Владимир Высоцкий. Охота на волков

Павел Лосев
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. "ОХОТА НА ВОЛКОВ"         
 Ровно через пять лет после премьеры "Антимиров" на сцене Театра на Таганке состоялась премьера ещё одного поэтического спектакля по произведениям Андрея Вознесенского – "Берегите ваши лица". "Второй наш спектакль был самым красивым спектаклем-метафорой. Я уже осилил написать пьесу" – вспоминал поэт в эссе "Таганка-антитюрьма".
         
            Спектакль был экспериментальным, и в нем мы применили принцип открытой режиссуры. Спектакль был очень фрагментарен, без сюжета. В предуведомлении в начале спектакля я обращался к публике и говорил, что она пришла вовсе не на спектакль в строгом значении этого слова, а на открытую репетицию — и должна отнестись к увиденному именно как к репетиции. Конечно, наш спектакль в принципе готов — и я лишь в крайних случаях буду его прерывать, чтобы объяснить актерам и публике возможные ошибки. Я говорил, что мы прибегли к такой форме, чтобы ввести зрителей в лабораторию актерского творчества, чтобы публике был более очевиден смысл наших поисков. Такая форма, как мне кажется, вполне законна: никого ведь не удивляет, что художник, например, выставляет свои эскизы и зарисовки, а писатель публикует дневники, заготовки и записные книжки. Во время спектакля в зале был включен свет, и я из зала режиссировал, как на открытой репетиции, и даже заставлял актеров по несколько раз повторять стихи, объясняя ошибки.
            Впервые, и к чести Андрея, он согласился, чтобы Володя спел свою песню. И вот он впервые спел, официально спел, со сцены «Охоту на волков». И зал разразился в неистовых аплодисментах, ногами топали и орали: повторить, повторить, повторить! Но повторить не удалось, спектакль закрыли. (Юрий Любимов)
            Спектакль «Берегите ваши лица» делался весело и здорово. Он был придуман в жанре открытой режиссерской репетиции. Юрий Петрович сидел в центре зала под своей настольной лампой, рядом с ним – Андрей Вознесенский с женой Зоей Богуславской. Поэтический жанр тянула основная группа ведущих актеров театра и наши блестящие пантомимисты. (Вениамин Смехов)

Постановка           Юрий Любимов
Художник              Энар Стенберг

Музыкальное оформление         Владимир Высоцкий,
                Борис Хмельницкий


Автор песен: «Ноты», «Охота на волков» — Владимир Высоцкий

Автор пантомим: «Роден», «Рыба», «Вдохновение» — Аида Чернова

Режиссёры пантомим — Валерий Беляков, Юрий Медведев 

Актеры:

Геннадий Байсак,
Валерий. Беляков,
Владимир Высоцкий,
Наталья Егельская,
Валерий Золотухин,
Татьяна Иваненко,
Олег Киселев,
Юрий Медведев,
Елена Озерцова,
Зоя Пыльнова,
Зинаида Славина,
Вениамин Смехов,
Юрий Смирнов,
Вячеслав Спесивцев,
Аида Чернова,
Нина Шацкая,
Олег Школьников

         Блестящая пантомимическая пара Аида Чернова и Юрий Медведев работала в театре с 1964 года
   
         Великий французский мим Марсель Марсо, побывав на представлении Аиды Черновой и Юрия Медведева (её партнёра), сказал им, что предполагал увидеть учеников, а увидел сложившихся мастеров своего оригинального направления в искусстве!
         Зарубежная пресса называла её "выдающейся актрисой современного танца" и "античной богиней"."... Сила и страсть, одухотворенность и неповторимость таланта этой хрупкой женщины потрясают зрителя..."
 
         Владимир Высоцкий посвятил Аиде Черновой свою песню
"Она была в Париже!"

Я спел тогда еще - я думал, это ближе, -
Про юг и про того, кто раньше с нею был.
Но что ей до меня! Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо чевойто говорил.

