

Второй завет крови  Бог дал Аврааму через обрезание его, его потомков и  всех, кто будет  находиться   в доме Авраама.  Авраам жил  долго, у него было много потомков по плоти. Это  потомки его сына Измаила от египтянки Агари, дети  второй его жены Хеттуры  и дети от его наложниц,-
« И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.  Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;  обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.  Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.  Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным». Бытие 17
Опять завет и опять  кровь.  Как мы видим   обряд обрезания  соблюдается  многими  потомками Авраама до сих 
 
Но вернемся к обещанию Бога Аврааму. У Авраама  уже был сын  Измаил   от служанки Сариной, египтянки Агари. Это  было плотским  желанием Сары, иметь  ребенка способом принятым в то время. Но у Авраама ещё нет наследника от Сары, обещанного Богом. Бог, явившись опять, подтвердил Свое обещание, что даст Аврааму сына от Сары,-
«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сара, девяностолетняя, неужели родит?
« И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
« И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;  Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.  Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год».  Бытие 17гл.
Итак, у столетнего Авраама и  девяностолетней Сарры родился сын  обетования –Исаак. Это был сын обетования, родившийся тогда, когда нормально  Сара уже не могла иметь  детей, рождение которого было, практически  сверхестественное.  У Исаака родились близнецы Исав и Иаков. Наша история будет касаться потомков  Иакова,  которых позже  стали называть евреи.  Слово еврей переводиться как  "странник, пришелец», каким и был их праотец Авраам в земле Ханаанской. 

А теперь вспомним о первом завете с Авраамом, как мы говорили выше, Бог сказал,- «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении» , так и случилось.  У Иакова родилось 12 сыновей. Во время голода  Иаков,  со своим семейством, переселяется в Египет, -
«Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят.» Бытие 46:27
В Египте, по воле Бога, уже был  его сын Иосиф, занимая  главенствующее  положение  при  фараоне.  Прошло 400 лет, время,  после которого   Бог обещал  Аврааму, что выведет  его потомков  в землю, обещанную ему, когда у него еще не было детей. Бог  призывает Моисея и делает его  вождем этого народа, чтобы он  исполнил Его волю. К тому времени  Иосиф умер, правящий фараон  не знает их историю  и не желает отпускать выгодных ему  рабов. Бог посылает Моисея и его брата Аарона  к фараону,-
« После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу».  Исх.5:1-2
За непослушание фараона, Бог начинает наказывать Египет различными казнями, от которых страдала вся египетская земля, кроме области, где жили евреи. Совершилось 9 казней, а фараон, все больше ожесточаясь, противится требованию Бога. Видя все чудеса Божьи и видя то, что все эти казни не касаются евреев, фараон все таки не смиряется перед Богом. Непослушание фараона привело к десятой, последней казни.   Перед  10-й казнью  Бог дал указание  Моисею, что нужно сделать,  чтобы  эта казнь не коснулась еврейских  семей. Каждый глава  еврейского семейства  должен был в точности  исполнить  Божье указание для защиты от Ангела-  губителя, который будет поражать первенцев. Евреи  должны были в точности исполнить  несколько повелений. Каждая семья должна была  взять однолетнего ягненка без порока, чтобы он находился в их доме  4 дня. В ночь  14 Нисана, каждый еврей должен  был заколоть ягненка, пучком иссопа помазать кpовью агнца  косяки дверей в своих жилищах, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь. Исход, 12:7,22
«Затем    закалали чистого однолетнего агнца; пекли его на огне и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами, не сокрушая его костей.  Ели с поспешностью,  в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, готовые к выходу из Египта. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».Исх.12:29 Когда  Ангел-губитель поражал египтян, он проходил мимо любой двери, помазанной кровью.  Благодаря жертвенной крови, они были сохранены от гибели, или «покрыты» кровью невинного ягненка. (Исх.12:1-14)
В эту ночь в Египте, от фараона до  служанки, умер первенец и все первородное от скота, везде был великий вопль. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из их земли.  Евреи поспешно ушли. Так начала исполняться цель Божьего  промысла об избранном народе, освобождение от плена для возвращения в обетованную землю. Впервые кровь стала той силой, которая спасает от смерти.  Бог  постановил евреям, на все времена, праздновать эту «ночь бдения», в ознаменование  избавления от египетского рабства, как сказано,-«…это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши.» Исх. 12: 14   Этот день стал называться  на евр. яз-ке «Песах», что значит «прошел мимо», а жертвенный ягненок  назван «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха”. По выходе из Египта в землю, обещанную Аврааму для его потомков, Бог изменил имя Иакова на Израиль, потому и   земля, где они поселились получила название Израиль. Именно это событие отмечают иудея на праздник Песах.
Есть еще один праздник, который тоже связан с пролитием  крови и также имеет цель  -искупление. Через закон  данный Моисею, Бог устанавливает обряд жертвоприношений, который оговаривал целый свод  законов о жертве: за грех, о повинности, благодарения,о жертве мирной и т.д.  Закон строго регламентировал условия приношения каждой жертвы. Такие жертвы приносились круглый год. Но особое жертвоприношение  совершалось раз в год, в день, когда иудеи всего мира отмечают Йом Кипур — День Искупления, который называют еще Судным днем,утвержденного Богом, -« И да будет сие для вас вечным постановлением…"Лев.16:34
В этот день совершался особый ритуал и  приносилась особая жертва за грехи  самого первосвященника, а затем за весь народ.  Эта жертва совершалась раз в году, когда первосвященник входил в Святое Святых скинии, а затем построенного Иерусалимского храма,-
« И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя;  и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу;  и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть;  и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.  И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, -  и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их». Лев. 16:11-16
 
Если бы кровь оставалась в сосуде и не было бы исполнено  повеление о кроплении, она не принесла бы спасения. Потому и в первый раз кровь была извлечена  из сосуда,  в который собиралась для   помазании   косяков  дверей в Египте. Оба этих  ритуала жертвоприношений  указыва на совершенную будущую жертву, кровь которой прольется для искупления многих.

В следущий раз поговорим о христианском празднике Пасха.