Духовное родство семьи - путь к спасению

Ольга Майер
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в своей книге «Воспитание масс» пишет, что человек массы – это индивид без каких-либо достоинств и способностей, заурядный, серый, безразличный ко всему, невзрачный и, главное, ничуть не опечаленный своей посредственностью и бездуховностью, а жизнь его похожа на бессмысленную сутолоку. Откуда же взялся этот «серый индивид»? Кто может помочь человеку подняться над бессмысленным существованием? Кто? - Семья!

Мы порой и не замечаем, как нами в жизни управляют два простых слова – дом, семья. Именно здесь закладываются основы добра, развиваются способности и открываются таланты. Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, и так важно, чтобы первые уроки жизни преподнесли ребёнку любящие мать и отец.

В Первом Послании Апостола Петра выражен христианский взгляд на семью: Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям (1 Пет. 3, 1). Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни (1 Пет. 3, 7). Хорошая жена – любящая жена, а муж должен быть «тружеником и молитвенником», должен «делами и словами насаждать в доме благочестие».

Образ отца во все времена формировал в сознании детей представление о кормильце семьи и защитнике, который своими поступками подтверждал моральные принципы, культивируемые в семье, а женщина-мать, умудрявшаяся сочетать в себе «мужественную стойкость» (по выражению старца Паисия Святогорца) и «немощный сосуд» (по словам Апостола Петра) была воплощением сострадания, понимания и ласковой доброты. Русский философ Иван Ильин писал, что с незапамятных времён православную женщину изображают как «существо чувствительное, сострадательное, сердечное, целомудренное, робкое, с глубокими религиозными убеждениями, упорным терпением и в известной мере подчинённой мужчине; она любит, она служит, она страдает, она уступает».

Духовное родство родителей и детей, общие моральные принципы и ценности, традиции, которые формирует религия, - основа воспитания детей в семье. «Семя веры, брошенное в детскую душу, живёт в душе человека в течение всей жизни», - писал Ф.М.Достоевский. Действительно, только то прочно и надёжно в человеке, что вошло в сознание в раннем детстве.

Вспомните русскую пляску Наташи Ростовой в охотничьем домике её дядюшки. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух?..» – восклицает Л.Н.Толстой. Откуда?! Из своей семьи! Этот эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» заставляет задуматься о воспитании в семье Ростовых, где дети учились у родителей жить «умом сердца», учились жить по совести. И не случайно любимыми героями писателя стали не яркие и честолюбивые личности, вроде Андрея Болконского и Пьера Безухова, а крепко стоящие на «родной почве» Наташа Ростова и её брат Николай, являющиеся носителями традиций и морали своего народа, воспитанные в духовном родстве.

Святитель Иоанн Златоуст сравнил семью с крепким гнездом, в котором родители терпеливо и с любовью вскармливают птенцов своих для того, чтобы, окрепнув и обретя силу, птенцы научились летать сами. Родительская любовь рождает в ребёнке ответную любовь. Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Матф. 7, 17).

В семье, скреплённой духовным родством, видел спасение для "заблудшего человечества" и русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В романе «Господа Головлёвы» писатель показал, что без духовной связи семья, парализованная ощущением пустоты и отчуждённости, обречена на гибель. Головлёво, превратившееся в своеобразный фамильный склеп, стало символом той участи, которой не избежать человечеству, если оно предаст забвению духовное родство.

Каждый из нас по собственному жизненному опыту знает, как порой долог и труден путь к пониманию человека, даже самого родного и близкого нам – «пуд соли надо съесть», предупреждает народная мудрость. А любить – разве это легко и просто? Любовь - это труд души! Но наградой за этот каждодневный кропотливый труд будет крепкая семья, которая в Православии понимается как «путь ко Спасению».