Сердцебиение. 2017

Елена Асеева
Крепость моя, я построю тебя в человеческом сердце.
Антуан Сент Экзюпери





1. ВРЕМЯ

стол. окно. деревья. свет за окном. зима. карандаши. книги. ножницы. старые стулья. сухой букет из полевых цветов. тишина. прекрасный солнечный день.
Я потеряла зрение. Я боялась не успеть.  Многие старые  работы затопила вода - приклеились, заплесневели, уничтожены. Даже без моего участия. Да и все равно уже.

успокойся. все остальное тебя не касается. это мир. тебя нет в нем. деревья на уровне глаз. соловьи по ночам. снег с балкона - только это засчитывается. стол у окна в школе, в Гарварде, в Афганистане. Свет и стол у окна.
Все, что у меня осталось.
Что у нее осталось? Воспоминания? Нет, они стерлись.
Кошки гуляют по желтой траве, сорока в небе, линии проводов и желтое солнце.
Я так просила умереть, а Господь меня оставлял и оставлял. 
время. времени больше нет. его никогда не было. были разные задания, которые то проваливала, то проходила. иногда мне засчитывали. за бесстрашие. или за терпение. очень много предавала. и вот пытаюсь себя собрать. сердце уже не бьется. его больше не существует. жить с несуществующим сердцем и остаться человеком. это была такая странная задача на оставшийся срок жизни.
"Чин Иерархии требует, чтобы одни очищались, другие очищали; одни просвещались, другие просвещали; одни совершенствовались, другие совершенствовали, каждый, сколько ему возможно, подражая Богу."

В 1934 г. был законодательно запрещен гомосексуализм, узаконенный в первые годы революции; в 1936 г. введен запрет на аборты. Была запрещена проституция, а также некрофилия, зоофилия. В 1943 году был создан АСД. Эликсир Сталина.
Четвертый Крестовый поход. 1204 год. Венецианцы вместо Египта высадили крестоносцев у  Константинополя.
Моя любимая работа - рисовать. У меня никогда не было времени на любимую работу. Мне за любимую работу платили деньги три раза. Меня всегда упрекали за любимую работу. Когда я делала любимую работу мне не было холодно, у меня работало все тело, в меня поступала энергия. Я больше не хотела умереть, когда делала свою любимую работу.

Я всю жизнь собираю минуты для этого.

Я плачу за каждую минуту своей любимой работы.

Женщина-ангел. Женщина-воин. Женщина-ребенок.

Времени нет. Мэри Поппинс. 

Моя любимая работа дает мне дышать.

"Завидуешь?  Вот и нет у тебя дерзновения. "

Время - возможность вернуться.


2. ПЕРЕХОД

С трудом все дается. С трудом получается быть внутри, но при этом находится в жизни. 
все возвращается назад. и времени на вторую попытку, на пробу, на тренировку уже нет.  есть время сделать выстрел и убежать, пока будут гнаться.
не обращай внимания. Господь с тобою.
здесь была Византия. Это не то, что мы ее придумали, - она здесь была, и мы ее наследники. Мы возвращаем себе наше наследство.
успею ли я нарисовать что-нибудь...
«Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю. Его последователи посылаются в мир не просто знать, верить, сделать из Его имени профессию, мечтать – но действовать». Из духовного дневника св. Царицы-Мученицы Александры.
память о том, что внутри. снег за окном. деревня. дым из трубы. забыть. купить доски. только небо надо головой и два квадратных метра по ногами.
Отдали ключи от дома. Дерево в окне. Я это помню. Сад напротив. Пью кофе и смотрю на дерево во дворе. Крыши и снег. То ли мечта, то ли реальность.
Стамбул стал городом моего сердца, потому что там были море, горы, лодки, запах, ароматы Ближнего Востока и Европы одновременно, специи, лики и мозаики, крыши, чайки, тучи, небо, бухта, острова, – в нем было все, что мне нужно. Я мечтала, что поселюсь там.
А о каком внутреннем человеке идет речь, если я не могу победить даже внешнего?
Мой первый дом.
Волнообразное пространство. Искривление, но не излом. Принцип авангарда. Русского. Распад, а потом соединение. Искривление внутреннее  без изменения внешней формы. Раздутие, уменьшение, кручение, растяжение в пределах формы. Для чего? Для того, чтобы передать ту реальность, которая есть на самом деле.
Пакибытие. О золотом городе.
Который есть.
Чудеса Константинополя.
Однажды я встретила новый год в бухте Золотой Рог.
Переход - быть готовым узнать то, что есть.


3. ЛЕТЯЩИЙ

успокойся...

Господь дал время рисовать - оно есть. я его выпросила. дыры от снарядов  залатывай  ветром. у тебя есть время рисовать ангелов. пусть за окном крики, злость, зависть, суета, - тебя это не касается. пусть звонит телефон - не поднимай трубку. пусть тебе говорят все, что угодно: не оборачивайся.
я рисую кружащихся служителей Одигитрии, рисую ангелов, рисую мой город. мне очень плохо. мне очень хорошо. у меня есть Псалтырь, день, вечер. У меня есть один час. Это очень много.
"Посвящённая традиционной для православия аскетической практике «умного делания» и Иисусовой молитвы книга «На горах Кавказа» была издана в 1907 году по благословению игумена Варсонофия Оптинского, затем в 1910 году была переиздана на средства Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, и наконец, в 1912 году вышла в третий раз в Киево-Печерской Лавре огромным для того времени десятитысячным тиражом."
Это свет разрезающий мою жизнь и достающий заплаканную ее, которая ждет на глубине темного-темного колодца. Я никогда не расставалась с тобой.
Мне плохо.
У меня  всего один час.
И это обнуляет все.
"Книгу «На горах Кавказа» через шесть лет после её выхода Синод приказал по всем монастырям изымать и уничтожать. Её автор схимонах Иларион реагировал на это известие так: «Вот это дело! Вечным огнём, если не покаются, будут жегомы те, кто дерзнул на сие. Боже наш! Какое ослепление и бесстрашие! Ведь там прославлено имя Бога нашего Иисуса Христа… Там в книге всё Евангелие и всё Божественное Откровение, учение Отцов Церкви и подробное разъяснение об Иисусовой молитве… Ангели поют на небеси превеликое Имя Твое, Иисусе, а монахи, о ужас, сожгли яко вещь нестерпимую. Без содрогания нельзя сего вспомнить."
Главный женский монастырь Константинополя назывался Одигон, от греческого слова Одыгос - путеводитель (греч. ;;;;;;). Отсюда и названия иконы - Одигитрия.
Люби мир. Не беги за миром.
Летящий - тот, кто способен подняться над миром и удержаться.


4. ШЕСТВИЕ

сегодня солнце. был мороз. а теперь его нет. было страшно и тихо, но потихоньку начала звучать музыка.
у меня все хорошо. я все успею. я за все благодарна. я видела свет. я видела тьму. я пишу. я все успею. потому что утро и солнце.
идут люди. несут образа. несут ризу. несут иконы. идут к морю. идут внутри. идут в небо. смотрят в небо невидящими глазами. один за другим отталкиваются и взлетают.
Найти себя, значит найти любовь.
Он берет меня за руку и выводит. Ты не обязана ничего делать.
“Его сердце разрывалось скорее от ненависти, чем от любви к людям”, — пишет Фриц Радец в своей книге “Карл Маркс”.
"Великой Княжне Татьяне Николаевне принадлежали: 7 английских и 17 русских книг, а именно: Молитвенное правило готовящимся к Святому Причастию, Благодеяние Богоматери, Часослов, Письма о христианской жизни, О терпении скорбей, Житие и чудеса Св. Симеона Верхотурского, Житие Преподобного Серафима Саровского, Акафист Богородице, Двенадцать Евангелий, Моя жизнь во Христе, Утешение в смерти близких сердцу. Сборник благоговейных чтений, Беседы о страданиях Филарета, Канон Великого Андрея Критского, Сборник служб, молитв и песнопения; Чистякова, История Петра Великого; Чарской, Смелая жизнь."
Господь мой любимый друг. Он просит меня не суетиться, не прыгать из стороны в сторону, ничего не ждать. Он все для меня давно решил.
С моего рождения.
Шествие - люди несут образ, который несет их.


5. ВСЕЛЕННАЯ

папа умер.

Я свидетельница на вашей свадьбе. Я вас отпускаю.

Я отпускаю тебя, мама. Ты теперь не одна.

