В чём сущность социальной справедливости

Аникеев Александр Борисович
       Понятие социальной справедливости является главным  во всех без исключения гуманистических учениях о человеческом обществе.  В сознании у многих людей справедливость сводится к поддержанию гармоничности, которая изначально присуща людям и дана им от природы. Если в христианстве протестантов и католиков принято считать, что справедливость не существует, пока ее не установили сами люди, объединяясь для этого в некие сообщества,  то в мусульманской культуре  справедливость не устанавливается, а восстанавливается, как утраченное равновесие, или гармония.

      В буддизме справедливость – это то, что вытекает из сострадания. Под состраданием понимается установка на признание  перевоплощения  души, реинкарнации - а отсюда неразрывность души со всеми живыми существами, в ее способности и после телесной смерти человека воплотиться в любом другом человеке, животном или насекомом. Отсюда справедливость – открытость, гибкость, готовность пересмотреть собственные убеждения, способность фокусировать внимание не на расхождениях, а на том, что позволяет достичь согласия с другими людьми и существами.

      В православии справедливость не является христианским идеалом. Христианский идеал православных россиян – это любовь к Богу! Любовь, которая  должна быть выше справедливости и любви к ближнему. Любовь как жертва, как полное отдание всех своих сил для подчинения себя божественной воле  Вот к этому идеалу абсолютной любви призывает Христос, и к этому идеалу должны восходить православные христиане независимо от власти в обществе, ибо любая верховная власть от Бога и она дана им для защиты народа по божьей воле!!! И без всяких компромиссов, таких, как стремление к тому,  чтобы было мне так, как и другим.
      Когда вышел указ Петра III «О вольности дворянства», который был после поддержан Екатериной Второй, о том, что дворянство может не служить, а крепостные у этого дворянина оставались — вот это был удар по справедливости в России. И крепостные сразу это увидели: нет, это несправедливо. Вот если бы барин служил на благо государства, исполняя какие-то обязанности на этой службе, тогда да, это справедливо, а он же в армии не служит, нас не защищает, даже своим хозяйством не управляет, только деньги с нас дерёт, значит он совершенно бесполезный для общества человек, и  это не справедливо! И именно с этого момента общество России покатилось вниз, появились настроения, которые и привели к крестьянским бунтам и к революции.  А ведь именно от справедливости в социально-экономических отношениях зависит морально-нравственное здоровье общества!


     В европейской традиции понимание справедливости трансформировалось  от полного неверия в справедливость на земле (первые христиане), до создания утопий, которые до сих пор владеют некоторыми умами. Здесь одним из первых стоит назвать Платона с его идеей «идеального государства», в которой он пытался согласовать индивидуальную добродетель и общественную справедливость, где он высказал мысль, что государством должны управлять только аристократы как  лучшие и наиболее мудрые граждане.

    «Идеальное государство» по Платону должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эта идея была в свое время основательно раскритикована Аристотелем в «Политике», однако, утопические идеи продолжали находить своих сторонников. Так появились утопические концепции справедливых государств Т. Мора, Кампанеллы, Сен Симона и прочих социалистов-утопистов, которые считали, что можно убедить богатых поделиться с бедными, в чём и заключается их утопизм. Ещё ни в одной стране без борьбы угнетённых не отменили ни натуральное рабство, ни крепостное, ни наёмное!

      Отличительной чертой европейского гуманистического представления о справедливости долго определялось отождествлением ее с законом и порядком.  Право, юстиция, справедливость были для европейцев не просто однопорядковыми понятиями, но одним термином. Жить справедливо в сознании европейцев означало жить по закону, установленному государством объединённого народа страны, только являлись ли эти законы справедливыми для абсолютного большинства её жителей?
 


      В социальной политике гуманность, социальная справедливость и равноправие — это понятия, которые применяются для обозначения и сравнительного анализа уровня справедливости, прав и свобод человека в обществе в процессе его развития. Относительным идеалом для многих людей является такая система социально-экономических отношений в обществе, которая по своей структуре постоянно обеспечивает всё более и более справедливое распространение как социально-политических прав и свобод, так и обеспечение человека необходимыми социальными условиями жизни для его НОРМАЛЬНОГО морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития как Человека!

     Чтобы СОЦИАЛЬНЫЕ БЛАГА необходимые для благополучной жизни КАЖДОГО члена общества распределялись относительно равномерно от их общего производимого количества в виде достойных человека норм жилья, необходимых продуктов для здорового и сбалансированного питания, фактуры для достойной человека одежды по нормам морали данного общества!  И распределяться это должно, как и зарплата, относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количество труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды по зарплате от результатам квалификации на рабочем месте в общественно необходимой труде на благо общества по примеру обеспечения представителей специальных служб государства, ибо остальной народ ничем не хуже их! Ведь товарно-денежные отношения не отменяются, а только сокращается их монопольное влияние на жизнь людей и выстраивается монопольное влияние ЗАКОНА о социальных гарантиях прежде всего в социально-бытовой сфере, при развитии служб обеспечения законности в стране!

     В дальнейшем этот принцип распространится и на все средства КОММУНИКАЦИИ, а это энергия, вода, канализация, связь, информация, транспорт для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития КАЖДОГО в процессе познания природы и Вселенной.  И всё это при условии, что право на труд определяет и право каждого на жизнь достойную труда от его количества и квалификации, сохраняя рынок вне социально-коммуникационной сферы. Естественно, что экономика от конкуренции и прибыли перестраивается для всё более полного удовлетворения потребностей населения для жизни достойной труда при ликвидации каких-либо сословных и прочих привилегий власть придержащих, если мы говорим об обществе социальной справедливости.  Создаются необходимые условия для получения достойного образования, медицинского обслуживания и отдыха после трудового дня или во время отпуска, для развития благополучия семей, счастливого детства и спокойной старости, чтобы дети имели всё необходимое за послушание и хорошую учёбу в подготовке к взрослой трудовой жизни, старики как уже заслужившие право иметь всё необходимое для спокойной старости. Что-то не понятно? 


