ч. 289 Искусственная жертва

Сергей Владимирович Жуков
                §289. Искусственная жертва

   Прежде всего вышесказанного, есть ещё жертвы искусственные и естественные. Причём здесь имеется в виду естественность отнюдь не как само собой разумеющееся, но, прежде прочего, как натуральность или истинность. Пресловутую жертву ради искусства, которую оно столь настоятельно требует, мы отнюдь не сочтём искусственной.

   Издревле жрецы питались мясом, оставляя своим идолам лишь дым. В Ветхом Завете наряду с полной жертвой всесожжения, есть жертвы, у которых сжигается лишь тук, то есть жир.
Человек, жертвующий собой ради какого-либо вида творчества, несмотря, а, может быть, именно благодаря исступленности и одержимости, всё-таки является натуральной, живой жертвой.
Человек власти чаще всего творит обман, ибо относится к касте жрецов, хотя вначале способен прикинуться жертвой. Утверждая себя первоначально как слугу народа, он, тем не менее, становится господином.
Таким образом, он сам ест мясо, оставляя народу лишь горький дым сгоревших надежд.

  Что ж, у каждого Цезаря есть свой Рубикон, но не у всякого Рубикона имеется свой Цезарь.
Пожалуй, первую искусственную жертву в самом прямом смысле сотворил Прометей, самый известный титан в греческой мифологии, давний опекун человечества.
Однажды он заколол двух быков, но при этом в шкуру одного из них положил мясо и жир обоих, а другую шкуру набил костями и с благочестивым видом предложил Зевсу сделать выбор.
«Царю богов» досталась при этом искусственная жертва, что и послужило помимо похищения огня поводом для вечного наказания непокорного полубога.

   В Китае приносятся в жертву макеты домов, садов, мебели, в последнее время даже автомобилей и самолётов, сделанные из бумаги и тщательно украшенные…
Сейчас человек всё более становится жертвой виртуального, искусственного мира.1

   Если Иммануил Кант в своей «Критике практического разума» призывал к победе свободы над природой, имея в виду комплекс инстинктов, то нынешний человек ради своих прихотей уничтожает буквально всё.

1 Эберхард В. Китайские праздники.- М.,1977.- С.116