Миниатюры одним файлом - 3

Сергей Сметанин
Добро и Зло

Несколько лет я пытался найти этимологические корни слов "добро" и "зло". Особенно трудно казалось отыскать слова родственные "злу". На ум приходила какая-то мистика.

Догадки были разные, не буду здесь перечислять источники, но ответ, как оказалось, лежал на самом видном месте: в разговорной речи. Вспомнилось, как в детстве мне представлялось неправильным в устах деда словечко "силом", когда очевидно надо было сказать "силой". "Ты зачем у брата мячик силом взял?"

В этом же контексте иногда звучало "силком". Слово "силок" не вызывало у меня внутреннего протеста — было ясно его значение — петля из прочной нити. "Мышь из норы можно силком вытащить".

Потом я соспоставил с этими данными выражение, которое употребляется в русском языке, в том случае, когда кто-то недопивает из стакана(чашки). Говорят ребенку: "Ты силу на дне оставляешь". А собутыльника порой упрекают: "Он зло оставил (недопил стакан)".

Тут, кажется, для любого читателя становится очевидным родство слов "сила" и "зло". И в свете этого понятно, что "силом" это и есть "злом", "с помощью силы, а не просьбы, добра".

Итак, этимологически "зло" коренится в обычной "силе", "насилии". А мистические "силы Зла" — не более, чем тавтология.

"Добро" же, оно и есть "добро". 



Осмысленная деятельность — путь к счастью

Деятельность, освященная мышлением, есть средство достижения счастья.
Оно требует к себе доверия и уважения.

Если есть средство достижения счастья и требует к себе доверия и уважения, то нужно ему довериться и оказать ему уважение.

Доверие заключается не в том, что осмыслению подвергается все без исключения, а в том, что осмысливается самое главное. 

Уважение же состоит в том, что все результаты мышления не отбрасываются, словно это ненужный хлам, а содержатся в исправности и используются по назначению, то есть в целях достижения счастья.



Об авторе и читателе

Поэтическое мышление художника предлагает нам, прежде всего, свои плоды, в то время как эстетическое переживание — это процесс потребления этих плодов, сопровождаемый удовольствием, процесс свободного возникновения в душе необходимого сочетания представлений, образов, в рамках задуманного автором.

Иначе говоря, идея произведения имеет художественное значение, а публика, переживающая это значение эстетически, получает художественное понятие (представление) об этом значении. Коммуникативный обмен между автором и публикой происходит с выделением какого-то количества положительных или отрицательных эмоций.

Публика не только констатирует прием информации, но одобряет, восторгается, заражается желанием передать ее другому, распространить как можно шире, либо выражает свое недовольство по поводу напрасно потерянного времени.

От уровня культуры публики зависит восприятие произведения, порою восприятие высоко-духовной вещи может стать для массы непосильным трудом.   



Как надо писать

Суть эффекта произведенного творчеством должна состоять в том, что читатель оказывается перед фактом открытия: в этом произведении, здесь и только здесь находятся истина и красота. Ничего иного, кроме как прочесть, прочувствовать и запомнить это произведение, больше не нужно, для того, чтобы все пошло отныне так, как должно идти для быстрейшего достижения счастья, возможно даже всеобщего счастья.



Комментарий

Происшествия

Очевидцы сообщают, что во время съёмок новогодней телепередачи «К барьеру» произошёл несчастный случай: лидер ЛДПР В. Жириновский в пылу дискуссии с председателем КПРФ Г. Зюгановым наступил себе на язык и сильно повредил ногу. К сожалению, зрители этой сцены не увидят: не секрет, что программа В. Соловьёва идёт в записи, и многие острые эпизоды в ней подвергаются цензуре.

Н. Чернов

Наверное, оппонент Зюганова поскользнулся, иначе он не мог бы сильно повредить себе ногу. Известно, что таким путем невозможно не только причинить себе физическую травму, но и вообще как-либо навредить себе. Скорее всего причина в слюне. Возможно, в буфете Останкино давали бутерброды с черной и красной икрой. Не исключена осетрина.