       А значит социалистическим будет такое общество, где с правом на общественно необходимый, честно и справедливо нормированный труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА обязательно гарантируют КАЖДОМУ и право хотя бы на достойные человека нормы социально-бытовых благ от их общего, производимого обществом количества!  И всё это достойно количества и квалификации своего труда (достойные Человека нормы жилья, продуктов для сбалансированного питания,  фактуры для добротной одежды). А   количеством относительно равномерно, от общего количества производимых в обществе базовых средств для жизни по относительному равенству рабочего времени как относительно равного по времени количеству труда! 

       А качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития пусть каждый формирует для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации труда по категориям, по разрядам, по классам и по другим критериям определения квалификации честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

       Только возможно всё это после организации хорошо сплочённых масс наёмных трудящихся в СВОЮ ПАРТИЮ для парламентской борьбы за такие социальные гарантии и только после победы такой партии возможна монополия ЗАКОНА о таких гарантиях, без пресловутой «диктатуры пролетариата», без отмены частной собственности на средства производства, но ОБЯЗАТЕЛЬНО с реализацией хорошо отлаженного механизма обеспечения законности при строгом наказании виновных в нарушении ЗАКОНА! 

       И только тогда, через относительное равенство рабочего времени, можно определять относительно равное количество социальных благ от их общего количества производимого в стране и внедрять ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ гарантиях для удовлетворения насущных потребностей населения. А от качественных характеристик этих благ  можно обеспечить их распределение по квалификации в общественно необходимом труде без упразднения частной собственности на средства производства.

       Чтобы не только деньги распределялись пропорционально труда каждого, но и необходимые каждому для благополучной жизни СОЦИАЛЬНЫЕ БЛАГА.  И это должно быть заботой как государства при обеспечении законности, так и работодателя, если он не хочет сидеть в тюрьме за нарушения СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ такого СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА, чтобы он не откупался только зарплатой, которой часто не хватает на самое необходимое.  Принял на работу - ОБЕСПЕЧЬ, СОГЛАСНО ЗАКОНА, ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ  ТРУДА, ЖИЗНИ И ОТДЫХА!  Либо не принимай на работу и тогда только ЧИНОВНИК ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ЖИЗНИ В ДАННОМ РЕГИОНЕ ГОСУДАРСТВА  будет нести ответственность за плохую социально-экономическую организацию жизни населения в этом регионе!

       А если на основе этих характеристик будет ЗАКОН, определяющий равноправие и социальную справедливость для ВСЕХ граждан страны по нормам распределения необходимого от общего количества производимых благ в обществе, то что помешает становлению социалистических принципов в этом обществе???  Сохраняя рынок на производимое сверх НЕОБХОДИМЫХ НОРМ и в процессе развития экономики общества всё больше средств и усилий направлять на удовлетворение интеллектуально-духовных потребностей общества для развития культуры и образования населения.

       А когда правительством будет построен механизм исполнения такого закона, то нищета для трудолюбивых и здоровых людей исчезнет НАВСЕГДА и общество в процессе развития экономики для удовлетворения  всё возрастающих потребностей населения стабильно будет двигаться к коммунизму, то есть к удовлетворению потребностей не только в социальных благах, но и в необходимых средствах коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация, транспорт для плодотворного развития как всего общества, так и каждого человека в отдельности!  Но много ли стран вы знаете, где народ объединён для такого развития общества?  А без этого о каком развитии социализма или коммунизм может идти речь?

      Именно диктатура закона на единые для всех нормы уровня жизни от общего производимого количества необходимых социальных благ по количеству и квалификации труда каждого формирует в обществе стремление всех к добросовестному труду, обеспечивает в социально развитом или социалистическом обществе, где один для всех и все для каждого, развитие гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  Когда необходимые всем социальные и коммуникационные блага справедливо будут распределяться для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого, именно тогда и можно будет сказать, что идеалы коммунизма восторжествовали!
 
      Ведь действительно свободным можно быть только среди людей, пользующихся одинаковой для всех свободой и утверждение чьего-то права за счёт другого, менее свободного, должно внушать нашему сознанию его привилегии и не позволяют ощущать нашу свободу, поэтому ничто так не противоречит свободе, как чья-то привилегия.
 
      Вот почему вопрос свободы и привилегий часто становится местом преткновения для психологов и социологов в любом обществе. А значит СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ для общества социальной справедливости определяется как соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе в процессе его развития, которые определены законами при развитой системе обеспечения законности, определяют и защищают социальные права каждого трудоспособного гражданина от количества и квалификации его труда и поддерживаются большинством населения страны. Неспособные к труду граждане обеспечиваются всем необходимым для полноценной жизни в зависимости от условий нетрудоспособности в установленном законом порядке. 



      В оценке уровня социальной справедливости многих стран мира учитываются такие параметры, как продолжительность жизни и уровень здравоохранения, уровень преступности и безопасности проживания, соблюдение прав человека и социальные гарантии, уровень удовлетворенности граждан жизнью в стране и комфортность проживания, климат и экология, учитываются возможности свободно путешествовать  и свобода слова,  уровень политических и религиозных свобод.
     А также уровень заботы правительства  о стариках, о защите материнства и детства, о качестве образования и оздоровительного спорта, об условиях развития предпринимательства и о благосостоянии людей по уровню социальных благ производимых на душу населения,  отношение людей друг к другу и многое другое, что позволяет человеку чувствовать себя свободным. Именно по этим параметрам определяются рейтинги благосостояния разных стран мира всевозможными социальными институтами.