         Согласно афише и программке, "музыкальное оформление" в новом спектакле принадлежало Борису Хмельницкому и Владимиру Высоцкому. При этом слово "оформление" здесь не вполне понятно – если в "Антимирах" всё сводилось к "песенному"  исполнению стихов Вознесенского под аккомпанемент самих актёров, то в "Берегите ваши лица" использовалась и органные записи Баха (на протяжении всего спектакля), и женский вокализ  "по мотивам" Баха же (в пантомиме "Роден"), и "шаривари-оркестр" (в сцене "Пляж"), и некая "оратория для хора и фортепьяно с оркестром" (в пантомиме "Рыба"), и бой курантов (в финале). Стихи же Вознесенского по-прежнему исполнялись либо под гитару Высоцкого, либо под фортепьяно специального концертмейстера.(Борис Хмельницкий)

          Ниже приводится разбивка спектакля на эпизоды и их исполнители:
1.Вступление (музыка) 2.Осень - отлетающие птицы… (голос А.Вознесенского, хор) 3.Тьма, тьма, тьма… (читает Ю.Любимов) 4.Пантомима "Палки" 5.Алфавит ( артисты театра) 6.Я - нота боли… (артисты театра, В.Высоцкий) 7.Я изучил все ноты от и до…  ( В.Высоцкий, хор) 8.Цвета гласных (артисты театра) 9.Сто радуг канареечных…( артисты театра, В.Высоцкий) 10.Осень, облетающие листья… (артисты театра) 11.Роден, "Завещание"… ( артисты театра) 12.Да здравствует же свобода…           ( В.Высоцкий, хор)13.Удивляйте, удивляясь ( В. Смехов, шари-вари оркестр, артисты театра)14.По министрам, по актёрам… ( артисты театра)15.Я в кризисе. Душа нема… (первая строфа, В.Золотухин) 16.Убил я поэму… ( З Славина) 17.Я в кризисе. Душа нема… (артисты театра, В.Высоцкий) 18.…верю, что моя родня… (без начала)(повтор последней строфы "Я в кризисе. Душа нема…",  В.Высоцкий) 19.Гудит, как эхо… (В. Высоцкий) 20.Провала прошу, провала…( В.Высоцкий ) 21.Минута молчания… ( З.Славина) 22.…бьёт о парапет…(без начала) ( артисты театра, В.Высоцкий)23.Над головою зелёной тайной… ( В. Смехов, А.Чернова (пантомима "Рыба"), В.Беляков) 24.Зов озера ("Наши кеды как приморозил…,артисты театра)25.Не трожь человека, деревце… (голос А.Вознесенского, З.Пыльнова, В.Высоцкий) 26.Пёс твой, Эпоха, я вою у лунного ЦУМа… (артисты театра, В.Высоцкий) 27.Вы пришли на именины… (В.Высоцкий, З.Пыльнова, В.Золотухин, Н.Шацкая) 28.…бины совершает поэмимы…(без начала)     ( В.Высоцкий, З.Пыльнова, В.Золотухин, Н.Шацкая) 29.Футбольное ("Левый крайний…", артисты театра, В.Высоцкий) 30.Время на ремонте (артисты театра, В.Высоцкий)31.Мир сверху! О, мир сверху! Над мерцающими пунктирами…"    ( В.Золотухин)32.Блещут бляхи, бляхи, бляхи!.. ( артисты театра, В.Высоцкий) 33.В час осенний, сквозь лес опавший…(фрагменты,З.Славина) 34.Я в географии слабак… ( В.Высоцкий, хор) 35.Идёт охота на волков… ( В.Высоцкий) 36.…быть не в разлуке. О! - улыбка мадонны в католических дебрях желудка…" (без начала) (В.Золотухин, В.Беляков?) 37.…блёв. Как по Архангелам Келейным…(без начала) ( В.Смехов, В.Золотухин) 38.Хочу создать Лицо, Лицо создать хочу…"( В.Смехов) 39.Поиск наш успехом не увенчан…( артисты театра, В.Высоцкий)

