Восьмой международный форум экологов в 2017-м

Геннадий Мингазов
Репортаж с VIII международного форума "ЭКОЛОГИЯ": взгляд эколога-общественника

Форум, прошедший в КОНГРЕСС-ПАРКе отеля "РЭДИССОН РОЙАЛ МОСКВА" (бывшая гостиница «Украина») в марте 2017 года, открыл первый заместитель председателя комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды, председатель Общественного совета АНО «Общественный форум «Экология» Николай Валуев, ранее известный всем как боксёр-профессионал.

Он, в частности, отметил, что на протяжении восьми лет форум ежегодно задаёт ориентиры для совершенствования законодательства и госполитики в сфере охраны окружающей среды и развития отрасли обращения с отходами. По его словам площадка форума создаёт условия для открытого диалога между властью, обществом и бизнесом.

Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева подчеркнула, что Государственная Дума VII созыва планирует вести активную работу по развитию законодательства и нормативно-правового регулирования в природоохранной сфере.

По её мнению, деятельность Госдумы должна вестись при поддержке экспертного сообщества, что делает работу форума, собравшего на своей площадке ведущих представителей бизнеса, науки и общественных организаций, особенно востребованной.
 
Что стоит за словами высокопоставленных парламентариев? Скорее всего, то, что до сих пор, на протяжении всех предыдущих лет существования высшего органа законодательной власти не было именно активной работы «по развитию законодательства и нормативно-правового регулирования в природоохранной сфере», а форум «Экология» в течение восьми лет лишь задавал ориентиры и создавал условия, которыми не спешили или не смогли воспользоваться власть, общество и бизнес.

Всем же понятно, что власть предержащие лица особо не спешили вчера и всё ещё не спешат сегодня создавать народу России приемлемые условия жизни.

Им некогда, потому что они заняты исключительно поисками способов сохранения себя при должностях и портфелях, при этом запросто игнорируя предупреждение бывшего президента Д. Медведева: «Хватит кошмарить бизнес», произнесённое им 31 июля 2008 года на совещании по развитию малого и среднего бизнеса в Смоленской области.

Они спокойно саботируют неоднократные, в том же ключе, требования нынешнего президента Владимира Путина, который недавно опять мягко напомнил чиновникам: «Надо снизить число (у того, кто составил это словосочетание, нелады с русским языком, ибо правильно: «уменьшить число». – Автор.) проверок, но усилить их результативность. Надо не формально, а содержательно оказывать помощь предпринимателям».

Что касается условий для деятельности общества (видимо, имеются в виду, прежде всего, общественные организации), то теоретически вроде бы есть они, ибо отражены в Конституции РФ, но фактически нормальных условий для работы общественников давно уже практически нет.

И это так, потому что уже который год минюст свирепствует, «кошмаря» правозащитные и экологические общественные организации, «независимые» суды налагают неподъёмные штрафы на организации экологов-общественников, не пожелавших сообщить о себе как об «иностранных агентах», потому что в понимании нашего народа иностранный агент ассоциируется с ярлыком или даже термином «шпион». То есть общественник должен на себя донести, чтобы его привлекли к ответственности за «деятельность против своей страны»?.. Но это же абсурд, даже бред!

В XXI веке российскому чиновнику стало невозможно доказать, что деньги, полученные от кого бы то ни было на решение природоохранных задач и экологическое образование, на лечение и сохранение здоровья тех, кто пострадал по экологическим причинам, не могут в принципе идти на мифическую «политическую деятельность».
Лишь считанным единицам удаётся после многомесячных разбирательств вырваться потрёпанными из безжалостных лап современных инквизиторов. И сегодня большинству экологических организаций приходится работать на благо природы без оплаты труда, на общественных началах, лишь бы не связываться с правительством…
 
Программа форума
Это временное пособие, предназначенное для работы в течение лишь двух дней, красиво  отпечатано в цвете на мелованной бумаге немалым тиражом, аж на 24 страницах + обложка.

Да, на ощупь приятно взять в руки это пособие, но мы же знаем при этом, какова себестоимость работы по его изготовлению, и что деньги, сэкономленные только на этом участке подготовки экологического форума, можно было бы отдать любой общественной природоохранной организации для её работы в течение, может быть, всего Года экологии!..