       Но сегодня скудость духовности россиян, нежелание объединяться и бороться за равноправие и социальную справедливость только по причине неверия в свои силы и в силы своих соплеменников не даёт никакой уверенности в победе за это общее дело.  Да, сегодня пока трудно поверить в то,  что сил для  борьбы за такое  дело достаточно,  поверить в победу  борьбы за  становление равноправия и социальной справедливости в России очень трудно, но когда-то же надо начинать, чтобы приблизить хотя бы надежду на реализацию этой цели!!!

       В Швейцарии один из сторонников прямого народовластия Раймонд Брогер в своей программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия их община самоуправления совершенствуется и процветает, не меняя существенно формы своей жизни,  а только их совершенствует на основе равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни.  Народ Швейцарии вперёд ведёт убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого, что не может быть свободы ни у личности, ни у государства без дисциплины и честности, без диктатуры закона и без его беспрекословного соблюдения. Что при демократии  только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, но он не может ежеминутно участвовать в управлении государством, поэтому неизбежны какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом!!!

     Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей народа, задача правительства исполнять закон для  социального благополучия населения страны и для снижения возникающих социальных напряжений во всех уголках своей страны.  Действовать так, как действовало бы разумное народное большинство, если бы знало во всех деталях все требования экономики для удовлетворения своих насущных потребностей. А это становится всё более трудно при растущих государственных нагрузках. Поэтому именно демократическая система как раз и требует не столько сильной руки, сколько чёткого пути, по которому могла бы следовать государственная машина управления, направлять её по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…
 
     А ведь Швейцария единственная страна в мире с прямым народовластием и с самым высоким уровнем жизни населения по равноправию и справедливости!!!  Что, в России мозгов не хватает, чтобы с такими природными ресурсами жить не хуже???       Определяя условия процветания социально развитых стран можно увидеть, что  плохо трудиться на своём рабочем месте чревато большими проблемами именно для тех, кто трудится плохо! И когда каждый начинает  понимать, что лучше трудиться хорошо, чтобы хорошо жить, то именно тогда процветают и страна, и добросовестный труженик!!! Когда каждый понимает, что благо всей страны это есть и его личное благо, что если он будет плохо работать, то очень плохо его стране не будет, но очень плохо от этого будет ему самому и именно в таких условиях каждый подсознательно больше будет "думать о Родине, а потом о себе."  А в СССР не были созданы такие условия для людей, чтобы люди думая о Родине знали, что и Родина их не забудет.  А разве сейчас есть для каждого такие условия???

     И пока не будет таких законов и механизма их соблюдения для решения социально-экономических  проблем при создании справедливого социального общества как саморазвивающейся системы для самосовершенствования, саморегулирования и самоуправления при развитии социального благосостояния всего населения, до тех пор не будет такого общества.  Именно ради увеличения благосостояния и улучшения социальных условий жизни КАЖДОГО члена общества революционеры шли на эшафот и на каторгу, чтобы право на труд определяло и право на необходимые каждому социальные условия жизни и необходимые для этого блага по достойным человека нормам от количества и квалификации своего труда на рабочем месте в общественной экономике, сохраняя рынок вне социальной сферы.
 
     Без оформленных законом социальных гарантий и без механизма их  внедрения никакие перестановки в правительстве для решения этой проблемы без мощного репрессивного аппарата власти НИЧЕГО НЕ РЕШАТ.   Никакие реформы, кроме тех, что направят народ в  русло для его объединения за такие законы, не улучшат жизнь народа, поэтому в России и нужны лидеры, которые будут за такие реформы.


     Определяя условия процветания социально развитых стран можно увидеть, что  плохо трудиться на своём рабочем месте чревато большими проблемами именно для тех, кто трудится плохо! И когда каждый начинает  понимать, что лучше трудиться хорошо, чтобы хорошо жить, то именно тогда процветают и страна, и добросовестный труженик!!! Когда каждый понимает, что благо всей страны это есть и его личное благо, что если он будет плохо работать, то очень плохо его стране не будет, но очень плохо от этого будет ему самому и именно в таких условиях каждый подсознательно больше будет "думать о Родине, а потом о себе."!!!  А в СССР не были созданы такие условия для людей, чтобы люди прежде всего думали о Родине, и сейчас нет таких условий…

     Настало время, когда можно вплотную заняться вопросом, при каких условиях возможна реализация общества социальной справедливости, чтобы право на труд формировало не только зарплату пропорционально труда, но и социальные блага необходимые каждому для достойной труда жизни, но капитализм силится вытравить из сознания людей само понятие социальной справедливости, поставив на ее место наживу. В ход идет целая система приемов, направленная на снижение морали и нравственности, на замену духовного материальным, на изображение в выгодном свете всех мерзостей человечества и всегда у капитализма одна задача - вбить в голову человека мысль, что тебе нужно заботиться о благополучии только самого себя, а другие  пусть сами о себе позаботятся.
 
      От исхода этой борьбы за души людей и зависит ответ на вопрос о возможности социальной справедливости и если за справедливость будет большинство, то возможна и победа. Но победить можно только при объединении всех антикапиталистических сил, а когда количество перерастёт в качество и станет возможным изменение психологии индивидуализма в сторону коллективизма, именно тогда и будет возможно появление нового, более прогрессивного общества.

