Молись, кунак, в стране чужой

Владимир Лузгин
 

Соединенные Штаты Америки- большая страна.
Основная часть населения- американцы (люди, рожденные в Америке).
Есть также эмигранты-из Китая,Мексики,Египта и даже из Болгарии.
В США есть также и "наши люди".
Русскоговорящие.
Их немного- около 2 миллионов. Меньше 2 процентов населения Америки. 

Русскоговорящих можно разделить на несколько групп.   

Белые Русские (белоэмиганты).

В Америке белоэмигранты появились в начале 1920-х. После окончания гражданской войны. В основном это были бывшие солдаты и офицеры Белой Армии. В Америке их сразу же стали называли White Russians (Белые Русские). К белорусам эти люди никакого отношения не имели. Хотя вполне возможно, что среди них были также и белорусы. Впрочем вряд ли- до революции белорусов в Российской Империи не было. Национальность белорус придумал И.В.Сталин (Джугашвили)- коммисар по дедам национальностей РСФСР.    
   
ДиПи (перемещенные лица).

Чтобы избежать насильственной депортации  в СССР, в 1945-46 гг на Северо-Американский континент устремились бывшие солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в плен к немцам,а также другие советские люди,по той или иной причине оказавшиеся в лагерях перемещенных лиц в Западной Европе.  В Америке их называли ДиПи (Displaced Persons).

Третья волна.
Советские евреи, эмигрирующие из Совеского Союза в 1970-80х гг в Израиль,Америку и Западную Европу.

Это горькое слово-свобода.
 
В советском Ленинраде,во времена "великого застоя" находился пив-бар «Медведь».
Публика там собиралась обычная- патологические пьяницы, алкоголики-хроники и просто алкаши. Были и другие.
Но их было меньше.
Именно в этом питейном заведении, в конце 1970-х я познакомился с художником Евгением   Есауленко. Точнее с "Есаулом" (так его называли братья-нонконформисты). 
Не могу сказать, что мы с Есаулом моментально подружились,но общались мы
довольно часто.  И не только  в пив-баре «Медведь».   
В 1979 году Есауленко  из Ленинграда уехал.  В Париж.
Перед его отъедом мы встречались. В пив-баре "Медведь".
- Можешь меня поздравить. Я теперь эмигрант.
И Женя с гордостью показал мне "выездной документ".
На бумаге черными буквами было напечатано.
Разрешен выезд из СССР в Израиль. На постоянное местожительство.
-А что ты на Святой Земле, извини за глупое любопытство, собираешься делать?
спросил я.
- На какой еще Святой Земле?  Я еду к Шемякину в Париж. Виза в Израиль-это единственный способ свалить из Совдепии.
В апреле 1980 года я тоже свалил. По израильской визе.

Через два года мы с Женей опять встретились. Но уже в Нью-Йорке.
О том, что Шемякин с Есауленко переселились в Нью-Йорк я узнал из прессы. Увидев в газете "Новый Американец" фотографию Есаула, беседующего с редактором газеты. Я позвонил Сергею Довлатову и он мне объяснил как Женю найти.
В Нью-Йорке мы с Есауленко стали близкими друзьями. Часто встречалиь,общались,выпивали. 
Творческая жизнь Есауленко в Америке не удалась. Его артины в Нью-Йорке никому не были интересны.  В 1992 году Женя умер. От цирроза печени.

 13 апреля 1980 года я покинул пределы СССР.
В начале июня самолет авиакомпании AlItalia доставил меня с группой братьев-эмигрантов еврейской национальности в город Нью-Йорк.
Так началась моя "жизнь на чужбине"
 
Вначале я снимал комнатыу в квартире пожилой эмигрантки "нееврейской национальности" из города Ленинграда. Она жила в Бруклине, недалеко от Брайтон-Бич. Звали ее Татьяна Ивановна Петрова. В своей квартире бывала очень редко- постоянно жила со старшим сыном, в том же здании, двумя этажами выше.
В Манхэттане у нее было много  знакомых, в основном "белоэмигранты". Почти все ее знакомые имели какое то отношение к  балету.

