Легенда русского спецназа ч. 2

Николай Мринский
На снимке - Народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов пожимает руку капитану Илье Старинову, 1937 г.

Так, разработанная им тогда «угольная мина», очень эффективно использовалась в годы ВОВ. Она маскировалась под кусок угля и подбрасывалась в угольные бункеры паровозов, попадая затем в паровозную топку – взрывалась... 30 декабря 1930 г. - в 4-ом отделе штаба Украинского ВО, готовил партизан-диверсантов, одновременно занимался созданием и совершенствованием диверсионной техники. В 1931 г. работал в школе у Кочегарова и Лисицина в Купянске, в Святошине. Продолжал готовить диверсантов и проводил мероприятия по подготовке к возможной партизанской войне. С марта 1932 г. - начальник разведпункта, литер А Украинского ВО, готовил партизан-диверсантов в Тирасполе. Надо отметить, что подготовка партизанских кадров в стране велась всё время после Гражданской войны. Готовили кадры, как по линии ОГПУ, так и по линии военной разведки. Весной 1930 г. его переводят по службе в систему ГРУ ГШ. В качестве инструктора Старинов преподаёт основы минно-подрывного дела, тактику диверсий и специфику партизанских действий в засекреченных учебных заведениях системы Коминтерна. Среди его слушателей две группы китайцев, поляков, видные деятели зарубежных компартий, в т. ч. француз Андре Марти и итальянец Пальмиро Тольятти. Центральная спецшкола находилась тогда под Москвой, в Балашихе и её начальником был Карл Карлович Вальтер (партийный псевдоним), в дальнейшем прославленный генерал Войска Польского Кароль Сверчевский (1897–1945). В этом учебном заведении И.Г. Старинов и работал преподавателем подрывного дела. Всегда, как и все инструкторы, носил гражданскую одежду. Форму же военного инженера 3 ранга, в петлицах гимнастерки, которой в то время была одна шпала – капитан, всегда содержал в порядке.

В тот период времени Старинов к своему большому сожалению понял, «что подготовка к будущей войне не совершенствуется, а постепенно консервируется». 1932 г. Старинов на учениях в Ленинградском ВО командует партизанской группой, которая десантировалась ночью на парашютах в тыл противника для совершения диверсий на его коммуникациях (кстати, впервые 12 парашютистов с вооружением были выброшены под Воронежем 2 августа 1930 г. – день рождения ВДВ). В ходе учений, при «активном противодействии противника», диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) Старинова успешно минировала десятью минами 10-ти км участок ж/дороги и, пожалуй, впервые было проведено успешное скрытое масштабное минирование штаба условного противника, который располагался в деревне. С марта 1933 г. - сотрудник Старинов в Москве - в составе одного из отделов ГРУ при Генштабе Красной Армии. В сентябре 1933 г. Илья Григорьевич поступил на учёбу в Военно-транспортную академию РККА имени Л.М. Кагановича. Еще в 1929 г. Старинов познакомился с Карбышевым, который в 1934 г. занимал должность начальника кафедры академии им. Фрунзе. После разговора со Стариновым о минах различного назначения, массовое изготовление которых он предлагал, Д.М. Карбышев рекомендовал ему написать на эту тему диссертацию. В мае 1935 г. после окончания ж/д факультета академии, Илья Григорьевич был назначен заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московский. Встречал и сопровождал высокопоставленных лиц: К. Е. Ворошилова, В.К. Блюхера, Б. М. Шапошникова, М. Н. Тухачевского, В. М. Примакова. Жил в Ленинграде, по совместительству преподавал технику заграждений на дорогах в Военно-транспортном институте.

Однажды Старинов отважился поговорить с М.Н. Тухачевским о подготовке к партизанской войне и продемонстрировал простейший минный замыкатель, изготовленный из спичечного коробка (его актуальность не утрачена и сегодня). Тухачевский разговор не поддержал, воевать предполагалось на чужой территории крупными воинскими соединениями... «Я наверняка погиб бы, так как работал под руководством И.Э. Якира, Я.К. Берзина, сопровождал Тухачевского и Примакова, которые были объявлены врагами народа и расстреляны. Мне повезло», - писал позже И.Г. Старинов. В ноябре 1936 г. его отозвали в распоряжение Разведуправления и после инструктажа и небольшой подготовки, в том числе языковой, отправили советником в Испанию. Там Илье Григорьевичу предстояло на практике проверить свои теории и методы ведения диверсионной войны. Идея Старинова была проста, как всё гениальное. Основное напряжение во время войны, конечно, происходит на линии соприкосновения противоборствующих сторон. Но длительность этого напряжения зависит, помимо морального фактора, от своевременного обеспечения воюющих частей всем необходимым. Действовать в прифронтовой полосе ДРГ затруднительно: высокая плотность войск и круглосуточное боевое охранение. Другое дело растянутые коммуникации противника. Организовать их эффективную охрану не реально в принципе. К тому же службу в тыловых частях несет менее боеспособный контингент. Хорошо организованная и координируемая из центра диверсионная деятельность может в значительной степени парализовать транспортную сеть противника и отвлечь на её охрану боеспособные части с фронта. И.Г. Старинов непосредственно подчинялся Я. К. Берзину и его заместителям Р. Я. Малиновскому, К. А. Мерецкову, Г. М. Штерну.