    Вследствие такого духовно-нравственного подъема мечты об обществе справедливости обретут реальную основу и Россия вернет себе свою самобытность, основанную на общинных принципах равноправия и справедливости, которые ещё сохранились в подсознании населения народов России на генном уровне, в том числе и в обретении большинством своего, присущего россиянам социального строя,  который будет отличаться от Западного большей духовностью, которая всегда определялась на Руси сочувствием, состраданием и сопереживанием к обиженным, ограбленным, обманутым и они примут соответствующие этому социально-экономические законы.

     А СТАЛИН и партия большевиков вообще не могли изменить духовные и социальные структуры в пользу такого общества даже в силу своей безграничной власти и влияния, так как не было ни чётко выраженных целей по строительству общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости, ни собственного его примера и партийных функционеров в справедливости их действий, ни реального демократического механизма, который мог бы обеспечить в сознании населения первенство такого развития через авторитет партии, поэтому он опирался только на насилие и страх перед своей властью, прикрываясь властью  "диктатуры пролетариата".

     Именно поэтому социальный вопрос будет решаться только тогда, когда будут вводиться прямые социальные категории оплаты за труд конкретными необходимыми для жизни КАЖДОГО социальными благами количеством от равенства рабочего времени, а качеством по квалификации труда, которые и будут определять СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО ТРУДУ!!! Ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер присвоения социальных благ на их рынке теми, у кого достаточно денег для такого присвоения в ущерб тех, кто таких денег не имеет, хотя работает не меньше, но иметь даже необходимое не в состоянии.

           И когда каждый будет иметь право на необходимые для своего физического и морально-нравственного развития нормальные социально-бытовые условия жизни, а для этого необходимо, чтобы качественные средства для жизни распределялись количеством относительно равномерно от их общего произведённого количества в процессе общественной экономики пропорционально своего труда по относительному равенству рабочего времени как количества труда.
      Когда приобретение средств и предметов для благоустройства жилья, качество приготовления пищи и изготовления одежды и обуви будет зависеть от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества по зарплате или по другим критериям, независимо от формы собственности средств производства. Ведь рынок и деньги не отменяются, сокращается только их влияние мешающее развитию равноправия и социальной справедливости в жизни общества.
      Когда жизнь людей зависит не от власти, денег и богатства кого-либо, а только от монополии ОБЩЕГО ДЛЯ ВСЕХ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ на нормальные социально-бытовые условия жизни достойно труда, а рынок сохраняется только вне социальной сферы, то тогда и будет настоящий социализм!
      А как ещё может называться социально-экономический строй, в котором жизнь объединённого в единую партию народа зависит не от монополии чьего-либо капитала, а только от своего вклада на благополучие общества, чтобы иметь от общества всё необходимое для своего благополучия?
       Конечно для страны, где люди привыкли работать меньше и хуже, а получать больше и лучше такое неприемлемо, но для людей честных и порядочных иначе и быть не должно...

     А теперь о самом обществе социальной справедливости,  который следует за капитализмом и является социально-экономическим типом общества, который, как и капитализм, является саморазвивающейся системой с той лишь разницей, что для дальнейшего развития  равноправия и справедливости (при определённом уровне развитии экономики и самого общества), при партийном парламентаризме и при победе партии стоящей на позициях равноправия и социальной справедливости,  население выбирает новый, более совершенный закон своих социально-экономических взаимоотношений.
 
     В социально-экономических отношениях граждан такого общества ЗАКОНОМ формируются определенные социальные гарантии и не столько право на труд, сколько право на жизнь достойную труда, когда не только зарплата определяется пропорционально труду, но и необходимые КАЖДОМУ человеку социальные блага в виде достойных человека норм от общего количества по стране на благоустроенное жильё, на необходимые продукты питания и фактуру на одежду для создания необходимых социальных условий для жизни достойной труда от относительного равенства рабочего времени и квалификации, но при этом сохраняется рынок вне социальной сферы. Конечно, от таких гарантий, как и от зарплаты, можно отказаться, но они ДОЛЖНЫ БЫТЬ!!!

     В этом случае экономика общества зависит не столько от прибыли и конкуренции, сколько от потребностей всех членов общества и реализуется принцип  -  от каждого по способностям, каждому по потребностям достойно способностей!  А когда в процессе экономического развития общество сможет распределять по этому принципу и средства коммуникации, а это энергия, вода, канализация, средства связи, информации, транспорта необходимые для развития как всего общества, так и каждого человека в отдельности, то наступит коммунизм. При дальнейшем развитии, когда для каждого будут доступны и все интеллектуальные богатства общества, наступит интеллектизм и каждый сможет свободно развивать свои творческие и интеллектуальные способности, необходимые человеку для созидательного труда, благополучия в быту и для самосовершенствования.  Если деньги можно распределять пропорционально труду и достойно способностей в труде, то почему нельзя самое необходимое для достойной труда жизни каждого члена общества????  Всё очень просто и мир уже давно движется по этому пути, нужна лишь воля народа, поэтому считать в будущем подобное устройство общества утопией по меньшей мере слабоумие.

     Если условно принять, что все люди равны настолько, насколько они способны производить какие-либо действия за определённое время и если отдельные люди производят относительно одинаковые действия, то они равны относительно друг друга, но не равны тем, которые производят более сложные  или более простые действия за это же время. Исходя из этих условий можно уже вывести некоторые права этих людей и их обязанности, когда они находятся во взаимных социально-экономических отношениях.
     Вышесказанное можно классифицировать как классическую трактовку диалектического единства прав и обязанностей личности, в основе которого лежит закон общественной жизни и принцип социальной справедливости.

