Вышивка Мценского района Орловской области первой

Ковалева Марина 2
Вышивка Мценского района Орловской области  первой половины ХХ вв.

«Новая наука: современное состояние и пути развития» 16 марта 2017 года г. Астана, Казахстан. - С.238-244.

Самые старые образцы вышивок Мценского района Орловской области, обнаруженные в результате поисковой работы последнего времени, относятся к концу XIX - первой половине ХХ вв. Они сохранились на рушниках – полотенцах, которые использовались в дни праздников и для украшения угла с иконами. Рушники дарили на память. Ценность старинных узоров состоит в том, что их часто копировали с более старых полотенец, в результате чего до наших дней дошли древние узоры, исполненные глубокого смысла. Старая вышивка Мценского края выполнялась в чёрно-красных тонах. В начале ХХ в. чёрный цвет стали замещать серым. В 1920-1950-х гг. появилась цветная вышивка.

Один из самых древних узоров в русской вышивке сохранился благодаря копированию на свадебном рушнике, предназначенном невесте. Его выполнила Мария Георгиевна Гончарова (д. Подбелевец) в конце 1940-х гг. Узор имеет обережный характер. В центре мы видим стилизованную фигуру богини Макоши (Берегини) с двумя конями. Фигура богини с поднятыми руками на наших глазах словно превращается в дерево. Именно в виде дерева она станет присутствовать на более поздних узорах. Кони в древности олицетворяли два других древних божества – Рожаниц, покровительниц рода, определявших судьбу человека.
 

 Рожаниц могло быть две, а могло быть и четыре.

В нашем случае кони, скорее всего, уже потеряли смысл в качестве древнего религиозного символа. За ними осталась лишь функция обережных животных. Рожаницы присутствуют в виде четырёх женских фигур.

Сложную смысловую структуру несёт свадебный рушник с ярусным рисунком.  В верхнем ярусе, который обозначает Небо, изображены четыре стилизованные распластанные женские фигуры в позах рожающих женщин – это богини Рожаницы. По крайней мере две фигуры соединены с перевёрнутыми фигурками, напоминающими оленей, которые изображены в следующем ярусе наряду с танцующими растительными фигурами, напоминающими женщин. На территории нашей страны известны древние петроглифы, изображающие фигурки рожающих женщин, между ног которых помещены фигурки маленьких оленей. Для вышивальщицы, копирующей древний узор, связь оленьцов и распластанных женских фигур не очевидна, поэтому лишь две из них остаются связанными между собой. Что касается танцующих фигур, то исследователи фольклора определяют их как низших божеств – берегинь. В третьем ярусе находятся восьмилепестковые цветы, словно перечёркнутые крест-накрест. Эти фигуры олицетворяют движение небесного светила – солнца или луны. Ниже мы видим пары птиц, охраняющих родовые деревья. Вазон, уходящий в землю, означает предков. По направлению веток и их количеству раньше можно было узнать всё о родне жениха и невесты. Однако для вышивальщицы этого узора картинка уже утратила свой смысл, поэтому она больше заботилась о сохранении симметрии. Самый нижний ярус  - это подземный мир. Что же мастерица поместила в него? Мы видим извивающиеся травы, которые ждут своего часа, чтобы ожить и выйти на поверхность. Копируя и компонуя древние узоры, вышивальщица воссоздала, хоть и не вполне осознанно, образ языческого представления об устройстве мира.
 
На некоторых рушниках мы можем встретить гигантский цветок, растущий в вазоне. Это дерево жизни, или так называемое райское дерево.
Растительные мотивы в мценских рушниках представлены виноградом, дубовыми листьями, лилией, розами, хмелём.
Виноград - символ богатства и плодородия, который вышивали на семейных рушниках. На свадьбах в наших краях пели:
Виноград в саду цветёт,
А ягодка поспевает, поспевает.
Виноград – свет-Николай,
А ягодка, ягодка – свет-Марьюшка.
Им и люди, им и люди позавидовали:
Что хорошая, пригожая
Марьюшка  родилась.
Дай им  бог совет и любовь.
Во совете, во любови
Хорошо было пожить. [1, С.62]


Несчастливое семейное житьё сравнивалось в песнях с недозрелым виноградом. [1, С.91] Зелёный виноград в ещё одной песне бросает через забор к парню Маша, желая привлечь его внимание и выйти замуж. [1, С.125]
 Дубовые ветки олицетворяли мужскую силу и украшали мужские рушники. Дуб в русском фольклоре выступает как мировое дерево, соединяющее землю и небо, как первое посаженное Богом на земле растение, как символ стойкости, который не позволил Иуде повеситься на своих ветвях. [2, С.219]
 Лилии являлись символом девической непорочности. Розы в местном песенном фольклоре считались символом красоты и любви. Недаром одна из самых красивых песен нашего края, в которой девушка расхваливает достоинства милого ей парня, имеет припев: Ой, роза, ты, роза моя, В саду роза бело-розовая. (Илл.4) [1, С.73]
Хмель присутствует на свадебных рушниках, выступая как растение, которое связывает людей друг с другом. Недаром в народной песне парень, мечтающий привести соседскую девушку женой в свой дом, поёт:
Хмель ты мой, хмелюшка,
Хмелиное пёрышко,
Перевейся, хмелюшка,
На мою сторонушку.
На моей на сторонушке
Житье-бытьё вольное
Раздолье широкое. [1, С.74]

Из зооаморфных мотивов на мценских рушниках встречаются изображения петухов, павлинов и соловьёв. Петух, прогонявший ночную тьму, служил оберегом от злых сил. Соловья изображали на рушнике молодого человека или девушки, чтобы они могли найти себе пару. В народном фольклоре соловей является образом одинокого молодца, разделённого с подругой.  В  народных песнях парень олицетворяет себя с печальным соловьем, который мечтает поразить сердце нравящейся ему девушки  или желает  подлететь к окну своей возлюбленной, плачущей  из-за ненавистной свадьбы с нелюбимым, или тоскует по недоступной возлюбленной, мечтая найти умельцев, способных набросать её портрет на «александрийском листке». [3, С.51,61, 62]

 Пара павлинов изображалась на свадебном рушнике. С павой (павлином) сравнивается в орловских песнях девушка-невеста. 1, С.64]  Пара павлинов на белом погребальном рушнике олицетворяла бессмертие. На нём «отдыхала» душа в период 40 дней после смерти. В поминальные дни он выкладывался, чтобы души умерших могли по нему войти в дом.

В начале ХХ в. в узоры рушников проникли бытовые мотивы. На свадебном рушнике мы видим изображение пирующей парочки в окружении благожелательных символов – пар птиц и васильков, восьмилепестковых цветов. (Илл.5) Рушник, принадлежавший молодому парню, содержит скрытое пожелание найти свою суженую. Его украшает девичий хоровод с единственным парнем и надпись: «Восемь девок – один я, куда девки – туда я».  Красно-чёрная вышивка сменяется красно-серой, а потом становится цветной. Мелкий крестик, которым, как правило, вышивали мастерицы XIX – 1930-х гг. ХХ в., сменяется гладью.



1. Народные песни Орловского края. / Сост. Р.А. Масленникова. – Тула: Приокское книжное издетальство, 1987.
2 Русская мифология. Энциклопедия. / Сост. Е. Мадлевская. – М.: Эксмо – СПб.: Мидгард, 2007.
3. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи П.И. Якушкина. – Л.: Наука, 1983.
.