Переводчица - А.К. Обручева, там в Испании - стала его женой. Испанцы называли Анну Старинову – «Луизой». В декабре 1936 г. Илья Григорьевич (кличка «Вольф», но в книге он указывает «Рудольф», на испанский манер – «Родольфо») вместе с подготовленной им ДРГ в армии республиканцев впервые вышел на боевое задание. В ходе операции между городами Теруэль и Калатаюдом были разрушены автомобильный и железнодорожный мост, выведена из строя линия связи. После каждого выхода И.Г. Старинов тщательно анализирует работу техники, причины успеха и неудач. Постоянно идёт процесс совершенствования мин. Из купленных на личное жалование нескольких карманных часов Старинов изготавливает мины замедленного действия. Под Хаеном в ряды отряда подрывников влились бойцы из состава одной из интербригад. Хаен - главный город одноимённой провинции. Он лежит в 92 км на восток от Кордовы, на высоте 549 м у реки Гвадальбуллона, живописно раскинувшись у подошвы и по северо-восточному склону горы Монте-Хабалкуц, вершину которой венчает и теперь ещё служащая крепостью мавританская цитадель. Советник Старинов быстро нарастил численность отряда и, после соответствующей подготовки, в тыл противника одновременно стали выходить по несколько ДРГ. Для отрыва от преследования противником группы применяли гранаты с замедленным действием (и сегодня пути отхода разведгруппы с места засады, диверсии, при необходимости минируются). В тылу врага Старинов стал создавать базы, на которых складировался запас ВВ и мин. Группы уходили в тыл налегке, что сохраняло физические силы бойцов и позволяло выполнять несколько боевых задач за один выход. Очень скоро на солдат и офицеров армии Франко имя Рудольфо (Родольфо) начинает наводить ужас.

Сказать, что враги ненавидели Родольфо - не сказать ничего. Лучшие специалисты-подрывники противника разбирались во взрывных устройствах Старинова, пытаясь понять его приёмы и найти противоядие. Вот только советский диверсант всегда уходил на шаг вперёд. Ученики Родольфо работали невероятно быстро. Им хватало одной – двух минут до появления поезда, чтобы заминировать пути, буквально только что проверенные вражеским патрулём. За время испанской командировки, продолжавшейся около года, им были спланированы и осуществлены около 200 диверсий, стоивших противнику многих сотен жизней солдат и офицеров. В феврале 1937 г. в нескольких км от крупного железнодорожного узла Кордова ДРГ Родольфо взяла в плен двух молодых солдат франкистской армии. Пленные согласились помочь и вывели группу к участку ж/дороги у поворота, где путь проходил по обрыву. Под наружный рельс полотна диверсанты установили две мины и, заложив все имевшиеся запасы взрывчатки, дождались появления крупного эшелона. Поезд вёз штаб итальянской авиадивизии, посланной Муссолини на помощь армии Франко. Итальянские асы в полном составе отправились к праотцам. Это событие вызвало большой резонанс. Взять интервью к минёрам приехали журналисты Михаил Кольцов и Илья Эренбург. 23 марта в газете «Правда» появилась статья Эренбурга об этом событии, в которой Старинов, по понятным причинам, остался в тени - знали только посвященные. С людьми отряда Старинова познакомился также в то время фронтовой корреспондент Э. Хемингуэй, который принял участие в нескольких рейдах в тыл противника. Впоследствии он написал свой знаменитый роман «По ком звонит колокол» (1940), где правдиво, хоть и с небольшим налётом патетики, описал действие ДРГ в тылу противника.

В этом романе Хемингуэй отразил также много точных наблюдений, характеризующих морально-психологический климат войны. Спустя некоторое время был уничтожен эшелон с отборной марокканской конницей, гордостью армии Франко. Являясь организатором и, участвуя в исполнении уникальных диверсионных актов, Старинов действовал поистине виртуозно. Однажды мину изготовили из обычной шины, не привлекающей внимания охраны. На участке Пеньярроя-Кордова паровоз, тянущий состав с боеприпасами, зацепил шину и втащил её в туннель. Раздался мощный взрыв. Боеприпасы рвались несколько часов подряд. Важнейшая транспортная артерии франкистов была выведена из строя на несколько дней. В условиях дефицита штатных мин Старинов много внимания уделял изготовлению мин из подручных средств, так называемых мин-сюрпризов. В Испании он изобрёл и изготовил малые магнитные мины для подрыва цистерн с горючим. Их внешний вид с тех пор почти не изменился. В другой раз перед диверсантами была поставлена задача взорвать стену монастыря, который мятежники превратили в неприступную крепость. Но как? И тут Родольфо вспомнил про легендарного Троянского коня. На следующий день у стен монастыря появился бесхозный мул, мирно щипавший траву. Осаждённые решили, что скотина им в хозяйстве пригодится, и, сделав вылазку, забрали его себе. Убедившись, что приманка работает, Родольфо через день выпустил ещё одного мула, якобы убежавшего от республиканцев. На сей раз животное было навьючено поклажей. Мятежники вновь поспешили прибрать добычу к рукам. Вот только поклажа мула была ничем иным, как изрядным запасом взрывчатки. Как только мул оказался внутри, бомбу привели в действие. Разрушения оказались таковы, что мятежники вскоре капитулировали.

Продолжение следует в части  3              http://www.proza.ru/2017/04/14/2374