Мой ангел спустившийся с неба.
Когда у меня забрали тряпичное сердце, а вложили каменное? Две машины разбиты в смятку.
Тогда, в мае, когда дьявол забрал меня, чтобы поиздеваться. Но я выползла. Но сердце мне не вернули. Лишь на какие-то мгновения оно возвращается.
Ну, вот и все. Папа лежит. Мы едем на машине, в катафалке. Он красивый и как будто меня целует. Третье апреля. Я все это знала. Я знала, что так будет. И не знала. Он в военной форме, обед, отпевание. Последнее шоу папы. Я удивляюсь тому, как пишутся на небесах сценарии.
Виноградники. Наша желтая гора. Вот и ты стала особым местом.
Геленджик. Город ангелов.
Я так побита, что не знаю, как вставать.
Дай мне рисовать.
Спасибо тебе папочка для подставки для икон, за деньги.
Ты ждал меня. А я любила маму.
Господи, дай мне вернуться. Без наглости, самодовольства, хулы, похоти, вранья. Моя мама любила меня такой.
Папа все время разговаривал с кем-то. Кричал. Сначала я их слушала, потом перестала обращать внимание. Я не знала, что делать. И мы просто уехали и стали жить одни. За месяц до его смерти. Ему постоянна снилась женщина, в каком-то подполе, она звала его, это была не мама. А на свое день рождения приснилась мама длинноволосая, на поле из цветов,  с красивой заколкой на голове. И ему одела венок из цветов. Вокруг было поле и стоял храм. И папа впервые в жизни подготовился к Причастию, прочитал все молитвы и два раза причастился. И все как спало с него , он стал каким-то спокойным и блаженным. Он вкусил Царства. Они - в венцах.

Что ему сказали?

Космическая музыка. Советская фантастика. Все было слишком близко к объяснению, поэтому страна и была уничтожена. Но во всем есть воля Божия.  И в том, что сейчас происходит. Чистота, быть кристаллом, невозмутимым. Ничто не повредит мне, ибо со мной Господь, который меня спас и спасает.
"Проси у Бога, чтобы Он отнял у тебя все, что питает твое самолюбие, хотя бы это было для тебя очень горько."

Вселенная - то, что нам сниться.


6. МОСТ
работать в художественном институте имени Гарсиа Лорки и получать зарплату в солнечных зайчиках. делать то, что кому-то нужно. или не нужно. пытаться любить, когда знаешь, что давно на это не способна. играть роль. принимать солнечный свет, который дается просто так. 
забвение - это предательство? печаль - это предательство? страх - это предательство?

я хочу все забыть: свое имя, свое лицо, тело. тех, кто мне звонил сегодня. то, что был экзамен. разочарование и грусть. мое отчаяние. мое отчаяние. мои картинки в слезах.

я хочу помнить: тепло мира и его голоса, его обнимающую музыку и ласку, которой в постоянной борьбе уже не помнишь. эта теплота пришла ко мне за несколько дней до смерти мамы. так, когда ты прогулял уроки, поешь песни весне на улице и ешь мороженое. у тебя короткая юбка, мамина куртка и длинные ноги. и жизнь, где ты посередине.

я хотела вернуться. в место. в тело. во время.
я скучала по себе, кто-то внутри скучал по ней. 
много ходить. много рисовать. мало спать. 
я вспоминаю квартирку, где мы жили с мамой возле института онкологии. Как ходили по снегу. Как ходили в церковь. Как ходили на Крещение. Я смотрю на ее фотографию, и все становится на место. Ярость, гнев, обида, саможаление - все уходит.

грею ноги на солнце. записалась на прием к хирургу. что еще. то ли спешу, то ли нет. мир. жизнь. я живая. у меня есть жизнь. мне нужно ею правильно распорядиться.
за что мне держаться. краски и кисточки. 
внутри должно становится все свободнее и свободнее. должно появится белое. когда ты чем -то наполнен. я была у святынь Абхазии, в Илоре, в Драндах, у Никиты Бесогона.
 
Храм.

Кисточки. Краски. Мытарства блаженной Феодоры, видения Андрея Юродивого. Данте.
Мост - соединение времен.

7. КУПОЛА

Этот мир есть, он вокруг, но мы не видим его. Иногда получается отслеживать свои и чужие влияния. Только утро все уносит ветром. Мы идем по тонкой веревочке над пропастью.
"До 90-х г. XIV в. на иконах и крестах преподобный Никита Бесогон лупил беса в его обличии, с рогами хвостом. И были найдены нательники, где вместо беса для битья был изображен треугольник - пирамида."
Это прошлое не было моим. Но оно было до нереальности моим. И я была убеждена, что прошлое совсем другое.
вспомнить себя. в тысячный раз. вспомнить желтый и розовый свет, который отрывает от земли. вспомнить синий свет вечернего света за окном библиотеки. вспомнить бегущие поселки за стеклом автобуса. вспомнить то, что я рисовала в шестнадцать лет дарохранительныцы. пытаюсь замолчать, и мне страшно. Я мечусь от страха. Страха чего? Что во мне больше не осталось ничего сильного и светлого, что я не смогу подняться.
Я одна. Я не одна.
Лес. Деревья. Сороки кричат. Нужно делать свое дело.
История Византийской империи. Туника, тавлион, клав, мафорий. Женщины с грустными глазами и перстнями на руках. На персях.
Помогите мне.
Что-то главное в моей жизни осталось недоделанным.
Рисование выкинула из головы. Из-за этого сердце стало кровью и вытекло. Осталась оболочка. То, что должна. Окаменение. Долг. Ненависть, перерастающая в равнодушие.
Такое уже было несколько раз в жизни. Но сегодня меня никтоне будет страховать.
«Славянам нужна новая религия. В марксизме слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут»
а может и будет.
мамочка. Осенние листья. Голые ветки. Легкий дождь, а потом он станет снегом. На слезы нет времени. На мысли нет времени. На тишину нет времени. День состоит из минимум пяти разных частей. Он начинается тобой, Господи. И заканчивается Тобой. Только это меня успокаивает.
Время на Константинополь.
"Узнав о том, что скиты по Черноморскому побережью закрыты, а все духовенство и монашествующие привезены пароходами в Новороссийскую тюрьму, матушка Сергия испросила благословения ехать в Новороссийск и носить передачи арестованным."
Купола - отражения небесных сфер.


8. КОРАБЛИ

солнце. ты выходит , то пропадает.

у меня все хорошо, все хорошо, все хорошо.  странные сны, из которых тяжело выходить.
буду лечится, буду красить волосы, буду печь тортики, буду одевать одежду. ты мне так много дал, Господи. я так беспечно со всем распорядилась.
мне снилась бесконтрольная масса, из другого мира, которая могла превращаться и становиться всем - предметами, людьми, бумагой. темная масса. во сне ее можно было уничтожить только лазером. страшно. я не могла проснуться.
ты мне дал удивительную маму. ты мне дал столько любви. я видела много стран. я осталась в живых, когда все было против этого. меня любили люди. животные. я умею рисовать. у меня есть материалы,  и краски, и место. у меня есть время.
у меня все хорошо. я повторяю это себе, пока не наступила паника. у меня столько всего, что я не верю, что это все мне.
я многое забыла. и наверное уже не буду вспоминать. я оставляю себе шесть функций: рисовать. спать. пить кофе. стараться быть нормальной. научиться любить, если это еще возможно.
воспоминания я уже не ассоциирую с собой. многие вещи мне страшно вспоминать. меня больше нет. есть сегодняшний день.
"Словом Божией правды сражаться с сатаной."
На корабли у пристани. "Балик, балик", - кричат зазывалы. Мы плывем на кораблике. Нам улыбаются чайки.
Острова  Босфора. Сосны, бегущие в море. На повозке с лошадьми по острову. А внизу под полом ресторана - рыбки. Он на тебя смотрит.
Все идет по очень среднему правильному сценарию.
Правда у меня сил нет, но через это надо пройти, Господи.
А книга. Книга моя. Пустыня моя. Океан мой. Храм мой.
Храм мой, который на небесах.
Напишу ли я тебя, нарисую ли.
Император с балкона дворца смотрел на залив и мысли летели за ним. Он не успевал за своим вдохновением. Господь был быстрее.
Дашь ли Ты мне знание и возможность сделать это.
Книга. Стихи. Иконы. Мои мечты.
Геометрия.
Время вспомнить все. Глаза. Зеркала. Разбитое сердце. Оно там разбилось. И ангелы подхватили его. И больше меня не отпускали.
Корабли- остаться в живых.

9. СВИТОК

сегодня будут какие-то скандалы. тебя это не должно затрагивать.

Псалмы царя Давида. Император, смотрящий с площадки дворца на бухту Золотой Рог. Маленький принц.
Не оглядывайся назад. 
Он ищет созидателей, а не разрушителей.  Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло.
"Когда Моисей с евреями прошел сквозь Чермное море, он, обернувшись, увидел в волнах мертвых египтян: тела их всплыли, их стало прибивать к берегу. Моисей от радости запрыгал и захлопал в ладоши. Но услышал глас Божий с неба: «Моше, что ты радуешься? Это дети мои потонули".
не скули. не жалуйся. не смотри. не желай. не думай ни о чем. не плач. всегда останавливайся.
не теряй мгновений.  не оставляй свое дело. не забывай.
"И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней книжный свиток"
держись за веревку. не думай, кто ее держит с другого конца. просто держись.
не предавай. не жалей о прошлом. не мечтай.
"И Он развернул его передо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем "плач, и стон, и горе"
будь прозрачной. не реагируй.
ничего больше не бойся.
дорога открыта. на какое-то время.
"Я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток"
Господи, как все сложно.
Они к тебе не подойдут близко.
Свиток - слова упавшие с неба.


