Р 3 Гл. 1 Детство. Психоневрологический санаторий

Татьяна-Незабудочка
В 1954-1956 годах городе появилось много детей перенесших полиомиелит, а потом ещё и с ДЦП, и областным отделом здравоохранения было принято решение открыть санаторий в пределах города. Для детей с пяти лет до четырнадцати.

Для этих целей была выделена приличная для тех времён площадь. На отведённой территории толи уже находилось здание, толи его специально построили, сведения так найти не удалось. Но как бы то ни было, двухэтажное кирпичное здание было выделено для больных детей.

Родители наконец-то вздохнули с облегчением, ведь наконец-то правительство прислушалось к их мольбам и открыло санаторий, теперь не надо увозить деток далеко или в Алма-Ату.

Да, там не было условий для деток на колясках, да и колясок то не было. Такие детки постоянно находились или в детских больницах, или дома, или в детдомах – отказные. И всё так ки санаторий появился. Путёвки выдавали на три месяца и бесплатно.

Какое лечение проводилось в санатории? Какой был уход? Как обучались дети школьного возраста?

Вопросов можно задавать и задавать и притом много.

Да, деток как могли, лечили. Как и в любом санатории, здесь работали массажисты, методисты-инструкторы по лечебной гимнастики. Кое - какое физио-лечение: массаж, лечебная гимнастика, УВЧ, кварц, ингаляции, парафина - лечение, грязелечение.

Ни ванн, ни тем более гидромассажа не было, помещения не хватало. Со временем завезли озокерит.

Логопедов, психологов, врачей узких специализации не было, только терапевт.

Грязелечение проводилось в маленьком домике отдельно стоящем от основного на приличном расстоянии. После процедуры, детей по улице просто в сопровождении санитарки вели в основной корпус. Ну, летом то ничего, а вот в холодное время года, в дождь… Лечение шло насмарку… дети мёрзли, а иногда и падали по дороге. Тогда была приобретена телега и лошадь…

Первое время для детей была введена определённая одежда, но спустя полгода, главврач отказалась от этой обязаловки. Детям предлагали одежду, но не заставляли ее носить. В основном ею пользовались те детки, у которых родителей или не было, или они жили не в самой Караганде.

Питание было обычным, как и во всех детских учреждений шести разовое. Утром всегда каши: манная, овсяная, перловая, ячневая, пшеничная, рисовая, пшённая, кукурузная.

Всё бы ничего, но… всегда это, но… какая-то умная голова решила по утрам в кашу наливать рыбий жир и капать некоторым детям витамин «А».

Ну, понятно, что такую еду никакой ребёнок в рот не возьмёт… медперсонал насильно толкал в рот кашу, что очень часто вызывало рвоту.

Потом только через год, и витамин «А» и рыбий жир стали отдельно давать в ложке. Но вот отвращение и аллергическую реакцию на каши многие дети заработали  и притом на всю жизнь. У некоторых детей появилась аллергия и на саму рыбу.

На второй завтрак в основном давали берёзовый сок со сладкой булочкой. Обед состоял из жидкого первого блюда, салата из свежих овощей (в зимнее время овощи и фрукты привозили из совхоза имени Энгельса) и второго, а так же кисель или компот из свежих фруктов. На полдник повара что-либо пекли с творогом, и варили какао. На ужин вновь каши или что-либо овощное, перед сном всегда давали сладкий кефир. Из совхоза имени Энгельса привозили мясо, птицу, яйца и молочную продукцию. 

В спальнях находилось по восемь односпальных железных кроватей на сетки, которых были уложены деревянные щиты.

Да подле каждой кровати на полу лежал коврик, а рядом маленькая тумбочка. Так же в спальне находился маленький шкафчик для одежды. Но ни столика, ни стульев, ни табуреток, ни зеркала, ни вешалок.

Бани и ванн не было, была просто, на втором этаже отведена комната, в которой две санитарки усадив детей на лавки, одной мочалкой мыли всех, например группу девочек, потом отдельно конечно группу мальчиков. Всех детей мыли хозяйственным мылом и головы тоже.

После того, как дети стали жаловаться родителям на зуд то санаторий приобрёл детское мыло, и были установлены ванны. И всё равно, санитарки пытались усадить в ванну сразу двоих. Лишь только тогда, когда скрывая родство с ребёнком, санитаркой устроилась его тётя, и оштрафовали администрацию, детей мыть стали по-человечески. Пришлось всех деток избавлять и от насекомых в их головках.

Дети в группах находились по возрасту. Были организованы различные кружки: выжигания, выпиливания, конструирования, вязания, вышивания, лепка из пластилина - в основном такие кружки, где развивалась моторика пальцев рук. Музыкальных, художественных кружков не было.
Считалось что больным детям ни поэзия, ни музыка пользы не принесёт, только лишняя нагрузка.

С сентября по май в санаторий приходили учителя из соседних школ. Уроки шли по тридцать минут, да и то только по основным предметам: математика (арифметика, алгебра, геометрия), русский язык и литература, география, история. Ни физика, химия, иностранный и казахский языки не преподавались. Не было первые года и уроков пения и рисования. Домашнюю работу дети выполняли после тихого часа.

Библиотеку появилась лишь спустя два года, да и то первое время ассортимент литературы был только по школьной программе. Лишь через год, всё же привезли около трёхсот художественных книг различных и советских и зарубежных авторов, а для малышей и сказки. Часто некоторые искали место, где бы можно было посидеть в тишине, но не всегда это получалось. Единственное место для уединения стала библиотека с её читальным залом… пять столов с тремя стульями подле каждого стола - чтоб не мешали друг другу.

На территории были качели, песочницы, беседки, много скамеечек и много деревьев. Весь двор был засеян травой, а на клумбах красовались с весны по осень яркие цветы. Летом было привольно, но вот самое тяжелое время пребывания в санатории было с октября по май.

На  улице часто холодно, непогода то дождь, то сильные ветер, то снег… Дети, что передвигались на костылях почти не выходили на улицу, так как часто  падали и поэтому  в основном просиживали в помещении.

Про телевизор никто даже и не зарекался, его пока ещё в детских учреждениях не было, да и зачем детям – то больным он нужен? Что больные дети поймут? Они же больные…

Для чего напрягать и так больной мозг? Ну, учатся основным предметам и ладно… Главное смогут читать, считать и … расписываться…  и прекрасно, всё равно ведь в будущем получив инвалидность первой или второй группы, будут дома сидьма сидеть. Родители и такими обучению и лечению довольны,…  Что ещё надо то? Здесь главное санаторий открыли!

Увы, жители близлежащих жилых домов долгое время возмущались и писали в различные инстанции жалобы, всё боялись, что их дети ЗАРАЗЯТСЯ от находящихся на территории калек. Требовали поставить плотный забор, чтоб уродцев нормальные дети не видели.

Но санаторий не убрали, каменный забор не построили, а вот проход через территорию для сокращения пути, запретили, поставив будку, посадили сторожа. Ворота, калитку, а так же по периметру забора провели сигнализацию.

И всё же чтоб никто не смог беспрепятственно проникать на территорию, существующий забор, повысили на целый метр и впритык его посадили кусты акации, а она, увы, очень колючая.

Так же в санаторий привезли для охраны шесть восточно-европейских овчарок, которых вечером после того как дети уходили в спальни и двери закрывались на засов спускали с цепи.

Именно в такой санаторий давали путёвку маме Насти.