А саму-то программу можно было бы без особого дизайна отпечатать на обычной газетной или обёрточной бумаге не более чем на 12 страницах и вложить в картонную обложку. Вот тогда никто бы не упрекнул людей, занимающихся вроде бы экологией, в излишней расточительности…

Но на это обычный читатель может сказать: «А зачем мелочиться, если форум готовили не настоящие экологи? Если в числе денежных мешков выступили ПАРТНЁРЫ ФОРУМА: «Газпром нефть», ВТБ, «Экрос инжиниринг» и МВК? Ведь для них выделить миллион-другой для доброго дела не жалко. Не из собственного же кармана достанут, а из кошельков налогоплательщиков…».

Кроме этих богачей в программе обозначен какой-то не известный рядовым участникам СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР под названием «Экология России» с эмблемой в виде изогнутых полосок российского триколора. А завершает заветную страничку спонсоров ОТРАСЛЕВОЙ ПАРТНЁР «Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения", видимо, потому, что тоже, предположительно, является безбедным юридическим лицом.

Я уж не говорю о формальной поддержке форума со стороны 19 государственных структур, начиная с Совета Федерации ФС РФ и заканчивая почему-то Генпрокуратурой и «РОСМОРПОРТом»… Хотя, если напрячься, все мы ходим под Богом!

Информационными партнёрами выступили 39 организаций: агентства, медиа-холдинги, издательские дома, редакции журналов и газет, владельцы экологических и обычных эмблем различных предприятий и других структур, в числе которых Центр свободной журналистики, Экологическая палата России, VODA NEWS и загадочный, никому не известный «Советник Президента».

Теперь о самом форуме

Было заявлено несколько важных и интересных тем. Поставлен не один десяток вопросов. На все ответить, конечно, невозможно, но на некоторые ответы даны.
Среди них были:

1. Что делать с отходами в России?

На форуме большое внимание было уделено проблеме отходов производства и жизнедеятельности населения. На панельных и рабочих сессиях подчас детально разбирались разные ситуации, связанные с развитием отрасли, занимающейся переработкой отходов.

Наша справка: Ежегодно на территории России образуется порядка 5 млрд. т отходов, а в московском регионе сосредоточено около 20 процентов всех коммунальных отходов страны. Утилизация ТБО повсеместно не превышает 5-7 процентов от их общего объёма, и сегодня около 90 процентов мусора и других отходов страны просто складируется на полигонах или скапливается на несанкционированных свалках.
 
О том, что давно пора прекратить попустительское отношение к отходам, говорили представители федеральной и региональной власти (ФАС, Минпромторг, Минстрой и ЖКХ РФ, Минприроды Московской области, ФС по надзору в сфере природопользования, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга…), бизнеса (ТПП РФ, ЗАО «Экрос-Инжиниринг», МУП «Спецавтохозяйство», ООО «Большая тройка» и «ТехПолимер», Ассоциации «РусПЭК и «РазДельный Сбор»…).

Они достаточно подробно, но всё же в рамках отведённого для выступлений времени, рассказывали о ситуации в отрасли и отвечали на вопросы коллег и слушателей из аудитории - работников данного сектора экономики и хозяйствования, а также из представителей науки, образования и общественных организаций.

Отрадно, что участники форума согласились, что необходимо на государственном уровне стимулировать бизнесменов и простых граждан, содействовать направлению отходов на переработку и возвращение их новым сырьём и различными изделиями в экономику, а не захоранивать или сжигать.

Выступающие предложили внести ряд изменений в действующее законодательство, рассказали, как надо стимулировать население, в том числе финансово, как образом наладить повсеместно раздельный сбор отходов, а также поддерживать и вовлекать в отрасль малый и средний бизнес.

На форуме объявлено, что подписан меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между АНО «Общественный форум «Экология» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Стало известно, что в русле текущей государственной природоохранной политики крупные банки и институты развития заявили о готовности участвовать в финансировании экологических проектов и разрабатывать механизмы стимулирования отрасли, занимающейся переработкой отходов.