10. БЕЗМОЛВИЕ

Сегодня папе 9 дней.

Мытарства. Ночь не спала и читала девяностый псалом во сне. Просыпалась раз пять. Я не знала, что девять дней сегодня. В день рождения моих сестер.
Папа, если я могу пострадать хоть как-то, дай мне, Господи. Как ты меня спасал и доставал мне антибиотики, когда я маленькая умирала. И мне нужно тебя спасти. Смириться.
Пресвятая Владычица, благодарю Тебя, что позволила мне написать образ Твой.
Завтра заказать панихиду на 10 дней вперед и два молебна. Принести в храм еды.
Господь открыл многое. Для чего?
Юстиниан. Проект. Иконы. Апостол Андрей Первозванный. Все должно соединиться.
Мученическая кончина иногда смывает грехи.
Господи, благодарю Тебя.
"Император Юстиниан сильно страдал физически, так как жестоко поразившая его опухоль колена болями сводила его чуть ли не в гроб. Вследствие этого болезнь императора, достигшая высшей своей силы, преодолела искусство врачей, наблюдавших за ним, и долгое время императору пришлось страдать от этих болей."
Какое-то воспоминание подбирается ко мне. И я его уже почти забыла.
Кухня. Свет. Вокруг мир становится все меньше и меньше.
Наш дом на Кирова. Привязанность к маме. Ожидание папы на обед.
Что в моей жизни забытого. Моя любовь, если она была.
Византия. Как плывущий город на небе над головой. И вижу, и нет.
Небесная музыка. Это и прошлое и будущее. Это время, которого больше нет.
"Чудотворные иконы могут рассматриваться в качестве ключевых персонажей византийской истории. Из православных сказаний о чудесах мы узнаем, что эти иконы воспринимались как живые существа, они могли двигаться, говорить и даже сражаться."
Когда в жизни подходит очень близко лезвие, ты видишь глаза улыбающегося Бога.
И Он держит тебя за руку.
Поэзия и музыка.
Безмолвие - тишина перед концом и началом.

11. ВОЗДУХ

живу. стараюсь не реагировать на происходящее. это картинка перед глазами. суд. безразличие разъедает внутри. невозможно быть внешне безразличным, и внутренне добрым.
я разрушила свой внутренний мир. я позволила ему разрушиться. месяцы отчаяния и депрессии обнуляют все. начинать жить с нуля уже невозможно. я старалась залатать хотя бы большие пробоины и начать действовать.
на улице серый день. море. я так мечтала путешествовать. я путешествую в голове.
любовь - это такой ответ на все. это обезболивающее. это скорлупа. это кокон. это розовый шар. это единение с Творцом. это нулевой градус. это то, что посередине. когда большая семья, все тебя любят, ты все время в теплом свете. очень страшное одиночество. когда я вижу его в других. это больно.
Я видела ад. Был сон после Абхазии. Первый, и надеюсь последний в моей жизни. Там печь в центре у ядра Земли, где постоянно гремит гул взрывов и все трясется. Там искусственное солнце. Там подведено искусственное питание. Там мечтают взорвать Вселенную и готовятся к этому. Там высокие дома. Там многое искусственно внушается как удовольствие. Это конец всего. Там была я.
папе 40 дней. вот и все, папа. расплакалась на панихиде - накопилось.
такие красивые майские облака. лес, который дышит. Рай, подаренный мне напоследок.
Я хочу очень много работать. Помоги мне, Господи.
Быть нужной своим талантом.
Похудеть. Повысить самооценку. Помириться со всеми.
Жить. Как-то.
девочка и дельфин.
Я люблю тебя. Больше жизни. Помоги мне встать.
Господь знает, как своих спасти.
Воздух - магистрали скользящих ангелов

12. ЛЕСТНИЦА

Мои детские сны. Песенки. Страх потери. Снег за окном. Чтобы бездна отошла.
Мама родила меня, чтобы кто-то ее любил больше жизни.
"Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе".
снова срываться на новое место. осматриваться. вспоминать свое имя. привыкать к виду из окна. начинать слушать шаги. рисовать узоры на бумаге. быть рядом. не бояться одиночества. слышать тишину.
"Много на небе уготовано обителей; но все они — обители страдавших и скорбевших".
Я Господи куда-то иду. И от меня ни-че-го не осталось. Даже воспоминания стерлись. Курс лекций. История Византии. Федор Успенский. Константинополь. Вот и все.
Ты поменял мне все.
Дворец Топкапи и зеркала. Акрополь. Монастырь Одигитрия. Мы идем по парку Айя София. Мы идем возле стен монастыря Одигон. Монастырь Панагии Одигитрии. Главный женский монастырь Византии. Золотые врата. Мне нужно вернуться.
Юстиниан был на Кавказе. Он строил храмы здесь. И с ним - царица Феодора. Отшельник с безумной горы.  Я осталась совсем одна. Удары и удары. Мой путь.
И я снова встаю. Метанойя – значит изменение.
"Нужно знать, что Небесное Миро сие не может пребывать в зловонном сосуде, но расторгнет его и излиется вон."
"Я превзошел тебя, Соломон", - воскликнул император по окончании строительства Святой Софии."
"В 1899 году отец Иларион основал Покровскую женскую общину в местечке Темные Буки на Мархотском хребте Кавказских гор, в 1904 году преобразованную в монастырь. В Темных Буках схимонах Иларион жил в двухкомнатной рубленой келлии. Рядом с ним проживали его немногочисленные ученики. "
“Кто себя не жалеет — того Бог жалеет…”
Темные Буки - это пустынь Феодосия Кавказского.
Лестница - связь с которой воюет мир

13. АГИОС

то теряю вещи, то нахожу. рисую маленькие картинки. страшно от того, что они маленькие. каждый день то ужас, то проходит. потом все выравнивается. слушаю голоса ангелов на Афоне.
мы себя разрушаем. к сорока годам ничего не остается. человек- это вечное саморазрушение. сохранить тело и душу можно живя в стерильной атмосфере. либо на полной скорости, когда ты сгораешь и к тебе ничего плохое не успевает пристать.
проснуться, поехать на работу, максимально хранить спокойствие.
у меня есть время смотреть из окна. какое-то время назад я думала, что это невозможно.
я мечтала что жизнь соединится, и я буду красивая, уверенная в себе, заниматься любимым делом и мне за любимое дело будут платить зарплату. наконец, я этому улыбаюсь.
Но Он все равно дает мне время и место.
"Из Рима были доставлены восемь порфировых колонн из зеленого мрамора. Из Кизика, Троады и Афин привезены были в столицу лучшие украшения. Но драгоценные мраморы не удовлетворяли Юстиниана, он употреблял в дело золото, серебро и слоновую кость."
ангелы, которые поют в заброшенных храмах в Чернобыле. древние византийские песнопения. на первый глас.
«Руки Твои сотворили и создали мя. Вразуми меня, и научуся Твоим заповедям».
В тонком сне демон с черными глазницами кинул в меня мяч. От удара я проснулась.
Как очистится. Как обрести любовь. Как вернуться.  Ведь я была когда-то человеком. Пока смерть не повредила мне. Я тщетно бьюсь каждый день за равновесие. И не между любовью и смертью, а между терпением и отчаянием. Господь тешил меня, он даровал мне Церковь и великий дар любви ко мне ее служителей. Отеческой, материнской, юношеской. Всей любви, которая есть - каплями мирра собранная со всех небес, и мне. За то, что я только немного старалась. Не прилагая почти усилий. Мне дан такой огромный кредит благополучия. Я ни в чем не нуждаюсь. У меня есть дом. Есть море. Есть драгоценное время, я могу читать Иоанна Златоуста и не оглядываться по сторонам. Я могу рисовать. Я могу гулять. Я принцесса. За одно лишь маленькое дерзновение.
Порезала все руки. И даже ноги. Какое-то кровопускание.
Мне снова и снова нужно вспоминать: как смеяться не оглядываясь, как ждать гостей, как мазать кремом руки, как смотреть на цветы. Каждая волна сметает все. И я снова начинаю с пустого листа.
И я снова Господи. В который раз уже. Я забыла считать.
"Под начальством двух главных архитекторов и мастеров над постройкой Святой Софии работало десять тысяч человек. "
Я учусь радости.
Твоей.
Пение ангелов. Славословие.
Только в самом темном мраке можно узнать свет.
Агиос - ритм творения

14. ХЛЕБ

Надо учиться жить другим и для другого.

