Бездонное озеро

Александр Георгиевич Гладкий
Существуют на земле места, в которых есть что-то мистическое, потустороннее, внеземное. Знаю и я одно такое – таинственный водоем, с которым связаны легенды о его невероятной глубине, утонувшей в нем церкви, о целебных качествах воды в нем, заживляющей раны за одни сутки, о щуке с кольцом, запущенной в это озеро, а выловленной в реке Неман в пятидесяти километрах от Бездонки – так зовут его местные жители.

Безусловно, это местный фольклор, но что-то же заставляло поколения людей настороженно и с опаской относиться к этому месту и слагать о нем легенды. Знаю это озеро и наблюдаю за ним уже более тридцати лет. Интерес к нему у меня возник, как у заядлого рыболова, но оказалось, что оно любопытно не только с точки зрения рыбалки.

Впервые попав на Бездонку, я был удивлен и впечатлен, так как, увиденное кардинально отличалось от привычных представлений о наших озерах: пологий берег, песчаное дно, светлая прозрачная вода и так далее. Здесь всё было иначе: овальное, почти круглое, озеро расположено в заболоченной низине, окруженной, четко очерченными, достаточно высокими краями, напоминающими вал. Болотные кочки поросли багульником, голубикой, старой низкорослой сосной и березой. Окружает водоем мощный лесной массив, из которого еще тридцать лет назад возили корчи для добычи дегтя на смолокурню, расположенную на берегу. Остатки этого производства, поросшие кустарником, еще и сейчас можно увидеть. Слив отработанной воды в те времена осуществлялся прямо в озеро по специально вырытой канаве и запах дегтя от озерной воды был настолько силен, что казалось не выветрится никогда. Время всё лечит – вылечило и отравленный дегтем водоем. Через несколько лет этот аромат улетучился.

Берега озера представляют собой зыбкую сплавину из переплетенных корневищ растений и мхов и подойти к воде, не рискуя увязнуть, можно только по бревенчатым кладкам, устроенным туристами. Дна в озере, в привычном нашем понимании, действительно, нет. Я неоднократно, знакомя друзей с этим водоемом, проводил такой эксперимент: вырубал длинную шестиметровую жердь из сухостоя; стоя на кладке, опускал тонкий конец в воду и, направив вертикально, сильно толкал ее в воду. Жердь целиком скрывалась под водой и на поверхность не возвращалась, воткнувшись в сапропель – жидкий ил, состоящий из остатков отмерших мхов и растений, выстилающий дно озера многометровым слоем. Иногда часть сплавины отрывается и образовавшийся плавучий остров ветер гоняет по всему озеру.

Вода, хоть и прозрачная, но настолько интенсивно окрашена в темно-коричневый цвет, что ладонь, погруженная в нее на полметра практически не видна. Слышал от местных современную легенду об этой воде: браконьеры пробовали ловить в Бездонке рыбу электроудочкой, но из этой затеи ничего не вышло – якобы, вода не проводила ток. Это, конечно же, чья-то фантазия, поскольку анализ качества воды показал троекратное превышение нормативов по содержанию железа и кислотную ее реакцию, соответственно, ток она проводит. В то же время, слухам о том, что вода заживляет раны и лечит псориаз можно верить – эффект грязелечения всем известен.

Дайверы, обследуя водоем, обнаружили своими приборами на недосягаемой глубине под слоем сапропеля большой металлический объект, размерами больше самолета и предположили, что это скопление болотной железной руды. Я же смею полагать, что озеро имеет метеоритное происхождение и этот объект на дне, не что иное, как железный метеорит или его остатки. Отсюда и повышенное содержание железа в воде озера и ощущение присутствия чего-то внеземного, когда находишься на его берегах. За эту гипотезу говорит овальная форма впадины и самого озера среди, достаточно, ровного рельефа; наличие кольцевого вала; значительная удаленность Бездонки от озер ледникового происхождения. Овальная форма связана с тем, что метеорит упал не вертикально, а под углом к земле.

Если приходишь сюда на рассвете, озеро завораживает красотой и тишиной. Легкий туман пронзают первые лучи восходящего солнца, освещая верхушки сосен и берез по берегам. Тихо, «як у божым вуху». Вода не шелохнется: не плеснет рыба, не квакнет и не поплывет лягушка – нет их, почему-то, на этом озере. Все, как будто замерло. Нет здесь и комаров, хотя в лесу, в двухстах метрах от берега их полно. Место, действительно, таинственное – многое не объяснимо. Осенью на сплавинах можно разглядеть мелкую сеть стебельков клюквы и россыпи бордовых ягод лежат обычно до зимы: местные и дачники их не собирают, опасаясь провалиться в трясину. Это вполне реально, поскольку я сам не раз, увлекшись проводкой блесны, незаметно для себя увязал по колено в трясине, с трудом выдергивая из топи ноги в болотниках.

О рыбалке на Бездонке. В первые годы после закрытия смолокурни рыбы в озере не было, пока не выветрился весь деготь из воды. Спустя несколько лет появились мелкие тугорослые щучки, почти черного цвета, желудки которых были набиты водными насекомыми: плавунцами, водяными осликами и скорпионами, личинками стрекоз и так далее. Ни разу я не нашел в них хоть какую-нибудь рыбешку – не было ее в озере. Неоднократно, когда удавалось наловить в других водоемах много мелкого серебряного карася, предпринимал попытки зарыбить озеро, выпуская туда его сотнями. Ничего не вышло – не прижился карась. Водоем не проточный, в суровые зимы подвержен жестоким заморам, убивающим всю рыбу. Так стало и со щукой: после одной лютой зимы она вся погибла и несколько лет в озере рыбы не было. Однако вскоре, вместо щук, на вертушку, проводимую вдоль края сплавины, стали клевать увесистые черные окуни, в желудках которых были все те же водные насекомые, но на брюшных стенках рыб были мощные жировые отложения: такого питания им вполне хватало. Подобно щукам, они сидели в засаде под сплавиной, выскакивая из нее и жадно хватая проплывающую мимо блесну. Недавно в озере вновь появилась щука, все такая же мелкая, тугорослая, но половить ее там по принципу «поймал – отпусти» можно с удовольствием. Другой рыбы там по прежнему нет. Правда, не знаю, как пережило рыбье население Бездонки эту, заморную зиму…

Вот такой необычный водоем. В заключение еще одна необъяснимая особенность озера: за все время, сохранившееся в памяти поколений местных жителей, в озере не утонул ни один человек, несмотря на его неприступный и суровый вид.