Остаётся только надеяться, что меморандумы и заявления не останутся только на бумаге и в недрах серверов, а получат воплощение в реальных делах.
 
2. Как быть с системой водно-коммунального хозяйства?
 
Наша справка: Всего 2% мирового запаса воды составляют пресные воды. Лишь 8% доступной пресной воды России используются в домашнем хозяйстве. Остальное – на нужды промышленности и сельского хоз-ва. При этом невозможно учесть огромные потери воды на пути от водоподготовки до потребителя.
 
На рабочих и панельных сессиях форума участники из Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Минстроя и ЖКХ РФ, ФАС, Водоканалов Москвы и Петербурга, Комитета ЖКХ Волгоградской области, ООО «Флоттвег Москау», ОАО «345 механический завод», НПО «Экосервис», ТД «Эколос», VOMM Impianti e Processi S.p.A и другие обсудили развитие системы водно-коммунального хозяйства в России.

На рабочей сессии «Модернизация системы водно-коммунального хозяйства России» выступила замдиректора по правовым и корпоративным вопросам ГК «Российские коммунальные системы» Ольга Кухарова. В частности, она сказала, что только при прямом государственном финансировании возможно улучшение ситуации в отрасли. Ратовала за возвращение экологических фондов.

Председатель Совета директоров ООО «НПО Акваинж» Олег Трескунов говорил о проблемах инвестирования в системы водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям, объясняя это тем, что у муниципальных образований нет понимания концессии: «Муниципалы сидят и ждут, когда к ним придут «сверху» и разъяснят, что им делать…».

Модератор сессии – исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова поддержала выступающего, добавив, что правительство должно в этом вопросе обратить более пристальное внимание на малые города.

И следующий докладчик – зам. начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Александр Федяков в своём выступлении касался проблем тарифного регулирования в данной сфере и важности использования метода концессии именно в малых городах. Он заметил, что ФАС ведёт работу по дальнейшему улучшению методики взаимоотношений муниципалитетов с частными инвесторами вплоть до внесения существенных изменений в федеральное законодательство.
 
Взгляд со стороны. Сайт rcmm.ru: «Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведётся ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!» При этом «должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьёзно призадуматься».

Пока не все хозяйственники знают, что теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлён срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

И ещё: должно прийти понимание, что добросовестные концессионеры по-настоящему заботятся о чистоте воды, о своевременных заменах водопроводных труб, и, в конечном итоге, о нашем с вами здоровье.
 
3. Экологические вызовы в Арктике

Самый большой зал №1 после обеда предоставили участникам рабочей сессии «Экологические вызовы – сдерживающий фактор деятельности нефтегазовых компаний в Арктике».
И этот выбор не случаен, так как то, что происходит в арктической зоне России, интересует очень многих специалистов добывающих отраслей, учёных и, конечно, экологов не только России, но и других государств, как граничащих с Северным Ледовитым океаном, так и находящихся в других климатических зонах.

Мы знаем, что нигде, как в Арктике, экологические проблемы не стоят так остро.

Многочисленные протесты коренных жителей арктического региона, экологов-общественников, различные экологические акции, периодически проводимые не только там, где происходит насилие над природой, но и в центре, и призывающие привлечь к ответственности нарушителей природоохранного законодательства, навели власть предержащих на мысль искать пути сближения с протестующими, не отмахиваться от них, как от надоедливых мух.

Видимо, поэтому модератором сессии неожиданно оказался представитель не государственного, а общественного сектора нашего сообщества – руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников, активная деятельность которого хорошо известна всем, кто имеет хоть какое-то отношение к защите окружающей природной среды.

И он оправдал доверие организаторов форума: сессию провёл блестяще. Вообще, надо отдать должное руководству форума в том, что на сессиях, где я смог побывать, как и там, где не был, модераторы, по отзывам участников, были на высоком уровне.

Вот и Алексей организовал работу так, что получили слово не только докладчики, но и те, кто хотел бы из зала задать вопросы докладчикам.