"Иустин принимает крещение, становится христианином и в возрасте около 50 лет принимает мученическую кончину. Проповедуя христианство, он не снимал с себя философский плащ."
"Это дело не на сегодня. Завтра я его и обдумаю".
Не ты делаешь, но Благодать. Чем меньше тебя, тем чище.
Я буду рисовать для тебя, мамочка. Потому что все, что я имею, я не заслужила. Это заслужила ты. Папе в день моего рождения привиделась маленькая девочка на груди. Ты приходила ко мне, мамочка. И была со мной весь день и всю ночь. Чаки проснулся ночью и рычал. Я могу без тебя, потому что ты - со мной.
Маленькая девочка в царских одеждах на руках Архангела Михаила.
Приходи иногда ко мне, пока я на земле.
"Когда Москва в находилась под Константинопольским патриархатом, явился каталикосу Мельхиседеку ангел и сказал: "Поезжай в Россию, найди там царя Иоанна, введи его в алтарь, возьми покровец (воздух), которым освящают дары, накрой над Престолом голову царя и прочти над ним венчальную молитву: "Приими ярмо сие на выю твою во управление государства Российского...". И еще сказал, что с того момента все цари Российские будут так венчаться на Царство, с миропомазанием."
Я любила природу. Я была тихой. Я не была монстром, я им захотела стать.
Возвращение.
Кодекс Юстиниана. Мой император. Моя императрица.
Мы сами себя оставляем, и находим. Мы себя восстанавливаем по своим детским мечтам. Мы себя реставрируем по тому образу, который был до рождения. Очищаем лак, и проступают краски.
"Тому, кто бесконечно испытывает стресс по собственной вине, противостоит уравновешенный человек, человек, который делает все спокойно, естественно, живет без паники, без болезненных забот, то есть так, как заповедал нам Христос."
Господи, дай мне вернуться.

Хлеб - образ, слепленный из зерна

15. СОТВОРЕНИЕ
 
смотрю песенки. неприятный разговор. атака откуда-то снизу. подают в суд.
манит высота. нужно уметь быть над схваткой.
"Андрей Болконский в известном романе дает такую характеристику Кутузову: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на свое место; ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое".
"Жить ради того, за что можно умереть".
Рефаимы — дети женщин и падших ангелов. Согрешившие стражи не могли быть отцами, так как они уже были связаны до судного дня.
вернулись из Абхазии. Я о чем-то помню,  что выше меня. Балкончики Сухуми, чайки в заливе, пальмы на берегу, лакум, кафе, снег на пальмах, море. Я о чем-то помню, мама. Странный игумен, Каманы, волшебник посереди леса. Я о чем-то помню, мама.
Пицундский епископ Стратофил участвовал в Первом вселенском соборе, где были утверждены догматы веры. Епископ Стратофил подписывался на шести языках. Последнего рефаима убил царь Давид.
Ты мне снилась. И чей-то голос: "Откуда ты взяла, что она в раю?".
И даже в таком кошмарном сне я проснулась от прикосновения к тебе.
"Крылья херувимов длиною были в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, в другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима."
утро. стараюсь успокоится. не брать трубку телефона. мне нужно нарисовать. разрезать бумагу. не раздражаться. все забыть. потом испечь пирог, убрать дом, погулять с собаками. не допускать печаль. печаль все съедает. все живое. печаль- это страшная сила исчезновения. меня почти нет. я борюсь с печалью картинками, так как во мне нет любви. я была совсем другой. я любила животных, тишину, снег.
я была намного лучше.
сегодня во сне покупала крестики нательные на Афоне. Набрала очень много. целую жменю. мне стали сниться сны под утро. перестала молиться. у меня закончились силы. пою песенки.
как было создано все? мама видела меня во сне до моего рождения. Даже до моего зачатия. Господь извещает. Чтобы человек собрался с силами. Высокие горячие голоса ангелов. У дельфинов такие.
Печаль не должна меня поглотить. У меня растут цветы. Тарахтит сердце. У меня мало времени. А сил нет.
Господи, дай мне  сделать то, что Ты задумал.
А я буду стараться.
становится все сложнее и сложнее. уходят все. тяжело оставаться.
Дай мне тишину.  И терпение продолжить.
Сотворение - сила, в которой лишь свет.

16. КРЫЛЬЯ

жизнь закончилась. все мои попытки ставить будильник, чтобы он звенел, скачки, метания. время закончилось. ты его потратила на то, на что потратила. впустую. и казалось, что будет еще одна жизнь - но ее не будет.
мог бы быть ребенок, и он принес бы еще одну жизнь - но ты сделала столько всего, чтобы навсегда прогневать небо. сколько было пролито слез, убито сил. мне остается немного времени чтобы рисовать. ты просила об этом - вот оно. у тебя нет никакого желания, никакой любви, никакого солнца внутри. ты высохшая чешуя. тебя нет здесь больше. и бесполезно заставлять во что-то кидаться. жизнь закончилась. это твоя оболочка, которая все еще ходит.
нет любви. нет света. нет тепла. нет мамы. нет папы. все ушло.
"все ушло, а я осталась."
 вот я и пришла к этому.
Господь мне все давал. я ничего не сохранила. все разрушила. с глазами, полными отчаяния я пытаюсь ползти вперед.
Господи. Я бы уже ходила по помойкам шесть лет. Это столько, сколько я рисую. Столько, сколько я занимаюсь самоуничтожением.
Остановиться. Осмотреться. Понять, что не так.
А дальше что-то будет. Слез больше нет. Я их все превратила в воздух.
Мой золотой город. Мой сон. Тяжело заставлять себя жить.
Хлеб с вареньем.  Мой инжир. Мой орех. Моя калина. Моя хризантема. Печка. Моя кровь. Ковер над кроватью. Единство с миром. Зима. Ночь. Тени. Птицы с лицами людей. Животные, в которых души. Животные, о которых плачу. Все время пью и не могу напиться, потому что холодно.
Животные как люди. С бессмертной душой. Они меня спасали. Ибо они есть любовь. Которые будут меня ждать. Люди с крыльями и звери с лицами.
Говорящее небо. Бог -  во всем. Все едино. И все равны.
Крылья - руки, которые помнят, что они крылья.

17.  СЛУХИ

раньше я пыталась что-то вспомнить. самое важное, самое близкое. писала. почти каждый день. почти тридцать лет. держалась за это, как за нить опущенную с неба.
а сейчас я пытаюсь все забыть.
я не нахожу больше в своей жизни ничего, что бы я хотела оставить.
я помню маму. как она лежала и я в последний раз держала ее руку. и я знала, что это в последний раз и я должна была ее запомнить - пальцы, кожу, ногти.
Я помню лес весной. Море. Когда приходит любовь и когда она уходит. Я помню Город.
Мне больше ничего не нужно.
Это мы с тобой идем, мамочка. Под мостом в Константинополе. Мы идем - а потом взлетаем.
Ты видишь меня, а я нет.
Я хочу все забыть. Господи, забери все. У меня и так ничего не осталось.
мы знаем только то, что с нами было. умирать посереди пустыни. Под покровом небес. Есть произведения искусства, где ты чувствуешь очень близко присутствие. Как Он на тебя смотрит сверху. И кто-то обязательно должен вернуться. Трагедия это всегда правда. Пока я не знала, где Бог, книга была путеводителем. Сейчас мне все это немного смешно.
я не думала, что Господь снова мне даст рисовать. А я не верила.
"Господь даст помощь боящимся Его, хоть и медлит. "
мама, ты ждала меня на кладбище. я не поехала. но я видела море. А потом я видела прекрасного ангела в небе. Я знала, что это подарок от тебя, мамочка.
Я смогла без тебя. Я не знала раньше, как это. А теперь видишь - живу. Сама не понимаю как.
Смотрю на солнечный свет. Рисую. Иногда пишу.
Ты была у меня. Это главное чудо в моей жизни. Это все цветы вселенной. Все звуки. И все цвета. Ты была в моей жизни. Я видела ангела.
Почти закончила "Историю Византии".
Нужно нарисовать храм.
 «Я жалею, что пришел я поздно, но радуюсь, что не опоздал».
обстоятельства становились все сложнее и сложнее. нельзя было колебаться и паниковать. мне нужно было рисовать. смотреть на небо. все успевать. не реагировать. летать. мне нужно было идти вперед. и продолжать этот путь, который с каждым днем становился похожим на бой.
Русский авангард. "Образы войны" Гончаровой. Разочарование в искусстве. Вера в искусство. Все перемешано.
синие киты в небе. знак - как команда к самоубийству. многие умерли в этот понедельник. Тот силен. Но не всесилен. Максимально выйти из мира. И тогда останется одно - победить страх. Страх бессилия.
В Новой Зеландии 400 дельфинов выбросились на берег.
И невозможность глаз забыть ночное.
Слухи - оружие ангелов.