Правда и ложь

В любую эпоху безобразнее всего выглядят умирающая ложь и новорожденная правда.



О смешном

Смешно забавное. Бывает смешным плохое. Как говорят, что дурно, то потешно. Страшное редко бывает смешно в тот момент, когда оно происходит. А глупое смешно безусловно. 



Сомнение

Я охотно верю в то, что мечты сбываются. Но когда сбывается мечта идеалиста, мне представляется, тут не обошлось без вмешательства тайных сил. Ох, нечисто дело!



Мышление и его последствия

Мышление всякий раз есть попытка применения речевой схемы к действительности. Но поскольку любая речевая схема есть явление действительности, то мышление всякий раз есть применение действительности к ней же самой. Иногда это не проходит бесследно. Иногда в результате происходит изменение речевой схемы, тогда возникают новые слова, новые книги, новые грамматические и логические правила, бывает, изменяется действительность и, откуда ни возьмись, появляются новые вещи или начинаются новые процессы. Бывает, автору и морду набьют.



Поберегись!

В русском характере решительно действовать на пике развития противоборствующих сил. Нет народа более терпеливого, но и более склонного к революции, когда кризис власти налицо.



Пенсионер в мегаполисе

Пенсионер в мегаполисе все равно, что осел в театре: в партер не пускают, с балкона ничего не видно.



Орфографический казус

Не так уж много времени прошло со дня грузино-осетинских событий, а на сайте "Анектдот.ру" уже никто не знает, какая буква удваивается в фамилии грузинского президента.



Все относительно

Иван Степанович — человек преклонного возраста. Не просто дед, а семь лет уж как прадед!
Внуки его называют дедушкой, правнуки тоже, выглядит он, прямо скажем, лет на 75.
Пенсионер, ходит с палочкой, иногда с двумя — инвалид 1-группы — ничего не попишешь. С трудом спустился во двор с четвертого этажа, захотелось развеяться. Мимо проплывают две старушки с рюкзачками за спиной, вот и причина перемолвиться словом:
— Далеко ли собрались, красавицы, с котомками?
— За грибами, сынок!



Паэлья-2008

— Паэлья!!! — подумал испанец, и облизнулся.
— А поел ли я? — подумал русский. Облизываться не хотелось.



Об уникальности

Материальное — уникально. Любая копия материального всегда уступает оригиналу, чего не скажешь о духовном, которое может быть тиражировано бесчисленное количество раз. Но восприятие духовного тоже уникально, так как принимает духовную пищу всякий раз материальный, ни на кого не похожий, живой человек.



Плохая добыча

 (Из жизни тараканов)

Нашел таракан гречишное зернышко. Попробовал утащить к себе за печку, да не тут-то было. Изо рта выпадает, со спины соскальзывает, волочь — тяжело, катить неудобно. Одним словом — плохая добыча.

Бросил он в сердцах зерно и говорит: "Сами заварили кашу, сами и расхлёбывайте".



Случай на производстве

Слесарь-монтажник стоит перед лестницей. Он с похмелья. Рядом — прораб. Слесарь поднимает левую руку — она начинает трястись, он быстренько, чтобы прораб не заметил, хватается за перекладину — цап! — нормально. Поднимает правую руку — тоже дрожит, он и правой рукой — цап! — тоже взялся перекладину. Теперь надо поднимать ногу, поднимает... И тут у него начинает трястись нога!



О Лирике

1. Предметом поэтического изображения, как правило, являются не переживаемые в данный момент душевные состояния, а пережитые и представляемые заново.
2. Чтобы воспроизвести свои душевные состояния в лирическом стихотворении автор должен не просто пережить их, а пережить их именно в качестве лирического поэта.
3. В поэтическом откровении нуждается внутренняя красота человеческой души, состоящая в её созвучии с объективным смыслом вселенной.
4. В настоящей лирике душа художника сливается с представлением данного предмета или явления в одно нераздельное состояние — это есть первый признак лирической поэзии, её задушевность.
5. Лирика служит очищению души.