     Когда интересы личности требуют стремления к осуществлению общих интересов,  то общественные цели будут достигаться исключительно из интересов личности. Поэтому истинная общественная форма жизни требует не подчинения общественного интереса личному, и не поглощения личности обществом, а соединения общественных и личных интересов. Личность должна развивать в себе понимание общественных интересов как суть своих личных интересов! Поэтому основой справедливого общества при социально-экономическом взаимодействии людей может быть лишь общий труд на благо каждого, или труд каждого на общую пользу, как вам больше нравится, но при условии, что необходимые социальные блага каждый будет иметь количеством от относительного равенства рабочего времени, а качеством от квалификации в труде на рабочем месте, которое он занимает в общественной экономике!!!…  Поэтому преступно пользоваться социальными благами без соответствующего труда на пользу и развитие общества и  преступно получение от общества хотя бы немногим более того, что ты заслужил своим трудом на пользу его.

     Предлагаемые средства некоторых учёных сделать человека нравственным, а общество счастливым,  например, изменение общественного устройства или новые общественные законы, улучшение воспитания и образования, конечно, могут уничтожить некоторые внешние невзгоды и неприятности,  влить в душу внутренние  силы к преуспеванию в труде и в жизни, но не смогут искоренить У КАЖДОГО прирожденной греховности и лености,  некоторой склонности к злу и спесивости, поэтому никогда не сделать ВСЕХ  людей идеальными.  Кто не опускался до низа социально-хозяйственных проблем, не взглянул беспристрастно на задний двор человеческой жизни и не захотел стать лучше и чище, тот не знает жизни и не имеет права судить других за их жизнь.


       Общество социальной справедливости это не рай на земле, это общество, где присутствует любовь и смерть, ревность и измены, дружба и предательство,  но все тяготы земной жизни уже не будут такими страшными, ибо в обществе будет цениться не столько право на праведный труд, сколько право КАЖДОГО иметь от общества всё необходимое для жизни достойной труда, где не может быть людей забытых и выброшенных из социума. И этот строй возможен, несмотря на падение морали и нравственности в современном обществе, нужна только воля народа к такому свершению, а воля народа может быть сильна только единством своих целей!
 
      Однако пока события развиваются в совершенно противоположном направлении и даже руководство Российской Православной Церкви, не говоря о правительстве России, сейчас взяло курс на слияние с олигархической властью,  оправдывая капитализм и встраивание  его во все институты общества. Церковь фактически отстраняется от борьбы за социальную справедливость,  сводя свою социальную функцию только к «социальной работе», т.е. к точечной помощи некоторым немощным и больным. В результате эта борьба будет вестись  вне христианства, в основном левыми силами не склонными к религиозности, а в условиях падения грамотности и росте безнравственности при активности церкви может развиваться разве что только показная духовность и религиозность, в основе которой страх перед божьей карой за грехи, да и это за деньги можно отмолить у «слуг Господа».В силу этого нетрудно спрогнозировать, что эгоистам ныне находящимся у власти, удастся сохранить ее вместе с бесчеловечным и антихристианским  социальным строем, где больше показной религиозности, праведности и духовности. В то же время очень вероятно, что общество в полной мере проявит свою нестабильность, выплеснув весь заряд ненависти к новым богачам. Надвигается социальная, государственная национальная катастрофа, которая может привести либо к гибели России, либо к ее очищению и чудесному возрождению.
 
    Но возможен и третий сценарий, если власть имущим удастся перестроиться в сторону здорового коллективизма и перетянуть на свою сторону всех индивидуалистов,  прельстив их перспективой материального благополучия, сохранив направление в сторону социального равноправия и справедливости; когда партий, объединяющих население с более высокой моралью и нравственностью и которые тоже стоят на позициях здорового коллективизма и сотрудничества будет больше;  когда население своим большинством примет для себя здоровый и праведный образ своих мыслей и своей жизни, то при победе принципов равноправия и справедливости вполне возможно реализовать весь сценарий развития такого общества и впоследствии всегда быть в этом направлении одной из передовых стран мира.

    Пока же вся Россия стать обществом равноправия и справедливости не в состоянии, ибо для этого нет ни моральных, ни экономических, ни социальных предпосылок, так как слишком много у нас индивидуалистов и для развития принципов общинности при равноправии и справедливости характер общества очень неоднороден.  В рамках общества эгоизма общинам с такими принципами существовать крайне трудно, поэтому они вынуждены скрываются и маскироваться, оставаясь чисто ментальными союзами, наподобие церковных и монастырских приходов, иногда развиваясь в различные секты, где на фоне равенства и религиозности прячутся разные отщепенцы, обогащаясь на несчастьях прихожан, но только развитие истинного общества социальной справедливости даст возможность подобным общинам  развиваться, множиться, быть образцами жизни для остального мира, но индивидуализм пока побеждает. 

      "...Строившаяся миллионы лет наследственная пирамидальная иерархическая конструкция хранится и передаётся веками и тысячелетиями господами, узурпировавшими власть и знания для того, чтобы управлять людьми для накопления своего богатства за счёт народного труда, оставляя его в нищете, но эти господа скоро будут не в состоянии остановить стремление народа при своём духовном и интеллектуальном развитии в борьбе за своё освобождение от любого рабства, в том числе и от наёмного!
      Веками формировавшаяся форма эксплуатации человека человеком и классовая структура общества беспощадно разоблачается критиками рабовладения, феодализма и капитализма, поэтому ожесточили этих «фурий частного интереса», и они бросили все силы своего злого гения на подкуп и шантаж, убийства и ложь, и всё для того, чтобы остановить НЕОТВРАТИМОЕ - свободу развития каждого ради благополучия всех! Но феномен РАЗУМНОЙ мысли в том, что её продукт обязательно когда-нибудь станет достоянием миллионов человеческих существ, незримо и тайно связанных ноосферой - сферой Разума и Мудрости планеты Земля, одной из множества миров на бескрайних просторах Вселенной, и объединившись они уничтожат несправедливость!… "  - писал Вернадский.