18. СНЕГ

Утро приносит благодать. У меня есть мастерская. В окне мастерской, выходящей на восток, дерево алычи, все в цветах, пронизанное солнечным светом. Утром мы гуляли по горам с собаками. Видели итальянские сосны, гималайские кедры, маленькую речушку, воробьев, говорящих на деревьях.
«Феодора была красива лицом и к тому же исполнена грации, но невысока ростом, бледнолица, однако не совсем белая, но скорее желтовато-бледная; взгляд ее из-под насупленных бровей был грозен».
Солнце, пронизывающее дерево. Дерево становится неопалимой купиной - все в свете. И может, оно заговорит.
крики. обиды. ненависть. бесконечная усталость. утро-ночь-утро. мелькают как карты. я не успеваю думать, рисовать и даже плакать. я больше не женщина, и даже не ангел. набор высоты остался сзади. и сейчас либо переход в стратосферу, либо упаду.
я в руках Твоих, Господи.
Я роптала. Я думала, что это был мой каприз, вернуться в Россию. Господь мне дал храм, священника, учителя, друга. Господь мне дал людей. У меня была крыша и вазы с цветами. Италия, наконец. У меня было много свободного времени, я писала, я рисовала, мечтала, копалась в своих мозгах, экономила деньги.
Но я хотела в Россию.  И Господь забрал маму, дав мне возможность вернуться. Я знала это.
Это Его путь, не твой. Чтобы скрасить мое возвращение у меня есть белое дерево все в солнце, у меня есть белая собака из моих снов, есть лысая серая собака ацтеков, у меня есть маленький дворик и море. Господь мне максимально смягчил обстоятельства.
Я все забыла, Господи. Вчера не существует.
Я потеряла столько времени на пустые мечты. Я не училась рисовать, я была как неприкаянное привидение, меняя страны и комнаты.
Но я вернулась.
Царица Феодора. Я буду писать икону Матери Божией. Сросшиеся брови моей мамы.  Божественная сила любви.  Все связано. Кровь. Ларисса в Греции. Император Юстиниан был иллирийцем. 
Царь. Царство.
"Искушение не есть зло, но - добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это - горнило для очищения золота, это - мельница для сотрения жестоких зерен пшеницы. Это - огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способную к принятию добрых семян".
В «Толковой Палее» (XV в.), которая составлялась на основе более древних источников, сообщается: «Грамота русская явилась Богом данная в Корсуни русину. От нее же научился философ Константин, и оттуда составил и написал книги русским гласом».
Пишутся стихи в голове, говорю с мамой, они приходят и уходят. Вижу лес утром. И лес вечером. Тучи, которые легли на синюю тучу над красным закатом. Высокая белая трава на ножках летящая над поляной. Влажный воздух и бродящие по раю облака.
И отпусти все...
снег - отражения нас на небе

19. ПЕНИЕ

Византийский орнамент. узоры. костюм. летящий снег. пух. смех в белом храме. молоко. сон. Константинополь. Небесный Иерусалим.
"Жестокая правда без любви есть ложь."
"Апостол Павел, выступая перед афинянами в ареопаге, начинает свою речь с удивительной фразы. Он говорит: «Вы люди благочестивые, у вас я вижу памятник Неведомому Богу. Этого Неведомого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедаю вам".
Вот я. В мастерской. С калькуляцией каждой минуты. С истериками. Со страхом ничего не успеть. С завистью почкам. С ненавистью ко всем, кто заставляет меня общаться. С гуляющими кошками по двору. С пением птиц. С крышами, которые видны с моей крыши.
"По мере того, как условия жизни в Византии становились тяжелее и опаснее в связи с турецкими завоеваниями, греки, усиленно переселяясь на Запад, привозили с собой и памятники своей литературы. Подобное накопление в Италии сокровищ классического мира, совершившееся благодаря Византии, создало на Западе исключительно благоприятные условия для ознакомления с далеким прошлым. Передавая их на Запад и спасая тем от турецкого разгрома, Византия сделала великое просветительное дело для грядущих судеб человечества."
Это рай, Господи.
Я так много хочу сказать Тебе. Мама не увидела этого дома.  Мое лето. Живые цветы под ногами. Способность летать. Мир, в который ты ушла, мамочка.
Солнце под ногами.  Сережки на орехе. Гул машин и первая весенняя трава.
Как начать все снова и снова с белого листа. Как не отрываться. Как я родилась. Как ты меня ждала.
снова порезалась. кошмары. полнолуние. меня укусила женщина во сне в горло. это была смерть, опухшая и в трупных пятнах. потом у меня была гангрена во сне, но я помнила что нужно терпеть и за все благодарить. проснулась в ужасе в час ночи и писала на листике грехи. все странно. все то ли ускоряется, то ли замедляется. а перед этим кошмаром, в полусне, я помнила то, как открывается сердце. как в него входит любовь как часть Божества. я с этим чувством , когда смотришь на бегущее небо, на море с высокой горы, на утреннее солнце, на землю и входишь в это все как часть целого, и не боишься больше, и все в тебя входит, и уже не ты действуешь сам, а Нечто через тебя. И такой огромный шар тепла в груди, который почти разрывает. И с этим я заснула, а проснулась от укуса смерти.
Все остальное не важно.
золотое сечение. фигура летящая над солнечным морем.
это - человек, соединение всех времен.
времени не существует.
я на скамейке в Царском Селе. я на крышах Стамбула. Я - везде.
Музыка. Стихи. 85-й год. Мне десять лет. Я почти умерла.
Снова и снова учиться взлетать.
девушка в клипе стирает снег с зеркала. на зеркале фотография отрока Вячеслава.
все связано. мне десять лет. я родилась в стране выше радуги.
стихи. голубой цвет.
"Только будь внутрь."
Господи, мне тяжело. Мне страшно. Мне душно. Я боюсь не успеть.
Первое - как не реагировать. Второе - как все забыть.
Я хочу на Тебя смотреть.
Пение - желание света в голове

20. РЯСНЫ

отдать мастерскую. чтобы в ней жил кто-то. а что в ней такого сакрального. ты уже не можешь рисовать. у тебя нет никакого времени, чтоб вспомнить даже свое имя. рисование больше не твое дело. ты больше не будешь рисовать.
это я сказал. Дьявол.
Я смиряюсь пред тобой, Господи. Я - на коленях.
Пусть живут в мастерской, кто хочет.
Я понуждаю тебя строить в себе свой дом.  Когда  дом будет готов, в нем появится житель, и оживит твое сердце.
Святой Амвросий: «А ты закутайся в смирение; тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет».
Быть  с Богом. Рисовать и слушать Евангелие. Находится в комнате с мамой. В одном и том же дне. В белом - белом дне. В этой комнате рисовать иконы.
Ей.
Забыть весь мир. Ни с кем больше не разговаривать.
Смотреть на сад. Пить кофе. Готовить еду.
"В течение этого времени он услыхал, что были найдены останки мучеников. Тогда он, отвергнув человеческое искусство, решил в этом направлении разрешить свое положение, поручив дело своего здоровья своей вере в новооткрытые мощи, надеясь в столь тяжелом своем положении получить помощь в истинной вере. И лишь только священники приложили чашу к колену императора, тотчас исчезает страдание, высшей волей принужденное покидать тела, отдавшие себя на служение богу. Не допуская здесь ничему оставаться под сомнением, бог явил великое знамение этого чуда. Из останков этих святых внезапно потек елей, наполнил весь деревянный ковчег и залил ноги императора и все его пурпурное одеяние. Потому-то его хитон, залитый таким образом, сохраняется во дворце как свидетельство того, что случилось тогда, и как опасение для тех, которые впоследствии впадут в неизлечимые болезни."
Вот и все, Господи.
Окно.
Прошлое и будущее в одном дне. День, который будет каждый день, пока не закончатся дни.
Господи, я все принимаю.
Я все налажу.
Только дай мне надежду, что когда-нибудь в моей жизни будет тишина.
Немного. На звук.
Я иду за Тобой.
Рясны - то, что было всегда.

