Книги Дж. Ролинг пособия по детскому оккультизму

Михаил Мороз
 
Недавно одна родительница попросила меня пояснить, правильно ли она сделала, что приобрела для своего ребенка книги Дж. К. Ролинг про Гарри Поттера. Я был в затруднении ответить. И не потому, что до конца не всю эту неожиданную для многих остросюжетную «увлекательность» смог одолеть.

Дело  в том, что мои эстетические предпочтения лежат далеко от учений и традиций, считающих, что существуют скрытые неизвестные науке силы и явления в человеке, наделенном волшебными свойствами. А книга Дж. Роллинг именно об этом, то есть об оккультизме. И хотя эту книгу и называют всего лишь сказкой, но она, несомненно, при всей своей сказочной увлекательности, является, тем не менее, выдающимся пособием по детскому оккультизму.

 Сказать такое сразу маме ребенка я не решился. Не решился потому, что однажды, работая в школе, на родительском собрании отвечал на этот вопрос прямо и без обиняков. Дескать,  это произведение, сказка, внешне о величии добра, за которое во имя собственного спасения борется маленький волшебник, чародей и маг Гарри, но оно мало что имеет общего с обычной традиционной русской сказкой и что поэтому, в сущности своей, является романтизацией оккультных явлений, что небезопасно для психики детей. В ответ я никогда в своей педагогической практике не встречал столь враждебного отпора. Глаза защитников книги не просто сверкали, а искрились негодующе, истребительно и ненавистно. Эмоции захлестывали моих оппонентов. Только что я был  товарищем и добрым наставником - и вдруг превратился в ненавистного для них врага! Я уже тогда понял силу их такой фанатической ВЕРЫ  в книгу и её героя, что свернул разговор и долго к нему не возвращался.

Только теперь я начинаю осознавать, что тем, кто взахлеб читает о добром волшебнике, интересны не люди, названные в книге «простаками», а обладатель волшебной силой, властью – Гарри Поттер. А ведь в традиционной сказке не обнаружишь среди главных героев волшебников, магов. Иван в русской сказке  за доброту свою одарен волшебным «инструментами», чтобы им воспользоваться не в личных интересах, а ради людей, влюбленных в земную жизнь.  Обиднее всего, что в книге Ролинг есть такая «подтекстовая»  линия на отчуждение от простецких людей, они как бы на обочине, в «сносках», в современном словесном обозначении – «маргиналы». А в книге их попросту на английский манер называют «маглами» - дураками.  Современного ребенка, читателя,  подспудно отчуждают от людей, в книге нет такого, чтобы простецким людям читатель сочувствовал, любил бы главного героя за то, что тот сражается за конкретных людей, не защищенных от зла. Главный герой не просто волшебник, а всесильный маг. Вольно такому, пусть и образованному, бороться за добро. Наш Иван-Крестьянский сын не маг и не волшебник. Он сам носитель добра и борец за него, а потому и всесилен, что с «простецким» народом всегда заодно. Ему не нужна магия для личной власти, для корысти, для отчуждения от окружающего люда.

Современного читателя – и ребенка, и взрослого – завораживает царство темного мира, тянет туда, где якобы добрый маг и волшебник сражается с Сатаной. Редко увидишь в сказке Ролинг такие описания, которые рождают добрую улыбку, искреннее переживание. Они ужасны: «В витрине под стеклом красовались сушеная рука, заляпанная кровью, колода карт и пристально смотревший хрустальный глаз. Со стен таращились зловещие маски. А на прилавке – кошмар! – разложены человеческие кости разных форм и размеров. С потолка свисают ржавые заостренные инструменты для пыток». И дальше: «…Витрина, заполненная… высушенными головами… большая клетка, кишащая гигантскими черными пауками. Гарри вздрогнул, поднял глаза. Перед ним стояла старая ведьма с подносом в руках, на котором высилась горка скорлупок. Да ведь это человечьи ногти!» Эта эстетика натурализма завораживает ребенка, тянет его к мертвецкому праху, к сатанизму, разжигает, нездоровое любопытство, зовет к сладострастному садизму, пугает и соблазняет замогильностью.
 
 Где же тут доброму чувству родиться? Роллинговские воспитанники – лучшие кандидаты в воинство для различного вида радикализма.
Но я не призываю к тому, чтобы  эту знаменитую книгу про Гарри Поттера не читали. Читать можно. Но это должно быть совместное чтение – взрослых и детей. Чтобы увидеть, где в книге доброе, хорошее, а где, быть может, романтизация злого, потустороннего, чуждого нам мира вещей и поступков.

Но лучше всего, чтобы действительно стать добрым и мудрым, надо читать  русскую классику - эту земную  магию, это земное волшебство!