           Оформление спектакля было минимальным. Небольшая, плохо оборудованная в то время  сцена не давала больших возможностей для воплощения технически сложных спектаклей.
           С установкой света на спектаклях проблемы не возникали. Дополнительно к подъемно – опускным софитам были установлены за архитектурным порталом, с каждой его стороны, по  вертикальной ферме с закрепленными на них по всей высоте, так называемыми, «пистолетами»-фонарями, используемые для точечного освещения. Они создавали вертикальный световой занавес. На авансцене и арьерсцене  в планшете сцены размещались горизонтальные световые занавесы: передний, закрывавшийся щитом с электроприводом и задний, где фонари закрывались решеткой. Световое решение спектаклей было очень сложным, но мастерство художников по свету Константина Паньшина и Олега Гордеева позволяло решать любые задачи.
            В глубине сцены был опущен  экран, принимавший любой заданный ему цвет, и нужную проекцию.
            Механическое оборудование сцены было простеньким. Ручные декорационные подъемы не позволяли поднимать и устанавливать крупные и тяжелые декорации, делать быстрые перемены в спектакле. Дело несколько сдвинулось на спектакле «А зори здесь тихие». На высадку немецких парашютистов понадобились подъемы с электроприводами, и на три из них были поставлены электродвигатели.  Штанкеты в темноте опускались, и, затем, поднимались вместе с висящими на них артистами, играющих немцев. Включался свет и с небольшой высоты парашютисты прыгали на сцену, создавая впечатление приземления. Вот эти штанкетные подъемы и было решено использовать в новом спектакле. К  трем ведущим прибавили два ручных штанкета, закрепили их между собой, и получилось пять линеек - нотный стан. Стало возможно поднимать большой груз и, что было в спектакле особенно важно, людей.
            «Мы на них сидели, как на нотном стане, в черных костюмах – «битловках» и брюках. Такие черненькие птицы, они же ноты. Это был спектакль с очень большой долей гражданского сарказма. В нем прозвучало одно из самых знаменитых стихотворений Вознесенского, где тот прошелся и по власти, и по лизоблюдам из Союза писателей: «Я – в кризисе. Душа нема. «Ни дня без строчки», – друг мой точит. А у меня – ни дней, ни строчек. Поля мои лежат в глуши. Погашены мои заводы. И безработица души зияет страшною зевотой». (Вениамин Смехов)

            Высоцкий здесь в одной из сцен впервые в жизни сыграл женскую роль — тетю Мотю.  Было очень смешно смотреть, как он в платочке и фартуке собирал на сцене бутылки.
            — В образе тети Моти Высоцкий исполнил мое стихотворение «Время на ремонте», — вспоминает Андрей Вознесенский. — Оно было центром композиции спектакля. Когда он его играл и пел, понимал, что следующей будет песня «Охота на волков». И сознательно шел на гротеск — пел в дурацком платочке.

            Спектакль шел хорошо, Любимов,  время от времени, вносил коррективы,  зрители вели себя довольно спокойно, хотя форма спектакля была для них необычной и неожиданной. Наступил момент, которого ждали все.

            Нотный стан опустился, в центре конструкции поудобнее устроился Владимир Высоцкий. Конструкция с ним поднялась на установленную высоту. В зале повисла тишина. Зазвучала гитара и хриплый, такой родной для всех, голос Высоцкого. Все взгляды были устремлены на сцену, все было забыто.Существовал лишь Высоцкий и его песня. Стало понятно предназначение экрана, когда он окрасился в красный цвет, цвет крови. Вместе со словами песни появилась фонограмма выстрелов, а на экране - проекции пулевых разрывов. Высоцкий пел так, как будто это было его последнее в жизни выступление. Стоявшие поодаль Смехов и Славина держали микрофоны, но Высоцкого и без них было прекрасно слышно.(см.далее ссылку на песню В.Высоцкого"Охота на волков") https://cloud.mail.ru/public/BzZi/xMxLh48z7.* Зал был словно наэлектризован. Песня закончилась, аплодисменты были бешенные, в зале стоял топот, рев, крики - «повторить, повторить». Что-то говорил в микрофон Любимов, но его не было слышно.

            На вечерний спектакль 10 февраля прибыл заместитель заведующего отделом культуры ЦК КПСС Ю.С.Мелентьев. Увиденное привело его в неописуемый гнев. «Это же антисоветчина!» – заявил он после спектакля в кабинете Любимова. Мелентьев был прав: политические «фиги» были натыканы в спектакле чуть ли не на каждом шагу. Так, песня Владимира Высоцкого, «Охота на волков», в исполнении автора, должна была олицетворять зажим либералов после чехословацких событий, а плакат над сценой, на котором было написано «А ЛУНА КАНУЛА» (палидром такой от Вознесенского, который читался в обе стороны одинаково), являлся откровенной издевкой над советской космонавтикой, которая проиграла свое сражение американской НАСА, сумевшей в 69-м первой высадиться на Луне. Были и другие «фиги» в спектакле, которые Мелентьев прекрасно понял и раскусил. В итоге, уходя из театра, он пообещал Любимову, что «Лица» они играют в последний раз.