21. РУКИ

Кавказ, Константинополь, Феодосия. Юстиниан. Феодора. Сухуми. Матерь Божия, стены Монастыри. Черное море. Столб с частицей Григория Великого в Айя София и фотография моей мамы. Мои сны о Константинополе до того, как я там оказалась. Мои сны о Софии.  Какие у них прекрасные имена - Анна Даламисса, Исаак Комнин. Как все исчезло.
Феодора. Одутловатое лицо Юстиниана. Погруженная внутрь, глаза, смотрящие сквозь время. И у нее, и у него. Помогите мне, скажите, что я должна делать.
Одигон. Вращающаяся Одигитрия и танец дервишей.
«На азиатском берегу Босфора в старинном императорском дворце она основала для покаявшихся монастырь “Метанойя”, то есть “Покаяние”. А во избежание впредь всякого искушения для несчастных она пожертвовала этому благотворительному учреждению огромный капитал. Следует ли предполагать, что ее стремлению освобождать на свои средства бедных девушек от “ига их позорного рабства” отчасти способствовали личные воспоминания?.. Возможно.»
освятили дом и мастерскую. Странный день. Торжество Православия. Победа над иконоборчеством. Чуть не умерла. Причастилась. Я просила Матерь Божью, чтобы мне доделать икону. И защитить меня от демонов, которые уже приходили ночью со сладкими речами.  Стальная одежда. Речи о любви.  Он видел то же самое? Ничего не было. Спасибо. Надо: купить олифу, скачать рецепты по лаку, все доделать, сфотографировать и понять.
Мы отвозили женщину из комиссии по школе в Краснодар, и в Горном, напротив пустыньки Феодосия Кавказского прямо над дорогой стояла радуга. Мы проехали через нее. А потом еще одна. И еще одна. И через все три мы проехали, ощутив восторг. И тучи закрыли небо. А потом я заснула. И было такое весеннее небо серое с лазурью, когда облака словно вырезаны из графического картона по контуру и размыты белым. И зеленые озимые как яркое озарение. И то дождь, то нарисованные стрелы тумана по небу. И ощущение  родной земли на секунды приходило ко мне, а потом все смывало депрессией, в которой я живу. И по асфальтовому шоссе мы поднимались в гору, и ныряли прямо в облака.
Православная Церковь прославила Феодору как благоверную царицу, но ее почитание не было усвоено на Западе.
Это моя земля. Меня там нет, но я всегда там. Принцессовы острова бухты Золотой Рог.
Прежнее прошло. Не бойся.
Руки - бессмертие.

22. ПОТИР

вот я встаю синим утром, читаю молитвы у свечи и пью кофе. иду и несу по снегу какую-то еду маме в больницу. пью капучино в автомате, одеваю бахилы и поднимаюсь к ней. она с кем-то разговаривает, читает книги , она мне улыбается.
я встаю синим утром и иду по снегу к маме. я встаю синим утром и иду по снегу к маме.
во мне осталось только это. синее утро и мама на больничной кровати.
я встаю синим утром и иду по снегу к маме.
я столько всего видела, я что-то рисую. я знаю, что тот мир, где мы - это аквариум с водой. а мы рыбки. а переходы все снизу и сверху.
я встаю синим утром и иду к маме.
мамочка, во мне не осталось никакой зацепки...
херувимская. буквы. 
я так рвалась на операцию, потому что хотела встретиться с тобой.
лишь знала, что Господь не позволит.
осьминоги и чудовища. я падаю. я больше не сильная. и не смелая.
я проиграла, Господи.
я хотела написать книгу. снять фильм. написать иконы. написать картины. написать стихи.
я проиграла, Господи. я плачу по ночам. я даже уже не молюсь.
я отчаялась найти время, которое мне давала мама.
я отчаялась привести себя в форму. я не хочу просыпаться.
я упала, Господи. и если раньше я находила силы встать, то сейчас даже уже не пытаюсь.
я проиграла, Господи. я прошу только тишины - хоть немного. просто смотреть на листья, чтобы их запомнить.
я смертельно устала. я устала тащить на себе жизнь.
иногда я слышу Твою музыку. Музыку космических сфер. И тогда я смотрю на Млечный Путь и летящий город, потому что ты - там.
Я прошу рисовать, Господи. И я знаю, что это изливается гнев Твой на меня из-за моей неблагодарности. Ты мне дал святой город, а я снова сбежала.
Я хотела жить в России. Я  готова была на деревню, льняную дорожку по полю и ставку библиотекаря в деревне. Господь дал мудрее и больше.
Мой золотой город. Как продолжиться, мамочка. Как не сломаться.
 «Остановлюсь тогда, когда остановится Тот, который идет впереди меня».
Книга пустоты. Сердцебиение.
из окна мастерской с одной стороны виден холм и лес, с другой стороны деревья и дорога. поют птицы. на подоконнике стоят кисточки. я отрезаю все лишнее - заботы, желание кому-то что-то доказывать. я не знаю, сколько у меня осталось времени. я остановилась. я смотрю на белую стену. мир мой. я тебя уже почти не надеюсь удержать. все падает. и только похожесть этой стены с иконами на стену из больничной палаты держит меня за руку. мама держит меня за руку. я - богачка.
"Есть ли снег в Царствии Небесном?".
Храм, который будет на небесах.  Он уже построен.
и все остается внизу, а ты поднимаешься над ситуацией. и ты - уже не ты. а что-то иное и большее. 
я не боюсь упасть в небо. я боюсь успокоиться.
мне снова тепло. я у печки, на ней каша, а за окном белый день.
Жестокие  времена  пробуждают спящего  ангела.
Я рисую мама. Это как снова начать дышать.
Я раскаиваюсь. Я благодарю.
Потир - переход царства.

23. ПЕЧАТЬ

Как очертания города с высоты облаков.

Нужно успеть все мне назначенное сделать.
"По преданию, «дойдя до царских врат и увидев, что его мечта осуществилась, что всё великолепие храма – его дело, император… взошел на амвон, находившийся под самым куполом, и, простерши руки, вскричал: “Хвала Богу, удостоившему меня докончить такое дело. О Соломон, я победил тебя!”» Штат клириков и служащих при храме Святой Софии установлен был Юстинианом в 555 человек."
"Начало чумы, по описанию Прокопия, сопровождалось бесовскими видениями: «Многим являлись демоны в образе различных людей, и те, которым они показывались, думали, что они от встреченного ими человека получали удар в какую-нибудь часть тела, и сразу же, как только они видели этот призрак, их поражала болезнь… Некоторых эта моровая язва поражала иначе. Этим было видение во сне, и им казалось, что они испытывают то же самое от того, кто стоял над ними, или же они слышали голос, возвещающий им, что они занесены в число тех, кому суждено умереть."
"В этом и других свидетельствах с разных точек зрения описывается одно и то же чудо: после того как невероятно тяжелую икону, которую с трудом поднимают несколько человек, ставят на плечи представителю избранного рода служителей Одигитрии, она чудесным образом становится ничего не весящей — бесплотной. Имеющие право носить икону были облачены в особые красные льняные одеяния, указывающие на принадлежность к особому роду. Как ясно из датского свидетельства конца XII в., даже прикосновение к иконе являлось особой привилегией.
Невероятный мистический характер открывавшегося зрелища описан датскими паломниками в Святую Землю в XII в.: «В третий же день каждой недели, вращаясь на глазах всего на" рода ангельским движением, словно захваченная каким"то вих" рем, она кружит вместе с собой своего носильщика, так что из-за удивительной быстроты кажется созерцающим, что глаза их обманывают. Собравшиеся по обычаю своему бьют себя в грудь и восклицают: Kyrie eleison, Christe eleison."
Красота Церкви. Чем дальше ползешь, тем сильнее осознаешь красоту и мудрость Церкви, данной на Земле, и во вселенной. Милость Бога. Его даже некое попустительство в ответе на твои капризы. И все равно не отпускание в падение. Милость. А там где милость - красота. Там где красота - всегда кротость и благоговение. Деликатность. Точность. Чистота.
Я такой хочу быть, Господь мой. Я устала. Ярость, скандалы, невозможность отказаться заставляют плакать. Но для этого Господь и дал мне все это.
Передо мной Пресвятая Троица Рублева. Чтобы так писать нужно быть другим человеком. Нужно вернуться в шестнадцать лет. Я пытаюсь, но не получается.
Нужно стать в центр круга, чтобы принимать удары со всех сторон, и не отвлекаться.
Я нарисую мир, в котором живет мама.
В который я хочу пройти, но не получается.
Там воины, там святые, там Юстиниан и Феодора, там цари и царицы.
Там ты, мамочка. Ты же видишь, что меня здесь уже нет.
Я нарисую, и может перейду.