Однажды мы зашли с Татьяной в гости к Мадам Дубровской-бывшей балерине Императорского Мариинского Театра.
Мы сидели в ее роскошной кваритре и пили чай. Неожиданно Мадам Дубровская меня  спросила:
-Владимир,а где Вы работаете?
-Пока нигде.
-Надо работать, голубчик. В Америке все приличные люди работают.
А половым в ресторане Вы смогли бы работать?
- А что я должен делать?
-Обслуживать гостей.
-С большим удовольствием.
- Хорошо,я поговорю со своей подругой, чтобы она Вас взяла на работу в свой ресторан.

Ресторан «Русский Медведь»

Мадам Дубровская обещанное слово сдержала. Вскоре я уже стоял за стойкой бара в ресторане «Русский Медведь». Этого ресторана в Манхэттане больше нет.
Хозяина ресторана звали мистер Тарвид. Судя по фамилии он был латыш, но по какой то таинственной причине он это скрывал и всем говорил, что родился в Голландии. В свое заведение он приходил первым.Садился в баре, наливал себе дозу канадского виски и ждал появления работников.   
С заработком в «Русском Медведе» было срвсем плохо. Ресторан потихоньку умирал. В полупустом зале ходил цыган со скрипкой, за столом сидело несколько гостей.
Я заапомнил тех, кто приходил в бар.
 
Самым  эксцентричным посетителем несомненно был знаменитый американский драматург Теннесси Вильямс. Небольшого роста, элегантно одет и вне всякого сомнения "нетрадиционой ориентации". После третьей-четвертой рюмки он  начинал говорить о  Чехове. Анализ чеховской драматургии Теннесси Вильямса   поражала воображение. Если бы я тогда догадался записать его на диктофон!…  Но не догадался.
К полуночи великий американский драматург напивался до ступора и,пошатываясь, грациозно покидал ресторан. Не забывая, при этом, оставить мне очень щедрые чаевые.
Самой любимой клиенткой мистера Тарвида была старая, неряшливо одетая женщина, похожая на пациентку из сумасшедшего дома.  "Сумасшедшая" говорила на множестве языков, включая  русский. В ресторан она всегда приходила в состоянии начальной алкогольной интоксикации. В баре никогда ничего не заказывала- алкоголь приносила с собой. Напившись до одурения, мадам подходила к мистеру Тарвиду, целовала его в лоб. Потом произносила несколько русских матерных слов и,уходя, громко хлопала дверью.
-Эту старуху обслуживай с особым вниманием, она нас спасла от  Третьей  Мировой Войны.
Наставлял меня мистер Тарвид.
 Потом я узнал, что эта матершинница участвовала в переговорах между президентом Кеннеди и Никитой Хрущевым во время Карибского кризиса.

Почти каждый вечер у двери "Русского Медведя" останавливался роскошный черный лимузин и из него появлялась "Баба Яга" в черных чулках. Точнее "Бабу Ягу" из лимузина выносили. Это была Сара Черчиль- любимая дочь примьер-министра Великобритании. Мадам Черчиль усаживали в баре и процесс её тотального опьянения продолжался дальше.
Мне Сара всегда задавала один и тот же вопрос- 
как я отношусь к Сталину?
Похоже что Иосиф Виссарионович дочери британского премьер-министра был очень симпатичен.