Уровень выступающих на данной сессии не вызывал сомнения в их компетенции. Были представлены специалисты из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МЧС, Минприроды, Правительства Республики Коми, ООО «Газпром нефть-Сахалин» и «Газпром нефть-шельф».

Ярким было выступление координатора Энергетического отдела Гринпис России Владимира Чупрова, которого в конце поблагодарили аплодисментами. Особое внимание в своём докладе он уделил громадной проблеме неуменьшающихся по площадям и объёму нефтяных разливов, и в связи с этим неэффективному мониторингу, сложностям при оценке нанесённого и продолжающего нанесения экологического вреда хрупкой природе Севера.
 
Пока готовился этот репортаж с форума «ЭКОЛОГИЯ», на сайте Гринпис России появилась новость от 24.03.2017 г.: «Гринпис России направил в Минприроды России и губернаторам семи арктических регионов – Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края и Якутии список объектов накопленного вреда окружающей среде, связанных с освоением Севера. Эта информация должна помочь властям принять меры для учёта и уборки этих объектов.

Гринпис России просит провести их оценку и внести в реестр объектов накопленного вреда, чтобы затем ликвидировать. В список вошли сотни объектов, однако можно предположить, что это лишь часть того ущерба, который был нанесён природе Арктики, ведь ресурсы Гринпис России не позволяли исследовать всю Арктическую зону».

Нам остаётся только надеяться, что руководители арктических регионов внимательно отнесутся к деятельности общественников, хотя, согласно существующему законодательству, они этого могут и не делать.

Именно на эти и другие пробелы в российском законодательстве и указывал в своём докладе на форуме «ЭКОЛОГИЯ» В.Чупров, подчеркнув при этом отсутствие в арктической зоне чёткой системы информирования населения и контролирующих структур. В резолюцию форума он предложил также включить инициирование проекта Госпрограммы по замене ветхих и аварийных промысловых нефтепроводов, в крайней необходимости которой, я думаю, мало, кто сомневается.
 
Автор данного репортажа задал два вопроса одному из выступающих, расхваливающему своё частное предприятие, несомненно, много делающее по совершенствованию технологий добычи углеводородов и проводящее учения по устранению возможных нештатных ситуаций во время добычи, на которые, якобы, приглашаются представители общественных организаций.

Так вот, первый вопрос касался отсутствия до сих пор эффективной технологии устранения аварий во время добычи из месторождений, находящихся в море на немалой глубине да ещё под солидным слоем льда. А во втором выражено недоумение по поводу привлечения в качестве наблюдателей никому неизвестных «общественных» организаций.
Вопросы оказались для выступающего трудными, поэтому ответ был неопределённо-обтекаемый, ибо сказать-то было нечего.

В своём комментарии к попытке ответа незадачливого предпринимателя модератор А.Книжников заметил, что никогда не слышал, чтобы на учения приглашались известные общественные организации, и попросил на следующее мероприятие подобного рода пригласить хотя бы раз представителя WWF…
 
Обстоятельно и доходчиво в своём докладе «Совершенствование экологического надзора за деятельностью компаний нефтегазовой отрасли» обрисовал ситуацию на арктическом побережье и в местах добычи углеводородов первый замминистра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Роман Полшведкин.

Он рассказал, каким образом следует совершенствовать систему государственного эконадзора, расширить штаты данного ведомства, делегировать полномочия федерального местным органам надзора, способствовать участию общественности в экологическом надзоре.

Чиновник также, как и другие участники форума, высказался за восстановление экологических фондов от федерального до местных.
 
4. Защитим моря России от нефтяного загрязнения!

Эксперт Региональной общественной организации "Институт Эколого-Правовых Проблем "Экоюрис" Виталий Горохов в своём выступлении заметил, что неправительственные экологические организации России совместно с депутатами Государственной Думы ФС РФ более десяти лет назад предложили принять федеральный закон «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения».

Проект этого закона содержит следующие обязательные положения:
• создание национального фонда охраны морской среды от нефтяного загрязнения;
• учёт особенностей предупреждения и ликвидации аварий в различных морях Российской Федерации, особенно в Арктической зоне;
• механизм участия гражданского общества в принятии решений по вопросам разработки нефтяных месторождений на шельфе и в территориальном море РФ и обеспечения экологической безопасности такой деятельности.