            Слово свое Мелентьев сдержал: эту проблему заставили утрясти столичный горком партии. 21 февраля там состоялось специальное заседание, на котором были приняты два решения: 1) спектакль закрыть, 2) начальнику Главного управления культуры исполкома Моссовета Родионову Б.Е. объявить взыскание за безответственность и беспринципность. В Общий отдел ЦК КПСС была отправлена бумага следующего содержания:
«Московский театр драмы и комедии показал 7 и 10 февраля с. г. подготовленный им спектакль «Берегите ваши лица» (автор А. Вознесенский, режиссер Ю. Любимов), имеющий серьезные идейные просчеты. В спектакле отсутствует классовый, конкретно-исторический подход к изображаемым явлениям, многие черты буржуазного образа жизни механически перенесены на советскую действительность. Постановка пронизана двусмысленностями и намеками, с помощью которых проповедуются чуждые идеи и взгляды (о «неудачах» советских ученых в освоении Луны, о перерождении социализма, о запутавшихся в жизни людях, не ведающих, «где левые, где правые», по какому времени жить: московскому?). Актеры обращаются в зрительный зал с призывом: Не молчать! Протестовать! Идти на плаху, как Пугачев! и т. д.
Как и в прежних постановках, главный режиссер театра Ю. Любимов в спектакле «Берегите ваши лица» продолжает темы «конфликта» между властью и народом, властью и художником, при этом некоторые различные по своей социально-общественной сущности явления преподносятся вне времени и пространства, в результате чего смазываются социальные категории и оценки, искаженно трактуется прошлое и настоящее нашей страны.
            Как правило, все спектакли этого театра представляют собой свободную композицию, что дает возможность главному режиссеру тенденциозно, с идейно неверных позиций подбирать материал, в том числе и из классических произведений…»

            Спектакль «Берегите ваши лица» из репертуара Театра на Таганке был изъят.

            "Когда-то на Таганке был спектакль "Берегите ваши лица", он начинался моим кругометом: "Тьма, тьма, тьма, тьма, тьма, тьма, мать, мать, мать, мать, мать, тьма, тьма, тьма". Жизнь рождается из тьмы, мать уходит опять во тьму. Цензура зарубила спектакль, потому что это было непонятно. То ли Родина-мать для меня тьма, то ли кого-то посылаю к такой-то матери... Но никто не мог понять, что это философская вещь, что это самый, по-моему, длинный и одновременно короткий стих в русской поэзии, потому что его можно читать бесконечно…".

            "Там, кстати, вспоминали… один мой палиндром: "А луна канула". Читается туда и обратно строчка. А в это время американцы высадились на Луне. И вот эта была одна из причин, почему закрыли спектакль, потому что Луна канула – что же? это для нас канула, а для американцев нет? Почему?".
В общем, так или иначе, спектакль умер, став легендой... Как стал легендой и сам Поэт. Андрей Вознесенский.

            Главным жалом для советской цензуры стало исполнение Володей Высоцким песни «Охота на волков». Позже мы сделали с Высоцким капустник. У Володи была песня про то, что мы не уберегли свои лица. У того запрещенного спектакля был финал замечательный. Володя, Валера Золотухин, Нина Шацкая и я стоим и держим зеркала перед залом. Получается, зрители видят в них себя, а мы поем песню о том, что надо беречь свои лица. В данном случае мы не уберегли, хотя лицо Таганки осталось в истории мирового и русского театра. (Вениамин Смехов)


* Для прослушивания песни "Охота на волков" выделите ссылку.
  Щелкните по ней правой кнопкой.
  В появившемся окне выберите; "перейти" и дальше та же ссылка,щелкните по ней     левой кнопкой,появится нота,справа от нее стартуйте.




В тексте использованы материалы из интернета.