Оговорка

На станции Вязовой перед отправлением поезда из репродуктора разнеслось по всему перрону:
— Ибутьти нимать... (Пауза, более внятно) Будьте внимательны и осторожны! С первого пути отправляется поезд…
— Ибутьти нимать!.. — невольно заулыбались пассажиры.



Писатели перед выборами

Загадка
Что такое: пять писателей, пять зрителей, пять тайных осведомителей,
а всего — десять человек?
(Провинциальный литературный вечер в предвыборную компанию: пять человек на сцене
— пятеро в зрительном зале.)


Бой с драконом

В одном селении завелся дракон. Жил он в пещере на околице, питался девушками. Каждый день требовал он у жителей молоденькую девственницу, которую съедал.
 
Вызвались на бой с ним трое: старый шаман со своим шаманским бубном, православный батюшка с крестом и дурачок Ваня с серпом и молотом.

Два дня ждали шамана. На третий день дракон выплюнул его кости вместе с бубном.

Пошел на битву поп и вернулся через час, едва живой и без креста: «Чудо! Спасен крестом Господним. Едва успел воткнуть ему крест между челюстями, а то бы этот бес меня съел».

Ваня выпил шкалик водки, подготовил инструмент и смело вошел в пещеру. Через минуту выходит, несет в авоське три драконьих головы.

— Как тебе это удалось, Ваня? — спрашивает народ.

— Легко! Сначала — молотом по ближайшей голове, а потом — серпом по я@@ам!


На исповеди

— Батюшка, согрешила, будет у меня ребенок от американца.
— Велик грех, но Бог простит.
— Батюшка, а как быть с именем для ребеночка?
— А что с именем? Выбирайте любое!
— Да уж больно срамные эти американские имена: Дик, Скот, Бред, Джоплин...
— А как бог-то по-американски?
— Га-ад!
— Ну, вот, видишь, и у них, таки, все по-божески!


Эволюция тефаля

1. Тефаль, ты думаешь о нас!
2. Тефаль, ты пробуешь за нас!
3. Тефаль, ты уже ешь вместо нас!


Ценные денежные документы

В свое время я работал на почте, занимаясь изготовлением огромного количества нужных для производства бланков. Был у нас очень въедливый, но пустоголовый заместитель начальника. Из тех, что любят напустить на себя важность, появиться с неожиданной проверкой, прицепиться к любому пустяку.

Пока не произошёл этот случай, в наш отдел, где, кроме меня, было еще пятеро молодых людей, он заходил часто. С удовольствием, расхаживал он по отделу, находя то один, то другой недостаток.

— Ну, что делаем? О чем думаем на работе? — грозно спросил начальник в этот раз. Затем взял первый попавшийся бланк и повернулся к свету, чтобы прочесть:

— Опись де… нежных документов… — торжественно начал было он. Оглушительный хохот всего отдела чуть не сорвал двери с петель. Больше в наш отдел этот зам не появлялся.


Первый закон повара

Не покидай кухни, пока блюдо не готово.


Дохнуть страшно

В мае 1999 года, когда Ельцину вот-вот должен был уже быть вынесен импичмент, страсти в России накалились так, что СМИ боялись любых новостей. Как бы они не повлияли на ситуацию! Дело дошло до того, что по радио звучало примерно следующее:
— Пи — пи — пи — пи.
Передаем последние известия.
Сегодня пятница 14 мая 1999 года.
А теперь об этом и других событиях подробно.


От судьбы не уйдешь

Борис Ошметкин пристрастился к растворимому кофе. Вреда от этого немного, но надоело злиться во времена отсутствия любимого напитка, и Борис решил бороться с привычкой. Кстати, сегодня Маша приготовила к полднику чай.
— Боря, тебе черный или зеленый? — ласково спросила она.
— Мне пофиг, — небрежно бросил Боря.
— Хорошо, — чуточку недослышав, ответила Маша.
— Кофе, так кофе, пожалуйста, — поставила жена перед ним через минуту горячую чашечку.