       Есть авторы, которые считают, что «ограничивать потребности конкретного человека можно двумя способами: во-первых, путем принуждения, т.е. внешнего воздействия, а во-вторых, путем добровольного самоограничения.»     Какая  ЧУШЬ!!!  Разве брат-сват ограничит принуждением???  Или один самоограничится, другой самоограничится, а третий всё хапнул и самоограниченные голодные!!! 

     Ограничивать потребности конкретного человека можно только  ДИКТАТУРОЙ ЗАКОНА, который будет ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО БЛАГ, КАК И ЗАРПЛАТУ, ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА!!!  И тогда нарушителей закона можно привлечь к ответственности!!!  Если, конечно, работает механизм обеспечения законности...
      Как было в СССР, когда зарплата была по квалификации для всех относительно равной???  За переплату могли привлечь и отобрать лишнее!!!  А вот то, что купил каким-либо способом, уже не отберёшь просто так, если нет нарушения закона, и многие этим пользовались, даже если блага приобретались за ворованные деньги или привилегированно их всё равно очень редко отбирали...  А сделали бы и распределение СОЦИАЛЬНЫХ благ по этому принципу, то был бы социализм!!! Ведь было уже когда-то подобное в общинных поселениях России...

     Меня здесь некоторые упрекают в излишнем морализаторстве и околонаучности, что я в своих социально-экономических рассуждениях отталкиваюсь от таких нравственных понятий, как равноправие и социальная справедливость. Но я не вижу смысла писать о социализме и коммунизме, не отталкиваясь от психологии и нравственности, от морали и порядочности, от свободы и демократии. Маркс и Ленин не принимали эти понятия в расчёт и пытались очень «научно» всё доказать, настаивая на диктатуре пролетариата и отрицая частную собственность, однако результат не заставил себя долго ждать…


    Сегодня для полезного опыта не вредно воспользоваться и сослагательным наклонением при осмыслении исторических событий недавнего прошлого. Вероятнее всего, не было бы и второй мировой с противостоянием разных политических систем "социализма", ибо ни один социальный эксперимент не проверялся на живых людях так длительно, с такими ужасными жертвами и с таким нетерпением друг к другу, как нацистская утопия национал-социализма и большевистская утопия социализма с их «диктатурой пролетариата» и с полной ликвидацией частной собственности», но с сохранением монополии оборотного капитала (денег) и чиновничьей номенклатуры при государственном притеснении всех инакомыслящих как в средневековье во времена инквизиции.  Только о каком равноправии и социальной справедливости может идти речь при таких "социализмах"???   

    Но политические свободы ничто по сравнению со свободой иметь необходимые для жизни социальные блага достойно своего общественно необходимого труда по месту работы, если известно, что свобода – это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества!!!
   Но если один и тот же закон одним людям позволяют угнетать других людей, то зачем трудящимся такой закон???  А именно таким является закон свободного рынка при монополии капитала!!!
   Именно отсутствие свободы жить достойно своего труда по месту работы заставляет многих людей ловчить при приобретении жизненных средств, добывая деньги любыми способами, вплоть до криминального!!!
   А это значит, что деньги даже пропорционально труда, дают не свободу, а зависимость от них, поэтому  такой зависимый труд перестаёт давать ощущение свободы от своего труда на благо общества, не позволяет КАЖДОМУ иметь от общества необходимые для жизни социальные блага достойно своего труда,  а значит отсутствует и законное право на необходимые КАЖДОМУ члену общества необходимые социальные блага, если нет соответствующих законов!!! 
   И какая может быть справедливость и свобода в таких условиях, кроме буржуазной, которая обеспечивается только при монополии капитала???


     Давно пора всем понять и запомнить, что производительные силы общества это прежде всего трудящиеся со своими знаниями, опытом и трудовыми навыками, способные приводить в движение средства производства по переработке природных ресурсов для удовлетворения своих всё возрастающих социальных и коммутативных потребностей для благополучной жизни. Это основной компонент экономики и это не хаотичное скопление людей, техники, сырья и т.п., а хозяйственные отношения с исключительно сложной системой со многими уровнями и при сбоях в работе любого из компонентов этой системы она может разладиться или стать нежизнеспособной.
      Следовательно, производительные силы общества подчиняются действию закона социально-производственной необходимости и каждый компонент необходим системе, а общее их количество должно быть достаточным для нормального функционирования для благополучной жизни всего общества. И всё это организуют либо рабовладельцы, либо феодалы-крепостники, либо капиталисты при помощи своего государственного бюрократического аппарата власти, либо сам сплочённый общей идеей и хорошо организованный общей целью народ при помощи избранного правительства по своим, принятым на референдуме, законам, иерархическим принципам, социально-экономическим традициям, убеждениям и уровню развития науки, техники и технологии, то есть культуры общества, определяющей и формирующей уровень развития как средств производства, так и самих производительных сил.

      И когда люди общества объединены общей целью на основах равноправия и социальной справедливости, то нет нерешаемых экономических задач по удовлетворению потребностей населения!!! Особенно в такой богатой природными ресурсами и талантами населения стране, как Россия!!!

