1. Полукриминальная деятельность Факела

Михаил Самуилович Качан
«Факел», на мой взгляд, привлёк тех, кто увидел возможность дополнительно заработать, независимо от возраста, и, если и был феноменом, то полукриминальным, не имея права на существование в те времена, поскольку в его основе лежал «криминальный постулат» обналичивания безналичных денег.

«Факел» открылся и существовал только благодаря системе «откатов» и «парашютизма» под «крышей» комсомольского органа, возомнившего, что ему всё позволено.

Деятельность «Факела» на какое-то время выпала из внимания госбанка, благодаря ежемесячному прикорму его руководителей.

А «откаты», как пишет И.И. Коршевер [1], «иные хозяйственники ныне вспоминают … со смесью публичной иронии и тайного вожделения», поскольку они являлись персонажами каждой ведомости на получение денег по хозяйственному договору.

И если мне кто-то возразит, утверждая, что их фамилий в ведомостях на выплату денег не было, я отвечу на это, что практикой «Факела» было включение в ведомости родственников и знакомых в тех случаях, когда по каким-то причинам было необходимо либо скрыть личное участие.

Именно «откатом» объясняется «здравый смысл управляющего Советским районным отделением Госбанка и управляющего Новосибирским областным отделением», о котором пишет создатель «Факела» Александр Казанцев, запамятовавший их фамилии.

Они не имели права выдавать зарплату тем, кто был оформлен на работу в «Факеле», поскольку эти выплаты шли не из строго лимитируемого правительством фонда заработной платы, а из безналичных денег, сто было в ту пору криминалом.

А для тех, кто не знает, что такое «парашютизм», подскажу, что для того, чтобы выплатить одному человеку предварительно оговоренную сумму, многократно превышающую предельную сумму выплаты, установленную законом (полставки по основной работе), в ведомость на выплату денег вписывались все его родственники и друзья.

Поэтому для меня совершенно удивительно обожествление «Факела» как яркой приметы экономического прагматизма того времени. Это, может быть, и прагматизм, но только криминальный.

1. D статье «От города Солнца к городу Зеро» в газете «Наука в Сибири» (http://www.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=57&id=25 )
и в Сборнике воспоминаний старожилов «И забыть по-прежнему нельзя» (http://www.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?19+421+1 )

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/05/433