Russian Tearoom
Потом я работал таксистом. Недолго. Устроился на работу в ресторан Russian Tearoom (Русская Чайная). Здесь была уже совершенно другая публика- бродвейские продюсеры,  театральные агенты, кинозвезды. Но не только. 
Однажды в «Русской Чайной» появились две очень необычные посетительницы: дамы почтенных лет, без умолку говорящие между собой сразу на на французском и русском языках.Принимая заказ, я, естественно, обратился к ним по-русски. Они удивленно на меня посмотрели и явно обрадовались:
« Вы из России? Ах как приятно слышать родной язык». Говорили они на старом «дореволюционном языке»,мягко и вежливо. Перед тем как рассчитаться, одна из дам вдруг у меня спросила: « Скажите, милейший, а фамильное имя у Вас какое?
-Лузгин
ответил я.
-Удивительно, но я была уверена, что Ваша фамилия Чегодаев. Вы очень похожи на одного человека.
Прощаясь, она дала мне свою визитную карточку: «Позвоните мне, когда будет время».
-Обязательно.

Через пару дней я ей позвонил :
- Госпожа Кларк, это Владимир Лузгин. Мы с Вами недавно познакомились в «Русской Чайной».
- Да,помню. Спасибо, что позвонили. Приходите в гости.

Так произошло мое знакомство с Ольгой Чегодаевой-Кларк. Позже я узнал, что Ольга родилась в Тифлисе. Ее отец- князь Чубаров был большим сановником на Кавказе. Потом Ольга училась в Смольном Институте Благородных Девиц. Из России Ольга уехала сразу же после революции. В Константинополе она вышла замуж за князя Чегодаева. Вскоре новобрачные перебрались во Францию.  И разошлись. Князь остался в Париже, а  Ольга уехала в Америку. Опять вышла замуж. В этот раз за знаменитого чемпиона мира по шахматам Рауля Капабланку. В 1942 году ее любимый "Капа"умер и Ольга стала вдовой. Через некоторое время  опять вышла замуж. За адмирала Кларка.
Это благодаря ей я смог установить связи с "белоэмигрантами".





В Нью-Йорке в Нижнем Манхаттане есть Арт-центр Орензанц. Здесь я работаю. Уже давно-лет 20, а может больше.
За это время я узнал очень много интересного о истории этого здания.

Когда то Orensanz Center for the Arts был синагогой.
Но когда Нижний Манхаттан заполонили толпы хиппи, было это в 1960-х, синагога Анше Слоним, прекратила свое существование. По той причине, что верующие евреи не могли без омерзения наблюдать секс-сеансы, которые устраивали прямо у Дома Молитвы сторонники «свободной любви», находящиеся в состоянии наркотического дурмана.

В 1985 году здание бывшей синагоги купили два эмигранта из Испании. Художник и профессор социологии.
О них я расскажу дальше. 

В начале ХХ века в синагогу Анше Слоним, кроме верующих евреев, заглядывали и другие евреи. Евреи-революционеры.Покушать кошерных бутербродов и обсудить последние революционные события. Среди жующих особенно выделялся человек со злыми глазами и бородкой « а ля козел». Братья-революционеры его называли Леон Троцкий. Его настоящее имя было Лев Бронштейн.
Леон Троцкий постянно произносил речи.
-Товарищи. Как только мы совершим мировую революцию, мы сразу же перестреляем всех служителей культа-раввинов и попов.
После таких речей двери синагоги Анше Слоним для Льва Бронштейна закрылись навсегда. А вскоре его вообще попросили покинуть Нью-Йорк. По просьбе нью-йоркской еврейской общины. Добравшись до России, он вместе с товарищем Ульяновым (Лениным) организовал в Петербурге пролетарскую революцию, в результате которой погибли сотни тысяч людей. Многие из них были евреи. Потом товарища Троцкого, по приказу Иосифа Джугашвили (Сталина) изгнали из революционной России. А вскоре прорубили  голову ледорубом. Опять же по приказу товарища Сталина.

Некоторое время назад у бывшей синагоги Анше Слоним появился товарищ Ленин. Он стоит на крыше многоэтажного нью-йркского здания. С протянутой рукой.
Каким образом Владимир Ильич смог взгромоздится на крышу этого здания, никто точно не знает.

В июле 2016 года памятник товарищу Ленину с крыши сняли.
Погрузили в контейнер и увезли на свалку истории.
В Нью-Йорке он всем надоел.