Картинки детства. Рыбалка

Елена Бездудная
          Картинки из детства настолько врезались в память,…  кажется, что все это  было вчера….

          Жили  мы тогда  в селе Урейск, Читинской области, и было мне около десяти лет. В то время Урейск тянулся почти что одной длинной улицей вдоль сопки,  и лишь кое-где на пологой части склона стали появляться отдельные дома, начиная образовывать вторую улицу.

          Напротив нашего дома, сразу за дорогой спускался обрыв метра полтора - два в высоту, склон которого летом покрывался могучими зарослями жгучей крапивы, чуть ли не в мой рост. До этого обрыва, бывало, разливалась речка Акшинка, в  обычное время ее можно было перейти по колено в воде. Речка небольшая, но быстрая и очень холодная. Купаться детвора рисковала только в небольшом заливчике. Воды там было нам по пояс, и, из-за отсутствия течения, она больше, чем в основном русле, прогревалась солнцем.

           В этом же заливчике мы и рыбачили.
           У ребятни часто удочки были простейшие: леска – крепкая черная нитка, удилище – длинная, ровная ветка вербы, грузило – камешек, поплавок – сухая палочка и только крючок – магазинный.  И ловили…, даже на такую удочку, пескарей, гольянов….

           Правда, мой  отец, и старший брат рыбачили, леска в доме водилась. Так что у меня и леска была нормальная, да и на грузило я могла взять кусочек свинца; отец сам отливал грузила для своего спиннинга и удочек.
           Сидишь вот так на берегу… в компании нескольких девчонок и мальчишек с удочками  и напряженно всматриваешься: не колыхнется ли палочка-поплавок.
           Вот палочка чуть дрогнула, пустив по спокойной воде расходящиеся круги,  потом еще, потом ее повело в сторону, а то и затянуло  под воду…. Тут уже не зевай, тяни, и… серебристая рыбешка уже лежит на траве. А друзья интересуются: - Ну, кто “писарь” (пескарь)?  Нет, “галя” (гольян)

           Если мой улов составлял несколько штук, то ими обедала наша кошка. Но,  бывало, что я приносила десяток – другой рыбешек, тогда бабушка жарила их, подсушив почти как сухарики, а потом целиком с головой и костями  засунешь такую рыбку себе в рот… и хрустишь…. Объедение.

          Ребята постарше ловили хариусов. Для этого нужны были только удилище, леска и крючок с насаженным на него скачком (так мы называли кузнечиков).  Нужно было идти по берегу против течения и держать удочку так,  чтобы наживка скользила по поверхности воды. Хариус замечает, хватает, а дальше уже дело техники рыбака.

           Мало у кого были спиннинги. Однажды я увидела, как взрослый парень идет вот так по берегу  с удочкой,  а в воде серебристой рыбкой мелькает блесна. Подошла, поинтересовалась….  Оказывается, он, таким образом, поймал уже несколько ленков.  Я решила, почему бы не попробовать….
           Взяла у отца блесну, привязала к леске и пошла по берегу как тот парень. И, надо же, вскоре клюнул и поймался приличный ленок. От радости я даже удочку бросила и помчалась домой хвастаться уловом.

           Моя рыбалка, конечно, была больше баловством, приятным времяпровождением на природе, на свежем воздухе с друзьями. Бывало, что с собой мы захватывали кусок хлеба, огурец, яйцо или еще что, и получался пикник, как теперь бы сказали.

            Вот отец и старший брат ловили уже серьезно.  Бывало на мотоцикле или на машине уезжали на реку Онон и привозили ленков и больших тайменей. Однажды отец поймал такого огромного тайменя, что, когда его положили на стол, то голова торчала с одной стороны, а хвост свешивался с другой…..  Попался как-то ленок – огромный, даже зеленоватый, видимо от старости….

            Для ночной рыбалки со спиннингом часто использовали не блесну, а мышку. Отец сам делал таких мышек. Из куска старого спасательного круга
вырезал заготовку, обшивал беличьей шкуркой и прикреплял якорь из трех спаянных больших крючков.  Пока якоря еще на мышке не было, я могла поиграть ею с нашей кошкой. И она, и я проделывали это с большим удовольствием.

             Иногда отец брал меня  с собой на рыбалку. Помню…, поехали вечером на Онон ловить на мышку (на мышей таймени обычно охотятся по ночам).  В тот раз таймени были хитрее, и мы остались с пустыми руками,  но на берегу расположились знакомые отца. У них рыбалка оказалась удачнее….  Над костром висело ведро, в нем ложкой было не провернуть от кусков рыбы,  и уже вместе с дымком  чувствовался  неповторимый аромат ухи. Мы подошли вовремя. Уха была готова, и нас угостили. Скорее всего, более вкусной ухи я никогда больше не пробовала….

              Много лет спустя, уже живя в Ростове, я попала на рыбалку,  но такого удовольствия как в детстве уже не было….   
06.04.2017