Время, что ты сделало с нами

Тамара 77
Время, что ты делаешь с нами…..

Старый и больной, одинокий он сидел на ступеньках  крыльца, курил и размышлял о своей  жизни.  Вспоминал прожитые годы, своё тяжёлое детство. Ему досталась не лёгкая жизнь, но он не роптал. В душе он считал, что прожил счастливую жизнь с любимой  женой.  Но три года, как  овдовел. Дети разъехались, у них своя жизнь.  Дочь звала к себе, но он отказался. Здесь его корни и менять под старость место жительство он не хотел. Дом, в котором он жил, был построен его отцом, ещё до войны. 

Он вспоминал свое детство. Жили они в большом сибирском селе. Семья у них была большая, четверо детей. Он, Шурка был самым младшим.  Отец работал трактористом, мать трудилась на ферме дояркой.  Старший брат  в городе, учился в ремесленном училище на тракториста. Сестра и брат учились в школе, а ему исполнилось три года, когда началась война.  Брата и отца забрали с первых дней войны на защиту Родины. Мать осталась одна с тремя ребятишками. Первые годы, как отец с братом ушли на фронт, он не помнил, малой ещё был. А вот как пришли похоронки, вначале на брата, а через какое-то время на отца,  он это хорошо  запомнил.  Ему уже было пять лет. Помнит, как мать рвала на себе волосы и кричала на всю деревню, кляла фашистов. Старшая сестра и брат успокаивали её, он тоже , испугавшись от её рёва, жался к ней и гладил по голове, как маленькую.

Запомнил, как по весне собирали крапиву и дикий щавель, а мать варила им похлёбку, добавив к этим травам картошку. Жили голодно, но дружно. Весной все выходили с лопатами и копали огород. Шурка, как мог, тоже помогал. Бросал картошку в лунке, собирал для печки  ветки и щепки.  Со старшими ребятами ходил на речку рыбачить. Корову им пришлось продать ещё в начале войны. Некому было заготовлять сено. Мать работала с утра и до ночи. Теперь, кроме фермы их ещё заставляли работать на току, нужно было сушить зерно, чтоб оно не загорелось.  А весной на быках женщины пахали колхозные поля.  Поэтому всю домашнюю работу  поручали подросткам.  Мужчин в селе почти не было. Оставались только больные и старики.  Но село жило, также  выращивали овощи и зерно, на свинофермах  росли кабанчики, в телятниках подрастал молодняк. Стадо колхозных коров паслись  за деревней на лугах. 

Вся страна  - города и, деревни жили под одним лозунгом: « Всё для фронта, всё для победы». Каждый день от правления колхоза отправлялись обозы в город.  Везли мясо, овощи, зерно. При колхозе был небольшой молочный заводик, там колхозное молоко перерабатывали  в масло и тоже везли  в заготконтору. По вечерам слушали радио, все ждали, когда же закончится эта ненавистная война. Шурка вместе со всеми ждал  долгожданный победы.  Наступил 1945 год. Он со старшим братом, который заканчивал семилетку, ходил в школу на ёлку. В наступившем году он должен был пойти в школу.  Мать часто рассказывала ему об отце, каким он был хорошим трактористом. Его уважали на  селе и часто выдавали премии. Шурка, слушая рассказ матери, про себя решил, что тоже будет трактористом.

В мае, наконец-то пришла долгожданная победа, а осенью он пошёл в школу.  С фронта вернулись, оставшиеся в живых  фронтовики.  Женщинам наступило , хоть и маленькое, но облегчение. Теперь мать стала возвращаться с работы чуть пораньше. Александр Иванович, так окунулся в своё прошлое, что не услышал, как к нему во двор зашёл сосед. « Что, Иванович всё  куришь, небо коптишь?- задал ему вопрос сосед».  « Да вот думаю о своей жизни, вроде  ещё недавно был пацаном, а гляди уж  и старым пнём стал, - ответил он соседу». Сосед тоже присел на ступеньку и закурил.  « Да, вон какие дела происходят, мы с тобой уж и Советскую власть пережили. Перестройку Горбачёва, будь она не ладная, вот  и в капитализм  окунулись. А жизнь- то наша не улучшилась, какой совхоз развалили. Вспомни, Иванович как  мы в колхозе жили, все работали, хлеб растили,  новый свиной комплекс  построили, коровник, телятник. А  какую для детишек школу, детский садик построили.  А ведь всё закрыли. Дети за восемь километров  должны от дома учиться. Работы нет, молодые все разъехались.  Разве мы о такой жизни с тобой мечтали?» Сосед замолчал. Каждый углубился в свои воспоминания.
Жизнь действительно сильно изменилась. В деревне остались только старые и алкаши, но они были чужаками в селе.  В городе тоже происходили большие перемены, закрывались предприятия, работы не было, многие запили с тоски по прошлой жизни. От безденежья  люди уезжали в деревни, в надежде на лучшую жизнь, а здесь была та же картина, работы тоже не было.  От отчаянья приезжие вновь запивали.  Некоторые, ещё шустрые жители, занялись самогоноварением.  Покупателей было достаточно. Вот так и жила деревня. Зарастали, некогда плодородные земли бурьяном, сенокос  зарастал кустарником. Когда-то жилые дома, стояли с заколоченными окнами.  Во время войны такого не было. В некоторых домах на лето  селились дачники.  Летом было веселее, а зимой, когда сугробы были выше крыши домов, было совсем тоскливо. Вот тогда, откопав  дорожку до калитки, попив чая можно было вспоминать  прошлую жизнь. Как говорят, переписывать заново. 

А  жизнь у Шурки была насыщенной.  Окончив школу, он уехал в город учиться на тракториста. К этому времени старший брат уже жил в городе. Деревенская жизнь его не прельщала. После школы он устроился работать  в шахту. Сестра тоже уехала учиться на воспитателя, а потом по распределению уехала на Украину.  Он остался один у матери.  Она была рада, что тот выбрал  тяжёлый труд хлебороба и остался с ней в деревне.  В душе она его жалела, но оставаться одной под старость не хотела.   Вот так он продолжил династию трактористов.  Городская жизнь его не интересовала, мало простора.  Да и в селе он приметил одну девушку, она была его немного старше, но  его это не смущало.  Маша работала зав. клубом и он каждый вечер её провожал до дома. А жили они в разных концах деревни.  Когда его мать узнала о Маше, в доме разгорелся скандал. Но он настоял на своём, Маша стала его женой.

Первые годы для Маши были кошмаром. Свекровь была ей не довольна. Всё, что она старалась,  делала, свекрови было не по нраву. Но Маша была терпеливой и настойчивой. Она, молчаливо сносила упрёки и продолжала делать по своему.  Муж с утра до вечера был в поле. На своём любимом тракторе.  Она никогда не жаловалась ему на свекровь. Шурка, теперь уже Александр, думал, что мать смерилась с  его выбором.  Радовался, что в доме мир и покой.  Но большие кошмары начались, когда Маша родила своего первенца. Свекровь, как коршун наблюдала за невесткой.  То она не так запеленала, не так купает, кормит грудью тоже не так. Терпение Маши лопнуло. После очередного скандала, она собрала свои пожитки, пелёнки и распашонки сына и ушла к своим родителям.   Родители догадывались, что у дочери проблемы со свекровью. В селе новости быстро передаются по «сарафанному радио». А её свекровь не жалела красок, когда со своими соседками, в очередной раз, обсуждала невестку. Поэтому приход дочери их не удивил.  Мать тяжело вздыхала, а отец  молчал.

Александр,   поздно вечером приехал домой с поля, обычно его встречала Маша. А  на этот раз навстречу ему вышла мать.  Он и раньше догадывался, что в доме что-то происходит. Но Маша успокаивала его, что всё хорошо.  Увидев мать,  её недовольное лицо, он всё понял.   Развернулся и быстро вышел из дома. Мать кричала ему в след, звала, но он даже не оглянулся.  Он, молча, зашагал к дому тёщи.  Александр хорошо знал характер своей матери. В груди у него всё клокотало, но  он уважал свою мать. И обидеть её не посмел.  Тёща встретила  зятя приветливо. Проводила в горницу, а сама стала накрывать на стол.  Маша в это время кормила сына грудью и увидев мужа, обрадовалась.  Александр сразу же приступил  к расспросам, что случилось, почему она ушла к родителям?  Маша заплакала. Он её нежно гладил по голове и плечам.  Ей пришлось рассказать ему всё, что накопилось за долгое время. Потом они пили чай и Александр уверил её, что такого больше не повторится.  Он поговорит с матерью.  Время было позднее.  Ночевать они остались в родительском доме Маши.  Утром, встав пораньше, он заглянул к матери. Она была хмурая и напуганная, что сын останется жить у тёще.  Александр,  с порога приступил к не лёгкому разговору. « Мама, мне Маша всё рассказала. Ты понимаешь, что я её люблю. Я жить без неё не смогу.  Маша на этот раз согласилась вернуться домой, но следующего раза не будет. Если снова будешь допекать её, я уйду вместе с ней».  Мать промолчала, а сын ушёл на работу.