За прошедшее время инициативу поддержали МЧС, Минтранс, Минсельхоз и другие отраслевые ведомства, а также законодательные собрания основных приморских регионов России.

Аналогичные законы и национальные фонды, занимающиеся защитой морей от загрязнения нефтью, действуют в США, Норвегии и других странах уже более 20 лет, а проект нашего закона до сих пор где-то бродит по коридорам власти…

Другие обсуждаемые темы

На других не менее интересных сессиях рассказывалось о государственной политике в сфере разработки и внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), рассматривались вопросы использования НДТ в природоохранной практике, промышленности, агропромышленном комплексе, обсуждались сложности перехода водопользователей на принципы НДТ.

Специалисты делились опытом финансирования мероприятий по охране природных ресурсов и обращению с отходами, осуществления производственного экологического контроля, внедрения системы экологического менеджмента как элемента управления экологического воздействия, а экомаркировки как инструмента экомаркетинга.

Не обошли на форуме такие важные темы, как экологическое образование, экологические проблемы крупных городов, экологическая реабилитация водных объектов, зелёное развитие экономики.

Отрадно, что в России набирает силу тренд на ответственное потребление и требовательное отношение населения к качеству окружающей среды.

Уже давно всем ясно, что эффективно решать экологические проблемы возможно только в условиях прозрачности и открытости информации, касающейся деятельности предприятий и состояния экологии в регионах. И поэтому следует как можно быстрее вводить механизм общественного контроля, способствовать развитию экологического волонтёрства, а не тормозить его.

Очень сложно в современных условиях осуществлять качественную охрану животного мира, поэтому для решения проблемы браконьерства Николай Валуев предложил создать федеральный институт инспекторов по охране животных – так называемых экополицейских, а также привлекать к этой работе общественных инспекторов.

Хочется верить, что всё сказанное и предложенное на сессиях найдёт отражение в итоговой резолюции форума, которая по идее должна консолидировать «обратную связь от общества по практическим вопросам реализации государственной экологической политики на федеральном и региональном уровнях».
 
УЧАСТНИКИ
В работе Форума приняли участие депутаты разных уровней, представители профильных органов государственной власти, науки, общественных организаций, промышленных и транспортных компаний, организаций городского коммунального хозяйства, сферы экоуслуг, а также разработчиков, производителей и поставщиков экотехнологий и экооборудования.
 
ВЫСТАВКА
Ведущие российские и зарубежные компании продемонстрировали инновационные проекты и оборудование в области охраны водных ресурсов и безопасного освоения природных богатств, технические средства для осуществления мониторинга загрязнения природных сред, а также услуги в сфере предотвращения и ликвидации последствий загрязнения окружающей среды.

Свои разработки представили НПП «Биотехпрогресс», «345 механический завод», ООО «Эко-Потенциал», «Компания Нью Текнолоджис Плюс», НПО «Акваинж», ГК «Техполимер», VOMM Impianti е Processi (Италия) и другие лидеры отрасли.

На столах и стойках в свободном доступе были буклеты, листовки, журналы и газеты.
 
А в заключение ещё одна новость, которую сообщило РИА Новости:

«Россия и США подписали совместное заявление о взаимодействии в Арктике
ВАШИНГТОН, 25 мар — РИА Новости. Восемь арктических стран, в том числе Россия и США, подписали в Бостоне совместное заявление о взаимодействии в случае чрезвычайных ситуаций и совместных операций в Арктическом регионе, сообщила пресс-служба береговой охраны США.

Документ подписан по итогам прошедшей в Бостоне 8-й региональной конференции с участием Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Россию на конференции представил заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ вице-адмирал Геннадий Медведев, возглавляющий департамент Береговой охраны.

Как сообщила береговая охрана США, совместное заявление «оговаривает основные принципы, тактические приёмы, регламент и протоколы обмена информацией на случай реагирования на чрезвычайные ситуации на море и совместных операций в Арктике».

Репортаж опубликован также на сайте РСоЭС по адресу: rusecounion.ru/baltforum_31317