Печать - то, что не прекратится


24. ТАВЛИОН

праздники закончились. были в Абхазии. потеряла все тексты, что писала. новый год. стенография жизни становится все короче и короче. все остальное ушло и растворилось. Господь дарует мне время. И я принимаю это. Один, два месяца - сколько это будет, я не знаю. Но у меня будут утра, дни, облака, ветер, чтобы отталкиваться от пола и немножко быть с тобой рядом.  Многое ушло. Желания исчезли. Многое заставляю себя делать через силу. Тяжело рисовать то, что никому не нужно. И я придумываю, что мне заказали. Кто заказал? Комиссия. Они будут критиками, приемкой, помощниками. Я буду улетать в мамино время, когда всем все было нужно и интересно, и ездить в творческие командировки по старым развалинам, изучать фрески, рассматривать и зарисовывать картины. Я буду делать эскизы и приносить им на обсуждение. Почему? Потому что мне дали время, и его совсем мало.
У меня еще столько грязи и шелухи. Я изтрухлявилась  за эту жизнь и совершенно перестала себя узнавать. Мама тоже говорила перед болезнью: "Я больше себя не узнаю". А перед смертью ей это все перестало быть важным.
Я буду рисовать орнаменты, старые решетки, вышивки. Я буду летать из одного времени в другое. У меня будет шарф и турка с горячим кофе. Я может куплю себе набор акварельных красок, наконец. И красивое платье. И "Божественную комедию" Данте.
Потому что я не хочу больше умирать, Господи. Ты создал такую красивую планету. Я хочу радоваться. И рисовать.
В моем институте художественного творчества только начался рабочий день. Приходят красивые секретарши, бородатые художники, делятся новостями. Им можно будет показать сегодня какой-нибудь фильм, или потребовать пачку эскизов к концу месяца. В этом институте зима, потому что краски нужно искать самим.
Мне снился сон, что мне делали операцию. Мне два раза делали наркоз. "Ее нужно усыпить". Они со мной говорили. И я помню, что я во сне выключалась и уходила в наркоз. У меня из живота удалили по кусочкам какую-то гадину, похожую на фиолетовую морскую звезду со щупальцами. Врачи были маленькие, а вход в живот огромный. Что-то выскребали. Странный сон.
Мне нужно многое вспомнить. Догнать упущенное время за годы проблем, суеты, бесконечных катастроф.  Вспомнить любовь. Тишину. Тепло. Цветы. Весну. Как я пела на деревьях. Как в детстве тебя переполняет благодать. Мне нужно вспомнить, как жить. Чтобы у меня еще хватило сил на будущее.  Создавать вокруг себя защитный розовый шар и не замечать ничего, что забивает свет.
Я ныряю во время, и оно меня раздвигает и несет в разные стороны. Меняет краски. Лица.
И я разбираю время на коды, и составляю из них то, что поведет вперед.
Мое время было раньше. Моего времени нет в настоящем. В настоящем только Ты, Господи.
И зимний свет через облака.
2 марта. Теплый светлый белый-белый день.
Переход царства. Translatio imperii.
Крестоносцы захватили Константинополь на второй день пасхальной недели, в апреле 1204 года. Была разграблено и погружено на корабли все. Золото, святыни.
Господь распылил золотой город по всей вселенной. Мощи святых уплыли во все концы света и начали свою работу. Точка максимального сжатия взорвалась, и через предательство золотой дождь накрыл весь мир.
В эпоху Ласкарей и Палеологов начинается материальное сужение, и духовный расцвет Византии. Ее наставничество. Ее переход в Россию.
Настоящее разделение церкви на восточную и западную произошло в апреле 1204 года. Европа не смогла ничем оправдать грабеж Ватиканом золотого города, и от этого вырастила в себе ненависть внутри. Восток не смог забыть.  И не забудут, потому что Господь не забывает.
2 марта я всегда отмечала внутри. Сначала отмечала, потом старалась забыть и вычеркнуть. День моей первой любви.
А теперь не забываю, и не вычеркиваю больше. Я успокоилась.
Крестоносцы открывали и оскверняли мощи. Когда открыли гробницу Юстиниана, тело его было нетленно.
Весна, цветы, и пение птиц.
Этот день, когда Господь посетил меня.  Он открыл мне все краски Вселенной.
Он сказал мне : "Встань и иди".
Трансляция.
И вот я иду до сих пор - в караване своей памяти.
Но уже белой.

Тавлион - знак бесконечности.

25. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

мамочка, завтра твое день рождения. видишь, я уже не плачу. я научилась жить сама. и даже иногда замечать жизнь.
у меня есть все. иногда звенит в ушах, как-то болею, но это всегда было так. у меня почти закончились силы жить. Только долг, и я поднимаюсь и иду. Солнце в марте. Оно пронизывает занавески и расщепляется. Отчаяние ушло. Оно испугалось.
"Он — и Предел всех, и Беспредельность всяких беспредельности и предела."
Вкусные я пеку тортики. Я прошла, Господи. Я не сошла с ума. Ты в итоге дал мне и место, и время. Ты меня научил терпеть. Ты смотрел на меня внимательно и беспристрастн,о пока я не сломалась.
"Он всеобразен, всевиден, бесформен, некрасив, начала, середины и концы сущих недостижимо и запредельно в Себе предымея, всем сообразно одной сверхъединой причине посылающий незамаранно как свет бытие."
Там, где мама, нет времени, нет прошлого, нет тяжести. Все очень красивые. Ты их всех встретила. Вы мне улыбаетесь.
Терпением прокладывайте путь вперед. И оно откроет нареченные от начала творения двери.
Мамочка, завтра твое день рождения. Я заканчиваю картинки. Их двадцать четыре. Я не знала, сколько их будет. Мне хотелось, чтобы было какое-нибудь библейское число. А Он все сам решил - на двадцать четвертой у меня закончился холст. Да и силы. Двадцать четыре старца вокруг престола в Апокалипсисе.
Господи. Ты близко. Мама с Тобой. Ты ее знаешь. Ты меня знаешь. Господи, я прошу Тебя, не забирай у меня моей работы. Я знаю, что это почти неисполнимая просьба. Что мне нужно звонить, считать, говорить, улыбаться, одеваться, выдерживать удары, писать сметы. Господи, я так хочу рисовать ангелов.  Я остальное и так буду делать. Судебные заседания, письма в прокуратуру, звонки. Моя броня уже даже не сотрясается. Господи, я так хочу рисовать  ангелов. Реставрировать иконы. Писать святых. Я училась. Я видела сны. Я не знаю, как жить дальше. Я живу и не живу. Я живу только, когда рисую. Я заканчиваю сегодня подарок маме ко дню рождения. Ангел невесомости и летающие люди.
мне подарили огромный букет бордовых тюльпанов в белой бумаге.
была на кладбище, весь день покупала цветы.
Свете приснилось, что ты что-то обсуждала с француженками, веселая и красивая.
Это мама мне подарила огромный букет бордовых тюльпанов в белой бумаге.
На свой день рождения.
Как будто мы были вместе и пили шампанское на берегу моря. красивые, с длинными волосами и все в белом. и ты смотрела на меня и молчала. искрящееся море, силуэты чаек, время без времени. а потом ты перевела взгляд на часы и встала.  а потом тебя уже не было.  и я знала, что это было всегда. до нас, до всей нашей планеты, и после нас.
Нашей знакомой приснилась мама в золотых одеждах и на золотом троне.
Господи, какие красивые цветы.
Мой любимый цвет.
Ну, вот и все мамочка. Наш день закончился. Наш проект закончился.
Позвонили, что принесли икону на реставрацию.
мама, я очень - очень сильно, каждый день, люблю тебя.
помыла кисточки. закрасила края холстов.
Что потом?
я не верила в это, но Господь все дал.
Возможность остановиться.
Что потом? Будет ли?
А потом.... И потом я буду рисовать.
Потому что я не хочу больше терять себя.
Господи, передай ей, что я люблю ее.
Как все красиво, Господи....

Здравствуйте.

07.03.2017

_________________________________

СЕРДЦЕБИЕНИЕ. САУНДТРЕК

1.

Господи, твои облака так прекрасны.
я сижу на крыше моего храма.
он такой, словно восстал из земли
после землетрясения.
после того, как разодрана
была завеса и дух искал места, куда прийти.
И он пришел, он выбрал море и небо,
не совсем холодно, и не очень жарко.
Иногда идет снег, и бороздят гавань
кораблики. "Я поставлю здесь город", - сказал
дух царю. И был город, и храм.
Его не испортили люди, и ветер всегда жил в нем.
Потому что он был, когда времени еще не существовало.
Такой большой, что помещаются даже трехметровые ангелы.
Паникадила раскачиваются в такт,
и она приходит из света, который не может нас отражать.
Я видела этот храм до твоей любви, до города, до мамы,
до своих предков. Я всегда знала о нем.
Со стены храма я вижу
все дары, как смарагды:
кем я не стала. Кем могла быть.
И мне страшно -
За погубленную
Жизнь.
*
2.