Свекровь,  после этого разговора с сыном, стала покладистей.  Уже не было таких придирок. Жизнь стала налаживаться.  Подрастал сын, жена вышла на работу в клуб. Мать занималась внуком.  Она в нём души не чаяла. Александр вспоминал своего маленького сына. Сын  любил с ним ездить на тракторе. Он рос смышлёным и любознательным.  Потом появилась на свет дочь.  Она была копией своей мамы. Вот уж кого он лелеял и нежил, выполнял все её прихоти.  Но дети выросли. Оба  окончили университет, стали математиками.  Живут в разных городах,  но на дни рождения родителей приезжали исправно.  Да и отпуска проводили в деревне со своими семьями. Сын помогал ему по хозяйству и в огороде. Дочь помогала матери по дому.
Годы, что вы сделали с нами.  Александр вспоминал, каким он был крепким и выносливым.  Во время весенней пахоты и уборочной, спать в сутки приходилось по четыре часа. Но молодой организм не знал усталости.  Вспоминал свою Машу. Какая она была весёлая и певунья. На всех праздниках она исполняла песни   как солистка, а ещё пела в хоре. При ней в клубе было весело, она умела занять молодёжь. А сейчас клуб почти  не открывают.  Уже, будучи на пенсии, она продолжала участвовать в  сельской самодеятельности. А последние годы, когда её ноги отказывались ходить, во время праздников, за ней приезжали на машине и везли в клуб.  Сидя на стуле, перед односельчанами, она исполняла любимые песни.  Александр смахнул с глаз слезу. Как давно это было, а кажется совсем недавно. 
Сосед давно уже ушёл, а он всё сидел и думал о прошлом. Из глубины времени, на него нахлынули воспоминания.  Ему было жалко прошлую жизнь, как же мы не ценили, что имели. Думал, что вечно будет молодым и здоровым. Не думал, что такая у него будет одинокая старость. Два раза в неделю приходила социальный работник, приносила продукты. В доме делала уборку. Рассказывала о сельских новостях. Но они были не утешительными. Дети ему звонили часто, звали к себе, но он не хотел уезжать из дома, который строил его  отец.  На кладбище лежат его мать и жена.  Детям он говорил, что ещё не время.

Приближался вечер, Александр Иванович  поднялся и пошёл в дом.  Там всё напоминало о жене.  На окнах стояли комнатные цветы, это его дорогая Маша их посадила. А он  их бережёт и ухаживает за ними. Они были как бы проводниками между ними. Иногда, когда он их поливал и рыхлил землю, он разговаривал с ними о жене.  Вспоминал, сколько ей пришлось пережить.  По молодости, как и многие мужики, заглядывал на молодух. Хотя лучше Маши  для него не было.  Удивлялся её выдержки, никогда она его ни в чем не  обвинила.  А работа на огороде, весной и осенью ложились на её хрупкие плечи.  Он в это время дневал и ночевал в поле.  Но за пятьдесят прожитых  совместно лет, даже взглядом она не укорила его.  Она жалела его, понимала какая у него тяжёлая работа.  А какая она была хлебосольная и доброжелательная, с утра и до вечера у них был накрыт стол. Без угощения и чая от неё невозможно было уйти.  А теперь всё опустело.  Кроме соседа никто и не заглядывает к нему.

Болезнь к Маше подкралась неожиданно, усилие врачей результата не дали.  Для него это был, как гром среди ясного неба.  Первые дни, после её ухода он вспоминает, как во сне.  Он был убит горем, дети и внуки  как могли, утешали его.  Целыми днями он сидел отрешённый. Никого не слышал и не видел.  Еда не лезла ему в горло. До последних дней, он ухаживал за ней.  Научился готовить,  кормил её из ложечки.  Менял подгузники,  мыл её, делал массаж. Молил Бога, чтоб она  поправилась. Но Бог не услышал его, Жену он потерял. После её ухода, он  потерял интерес к жизни.  Жил на автомате. Улыбался, шутил, а в душе у него всегда была кровавая, не заживающая рана.  Часто  задумывался о смысле жизни.  Задавал  себе вопрос: «  А так ли я жил? За что мне всё это, почему не я первый ушёл из жизни.  Жизнь, почему ты так жестоко со мной обошлась?» Но ответа он не находил.  А жизнь продолжалась. Каждое утро он встречал рассвет, а вечером наблюдал закат солнца.  Летом приезжали дети и внуки.  Всё, как всегда, но уже всё это он проживал один.  Не думал, что свой юбилей, восьмидесятилетие он будет отмечать без своей дорогой  жены….