      Поэтому никогда нельзя забывать, что движущей силой исторического развития человечества является развитие производительных сил, способных в процессе развития всё больше и больше освобождаться из-под зависимости как природы, так и любого угнетения и понять, что сегодня для освобождения от наёмного рабства трудящимся необходимо организоваться и овладеть всей совокупностью социально-экономических знаний известных человечеству в процессе его исторического развития.  Чтобы человечество смогло подняться ещё выше от начал рабовладения и феодального крепостничества с наёмным рабством, перестроив жизнь с основами капиталистического  индивидуализма и монополией капитала на основы солидарности всех трудящихся с принципами равноправия, справедливости и социальных гарантий, чтобы право на труд всем давало право не только на деньги пропорционально труду, но и на НЕОБХОДИМЫЕ КАЖДОМУ социальные блага для жизни достойной труда от общего количества социального капитала общества по количеству и квалификации общественно необходимого труда!  Чтобы жизнь трудящихся  не зависела от накопленных богатств и жадности отдельных капиталистов, а зависела только от своего мастерства и профессионализма на своём рабочем месте, при сохранении рынка вне социальной сферы. Для тех трудящихся, кто это не понимает или не хочет понять, уготовано и моральное, и физическое рабство от своей беспомощности и смирения перед ним.

    Но если человек, накопив определённый капитал, хорошо устроился в этой жизни, то зачем ему это знать???   Ему буржуазно-рыночная справедливость гораздо выгоднее!!!!  А человеку с буржуазно-эгоистическим мировоззрением всегда приятнее делать то, что ему выгоднее...


        СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

     Цель современных прогрессивных социалистов всего мира -  это создание общества социальной справедливости на основе партийного демократического парламентаризма  без противостоящих классов, сословий и социальных групп!  Общества, которое появляется в процессе парламентской борьбы объединённого в разные политические партии народа после победы той партии, которая стремится создать такое социально справедливое общество! Общества, где люди свободны от наёмного рабства и любой  эксплуатации, где необходимость каждого участвовать в коллективном общественно необходимом труде соответственно определяет законные гарантии каждому на  потребление производимых обществом необходимых каждому гражданину средств для жизни достойно труда.
     Это, соответственно, призвано обеспечить социальную справедливость и равноправие всех членов общества, а обязанность каждого участвовать в общественно необходимом труде соответствует гарантированному ЗАКОНОМ праву каждого на получение соответствующей доли от общего количества необходимых каждому средств для жизни не ниже оговоренных в законе и достойных Человека количественных норм от их производимого количества при пожизненном удовлетворении  социальных потребностей по обязательному для всех относительному равенству рабочего времени, а качеством в соответствии с результатами квалификации  затраченного труда в экономике страны, сохраняя рынок на излишки от необходимых норм и на блага вне социально-коммуникационной сферы. И такие общества уже появляются на планете Земля!

     Это означает, что в таких обществах обязанность каждого при достижении совершеннолетия и до пенсионного возраста участвовать в общественно необходимом труде соответствует обязанности общества пожизненно обеспечивать трудящихся всем необходимым от количества и квалификации их труда или прилежной учёбы по повышению квалификации.

     Однако такой принцип равноправия и социальной справедливости совсем не означает усреднения всех, а тем более уравниловку, ведь все люди разные и обязанности в обществе у всех разные, поэтому здесь должен осуществляться индивидуальный подход. С одной стороны, если от каждого - по его способностям, а способности у всех разные, и будут отличия в результатах труда по его качеству, то есть по квалификации труда, то каждый по индивидуальными возможностями в течение восьмичасового рабочего дня работает для удовлетворения потребностей общества по относительному равенству рабочего времени как относительного количества труда, ибо каждый обязательно должен вносить по способностям и по своей квалификации свой вклад в общее дело экономики страны. И точно так же каждому законом гарантируются средства для жизни по его потребностям, количеством от их производимой массы относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени, а качеством по  результатам квалификации труда на рабочем месте в экономике страны. То есть и здесь можно исходить из того, что потребности в средствах для жизни у всех относительно одинаковы, ибо каждому необходимо достойное Человека жильё, качественные продукты питания, добротные предметы одежды, значит и распределяться это должно не ниже достойных человека норм от относительного равенства рабочего времени, а качество по благоустройству жилья, по приготовлению пищи, по изготовлению одежды от квалификации труда по зарплате или по другим критериям, то есть рынок и некоторый натуральный обмен может сохраняться на эти цели,  на излишки от необходимых здоровых норм и на удовлетворение потребностей вне социальной и коммуникационной сферы!

      Поскольку в таких условиях хорошо прослеживается связь между  результатами труда каждого и необходимостью удовлетворения каждым своих социальных потребностей на индивидуальном уровне, то должно быть и различие при распределении основных средств для жизни между людьми простого и более сложного труда, физически трудоёмкого и более лёгкого, творческого и простого монотонного труда, но есть, пить, одеваться и  иметь жилище необходимо всем людям данного общества и делать они это могут только исходя от общего количества производимых в стране средств для жизни! И рабочим, и инженерам, и начальникам,  хотя последние быть может обходятся обществу много дороже, чем рабочие.  Это как в санатории, где дворник и директор могут сидеть в столовой за одним столом и жить почти в одинаковых по размерам комнатах, но зарплата может быть разной, обстановка в комнате, услуги в санатории и вне санатория время они могут проводить по-разному, но ведь как-то ладят друг с другом и общаются. Почему во время отпуска в санатории или доме отдыха можно подчиняться общему распорядку, а во время отдыха после рабочего дня нельзя???

      Не создавая условий для крайнего обобществления и коллективизма, в социально справедливом обществе может быть и некоторая частная собственность, но на условиях договора с аппаратом власти такого государства, представители которого тоже не должны иметь никаких социальных привилегий, кроме оговоренных в ЗАКОНЕ! То есть финансово богатый предприниматель как бы арендует предприятие на определённых условиях, при нарушении которых он может понести большие финансовые убытки и даже нести уголовную ответственность. А основным условием является прежде всего не прибыль предпринимателя и не столько трудоустройство определённого количества  населения, сколько организация обеспечения этого населения за его труд необходимыми социальными условиями для нормальной жизни согласно законодательству!   А многие ли на это способны?  И чтобы у человека в свободном личном распоряжении были не только деньги на карманные расходы. И нет необходимости делать полный запрет на частную экономическую деятельность, если это никому не мешает и нет факта какой-либо эксплуатации.

