С любимыми не расставайтесь

Николай Сачков
У курсантов Благовещенского речного училища заканчивалась очередная учебная неделя. И тех из них, кто за это время не получил плохих отметок, не схлопотал дисциплинарных взысканий, ждало очень приятное вознаграждение – увольнение в город на субботний вечер или на весь воскресный день.
В пятницу мой друг, курсант второго года обучения Павел Сиваков спросил меня:
– Коля, ты берешь на воскресенье увольнительную в город?
– Да мне в городе делать–то нечего, – угрюмо ответил я.
– А я в это воскресенье решил навестить свою землячку, студентку финансового техникума, – продолжал Паша – составь мне компанию.
Предложение Павлика заинтересовало меня, и мы начали усердно готовиться к воскресному увольнению. Прежде всего, нагладили брюки, да так, что об их стрелки не мудрено было и порезаться. После этого надраили пастой до блеска пряжки на ремнях и пуговицы на шинелях. Почистили кремом туфли.
И вот долгожданное воскресенье наступило. На проходной дежурный офицер не имел к нам никаких претензий: увольнительные удостоверения в полном порядке, вид у курсантов бравый. И даже пожелал нам приятно провести время.
Общежитие финансового техникума в те далекие пятидесятые годы прошлого века располагалось по улице Горького, в деревянном бараке, и ходу до него от Торговой–1, где тогда находилось речное училище, было не более получаса. Да и январский мороз подгонял нас.
…А вот и общежитие. Заходим в комнату, в которой проживает шесть девушек, среди них и Павликова землячка. Познакомились. Землячку зовут Раей. И я с удовольствием отметил для себя: правильно сделал, что принял предложение Павлика. Рая мне сразу очень понравилась. Ростом она была чуть ниже меня. Светлые волосы были аккуратно уложены на затылке. А бездонные голубые глаза излучали доброту и тепло. А Павлику понравилась Нина, подруга Раи. Она с первого взгляда покорила сердце юного Паши – моряка. Девушки оказались очень веселыми и приветливыми. Уст-роили в честь знакомства чаепитие, после чего мы играли в дурака. Но как не было хорошо в гостях – пора и честь знать. Рая и Нина согласились прогуляться с нами по городу. А на прощанье договорились в следующее воскресенье сходить вчетвером в кино.
И с этого времени закончилась моя спокойная жизнь. С огромным нетерпением, как большого праздника, ждал я теперь каждое воскресенье, чтобы снова и снова встретиться с Раей, которая заполнила всю мою жизнь, и о которой я теперь постоянно думал. А чтобы, не дай Бог, лишиться увольнительной, я и учиться стал лучше, и с дисциплиной подтянулся. Мы с Раей старались не пропускать ни одного кинофильма, которые демонстрировались по воскресеньям в кинотеатрах города. Это – днем. А вечером танцевали под духовой оркестр в клубе нашего училища, в котором в это время всегда был аншлаг. А когда кончилась зима, и на улице стало теплее, мы любили с Раей просто бродить по городу и строили радужные планы на будущее, которое нам казалось и прекрасным, и светлым.
…Наступил месяц май. Рая уехала на практику в свой родной Завитинск. И мне показалось, что город опустел. Я не находил себе места. Всё валилось из рук. А тут ещё экзаменационная сессия.
Поезд ещё не успел дойти до Завитинска, а я уже написал письмо Рае, в котором сообщал, как мне стало плохо без неё. И стал ждать ответное письмо, которое, по моим подсчетам, должно было придти в течение недели. Но неделя прошла, а ответа не было. Я сник совсем. И когда шел сдавать очередной экзамен по электротехнике, то мне казалось, что я совершенно опустошен и ничего не знаю. Павлик меня понимал и очень мне сочувствовал.
И вот в то время, когда я сидел в классе за столом с экзаменационным билетом в руках, дверь класса чуть – чуть потихоньку приоткрылась, и в ней показалась сияющая физиономия Павлика. В открытую дверь он показал письмо. Я сразу понял, что это – долгожданное письмо от Раи. Сдав экзамен на отлично, я бегом выскочил из класса.
Да, я не ошибся – это действительно было письмо от моей любимой девушки. Рая писала, что начала проходить практику в местном госбанке и что у неё всё хорошо. Очень сожалела, что в то время, когда в Благовещенске происходит открытие парков, ей пришлось из областного центра уехать. Писала, что ей в Завитой очень скучно.
…Прошло лето. Начался новый учебный год в вузах и техникумах. Мы с Раей снова были вместе, и снова были счастливы.
Но все когда–то кончается. Весной моя подруга окончила техникум и по распределению уехала работать в порт Ванино. А я, учась на третьем курсе речного училища, умудрился одновременно закончить десятый класс заочной школы, получить аттестат зрелости и летом того же года поступил в Иркутский мединститут. В течение полугода мы с ней еще переписывались. Но на одно из Раиных писем я не ответил, и на этом наша переписка прекратилась, чтобы уже не возобновиться никогда.
…С той поры прошло более полусотни лет. А мне кажется, что все это происходило вчера – так свежи воспоминания. Раины письма храню до сих пор. Очень сожалею, что с ней расстался. Ещё больше сожалею о том, что не знаю, как сложилась её судьба.
Сложная штука – жизнь. Она и прекрасна, и удивительна. Но она же и треплет и ломает нас: постоянные хлопоты, постоянные неурядицы – то семейные, то на работе. И нам всё время некогда остановиться, некогда оглянуться назад – чтобы осознать, понять, а что же с нами произошло тогда.
Я остановился. Оглянулся. И получился вот этот рассказ.