Логика исторического процесса

Ольга Ильинична Горшенкова
В своей книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер  пытается предопределить ход истории. «Существует ли логика истории? Существует ли некая метафизическая структура исторического человечества?», - ставит он на повестку дня вопрос древних философов.
Повторяются эпохи и века. Повторяются обстоятельства, личности и задачи, которые они призваны решать. В чем причина и следствие постоянно повторяющихся и постоянно возобновляющихся исторических событий? Король Швеции, Карл ХII с юных лет  носил при себе жизнеописание Александра, всячески ему подражая. Французские якобинцы сопоставляли себя с римлянами. Прусский король Фридрих II проводил историческую параллель, сравнивал современных ему французов с македонцами эпохи Филиппа, отца Александра, а немцев с греками. Проводя данную аналогию, анализируя этот повторный исторический цикл, Фридрих правильно предугадал дальнейшие события: «Уже Фермопилы Германии, Эльзас и Лотарингия, в руках Филиппа». Сам Наполеон находил себя похожим на Карла Великого, Петр I – на римского императора Юлия Цезаря, династия Романовых – на династию Птолемеев.
История ходит кругами, правильней говорить не о кругах, а о спиралях развития, как инструменте исследования истории. Именно спираль является основной формой  развития всего живого от элементарных частиц, ДНК, кристаллов до галактик  и проч.
В противоположность Шопенгауэру, который говорит об истории с презрением, Шпенглер призывает историков не только к «осмысленному  искусству исторического рассмотрения, но и пониманию «необходимости причины и следствия». Под кантовской причинностью, связью причины и следствия он понимает «логику пространства». Однако важным является логика судьбы и времени, ведь судьба – это не просто и не только суд Бога, а истинная реализация главного принципа эволюции цивилизации – всеобщей вселенской справедливости.
«Существует еще и органическая необходимость судьбы – логика времени, - глубочайший и внутренне достоверный факт, который … составляет суть и ядро всей истории. …Но мы и сегодня ждем еще ответа философа, на каком  языке написана история и как следует ее читать», - вопрошает Освальд Шпенглер. 
История написана на языке спиралей развития, потому понять логику исторической судьбы народов во времени можно лишь рассматривая организацию спиральных временных структур. Нельзя не отметить вклад и роль наших ученых в лице Льва Гумилева и Феликса Величко в развитие данной темы.