      Поскольку более негативно воздействует на социальную сферу трудящихся свободный рынок и наёмный труд с денежной оплатой, чем труд для всех граждан по социальному договору с полным пакетом социального обеспечения по всем социальным категориям от жилья до здравоохранения, то постепенное внедрение такого образа жизни, повсеместное сокращение зарплатно-наёмного труда и внедрение социально-договорного с постепенным расширением социальных гарантий и есть самый прогрессивный путь к обществу гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

      Социально справедливое общество должно быть способно планировать и правильно распределять как финансовые потоки, так и  средства для благополучной жизни населения  страны для удовлетворения потребностей всех членов общества.

      Иногда утверждают, что отсутствие видимого несоответствия между результатами труда и вознаграждением, а также коллективное удовлетворение по потребностям от общего количества производимых средств для жизни ведёт к расточительству, поскольку многие люди не осознают истинную стоимость и дефицитность благ и услуг, поэтому должен быть соответствующий контроль над потреблением. С другой стороны, коллективное потребление при должном контроле над трудом и потреблением может быть более эффективным, так как позволяет избежать тягу к нерациональному потребительству, сомнительному с социальной точки зрения. Да и такого экономического учёта и контроля боятся только люди бесчестные, а честному человеку нечего бояться учёта и контроля.

     При этом необходимо учитывать, что расходы требуемые на общественное потребление связанное с содержанием и развитием военного, энергетического, интеллектуального, научного, технического, культурного, производственного, транспортного потенциала страны намного больше, чем требуется для удовлетворения насущных потребностей отдельных членов общества.


     Если в небольших посёлках почти не существует потребности в престижном потреблении, то в больших городах, которые в большой степени являются социальными коллективами общественной анонимности, в котором люди часто могут жить на одной площадке и почти не знать друг друга, престижное потребление, чтобы "пустить пыль в глаза", очень развито.

     Малые, связанные общим трудом коллективы, не являются обществом анонимности и там все люди знают друг друга, а потому меньше нужды стремиться к дутым престижным эффектам, чтобы показать свою "крутость".
     С другой стороны, это и не особенно возможно, если материально выделяться особенно и нечем, если квартиры, телефоны, телевизоры, автомобилей почти у все одинаковые, то этим почти невозможно и конкурировать друг с другом.
     А вот соперничать честностью, трудолюбием, умелостью, профессионализмом, добротой, духовностью, то есть умением сопереживать, сострадать, сочувствовать обиженным или более слабым, умение помогать им словом и делом, прочими положительными человеческими качествами, в России как-то разучились...

     Почти не имея возможности выделяться материально от индивидуального вознаграждения по результатам труда и не имея соответствующих стимулов для повышения квалификации, модель уравнительного "социализма" вступает в противоречие с основополагающим экономическим посылом, поэтому улучшение результатов и повышение эффективности возможны только в условиях некоторой конкуренции и социально-экономического неравенства, но на более высоком человеческом качестве.

     Хотя эффективность такого общества может быть основана на более высоких моральных, социальных и политических мотивах, но и отрицать экономический мотив бессмысленно!   Даже если в основе этого лежит глубокая внутренняя убежденность во временных трудностях, одной духовности основанной на сострадании, сопереживании, сочувствии обездоленным будет очень мало, если вокруг наблюдается богатство нажитое бессовестной эксплуатацией бедного населения и тогда ценность такой альтруистической формы совместной жизни сведётся к нулю. 

     Даже добровольное членство в таком обществе со временем  наводит человека на мысль о сомнительной справедливости уравнительного "социализма". Конечно, отдельные люди могут временно добровольно соглашаться самоограничиваться в удовлетворении индивидуальных потребностей в пользу роста коллективного благосостояния, что становится предпосылкой удовлетворения индивидуальных потребностей,  ориентируясь на коллективную прибыль, чтобы в будущем получить увеличенные дивиденды, но не более того...
   
     В то же время, являясь человеком общественным, кто-то может быть способен участвовать в осуществлении таких принципов, ценностей и норм данного общества, как равенство, справедливость, солидарность, взаимопомощь и ответственность, исходя из потребности в обществе и из сознания, что индивидуальная свобода, освобождение и самореализация всех зависит от коллективно организованного условия  создания такой свободы от какой-либо другой экономической зависимости и господства. Но для достижения этого иногда достаточно, чтобы представления о свободе отдельных людей совпадали с понятиями свободы абсолютного большинства  всех представителей данной структуры организации и руководства, что и определяет единство индивида и общества.

     Поэтому общество с коммунистическими принципами развития будет возможно только там, где трудящийся народ хорошо сплочён и организован для построения такого общества, где с правом честно и добросовестно трудиться на благо общества по своим способностям, народом страны будет принят Закон, который определит каждому право не только на достойные человека нормы социально-бытовых благ от их производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда, но и право пользоваться всеми необходимыми средствами коммуникации! А это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А на рынке лишь их конечный устройства, если не устаивают их стандартные или общественные формы и то, что производится сверх норм необходимых для социально-коммуникационного благополучия общества.

     И именно поэтому в обществе и должны быть службы обеспечения законности и правопорядка!

     При всех других общественных законах это УТОПИЯ, ибо разные идиоты при любых законах всегда и везде были, особенно где получали распространение жажда наживы и бесправие,  беззаконие и наркосодержащие вещества.


    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь то-то понравилось и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!