Книги Дж. Ролинг пособия по детскому оккультизму
Недавно одна родительница попросила меня пояснить, правильно ли она сделала, что приобрела для своего ребенка книги Дж. К. Ролинг про Гарри Поттера. Я был в затруднении ответить. И не потому, что до конца не всю эту неожиданную для многих остросюжетную «увлекательность» смог одолеть.
Дело в том, что мои эстетические предпочтения лежат далеко от учений и традиций, считающих, что существуют скрытые неизвестные науке силы и явления в человеке, наделенном волшебными свойствами. А книга Дж. Роллинг именно об этом, то есть об оккультизме. И хотя эту книгу и называют всего лишь сказкой, но она, несомненно, при всей своей сказочной увлекательности, является, тем не менее, выдающимся пособием по детскому оккультизму.
Сказать такое сразу маме ребенка я не решился. Не решился потому, что однажды, работая в школе, на родительском собрании отвечал на этот вопрос прямо и без обиняков. Дескать, это произведение, сказка, внешне о величии добра, за которое во имя собственного спасения борется маленький волшебник, чародей и маг Гарри, но оно мало что имеет общего с обычной традиционной русской сказкой и что поэтому, в сущности своей, является романтизацией оккультных явлений, что небезопасно для психики детей. В ответ я никогда в своей педагогической практике не встречал столь враждебного отпора. Глаза защитников книги не просто сверкали, а искрились негодующе, истребительно и ненавистно. Эмоции захлестывали моих оппонентов. Только что я был товарищем и добрым наставником - и вдруг превратился в ненавистного для них врага! Я уже тогда понял силу их такой фанатической ВЕРЫ в книгу и её героя, что свернул разговор и долго к нему не возвращался.
Только теперь я начинаю осознавать, что тем, кто взахлеб читает о добром волшебнике, интересны не люди, названные в книге «простаками», а обладатель волшебной силой, властью – Гарри Поттер. А ведь в традиционной сказке не обнаружишь среди главных героев волшебников, магов. Иван в русской сказке за доброту свою одарен волшебным «инструментами», чтобы им воспользоваться не в личных интересах, а ради людей, влюбленных в земную жизнь. Обиднее всего, что в книге Ролинг есть такая «подтекстовая» линия на отчуждение от простецких людей, они как бы на обочине, в «сносках», в современном словесном обозначении – «маргиналы». А в книге их попросту на английский манер называют «маглами» - дураками. Современного ребенка, читателя, подспудно отчуждают от людей, в книге нет такого, чтобы простецким людям читатель сочувствовал, любил бы главного героя за то, что тот сражается за конкретных людей, не защищенных от зла. Главный герой не просто волшебник, а всесильный маг. Вольно такому, пусть и образованному, бороться за добро. Наш Иван-Крестьянский сын не маг и не волшебник. Он сам носитель добра и борец за него, а потому и всесилен, что с «простецким» народом всегда заодно. Ему не нужна магия для личной власти, для корысти, для отчуждения от окружающего люда.
Современного читателя – и ребенка, и взрослого – завораживает царство темного мира, тянет туда, где якобы добрый маг и волшебник сражается с Сатаной. Редко увидишь в сказке Ролинг такие описания, которые рождают добрую улыбку, искреннее переживание. Они ужасны: «В витрине под стеклом красовались сушеная рука, заляпанная кровью, колода карт и пристально смотревший хрустальный глаз. Со стен таращились зловещие маски. А на прилавке – кошмар! – разложены человеческие кости разных форм и размеров. С потолка свисают ржавые заостренные инструменты для пыток». И дальше: «…Витрина, заполненная… высушенными головами… большая клетка, кишащая гигантскими черными пауками. Гарри вздрогнул, поднял глаза. Перед ним стояла старая ведьма с подносом в руках, на котором высилась горка скорлупок. Да ведь это человечьи ногти!» Эта эстетика натурализма завораживает ребенка, тянет его к мертвецкому праху, к сатанизму, разжигает, нездоровое любопытство, зовет к сладострастному садизму, пугает и соблазняет замогильностью.
Где же тут доброму чувству родиться? Роллинговские воспитанники – лучшие кандидаты в воинство для различного вида радикализма.
Но я не призываю к тому, чтобы эту знаменитую книгу про Гарри Поттера не читали. Читать можно. Но это должно быть совместное чтение – взрослых и детей. Чтобы увидеть, где в книге доброе, хорошее, а где, быть может, романтизация злого, потустороннего, чуждого нам мира вещей и поступков.
Но лучше всего, чтобы действительно стать добрым и мудрым, надо читать русскую классику - эту земную магию, это земное волшебство!
© Copyright:
Михаил Мороз, 2017
Свидетельство о публикации №217040600713