42-1. О ценностях жизни и отношении к ним

Владимир Фёдорович Власов
42-1.

О ЦЕННОСТЯХ ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИИ К НИМ


На одной из наших бесед с философами зашёл разговор о понимании 57-й главы книги Лаоцзы «Дао-дэ дзин». Но перед этим мудрец Ян Чжу высказал суждение о «Дарах неба».


ДАРЫ НЕБА

Однажды тостом царь гостей на пиру встретил:
- «Нам Небо всё даёт: птиц, рыб - свои щедроты!
Должны благодарить мы за его заботы»!
Все поддержали тост, но юноша заметил:

- «Наш государь, земля и небо порождает
Всю тьму существ лесных, небесных, земноводных,
Но средь созданий этих всё же не бывает
Презренных, высокочтимых иль благородных.

Но тот, родившись, власть над всеми обретает,
Кто сильным и большим, с умом в наш мир явился.
Не потому ж один другого пожирает,
Что кто-то, чтоб быть съеденным, на свет родился.

Для человека разве Небо посылает
В наш мир другие существа, им жизнь давая?
Сам человек себе их в пищу выбирает,
Лишая жизни их, того не сознавая.

Неужто и самих нас Небо породило
Лишь для того, чтоб кровью комаров питали,
Судьба нас в пищу для других определила,
Чтоб волки, тигры тела наши пожирали»?


Услышав это суждение, философы рассмеялись, а я сказал, что может быть, человек имеет право поедать другие существа в силу превосходства своего разума, так как он является самым совершенным существом в природе. И когда речь заходит о сильнейшем существе из всех, живущих на земле, то человек является самым сильным благодаря своим мыслительным способностям.

Ян Чжу согласился с моим доводом и высказал своё суждение о человеке, как о самом настоящем существе в этом мире:

САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ

Однажды спросил кто-то из детей, с Ян Чжу сидящий:
- «Из настоящих всех существ кто - самый настоящий»?
Ян Чжу ответил: «Кто задал вопрос, тот очень умный.
Среди живых существ всех человек - самый разумный,
Но кости, зубы его для защиты не годятся,
И кожа не толста, порезам чтоб сопротивляться,
Не очень скор он, чтоб от опасностей уклоняться,
Нет перьев, шерсти, чтоб от жары, холода спасаться,
Руками голыми он от зверей не защитится,
Ему приходится вещами разными кормиться.
Ему на разум по своей природе нужно полагаться,
На силу не надеяться, чтоб в проигрыше не остаться.
Обычно ценят ум, он жизнь человеку сохраняет,
Поэтому-то человек умный силу презирает.
Он отвергает, в принципе, на вещи нападенье,
Зная, что они находятся не в его владенье,
Он даже телом своим собственным не обладает,
Рождён поскольку, то его в целости сохраняет.
Хоть существуют вещи все, он ими не владеет,
Но и без них не в состоянье в жизни обходиться,
Он на какой-то срок в употребленье их имеет,
Чтоб в этом мире самому какой-то срок продлиться.
Поддержанье в теле жизни есть главное стремленье,
Существованье вещей – главное для прокормленья.
И если тела своего в собственности не имеешь,
То разница есть в том, чем пользуешься, и чем владеешь.
Тот, кто в мире завладеть пытается вещами,
Тот, должен знать, что завладевает и телами,
И в личных целях захвативший тела Поднебесной,
Не сможет долго хранить жизнь в своей форме телесной.
Мудрец лишь, вещи и тела общими хранящий,
Из настоящих всех существ - самый настоящий».

(Продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович