Апельсин с ушами

Елена Варнавинская
     Вы думаете легко держать в поле зрения сорок человек?
     Именно столько было  детей  в классе,куда я была назначена классным руководителем. Был  уже небольшой опыт работы, казалось,что всё получается...
     Но, как говорится,в каждом классе на каждого учителя найдётся свой "крепкий орешек".
    Он смотрит в глаза,улыбается,явно требует внимания и всё делает для того,чтобы вывести учителя из терпения.Это могут быть неудобные вопросы,выкрики с места,ползание под партой или в рюкзаке, "живая" беседа с соседом - одним словом,полное игнорирование учителя - " в упор не вижу!"
     В таких случаях я внутренне сжималась ,как пружина. Не переходя на крик, шла в наступление всеми известными и проверенными на практике способами. Иногда достаточно было замолчать и устремить свой взгляд в окно(... продолжайте,я подожду!) или перебить разгильдяйство вопросом не по теме урока. Очень действенный способ - сделать возмутителя спокойствия самым нужным человеком,без которого нельзя вести урок. Попросить его  повесить таблицу,срочно принести мел, нарисовать схему. Порой быстрый переход к теме урока и работа в тетради успокаивала самых шумных учеников.Да ещё успеешь подойти к одному-другому из них,тихо спросить:"Как дела? Ничего не случилось? Работай! Молодец! Почерк сегодня идеальный!"
    А в этот раз ничего не действовало! Не могла же я быть беспомощной у всех на виду? Да.я молодая учительница.но что-то нужно делать,за меня никто порядок не наведёт.
   Его карие глазки светились радостью,в них просто прыгали бесенята. Следил за моей реакцией и реакцией класса. Видел поддерживающие улыбки друзей, а также настороженные взгляды большинства(что же будет?).Кто-то уже крикнул: "Андрей,прекрати! Не  мешай!"
   А он сел вполоборота к классу и достал из рюкзака апельсин.Да, ярко-оранжевый,как солнышко,апельсин! Аккуратно снял с него наклейку "Марокко" и прикрепил к щеке.
     Надо сказать,что маленький стикер,чьё детство прошло в  СССР,
ассоциировался с редкой радостью - апельсинами,мандаринами,бананами.Дети с трепетом снимали наклейки с фруктов и приклеивали  на письменный стол,холодильник (магнитиков из путешествий ещё не было!).
     Андрей был симпатичным мальчишкой: вьющиеся чёрные волосы,удивительно выразительные озорные глаза и необычные большие оттопыренные уши.
Дети иногда дразнили его Ушастиком. Он только улыбался в ответ: ничего не поделаешь!Но иногда закадычному дружку,которому позволялись такие шутки,давал хорошего леща.Глядя на него, я думала:"Такой красивый! Уши не портят!Ведь кто-нибудь ласково назовёт тебя Чебурашкой".
     Урок продолжался .Класс затих,выполняя письменное задание. Я ходила между рядов парт,краешком глаз наблюдая за Андреем.Он тоже наблюдал.Оторвётся от тетради, поворачивает щеку с наклейкой то одному ряду,то другому. Тихие смешки раздавались по классу,но дети работали,старались поддержать меня.Конечно,были и те,кто вдохновлял и с нетерпением ждал,чем же закончится этот поединок.
       И тут я не выдержала и произнесла с большой иронией злополучную фразу:
-Вы знаете,ребята,сколько живу - ни разу не видела апельсина с ушами. А вы?
         Класс умирал от хохота. Улыбнулся и сам Апельсин.но что-то грустное мелькнуло в глазах. Затих. Класс тоже затих. Это был провал - я сделала больно ученику. В какой-то шуточной форме я извинилась перед ним,пригрозив классу,не повторять мой неудачный ляп.
         Удивительно.но с этого дня Андрей стал обычным спокойным учеником.
   Прошло много лет. Однажды к кабинету литературы подошёл красивый молодой мужчина..Разговаривая с детьми, не сразу заметила его.А он стоял у открытой двери и улыбался.
-Здравствуйте,Елена Алексеевна,это я - Апельсин с ушами.
     Пятиклашки прыснули от смеха и с любопытством уставились на смешного взрослого дядю.
-Андрей,не может быть... Не виделись вечность. Дети,это мой бывший ученик.
-Я не знал,что вы продолжаете работать здесь. Приехал из Питера,решил навестить родную школу. Ноги сами привели к нашему кабинету.У меня ведь сын здесь учится. С женой мы в разводе. Хочу с учителями поговорить о моём балбесе.
-Я очень рада тебя видеть.Не знала о сыне...Вспоминаю ваш класс.
 Поговорили о ребятах-одноклассниках,у кого как сложилась судьба,о его работе.Расставаясь,попросила ещё раз прощения за Апельсин с ушами.
- Елена Алексеевна,это вы меня простите. Не со зла вредничал. Очень вы мне нравились.Не знал просто,как привлечь внимание.Если бы вы не произнесли
 тогда "Апельсин с ушами",я бы изгилялся ещё долго.А это ...Прямо отрезвление! Дали по ушам! Верите всю жизнь расплываюсь в улыбке при виде апельсинов.
-Я очень боялась,что приклеится к тебе эта кличка от учителя.
- Пробовали! Отучил! А для вас,дорогая Елена Алексеевна, я навсегда... Апельсин с ушами.