Я предавала, и играла
вслепую за двоих.
По встречной полосе загнала
себя, и вот притих
внутри щемящий и писклявый
несносный огонек.
И я вернулась в город моря.
Без сил. И без сапог.
И я лежу - по мне проходят
как по земле часы.
Пухлеют руки, веки бродят,
и в подземелье хороводят -
Уж скоро. Жди не жди.
Все пропила. Проговорила.
А больше пролила.
Горсть драгоценных
получила - а замок где?
Стена .
Все разрыхлила,
навалились и ветры-сны небес.
Дай мне подняться, странник милый.
Еще на миг. На весть.
Дай мне немного откупиться
От стенки постовой.
Дай мне вздохнуть.
Еще на нежность.
И все приняв как неизбежность
Подпрыгнуть за Тобой.
*
3.
продали машину за сорок тысяч
на которой разбился папа.
то, что от нее осталось.
немножко жалко. совсем немножко.
как жизни отрезали часть.
не знаю, чего жальче больше.
они как плесень.
привязанности.
все прекрасно.
мне страшно.
*
4.
вытаскивать за волосы из бездны.
из необъятной и холодной бездны
где каждый день как ожидание конца
и ты считаешь тех, кто любит.
Боже.
Ты дал мне их,
и уже не стужит
так ветром.
под летящим небом
запуталась
на проводах.
*
5.
мне грустно оттого что снова в путь,
я собираю сумки и бумагу,
снимаю со стены иконы, влагой
застелет небо - внутренний привал.
И снова приспосабливаться
к жизни, чуть- чуть
привыкла - снова собирайся.
В руках лишь краски,
и обрывки мыслей.
Прости меня, что я не умерла.
*
6.
Глаза. И волосы. Гуляния по лесу.
Лужайки и туман в горах. Костры.
Расщелины, журчание воды и водопад.
И дерево, цветущее в жужжании пчел,
Заброшенные лозы, можжевельник.
И камни желтые. Все ноги в ручейках.
И ястреб, кто-то тонкий в небесах.
Тропинки, тропки, кисти и молитва.
И чье-то нежное касание, и час
Как знак творения. И лепестки в руках.
На миг виденье, что  роднее места нету.
Я здесь была всегда. И желтая гора.
Все приготовлено.
И не осталось следа
От прошлого.
И мы с тобой идем по свету.
*
7.
Я думала, Господь меня оставил
и я оставила Его.
И никогда уже не будет строчек, дрожи,
ночей, дерзания, и нежности моей.
Беспамятства и невозможности сказать
не сделав вздоха.
И кто-то должен постоянно открывать поток
как ветер.
Прости, Господь, что я подумала
что Ты меня оставил.
*
8.
и жизнь то ли ушла, то ли у двери.
и оправдание себя. и в каждом слове
бессмысленность второго старта.
я не верю,
 что умирает сердце.
*
9.
И распластавшись  ветром на могиле
возьму  оставшиеся силы
чтоб быть.

*
10.
и в одиночество вступать неслышно
сначала боязливо - а потом.
красивый дом. и краски. и мольберт.
все есть. и кажется уже неважно.
и пустота как емкость лет.

*
11.
И на конце пути похоронить мечты.
Тому так быть.
И сердце -  да не слышит больше.
*
12.
мамочка... мне много лет...
мне так много, что страшно продлиться
я не думала ухитриться
все пройти это.
вот. прошла.
позади все, что было тепло:
запах неба.
вкус земляники.
музыка к фильмам.
папа встречает меня на вокзале.

позади ты.
твоя необъятная нежность.
твоя радость.
сухость ладоней.

мамочка, мне много лет.
я привыкла к отчаянью,
оно стало моим ремеслом.
я училась, но не смогла.

все стихи, что застряли в горле -
напишу на клочке бумаге.
и отправлю кораблик в воду.
он тебе донесет до Рая
стенограмму того,
где я.
*
13.
по ночам вставала и ревела
зажигала свет и у икон
говорила с Ним. Себя жалела.
я - бессильная. я  забываю все.
Но мой Бог сказал, что любит.
Оставляю все, что было раньше
и держась за это - выплываю:
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ.
*
14.
ты знаешь, Господи
осталась только музыка.
усталость. ярость. немота.
и - свет.
свет оттого, что мало что
тревожит.
уже.
выбрасывала вещи из квартиры,
придут другие люди,
и нужна тебе тоска?
нужны тебе на небесах
воспоминания?
пусть все уходят. я запрыгну в утро.
как в падающий в снежный сон вагон.
остались только музыка и свет.
пусть все уходят.
*
15.
мамочка, я знала - боль пройдет.
и смогу еще совсем немного.
пять икон. ну может шесть.
чуть - чуть картинок.
лист стихов. холстов хотя бы восемь.
да и хватит.
стать немного лучше.
ведь еще совсем я не успела
ничего: ни стать, ни быть, ни верить.
а на небе прозвенел июль:
"На выход".
*
16.
цветет мой холм. сиреневым герань.
сосна прижалась, облака кочуют.
напротив ты. как захотеть другую
еще немного жизнь?
терпение как высшая струна.
мой друг, где силы взять подняться?
И запах гноя, и прощание как тень.
Архангел Михаил, держи меня.
Дай устоять у края
Не ступив вперед.
*
17.
забыть о любви. о себе. о волосах.
о туфлях. об одежде. о еде.
о соседях. о прошлом. о будущем.
о себе красивой. о себе в зеркале.
о запахе жасмина. о голосах утра.
о стихах. о музыке. о городах.
о кофе. об отражениях в витринах.
об аэропортах. о перчатках.
о песке. о небе.
обо всем забыть.
и стать землей, и даже пылью. прахом.
и не смочь подняться больше.
после стольких раз.
и под конец влачить вокруг
немея и немея.
*
18.
у меня в голове звучит музыка.
музыка саксофона в закате над морем.
я за нее держусь.
и не падаю.
мне все равно:
крики. ненависть.
что все время хочется плакать.
что я не могу рисовать.
мне все равно, ела я или нет, и другие тоже.
мне все равно, что будет с квартирой,
имуществом, да и со мною.
Господи, мне все равно.
буду я или нет.
я шла утром по тропинке и стояла в носках
на траве. я видела желтую гору.
у меня в голове музыка саксофона.
в моей жизни была ты, мама.
а остальное уже не важно.
*
19.
я писала, писала.
 и пропало все.
обидно?
еще немного да.
стихов не было.
эскизы.
и все остальное.
надо заново.
как-то так.
Рождество.
немного прихожу в себя.
и удары воспринимаю не так трагически.
нет так нет.
небольшая потеря на Рождество.
значит оно было неправильно все.
я перестала писать.
и текст пропал.
он больше не приходил. потому что пусто.
ничто не заполнит меня. нужно все с начинать сначала.
мама. ангелы. пройду ли я.
мама. мне заново все начинать.
я потеряла все свои слезы. обидно даже слезы терять.
это так.
то,  что не важно - можно терять.
на Рождество.
*
20.
на небе зажгли свет, Господи.
я как -бы есть, но меня уже давно нет.
слова "дом", "хлеб", "утро", "тепло"
давно ушли. они оставили во мне лишь смысл,
потому что я не помню этого.
во мне их уже нет.
я сжимаюсь, чтобы пройти каждый следующий день
не навредив никому. не жду ничего. не прошу.
я отправляюсь в прошлое, чтобы забыть все.
все забыть - стало почти мне паролем.
и в этой жизни, потерявшей жизнь,
и радость, и сияние снега
я искала за что зацепится.
я купила себе платье сегодня,
я сдавала анализы,
я хотела продолжится, но не могла.
у меня не было больше времени.
ни впереди , ни сзади.
время остановилось.
И Бог смотрел на меня грустным, строгим взором.
Господи, я прыгаю все еще. Я мечусь.
Ну что ты подпрыгиваешь?
Я никак не могу успокоиться...
Времени нет. Оно остановилось.
Откройте мне путь вперед.
*
21.
Лишь знаю, ты придешь сегодня ночью,
И будешь на Земле со мной весь день.
Мои цветы - тебе. И эти строчки.
Беспечность, вечность, небеса - тебе.
Лишь знаю, что велела мне смеяться,
Заканчивать дела, не вешать нос,
И до последней капельки сражаться,
Когда не верят, даже близкие, всерьез.
Не мокнуть, гнуться, песни петь и резать
Точилом дней по безразличью снов.
Лишь зная, что ты есть, я буду бегать.
Лишь зная, что ты есть, я буду ползать.
Лишь зная, что ты есть, встаю я утром,
И кофе пью, и подвожу глаза.
Я о тебе все знала до тебя,
когда несла ее в корзиночке весна.
*
22.
Сегодня день такой.
Сегодня свет в лесу
Все пронизал, мои воспоминанья.
И папин сон. И твой во сне венок, и волосы.
И наше расставанье. Не навсегда.
Сегодня день такой -
Я словно сонная, я пьяная весною.
Блины пекла, и натыкалась
В поле
На геоцинта и нарцисса  след.
На небо синее и желтое с утра.
Все вместе.
Я тебя ждала
Весь день.
И ты весь день
Была со мною.
*
23.
все медленней и медленней слова.
быстрей обиды.
лишь твоя улыбка
на стене.
и птичий крик.
и чашка кофе утром -
я так устала говорить.
*
24.
Я помню этот день, я помню тот туман
Коньяк и кофе. Звон и море.
И ты. И нас немного двое.
Мое безумное желание бежать.
И так хотелось не узнать, что будет.
Глаза твои, и крест Софии,
я все забыла. но всегда
внутри: Я- сущий.

Мой город.
И мечты, которых нет.
Лишь вечность.


07.03.2017